Индийский поход японских подводников на исход второй мировой не повлиял. Подводный флот японии Подводный флот японии

Самое интересное, что к этому времени японцы уже имели наработки в области создания подводных лодок – самолетов. Около пятидесяти японских подлодок имели на своем борту легкие гидросамолеты. Правда, это не были в полной мере подводная лодка - самолет. Гидросамолет лишь перевозился на лодке, но взлетал и садился на воду самостоятельно. В основном такие самолеты использовали для разведки, в том числе и перед нападением на Перл-Харбор. Когда с помощью подобных гидросамолетов японцы попытались нанести бомбовый удар по побережью США, операция прошла успешно. Но во время нее, японское командование пришло к выводу, что гидросамолеты способны нести лишь легкие зажигательные бомбы. Для массированной бомбежки территории США были необходимы совсем другие тяжелые самолеты. Так появился план по созданию огромных подводных лодок авианосцев «Сентоку». Планировалось построить 9 подводных лодок, каждая из которых водоизмещением 6500 тонн имела в длину 121 метр. Двигаться лодки должны были бы со скоростью до 24 узлов на расстояние до 70 000 км. При их боевом применении японцы могли бы атаковать побережье США, как со стороны Тихого, так и Атлантического океанов. Из вооружения на лодках были установлены 8 торпедных аппаратов, 10 зенитных орудий и 140 миллиметровая пушка. Но главное, на верхней палубе в герметичном ангаре на подлодках базировалось по три бомбардировщика «Сериан». Поднимались в воздух они прямо с палубы подводной лодки при помощи катапульты. Вскоре три первые подводные лодки – авианосцы были спущены на воду.

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.


Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

Ходит очень много рассуждений и споров относительно боевой мощи Морских сил самообороны Японии, а также относительно степени их влияния на геополитическую ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе. И действительно, ВМС Японии на нынешнем этапе находятся в состоянии рассвета.

Их надводная компонента продолжает удерживаться на 6 эсминцах УРО проектов «Атаго» (2 корабля) и «Конго» (4 корабля), они оснащаются американской БИУС «Иджис BMD 3.6.1» и современной модификацией ЗРК «Standard Missile-3 Block IA» с дальнобойной ЗУР-перехватчиком RIM-161A/B. Данные корабли способны осуществлять противоракетную и противовоздушную оборону на морском ТВД протяжённостью более 3000 км, также они обладают неплохими противолодочными и противокорабельными возможностями и могут наносить массированные удары по наземным целям КР BGM-109 «Tomahawk» любых модификаций.

Также, в качестве кораблей оперативной поддержки боевых операций выступают 2 эсминца-вертолётоносца типа «Хюга», оснащённые мощными БИУС OYQ-10, которые управляют корабельным ЗРК RIM-162 «ESSM», ЗАК «Фаланкс», а также системами ПЛО OQQ-21 и РЭБ NOLQ-3C. В ангаре и на палубе может размещаться до 11 вертолётов SH-60K. Данные корабли выступают в качестве очень многофункциональной боевой платформы на морском ТВД.

Но какими бы мощными и продвинутыми они ни были, в случае регионального конфликта с КНР или РФ, весь надводный флот японских ВМС будет уничтожен ударами ПКР и другого ВТО. 6 эсминцев «Конго/Атаго» смогут какое-то время продержаться, отражая удары своими «Иджисами», но вечно длиться это не будет. У Японии, при любом раскладе, остаётся её развитой подводный флот, представленный современнейшими тихоходными дизель-стирлинг-электрическими(анаэробными) и дизель-электрическими модификациями ПЛ класса «Сорю» и «Оясио».

Церемония спуска на воду 7-й МПЛ класса «Сорю» — «Дзинрю»(SS-507 «Милосердный дракон») 8.10.2014

На сегодняшний день в Морских силах самообороны Японии 11 МПЛ класса «Оясио» (6 с ВНЭУ и 5 обычных ДЭПЛ) и 6 ДСЭПЛ класса «Сорю» (всего 17 подлодок). 12 из 17 подлодок оснащены анаэробной ВНЭУ Стирлинга, а поэтому японский подводный флот можно считать современной самостоятельной боевой единицей, способной противостоять даже против такой сверхдержавы как Китай.

9 марта 6-ю подводную лодку класса «Сорю» — SS-506 «Кокурю» «Чёрный Дракон» приняли в Морские силы самообороны страны. В строительстве принимала участие верфь Kawasaki Heavy Industries в г. Кобэ. ВМС Японии планируют ввести в состав 10 субмарин этого класса.

