Аристотель.Заслуги в географии. Чем знаменит аристотель Аристотель что он открыл по географии

Аристотель Заслуги в географии

Работу выполнил:

Ученик 5 класса В

МБОУ СОШ №32

Эврика-развитие

Лыгин Данил


2.Труды Аристотеля в области географии.

3.Идея Аристотеля о шарообразности земли.

1.Краткая биография.

4.Аристотель и географические зоны.

6.Литература


Краткая биография.

  • Древнегреческий мыслитель Аристотель родился в 384 году до нашей эры в городе Стагира в Македонии. Отец Аристотеля был придворным врачом, от него сын получил первые познания в медицине и биологии. В 17 лет Аристотель отправился в Афины, чтобы учиться там, в академии известного Платона.

Краткая биография.

  • В 334 году до н.э. Аристотель основал свою школу в Афинах. Здесь, Аристотель давал уроки своим ученикам Труды самого Аристотеля охватывают множество наук. Аристотель писал трактаты по астрономии, биологии, медицине, по устройству космоса и строению Земли, разработал правила поведения человека в обществе, создал собственное учение об искусстве

Труды Аристотеля в области географии.

  • В своих трудах: "Метеорология", "О небе", "О море", "О главных законах природы", "История животного мира", "О растениях" и др. он показал разнообразные географические сведения. Он дал убедительные доказательства шарообразности Земли, приводимые и ныне, сделал заключение о существовании на Земле климатических поясов, объяснял происхождение ветров, бурь, метеоров, землетрясений, приливов и отливов и др. явлений; описал около 500 видов животных и сделал попытку их классификации.

Идея Аристотеля о шарообразности земли.

  • В качестве довода о шарообразности Земли Аристотель обратил внимание на то, что при затмении Луны земная тень имеет форму круга.

Аристотель и географические зоны

  • Аристотель первым выдвинул гипотезу о существовании географических зон. Он считал, что земля разделена на три типа климатических зон, основывающихся на их расстоянии от экватора. Размышляя, что область около экватора была слишком жаркой для жилья, Аристотель выделил регион в обе стороны от экватора (23,5° с.ш. - 23,5° ю.ш.) и назвал его «Жаркая зона». Он считал, что от Северного Полярного Круга и до полюса находится вечная мерзлота.

Аристотель и географические зоны.

  • Он назвал эту непригодную для жилья зону «Полярная зона». Единственным местом, которое Аристотель считал приемлемым для жизни, была «Умеренная зона», расположенный между «Полярной зоной» и «Жаркой зоной». Одной из причин, по которой Аристотель считал, что Умеренная зона была лучшим местом для жизни, мог быть тот факт, что сам он жил в этой зоне. Поскольку знание географии земли улучшилось, вторая «Умеренная зона» была выделена к югу от экватора, а вторая «Полярная зона» - вокруг Антарктики.

Аристотель и причины землетрясений.

  • В поисках причин землетрясений Аристотель обратился к недрам Земли. Он полагал, что атмосферные вихри внедряются в землю, в которой много пустот и сквозных щелей. Вихри, думал он, усиливаются огнем и ищут себе выхода, вызывая, таким образом, землетрясения, а иногда извержения вулканов.

Аристотель и причины землетрясений.

  • Эти представления просуществовали много веков, даже не смотря на то, что он не привел никаких аргументов в пользу своих гипотез, а просто дал волю своей бурной фантазии. Аристотель также говорил, что когда воздух затягивается в землю перед землетрясением, оставшийся над землей воздух становится спокойнее и разреженной, затрудняя дыхание. Поскольку такие условия бывают при жаркой влажной погоде, такую погоду стали называть «сейсмоопасной погодой», полагая, что она сигнализирует о приближении землетрясений.

Литература.