За счёт воздухонезависимой ЭУ, такие субмарины способны в течении 20-30 дней без всплытия скрытно нести подводное дежурство в зоне эскалации конфликта, оставаясь практически незаметными для надводных кораблей противника. Такая способность очень важна в условиях, когда противник превосходит количественно и не уступает в технологическом плане, что наблюдается у Японии с КНР. Даже простые ДЭПЛ класса «Варшавянка» часто называют «чёрными дырами» за их тихоходность и скрытность, а здесь ещё и возможности месячного нахождения под водой.

Начнём с обзора характеристик многоцелевой ПЛ класса «Оясио» . Субмарина имеет длину — 81,7 м, ширину корпуса — 8,9 м, среднюю осадку — 7,4 м и подводное водоизмещение – более 3000 т. Надводная скорость подлодки 12 узлов и подводная 20 узлов обеспечивается одновальной дизель-электрической ЭУ, состоящей из 2 дизельных двигателей «Кавасаки» мощностью 5520 л.с., 2 генераторов «Кавасаки» мощностью 3700 кВт и 2 электродвигателей «Тошиба» 7750 л.с. (до субмарины №595 «Нарусио», с этой подлодки устанавливаются воздухонезависимые двигатели Стирлинга). Экипаж сверхтихой подводной лодки составляет 70 человек.

Проект данного класса лодок изначально предусматривал более сложную, смешанную (многокорпусную) конструкцию корпуса, это значительно снизило аварийность подводной лодки и увеличило безопасность экипажа: в центральной части подлодки конструкция однокорпусная, а в носовой и кормовой – двухкорпусная (там расположены цистерны главного балласта).

Однокорпусный центр субмарин класса «Оясио» представляет собой цилиндр диаметром 8900 мм, что позволило добиться большей прочности и достаточной глубины погружения, поэтому лодка имеет красивую сигарообразную форму.

Многоцелевая ПЛ класса «Оясио»

Для минимизации заметности на индикаторах авиационных и корабельных детекторов магнитной аномалии, корпус изготавливается из нержавеющих немагнитных сталей. Известно о стали марки NS-110. Верхняя поверхность рубки выполнена абсолютно плоской для облегчения перемещения экипажа во время швартовки и лёгкого контакта с дружественными судами, например, в момент пополнения запасов провизии.

Ещё одной важной особенностью является максимальное уменьшение шумности и радиолокационной/гидроакустической заметности подлодки: все механизмы ЭУ закреплены на специальных амортизаторах, препятствующих передаче звука от оборудования на корпус, плоскости надводной части корпуса и рубки имеют наклон и покрываются специальным звукопоглощающим слоем. На крейсерском ходу данные субмарины будут едва заметны даже с 10-15-километровой дистанции, а поэтому вычислить координаты 17 таких подлодок – дело очень сложное, требующее много времени и уйму оборудования.

В ту же очередь, подлодки «Оясио», имеющие запас хода свыше 5000 миль, несут на своём борту самый разнообразный арсенал разведывательного радиоэлектронного, оптического и гидроакустического оборудования. Маленькая ПЛ использует полноценную БИУС AN/ZYQ-3, которая занимается обработкой и соединением в общую картину всей тактической информации, полученной от ГАК AN/ZQO-5B, станции РЭР AN/ZLR-7, РЛС AN/ZPS-6, оптических каналов перископов, средств обнаружения торпедной атаки, и, естественно, от внешних источников: кораблей, морской авиации, других ПЛ и т.д.

ГАК представлен активно-пассивной антенной сферического типа, работающей на средних и низких частотах, а также пассивной конформной антенной, буксируемой AN/ZQR-1 и комплексом гидроакустической разведки. РЛС AN/ZPS-6 работает на частоте работает Х-диапазоне см-волн и предназначена для точного определения координат низколетящих воздушных целей (при модернизации может быть использована в качестве РЛС целеуказания для перспективных ЗРК-ПЛ).

Комплекс РЭР AN/ZLR-7 работает на частотах 50МГц – 18 ГГц и может обнаруживать и классифицировать режимы работы радиоэлектронных средств противника, относящихся к противокорабельным и противолодочным комплексам.

В общем, лодка почти такая же «ушастая», как американская «Си Вульф», с той разницей, что неатомная и со значительно меньшим водоизмещением. Набор вооружения не очень внушительный, но способен нанести серьёзный урон КУГ противника: лодки «Оясио» имеют в носовой части 6 х 533-мм торпедных аппарата и специальные отсеки на 20 торпед или столько же ПКР «Sub-Harpoon», которые могут быть взяты в любом соотношении, в зависимости от задачи, поставленной перед экипажем.

Если возложена противокорабельная задача, то всего 5 лодок класса «Оясио» способны взять на борт 100 ПКР UGM-84 «Гарпун», которые могут быть запущены по противнику с дистанции около 20-35 км, таким образом шансов отразить атаку может просто не быть. Поэтому, как для ВМФ России, так и для ВМС Китая первоочередная задача – защитить корабельный ордер от таких рисков, в каждой КУГ должны иметься фрегаты или корветы ПВО типа пр.22350 «Адмирал Горшков» в количестве 2-3-х кораблей.



Макет подлодки класса «Сорю»

Более новые ДСЭПЛ класса «Сорю» , которые за их водоизмещение были названы подлодками «2900-тонного типа» и «улучшенного типа Оясио», имеют подводное водоизмещение 4200 тонн, длину 84 м, ширину 9,1 м, осадку 8,5 м. ЭУ представлена 2 дизель-электрическими установками 12V25/25SB «Кавасаки» на 3900 л.с., а также более мощной установкой из 4-х анаэробных двигателей Стирлинга Kockums V4-275R «Кавасаки», их мощность – 8000 л.с., система также одновальна.

Поскольку размеры корпуса новой подлодки увеличились, количество вооружения также удалось довести до 30 торпед «Тип89», либо противокорабельных ракет UGM-84, о составе радиоэлектронного оборудования пока информации нет, «начинка» держится в строжайшем секрете. Предположительно, её состав аналогичен МПЛ «Оясио», может с небольшими доработками.

Дальность хода этой подлодки 6100 миль, экипаж уменьшен до 65 человек, а глубина погружения 275-300 метров. Японцы утверждают, что лодки класса «Сорю» ещё более автономны, чем «Оясио». Двигатель Стирлинга разрабатывался при поддержке США.

Самыми заметными конструктивными особенностями подлодок класса «Сорю» является плавно скошенная вниз каплевидная носовая часть корпуса, а также Х-образный хвостовой блок рулей и стабилизаторов, который также способствует сходу и рассеиванию гидроакустических волн. Данные подлодки сейчас находятся на пике военно-морских технологий и по-прежнему обеспечивают японскому флоту удержание равных позиций с соседними флотами.

/Евгений Даманцев /

В декабре прошлого года ученые Гавайского университета (США) сообщили об интересной находке. В конце лета, проводя исследования морского дна, гавайские ученые обнаружили затопленную в 1945 году японскую подлодку проекта Sen Toku (иногда для обозначения проекта применяется индекс головной подлодки – I-400). Субмарина лежит на глубине около 700 метров недалеко от острова Оаху. Факт затопления японской подводной лодки после окончания Второй мировой войны не являлся секретом, но точное место, где это произошло, по ряду причин оставалось неизвестным. В годы Второй мировой войны в составе японского военного флота служило большое количество подводных лодок различных типов. Однако наибольший интерес представляют субмарины проекта «Сентоку», отличавшиеся от других своим предназначением.


С начала тридцатых годов японские судостроители занимались созданием подводных лодок, способных нести легкие самолеты. Предполагалось, что перевозимый лодкой самолет будет выполнять разведывательные функции. В дальнейшем не исключалась и ударная роль самолета, однако ряд особенностей авианесущих субмарин и самолетов для них налагали определенные ограничения на боевую нагрузку. Тем не менее, и разведывательные самолеты были в достаточной мере полезными для подлодок. В частности, после нападения на Перл-Харбор фото- и киносъемку результатов налета провел самолет-разведчик, доставленный к гавайским берегам подлодкой I-9 проекта A1.

В начале 1942 года по инициативе адмирала И. Ямамото началось создание проекта новой подводной лодки, способной нести сразу несколько самолетов-бомбардировщиков. Одновременно с этим стартовала разработка специализированного гидросамолета, пригодного для перевозки на перспективной субмарине и способного нести бомбовое вооружение. Предполагалось, что новые подводные лодки смогут скрытно доставлять ударные самолеты к береговым объектам или корабельным группам противника. Скрытный подход и внезапная атака, как ожидалось, должны были обеспечить высокую боевую эффективность новых субмарин и их самолетов. К перспективной подводной лодке предъявлялись высокие требования. Она должна была перевозить четыре самолета и иметь дальность плавания на уровне 65-70 тыс километров. Дальность подводного хода должна была превышать 100 км. Результатом подобных требований стали габариты и водоизмещение перспективной подводной лодки. Подводное водоизмещение, по расчетам, должно было превысить 6,5 тыс тонн.