  • 1. http:// ru.wikipedia.org/wiki/% D0%90%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C
  • 2. http:// znaem-o-pogode.ucoz.ru/publ/climat_pogoda/klimat_pogoda_i_ee_prognozirovanie/6-1-0-16
  • 3. http:// aphorism-list.com/biography.php?page=aristotel
  • 4. http:// www.grinchuk.lviv.ua/referat/1/2431.html

Ответ оставил Гость

Огромный вклад в развитие географической мысли внесли Платон (428–348 гг. до н. э.) и его ученик Аристотель (384– 322 гг. до н. э.) – самые знаменитые философы Древней Греции.
Платон, как и Пифагор (VI в. до н. э.) , полагал, что Земля не плоская, а имеет форму шара. Это было чисто теоретическое размышление. Греческие мыслители считали, что симметрия – одно из свойств совершенства, а сфера является носителем признаков симметричной формы. Платоном был предложен дедуктивный метод познания мира (что означает познание от общего к частному) . Современники Платона, исходя из идеи совершенства сферы, создали представление о климатических зонах. Изменение наклона солнечных лучей на поверхности шарообразной Земли, по их мнению, приводит к изменению климата – жаркого, умеренного, холодного.
Первым, кто попытался обосновать теорию «истинными фактами» , был энциклопедист древности – Аристотель. Ученик Академии Платона, он после смерти своего учителя и двенадцати лет путешествия по Эгейскому морю и Греции основал свою школу – Лицей. Аристотель предложил познавать мир методом от частного к общему. Данный метод исследования называется индукцией. Вместо выведения отвлеченных умозаключений из теории он призывал своих учеников: «Иди и смотри» . Работами Аристотеля завершается античная натурфилософия и начинается опытное познание. Основной географический труд Аристотеля «Метеологика» – своеобразное общее землеведение древних греков, в котором систематизированы физико-географические знания.
В «Метеологике» Аристотель пытается выделить атмосферу как отдельную оболочку Земли. К атмосфере он относит воздушную и водную оболочки, т. к. в последней происходит влагооборот. Аристотель отдельно рассматривает вулканы и землетрясения, явления, происходящие на морях.
С его трудов берут начало истоки гидрологии, метеорологии и геоморфологии. Позднее взгляды Аристотеля были развиты его последователями, которые использовали метод учителя при изучении природы.
Метод научного объяснения мира, предложенный Аристотелем, основывался на использовании логики и не предполагал экспериментального исследования его результатов. Общеизвестно, что любые научные положения через некоторое время начинают в определенном смысле тормозить развитие научной мысли. Так, опираясь на опыт, Аристотель полагал, что в жарком климате жизнь невозможна, т. к. самое жаркое место – Ливия нагревается до 50–60 °С. Значит, южнее – около экватора все живое уничтожается солнцем. По Аристотелю, жизнь возможна только в умеренной зоне, а в холодном климате она гибнет из-за холода.

Великий древнегреческий философ и ученый создал всеобъемлющую систему знаний, которая охватывала практически все аспекты бытия античной эпохи. Огромный вклад внес Аристотель в науку. Так, именно он создал фундамент для политологии как отдельной науки, а также составил классификацию различных типов устройств государства. А первой в истории книгой по физической географии стала «Метеорологика». Ученый составил иерархические уровни всего известного на тот момент окружающего мира. Все сущее он разделил на 4 группы.

  • Неорганический мир;
  • Растения;
  • Животные;
  • Человек.

В этой работе Аристотель делает описание Ойкумены на основе информации о мироустройстве, которая имелась в распоряжении древних греков. Он сделал описание горных систем, упомянув Пиренейские и Рипейские горы в Европе, и Серебряные и Атласные горы в Африке. Уделяет внимание автор и морям, рассуждаю на тему – всегда ли они существовали на Земле или образовались в какой-то период времени, почему вода в них соленая. Любопытные идеи он высказывает о морских течениях. Их происхождение Аристотель объясняет перепадами глубин морей. Этой версии придерживались другие крупные ученые античности – Эратосфен, Стратон.