Специфическое предназначение перспективной подлодки определило ее архитектуру. Подлодки «Сентоку» предлагалось сделать двухкорпусными, с прочным корпусом сложной формы. Для перевозки достаточного количества топлива, а также для приемлемого размещения герметичного ангара пришлось разработать оригинальный прочный корпус переменного сечения. В носовой части он состоял из двух крупных «труб» и в сечении напоминал восьмерку. К средней части форма прочного корпуса плавно менялась и становилась похожей на знак бесконечности. Это было обусловлено размещением цилиндрического ангара. Кормовую часть прочного корпуса выполнили в форме цифры 8 и тоже плавно сопрягли с центральной. Прочный корпус предлагалось закрыть обтекаемым легким.

Над средней частью корпуса, похожей на знак «∞», поместили цилиндрический (диаметр около 3,5 метра) ангар для перевозки самолетов. Подлодки проекта «Сентоку» должны были нести три гидросамолета Aichi M6A Seiran с запасом топлива и . Большие габариты подводной лодки позволили в некоторой мере упростить процедуру взлета. После всплытия подводники должны были открыть передний люк ангара, выкатить на палубу самолет и подготовить его к вылету. Далее гидросамолет M6A нужно было установить на катапульту, обеспечивавшую взлет. Посадку предлагалось производить, как и ранее, на воду с последующим подъемом самолета на борт при помощи крана.

Наиболее заметным последствием высоких требований, предъявлявшихся к проекту «Сентоку», стали большие габариты подлодки. При подводном водоизмещении 6560 тонн (надводное – не более 5200 т) новые субмарины должны были иметь общую длину 122 метра и максимальную ширину корпуса 12 м. Средняя осадка составляла 7 метров. Таким образом, японские подводные лодки серии I-400 стали самыми крупными представителями своего класса времен Второй мировой войны. Более того, их рекорд по размерам и водоизмещению продержался до появления атомных субмарин. Другой рекорд крупнейших японских подлодок касался дальности плавания. Расчетное значение этого параметра превысило 69 тыс километров. Это означало, что лодка проекта «Сентоку» сможет добраться до любой точки планеты, не нуждаясь в дозаправке топливом.

Для приведения столь крупной подлодки в движение пришлось создать силовую установку соответствующей мощности. В надводном положении субмарины «Сентоку» должны были перемещаться при помощи четырех дизельных двигателей мощностью по 2250 л.с. каждый. Для передвижения под водой лодки предполагалось оснащать двумя электродвигателями мощностью по 2100 л.с. С такой силовой установкой перспективные авианесущие подводные лодки в надводном положении могли бы развивать скорость не менее 18 узлов, в подводном – около 12 узлов. Характеристики прочного корпуса и ангара позволяли погружаться на глубину до 100 метров.

Экипаж подлодок проекта «Сентоку», по разным данным, состоял из 144 человек (21 офицер) или более. Запас продовольствия и пресной воды был рассчитан на плавание продолжительностью до 90 суток.

Как и другие подводные лодки того времени, «Сентоку» предлагалось оснащать торпедным и артиллерийским вооружением. В носовом отсеке подлодок предусмотрели восемь торпедных аппаратов калибра 533 мм. Возимый боекомплект состоял из 20 торпед. Кроме того, подлодки должны были нести мощное зенитное вооружение. Оно состояло из трех трехствольных артиллерийских установок на базе автоматической пушки «Тип 96» калибра 25 мм, а также одной такой пушки, смонтированной отдельно. 140-мм орудие «Тип 11», установленное за ангаром, предназначалось для атаки как воздушных, так и надводных целей.

Несмотря на наличие мощного торпедного и артиллерийского вооружения, основным средством ведения боя для лодок «Сентоку» были самолеты-бомбардировщики Aichi M6A Seiran. Три таких самолета перевозились в крупном и длинном ангаре подлодки. Конструкторы фирмы «Айти» под руководством Н. Одзаки сумели создать сравнительно компактный самолет, пригодный для перевозки в ангаре ограниченных размеров, а также способный нести бомбовое вооружение. Бомбардировщик «Сейран» имел размах крыла 12,26 метра, общую длину – 11,64 м и оснащался двигателем жидкостного охлаждения Aichi Atsuta 32 мощностью 1200 л.с. Нормальный взлетный вес равнялся 4050 кг, максимальный достигал 4450 кг.