В своем труде Аристотель также выдвигает гипотезу о существовании в Южном полушарии населенного материка, подобного Евразии. Представляют интерес его размышления о природе ветров. Автор приводит схему 12-лучевой розы ветров. Каждому ветру он дает свое название, согласно месту, откуда он дует. Подобный принцип и сама роза ветров использовалась до раннего Средневековья. Обобщая опыт и знания всех ученых своего времени, мыслитель размышляет о происхождении таких природных явлений, как землетрясения, гром, ураганы, а также описывает ложные солнца и гало. И.Д. Рожанский рассматривает труд Аристотеля как первую попытку создания полной теоретической концепции и объяснения окружающего мира с рациональной точки зрения.

Другая работа Аристотеля «О Небе» посвящена вопросам строения Вселенной. По мнению ученого космос ограничен пространственно, но бесконечен по времени. Есть несколько поясов – жаркий – который ограничен линией тропиков и два холодных – которые простираются до линии видимых звезд. Умеренные населенные пояса расположены между холодными и жаркими поясами. Таким образом, один из них располагается в Северном полушарии, другой - в Южном. Вся совокупность знаний Древней Греции была собрана и обобщена в работах Аристотеля. Его работы оказали огромное влияние на развитие науки и всей цивилизации.

Географ Роберт Гроссетест

Английский ученый Гроссетест – один из выдающихся мыслителей, занимавшихся естественными науками. Его деятельность приходится на первую половину XII века. Ученый знал несколько языков, в том числе греческий, арабский и латынь. Именно он начал переводить на латынь с древнегреческого труды Аристотеля. Гроссетест считается основателем Оксфордской школы философии, в которой большое значение придавалось изучению естествознания. Также ученый активно изучал оптику, астрономию и другие науки.

В основе его метода познания лежала логическая схема Аристотеля. Гроссетест разработал собственную концепцию «метафизики света». Согласно ей, свет является неуловимой самораспространяющейся субстанцией. Это первичная форма энергии. Ученый предполагал, что для возникновения всей Вселенной достаточным условием будет созданием Богом единственной точки, одной из форм который будет свет. Дальнейшее самораспространение из этой точки энергии приводит к созданию Вселенной. Свет – это универсальный и первичный носитель любого действия, которое возможно в мире. Главная роль в изучении явлений природы, по мнению Гроссетеста, играет математика. После себя ученый оставил целый рад работ, оставивших яркий след в истории науки. Известны и его комментарии к трудам Аристотеля, прежде всего к «Физике» и «Второй аналитике».

Воззрения Роджера Бэкона

Хотя Роджер Бэкон был учеников Гроссетеста, прославился он не меньше своего наставника. Книга Бэкона «Большое сочинение» считается настоящей энциклопедией научных знаний своего времени. Ученый придерживался естественнонаучного мировоззрения, критиковал церковные нравы и признанных авторитетов схоластической мысли. За это был осужден и 12 лет провел в заключении. В области философии Бэкон на первое место ставил Аристотеля, хотя критически относился к некоторым идеям древнегреческого ученого. У арабских ученых Ибн-Рушда и Ибн-Сины Бэкон перенял идею о вечности мира материи и выдвинул тезис, что опыт лежит в основе всех знаний. Большое значение ученый придавал развитию астрономии и математике. Математику он считал самой точной дисциплиной и настоящим мерилом, которым можно проверить данные других наук.

Один из разделов «Большого сочинения» посвящен географии. Бэкон утверждает, что Земля имеет форму шара, подобно античным ученым, признает существование пяти тепловых пояса, причем теплые и холодные пояса он рассматривает как необитаемые. По его мнению, Европа является самой большой частью суши, а Индия располагается достаточно близко к Европе и Африке и занимает около 1/3 твердой поверхности Земли.

Для определения размеров земного шара, Бэкон использует данные, которые были получены арабскими астрономами в 827 году при вычислении дуги меридиана в 1 градус. Теория о мнимой близости берегов Индии, была известна Колумбу, когда он планировал свое путешествия с целью отыскать кратчайший путь в эту страну. В труде Бэкона есть упоминания о «Куполе мира». Под этим термином ученый понимал точку, которая располагается на одинаковом удалении от западной и восточной границы суши и обоих Полюсов. Многие моменты при описании экзотический стран Бэкон заимствовал у Плиния, дополнив их имеющимися новыми сведениями. Упоминает ученый в «Большом сочинении» племя татар и описывает шатры, которые использует этот народ в качества жилищ и огромные стада скота.

Эти факты он смог получить из работы Гильома Рубрука, в которой было описано путешествие в Центральную Азию. Бэкон считал ошибочным. мнение Плиния, что Каспийское море – это огромные залив. По его убеждению, Каспий является особым морем, куда впадают многие крупные реки. За далекой рекой Танаис находится страна Русия. Там множество лесов, населяет страну племя славян, исповедующих христианскую веру. Татарские племена он относил к язычникам. Это воинственное племя, покорившее многие народы. Их священник мудры и обладают знаниями в астрономии.

По имеющейся информации Бэкон хотел создать полную карту всех стран, известных в его время, но этот труд он не закончил. Бэкон выступал за реформу юлианского календаря, которая была проведена через 300 лет. После себя ученый оставил множество работ. Часть из них была напечатана при жизни, многие увидели свет уже после кончины ученого. Некоторые же рукописи существуют только в виде манускриптов и до сих пор не опубликованы. Бэкон был одним из самых ярких и многогранных ученых раннего Средневековья и внес огромный вклад в развития науки и философии.


АРИСТОТЕЛЬ Аристотель это имя слышали все жители планеты Земля, но вот, какие открытия он сделал и какой вклад внес в науку, знают не многие. Например, такой интересный факт о Аристотеле, как то, что он является первый биологом в истории человечества, известен немногим. И, возможно, без его трудов, человечество было бы на шаг позади сегодня.



АРИСТОТЕЛЬ Аристотель родился в 384 году до нашей эры в семье врача, именно этим обусловлено огромное количество его будущих трудов в области физиологии и анатомии. В 15 лет Аристотель становится сиротой, и его дядя, взявший мальчика под свое опекунство, рассказывает ему о уже очень знаменитом в то время учителе Платоне в Афинах. В 18 лет Аристотель самостоятельно добрался до Афин и поступил в академию Платона, поклонником которого уже был три года. Благодаря своим успехам в научной деятельности Аристотелю предоставили место преподавателя в академии.



Интересным фактом Аристотеля является его учение о четырех причинах всего сущего: Материя то, из чего. Материя вечна, её не может стать больше или меньше. Все вещи состоят из материи, которая соединяется друг с другом в разных пропорциях и при разных условиях. Первичными (не измененными) материями являются воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция). Форма то, что. То, в каком виде существует объект. Формы создает сам Бог, либо ум живого существа. Производящая причина то, откуда. Момент времени, с которого начинает существовать вещь. Цель то, для чего. Каждая вещь существует для чего-то. Конечная (общая) цель всех вещей является Благо.



Интересные факты из жизни этого человека, которые дошли до наших дней, весьма любопытны и удивительны. Так, например, известно, что у него была жена, которую звали Пифиада. Вскоре в их семье появилась на свет дочь, которую назвали в честь матери. А когда у него родился сын, он прозвал его Никомахом. В результате печального стечения обстоятельств парень погиб еще в юности, а по прошествии многих лет в честь него Аристотель называет свое собрание лекций. Кстати, отца греческого философа также звали Никомахом. У Аристотеля были две любовницы: Палефат и Герпилис, последняя из которых являлась матерью его сына. Предметы, которые эрудит любил более всего: биология, зоология и астрология Области, в которые философ внес наибольший вклад, - это математика, этика, логика, музыка, поэзия, политика и театр. Такая наука, как причинность, придуманная Аристотелем, объясняет, почему могут происходить те или иные вещи. Александр Македонский и древнегреческий деятель были хорошими друзьями. Известно также, что специально для него император привозил образцы почв с завоеванных земель. После его смерти философ потерял свою известность. Множество книг написал Аристотель. Интересные факты из жизни этого человека говорят о том, что большая часть его работ была со временем утеряна. До наших дней дошла лишь одна треть его трудов.