«Сейран» был выполнен по аэродинамической схеме «низкоплан». Характерной его чертой стали два крупных поплавка, предназначенные для посадки на воду. Эти элементы конструкции серьезно ограничивали летные характеристики бомбардировщик, что могло сказаться его на боевых возможностях. Тем не менее, специфические требования заказчика вынудили авиаконструкторов искать компромиссы, жертвуя теми или иными характеристиками. Поэтому максимальная скорость самолета M6A (на высоте 5000 метров) равнялась 475 км/ч, а крейсерская не превышала 300 км/ч. Экипаж бомбардировщика, состоявший из пилота и стрелка, мог обороняться от истребителей противника при помощи пулемета «Тип 2» калибра 13 мм, расположенного в задней кабине. В зависимости от поставленной задачи самолет «Сейран» мог нести две бомбы калибра 250 кг или одну калибра 800 кг. Кроме того, предусматривалась возможность подвески одной торпеды весом не более 850 кг.

Для размещения в небольшом ангаре подлодки на бомбардировщиках M6A Seiran были предусмотрены узлы складывания крыла и хвостового оперения. Поплавки демонтировались. После подготовки для перевозки в ангаре поперечные габариты самолета определялись диаметром воздушного винта. Размеры ангара позволяли перевозить три самолета в сложенном виде, запас топлива и боеприпасов. Кроме того, в оставшемся объеме можно было поместить еще один бомбардировщик в разобранном виде. На его сборку пришлось бы потратить гораздо больше времени, чем на подготовку к полету других.

Согласно первоначальным планам, судостроительная промышленность Японии должна была передать военному флоту 18 подводных лодок типа Sen Toku. Однако промышленность была занята выполнением других заказов, что сказалось на количестве построенных подлодок-авианосцев. Головная субмарина проекта I-400 вошла в состав японского флота в самом конце 1944 года. Через несколько дней военно-морскому флоту передали вторую подлодку I-401, а в последних числах июля 1945 года моряки приняли третий подводный корабль. До конца боевых действий на Тихом океане Япония успела начать строительство шести подлодок «Сентоку». Кроме того, ввиду трудного экономического положения требуемую серию субмарин сократили с планировавшихся изначально 18 единиц до 12. Однако и эти планы остались на бумаге.

В начале 1945 года первые две подлодки типа «Сентоку» опробовали свое основное вооружение в условиях полигона, после чего началась их служба. Возможность нанесения бомбовых ударов по целям, а также высочайшая дальность плавания определили первую боевую задачу новых субмарин. Их целью стали шлюзы Панамского канала. Японское командование посчитало, что разрушение или повреждение этих объектов серьезно ударит по снабжению американских войск на Тихом океане. Подлодки I-400 и I-401 отправились к берегам Центральной Америки, однако вскоре получили приказ возвращаться. Командование поняло бессмысленность такой атаки и связанные с ней риски, из-за чего приказало подводникам вернуться на базу. В первых числах августа начался второй поход подлодок «Сентоку», который тоже окончился неудачей. Две подводные лодки должны были отправиться к атоллу Улити и атаковать американские корабли. Через несколько дней после выхода в море на субмарине I-400 произошел пожар, она была вынуждена вернуться на базу для ремонта. I-401, в свою очередь, не могла самостоятельно выполнить боевую задачу и тоже вернулась домой.

Второй поход к атоллу Улити сначала планировался на 17 августа, но позже его перенесли на 25-е. Однако субмарины «Сентоку» так и не добрались до своей цели. Война на Тихом океане подходила к концу, и 20 августа экипажи подлодок-авианосцев получили приказ, в соответствии с которым они должны были уничтожить все оружие и самолеты. Бомбардировщики с боекомплектом были сброшены за борт, а торпеды выпущены в море. Понимая свое бессилие в критический момент войны, командир подлодки I-401 Аридзуми застрелился.

После окончания Второй мировой войны все три построенные подлодки типа Sen Toku были переведены в Перл-Харбор, где американские специалисты тщательно их изучили. Весной 1946 года Советский Союз решил воспользоваться своими правами, ранее оговоренными с союзниками, и потребовал предоставить доступ к трофейным японским кораблям. Опасаясь возможных последствий, американская сторона в короткие сроки избавилась от трофеев. 1 апреля подводная лодка I-402 была расстреляна торпедами, а 31 мая на дно отправились I-400 и I-401. Точное место, где находится затопленная лодка I-401, было определено в 2005 году. Головная субмарина проекта была обнаружена позже, в августе 2013-го.

Авианесущие подводные лодки «Сентоку» появились слишком поздно и не смогли оказать никакого влияния на ход Второй мировой войны. Возможно, уникальные корабли были в силах повлиять на ход морских сражений, однако есть основания сомневаться в их высокой боевой эффективности. Дело в том, что в случае использования торпед в подводном положении подлодки «Сентоку» не имели почти никаких преимуществ перед субмаринами иных проектов. Что касается бомбардировщиков Aichi M6A Seiran, то их возможности смотрятся неоднозначно. Малая скорость полета в сочетании со сравнительно низкой маневренностью и слабым оборонительным вооружением могли нивелировать все преимущества, связанные со скрытой перевозкой на борту подводной лодки. Таким образом, в условиях реального боя подлодка I-400 или ее «систершипы» в короткий срок могли остаться без авиагруппы.

Несмотря сомнительные боевые качества и короткий боевой путь, пройденный без каких-либо успехов, проект авианесущих подводных лодок Sen Toku представляет определенный интерес. Японским конструкторам удалось решить задачу, которую ставили перед собой их коллеги из множества стран. Кроме того, Япония наглядно показала реальные возможности комплексов «авианесущая подлодка-самолет», что, вероятно, сказалось на дальнейшем развитии подобной военной техники. Субмарины «Сентоку» оказались последними представителями своего класса, строившимися серийно. В дальнейшем авианесущие субмарины не выходили из стадии проекта.

По материалам сайтов:
http://lenta.ru/
http://combinedfleet.com/
http://militaryhistoryonline.com/
http://korabley.net/

Материал настолько специфичный и интересный, что думаю вполне катит на предновогодний презент в безрыбный предновогодний ЖЖ -омут. Когда я писал http://warspot.ru/7596-proryv-blokady-pod-vodoy то советовался с Владимиром по поводу японских ПЛ и узнал много чего, о чём и не подозревал. Думаю к удовольствию всех интересующихся, это сподвигло его сделать обзор по данному вопросу. Наслаждайтесь и бегите за свежим суши.
Оригинал взят у sidorenko_vl в post

И ещё немного об обитаемости японских кораблей.

На этот раз - лодочек.

Сравнительное описание как вот про эсминцы:

я решил не делать, поэтому я просто опишу, насколько смогу, аспекты обитаемости именно японских подводных лодок, а если кто пожелает их детально сравнить с лодками других держав, то милости просим откопать соответствующие данные и мы их с готовностью обсудим.

Образ немытого, дурно пахнущего, заросшего нечесаными волосами подводника в мятом, засаленном свитере широко распространился в массовом сознании под влиянием книг, мемуаров и кинофильмов о немецком подводном флоте времён Второй мировой войны. Крошечные примитивные камбузы; забитые провизией гальюны; матросы, которые, словно заключённые в плохих тюрьмах, держат миски с едой на коленях и спят по очереди в общих койках…

Однако это вовсе не означает, что и на всех остальных флотах всё было столь же печально. Японские коллеги немецких подводников жили гораздо комфортнее, насколько это вообще было достижимо на дизельной подводной лодке той эпохи.

Размещение экипажа . Одним из требований к проектам японских подводных лодок, начиная, по крайней мере, с 30-х гг. прошлого уже века, было обеспечение всех членов экипажа индивидуальными спальными местами. И оно в значительной мере выполнялось. Так, на крейсерских лодках типа «И-15» на 11 штатных офицеров и мичманов было 11 стационарных коек, включая одну в отдельной каюте командира лодки, а также 1 подвесная койка и 5 диванов в кают-компании, которые могли быть использованы для отдыха (сна). На 73 штатных старшины и матроса приходилось 91 спальное место на рундуках или в подвесных койках на жёсткой раме. Такой запас позволял без особых затруднений разместить на борту лодки штаб дивизиона, в случае необходимости.

На примере кормового кубрика команды ПЛ «И-400» хорошо видно типовое обустройство кубриков японских подлодок:


на палубе вдоль ДП установлены рундуки (род ларей с откидными крышками, внутри которых хранилось обмундирование и прочие вещи старшин и матросов (один рундук, как правило, делился на три отделения), над ними, на отрезках такелажных цепей, подвешены в два яруса подвесные койки на жёсткой раме. На переборках и под подволоком, где было свободное место, закреплялись различные полки и шкафчики.