По мере накопления знаний о мире всœе более насущной становилась задача их систематизации. Ученик Платона, знаменитый мыслитель древности Аристотель (384-322 гᴦ. до н.э.) составил систематический свод научных знаний своего времени.

Аристотель родился в Греции, в ᴦ. Стагире, расположенном рядом с Македонией. Отец Аристотеля был врачом македонского царя Аминты II, сын которого Филипп, став царем Македонии, в 343 ᴦ. до н.э. пригласил Аристотеля в наставники своему сыну Александру Македонскому, будущему знаменитому полководцу.

В 366 ᴦ. до н.э. молодой Аристотель приехал в Афины в Академию Платона и пробыл там с Платоном около 20 лет, до смерти Платона. Аристотель был любимым учеником Платона, который называл его ʼʼумом своей школыʼʼ. С 343 по 399 гᴦ. до н.э. Аристотель жил в столице Македонии в качестве наставника Александра Македонского. В 399 ᴦ. до н.э. Аристотель возвратился в Афины и создал там свою школу. Он назвал ее Лицеем и успешно руководил им 13 лет.

Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний своего времени. Наибольшей известностью пользуются следующие его сочинœения: ʼʼМетафизикаʼʼ (философия - 14 книг), ʼʼФизикаʼʼ (8 книг), ʼʼПоэтикаʼʼ, ʼʼО душеʼʼ, ʼʼЭтикаʼʼ, ʼʼПолитикаʼʼ, ʼʼОрганонʼʼ (логика), ʼʼО небеʼʼ, ʼʼ История животныхʼʼ. Уже эти названия говорят об универсальности знаний этого выдающегося философа. Его воззрения принимались за истину в течение ряда столетий. В средневековых европейских университетах естествознание излагалось по Аристотелю, которого называли предтечей Христа в истолковании природы. В теории Аристотеля были высказывания, за которые ухватилась христианская церковь и объявила их каноническими догмами (неопровержимыми истинами).

Аристотель не был догматиком. Он не был и идеалистом, как его учитель Платон. Знаменитые слова Аристотеля: ʼʼПлатон мне друг, но истина дорожеʼʼ - означали отход его от воззрений учителя. Он признавал объективное существование материального мира и его познаваемость. Но одновременно он верил в существование богов, противопоставлял земной и небесные миры, искал высшую цель природы.

ФИЗИКА

Название его книги, посвященной исследованию природы, - ʼʼФизикаʼʼ стало названием физической науки. Сам Аристотель в начале своей книги определяет цели и задачи этой науки следующим образом: ʼʼТак как научное знание возникает при всœех исследованиях, которые простираются на начала, причины и элементы путем их познания (ведь мы тогда уверены в познании всякой вещи, когда узнаем первые причины ее возникновения, первые начала ее строения и можем разложить ее до элементов), то ясно, что и в науке о природе нужноопределять прежде всœего то, что относится к началамʼʼ. Говоря современным языком, физика должна изучать основные закономерности (первые причины) и принципы организации (ʼʼпервые началаʼʼ) природы и ее структурные элементы (ʼʼэлементарные частицыʼʼ). Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, физика является общей теорией природы, основанной на фундаментальных законах и представлениях об базовых элементах-частицах и полях. Следуя взглядам Аристотеля, одним из направлений современной физики является создание всœеобщей теории природы.

Говоря о пути познания, Аристотель так определяет его: ʼʼОт более явного для нас к более явному в природеʼʼ. Действительно, люди воспринимают вещи такими, какими они им представляются (ʼʼявными для насʼʼ), а не такими, какими они есть на самом делœе (ʼʼв природеʼʼ). Так, Земля представлялась нам сначала плоской и неподвижной; открытие ее шарообразности было большим шагом в направлении к ʼʼявному в природеʼʼ и ʼʼменее явному для насʼʼ. История науки подтверждает подобный путь познания.

Необычен и метод познания по Аристотелю. В его ʼʼФизикеʼʼ нет математических формул, он совершенно не обращается к опыту, так как, по его мнению, ʼʼэксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познаниеʼʼ. Аристотель приходит к тем или иным выводам путем рассуждений, установления логических противоречий в выводах, следующих из тех или иных предположений. Такой метод, метод диалектики был в полном ходу у древних мыслителœей. Сократ, выдвигая те или иные положения, ставил вопросы, придумывал ответы, сопоставлял эти ответы и показывал логическую противоречивость тех или иных ответов, кажущихся на первый взгляд очевидными. Тем самым он доказывал их неправильность, абсурдность. Диалог, дискуссия были основными методами Сократа и его ученика Платона, сочинœения которого прямо написаны в форме диалога.

У Аристотеля труды хотя и не являются диалогами, но носят следы такого метода познания, и несомненно, что его идеи вызревали в подобного рода дискуссиях и беседах.

Метод эксперимента и математического анализа был отброшен Аристотелœем. Причина этого кроется, по-видимому, в том, что в эпоху рабовладения ʼʼремесленноеʼʼ искусство экспериментаторов не пользовалось и не могло пользоваться уважением. Рабовладелœец ценил тонкую игру мысли, но к искусной работе рук он относился с пренебрежением, хотя это не мешало ему ценить достижения художников и архитекторов. Аристотель был тонким наблюдателœем и даже искусным экспериментатором, как это видно из его биологических работ. Но в своей ʼʼФизикеʼʼ он не апеллирует к опыту, полагаясь исключительно на силу логического анализа.

Следует отметить, что Аристотель отличал вещи, существующие ʼʼпо природеʼʼ, от вещей, созданных искусственно. ʼʼПо природе, мы говорим, существуют животные и части их, растения и простые тела, как-то: земля, огонь, вода, воздухʼʼ. Вещи, существующие по природе, носят в самих себе ʼʼначало движения и покояʼʼ, в то время как искусственные тела ʼʼне имеют в себе врожденного стремления к изменениюʼʼ, а изменяются только потому, что состоят из элементов природы.

Это одна из причин, почему Аристотель отрицал эксперимент как способ исследования природы. Он считал, что эксперимент нарушает жизнь природы и искажает ее познание.

По тем же причинам он считал недопустимым применение математики в исследовании природы. Дело в том, что математика Древней Греции имела дело в основном с постоянными величинами и отношениями, природа же - нечто движущееся, непрерывно меняющееся. Математика имеет дело с абстрактными, не материальными понятиями, природа же конкретна, материальна.

Ясно, что при таком подходе ʼʼФизикаʼʼ Аристотеля является скорее философским трактатом, чем руководством по естествознанию. В ней Аристотель обсуждает общие понятия науки и природы: понятия материи и движения, пространства и времени, разбирает действующие причины, вопрос о существовании пустоты, о конечном и бесконечном, о первичных качествах.

Аристотель признавал объективное существование материи, которая у него, однако, является своеобразным ʼʼтекучимʼʼ понятием. Так, материей статуи является мрамор, из которого она сделана, материей дуба - желудь, из которого он развился. ʼʼТекучестьʼʼ понятия материи состоит в том, что и к мрамору, и к желудю можно также применить понятие их материи и, таким образом, прийти к какой-то первичной субстанции - ʼʼпервоматерииʼʼ.

Важным моментом в представлении Аристотеля о материи является то, что она сама по себе служит только возможностью возникновения реальной вещи. Для того, чтобы вещь стала реальностью, она должна получить форму. Всякая вещь есть единство материи и формы, в природе происходят постоянные переходы материи в форму, формы в материю. Отсюда возникает учение Аристотеля о четырех действующих причинах: 1) материальной; 2) формальной; 3) производящей; 4) конечной. Активная производящая причина есть движение, конечная - цель.