Начиная с конца 20-х - начала 30-х гг. прошлого века, на всех подводных лодках 1-го и 2-го классов японского флота устанавливались рефрижераторные машины и рефрижераторные камеры для свежих продуктов. Охлаждённый воздух подавался также в артиллерийский погреб и жилые помещения. Кроме того, в жилых помещениях стояли электрические вентиляторы, а в офицерских отсеках - ещё и дополнительные электрические холодильники для продуктов.

На ПЛ типа «И-15» имелось 2 рефмашины холодильной производительностью по 25000 ккал.


На этом фоне, ставшие давно уже классическими в популярной литературе похвальбы в адрес немцев, что они де на ПЛ XXI серии наконец-то поставили холодильник для продуктов и требование признать сей факт за революционное достижение в области подводного кораблестроения вызывают лишь снисходительную улыбку.

Питание . Камбузы японских лодок также были оборудованы весьма прилично. В зависимости от размера лодки - а, следовательно, и от численности её экипажа - на камбузах устанавливалось несколько электрических котлов для варки пищи и приготовления чая. Одним из вариантов была электрическая плита со встроенной рисоваркой, жарочным шкафом (духовкой) и двумя конфорками, где в отдельных лагунах (кастрюлях) мог быть приготовлен, например, суп.


На ПЛ типа «И-15» камбуз располагался у кормовой переборки центрального поста, справа по борту.

На питании подводников не экономили, насколько я знаю, ни в одном мало-мальски значимом флоте. Но и японцы не отставали.

Японским подводникам полагался паёк, заметно отличающийся от пайка остального флота. Основу рациона, как офицеров, так и рядовых, составлял белый (шлифованный) рис (на всём остальном флоте белый рис полагался только офицерам и мичманам, а старшинам и матросам полагалась смесь из 7-6 частей риса и 3-4 частей ячменя) и лапша.

К этому полагались дополнительные продукты: свежее мясо без костей (обычно говядина и кролик, но также и птица), рыбное филе, свежие овощи, выдержанные маринады; а также:

Приправы и продукты для приготовления пищи: бобы, пшеничная мука, соевый соус, уксус, растительное масло, говяжий жир, мисо , соль, сахар, сушёная рыбная стружка, различные соусы, сушёные приправы;

Напитки: чай, ячменный чай, консервированное молоко, красный (в нашем понимании - чёрный) чай, какао или кофе, белый сахар, фруктовые соки.

А ещё на дополнительный и специальный паёк - куриные яйца, свежее коровье молоко, витамины А, B1 и C, прохладительные напитки, свежие фрукты, таблетки для освежения полости рта, выдержанные маринады, свежие фрукты, уксус, говяжий жир, сахар, красный чай, какао или кофе, кисломолочные напитки, галеты, чай, белый рис. В отдельных случаях могли выдаваться спиртные напитки.

Понятно, что никакие рефкамеры, разумного для боевого корабля объёма, не смогут вместить запас свежих продуктов на всю автономку, которая на японских крейсерских лодках рассчитывалась на 90 суток. Поэтому значительную долю провизии составляли консервы и сушёные овощи, а из свежих овощей предпочтение отдавалось сравнительно просто хранящимся луку, батату/картофелю и корню лотоса.

Но консервы консервам рознь. Кому-то достаются бычки в томате, а вот на японские подлодки шла тушёнка из китового мяса, скумбрия, иваси, угорь, консервированный красный рис, консервированный тофу для приготовления инаридзуси ...

В дальних походах в тропических морях меню подводников приятно разнообразили летучие рыбы, весьма часто выпрыгивающие на палубы лодок. Оттуда, бедняжки, само собой отправлялись прямиком на камбуз, а оттуда - уже в жареном виде - на офицерские и матросские столы.

Интересное описание еды на подводной лодке «И-400» можно прочесть в книге «Operation Storm». Автор (John J. Geoghegan) дал настолько «сочное» описание, что его просто невозможно не привести полностью: «Food was the best part of life aboard the Sen-toku subs. It was far better than anything the Imperial Japanese Army received, and there was plenty of it. Rice was served at every meal, and the galley even managed delicacies like cow tongue, boiled eel, and sweet bean paste. Staples included broiled fish, shrimp or vegetable tempura , beefsteak, pork cutlets, eggs, pickled horseradish, dried seaweed called nori , chestnuts, fresh oranges, canned peaches, pears, and pineapples, fruit juice or sodas, and miso soup for breakfast. Green tea was consumed in vast quantities and coffee less so, though it was available. Evening snacks included noodles, or biscuits with milk. Some Sixth Fleet subs even had ice cream, though it was usually reserved for special occasions like the last meal before a dangerous mission. In fact, after a few weeks at sea, one of the I-400 cooks yarned for simpler fare, such as brown rice and pickled plum.