Движение Аристотель понимает как общее изменение, как активное превращение возможного в действительное. В понятие движения он включает психологические и социальные изменения - там, где речь идет об усвоении человеком технических знаний или об обработке материалов. Понятие движения включает в себя также переход из одного состояния в другое, к примеру из бытия в небытие. Механическое движение - это только один из видов движения, заключающийся в перемене места. Понятие ʼʼместаʼʼ у Аристотеля неразрывно связано с материальным телом (пространство, лишенное материи, Аристотель категорически отвергает) и образуется из отношения одного тела к другому. Место, по Аристотелю, - это граница объёмного тела. Пример: воздух, окружающий Землю, является местом Земли.

Время Аристотель связывает с движением, оно служит своеобразной мерой движения, ʼʼчислом движенияʼʼ. Сила для Аристотеля - причина движения, и она должна непрерывно поддерживать движение. Но тогда возникает вопрос, чем же поддерживается движение в телах, оторвавшихся от того, что их двигало, то есть силы, которая сообщила им движение? Аристотель отмечает, что когда мы толкаем по плоскости тело, к примеру шар на столе, то одновременно приводим в движение и окружающий его воздух. В образующуюся за движущимся шаром пустоту устремляется воздух и как бы подталкивает его. По этой причинœе шар не останавливается мгновенно после прекращения действия силы, а неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время движется вследствие воздействия окружающей среды. Воздушная среда в данном случае является причиной движения - не будь ее, тело должно было бы мгновенно остановиться.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, всякое движение возможно лишь в наполненном пространстве, так как в пустоте оно происходило бы мгновенно. По этой причине Аристотель отвергает существование пустоты.

Следует отметить, что Аристотель считает движение вечным. ʼʼНевозможно допустить, чтобы не было движения... Движение крайне важно существует всœегдаʼʼ. При этом он полагал, что мы должны признать существование первого двигателя, который должен быть либо неподвижным, либо самодвижущимся. Первичный неподвижный двигатель, по Аристотелю, порождает простые, однородные, непрерывные и бесконечные движения. Вращательные движения небесных сфер, кстати, являются примером таких вечных непрерывных и совершенных движений.

В земном мире действуют также начала тяжести и легкости, всœе тела в силу этих качеств стремятся в связи с этим либо к центру мира, либо от центра вверх. Все эти движения, по Аристотелю, являются естественными движениями, всœе остальные движения - насильственны и поддерживаются только внешними силами.

Исследования Аристотеля относились также к механике, акустике, оптике. В частности, звук он объяснял ʼʼсотрясениемʼʼ воздуха звучащим телом, эхо - отражением звука. Аристотель первым указал на преломление света͵ поставив вопрос, почему палка в воде кажется преломленной. Интересна теория Аристотеля о цветах. Ученый утверждал, что различие в цвете определяется различием в количестве темноты, ʼʼпримешиваемойʼʼ к солнечному (белому) свету. Фиолетовый цвет, по Аристотелю, возникает при наибольшем добавлении темноты к свету, а красный - при наименьшем. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, цвета радуги - это сложные цвета͵ а основным является белый цвет.

ХИМИЯ

Земной мир построен из изменчивых и превратимых друг в друга элементов, в нем происходит непрерывное изменение, разрушение и уничтожение. Первичными качествами материи Аристотель считал две пары противоположностей ʼʼтеплое-холодноеʼʼ и ʼʼсухое-влажноеʼʼ, основными (низшими) элементами, или стихиями, - землю, воздух, воду и огонь (своеобразная ʼʼсистема элементовʼʼ), которые являются различными комбинациями первичных качеств; соединœению холодного с сухим соответствует земля, холодного с влажным - вода, теплого с влажным - воздух, теплого с сухим - огонь. Пятым, наиболее совершенным элементом, он считал ʼʼэфирʼʼ (некую гипотетическую среду). Эти 4 элемента отличаются от аналогичных элементов Эмпедокла тем, что они могут переходить друг в друга путем изменения первичных качеств. Это учение Аристотеля стало теоретической базой алхимии.

Аристотель - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Аристотель" 2017, 2018.