An onboard nutritionist planned every meal even though fresh vegetables ran out by the tenth day at sea . After that it was canned food morning, noon, and night, with onions thrown in for variety . Tinned vegetables were especially unpopular, since they tasted like sand and ashes . There were only so many canned sweet potatoes a crew could eat before complaining set in. Bottled vitamins were available at each meal, since it wasn"t unusual on longer voyages for mild cases of beriberi to develop. The real problem with the I-401 "s food supply though was that the sub"s size greatly reduced the number of flying fish that jumped on her deck».

Каждому старшине и матросу японского флота полагался столовый прибор из 4-х предметов, выполненных в национальном стиле, типа широчайшим образом распространённых на Востоке пиал.

В наших терминах их можно назвать: глубокой тарелкой (чашкой, миской, пиалой) для супа, глубокой тарелкой для риса, мелкой тарелкой (блюдом) для закусок и пиалой для чая. Ну, и, разумеется, хаси - палочки для еды.

Посуда для рядового состава изготавливалась из железа и покрывалась эмалью (господа офицеры пользовались, разумеется, фарфоровой посудой). Внутри цвет эмали был белым или молочно-белым, снаружи - варьировался от ярко-голубого до бледно-голубого цветов. На посуде проставлялся штамп - флотский якорь, с некоторыми дополнительными элементами, указывающими фирму-производителя. Благодаря отсутствию ручек и специально подобранным размерам, комплект посуды легко складывался «матрёшкой» и занимал при хранении минимум места.

Ниже показан пример типичной сервировки матросского завтрака для двух человек:

По правую руку стоит чашка с мисосиру (суп-мисо), слева - чашка с рисом, напротив, таким же образом, поставлены чашки для другого человека. Тарелка с цукэмоно (соленьями) стоит посередине одна на двоих. Пиалы для чая стоят справа и, пока до них не дошло дело, кверху донышками. Далее лежат хаси и стоит алюминиевый чайник с чаем.

Следует заметить, что подобный завтрак - суп-мисо с овощами, рис, какие-нибудь соленья/маринады в прикуску к нему и зелёный чай - это самый что ни на есть классический и излюбленный вариант японского национального завтрака на протяжении уже, наверное, столетий.Пищу японские моряки принимали, как положено, за столами.

На лодках типа «И-15» имелось 4 гальюна: 1 надводный в ограждении рубки, и 3 подводных - 1 офицерский и 2 команды (в носовой и кормовой части, соответственно, так что матросам не приходилось бегать по нужде через всю лодку).

Имелись общий командный умывальник в центральном посту и отдельный маленький умывальник в офицерском отсеке.

Разумеется, возможности принять нормальную ванну на лодках не имелось. В дальнем походе в тропиках выручали дождевые шквалы, под которыми можно было вполне прилично помыться пресной водой на верхней палубе, но это, конечно, только частично решало проблему. К тому же постоянная повышенная температура и влажность тропического воздуха никак не способствуют здоровью кожи. В качестве гигиенического средства на японских лодках практиковалось обтирание тела водно-спиртовым раствором (совершенно немыслимая мера на, например, советском флоте, т.е. матросики бы «раствором» тело бы протёрли, но… исключительно изнутри).

Хотя в составе экипажей лодок штатных врачей не числилось, при выходе в поход к лодке прикомандировывался врач с плавучей базы в ранге офицера, офицера специальной службы или мичмана.

Ещё у японских подводников было принято при возвращении из дальнего похода приводить себя в порядок. Хотя в походе на борту лодки делались значительные послабления в части касающейся внешнего вида - многие моряки отпускали усы и бороды - но перед приходом в базу было принято стричься, бриться, приводить в порядок обмундирование, чтобы выглядеть моряками, а не бомжами с помойки отыскавшими и напялившими на себя отдельные предметы флотской формы.

Ну, вот как-то так J

Кроме того, имелась отдельная запасная каюта для командира дивизиона.

В советском флоте было также.

На крупных кораблях японского флота такие плиты устанавливались, обычно, на офицерских камбузах.

Японский термин 副食 (фукусёку), обычно переводимый как «гарнир», но в отличие от привычного нам гарнира - рис к котлете - означающий прямо противоположное - котлету к рису.

Японский термин 古漬 (фуруцукэ), означающий хорошо просоленные/промаринованные соленья и маринады, функциональный аналог наших «солений на зиму».
Horseradish - так в тексте, но представляется, что здесь автор немного ошибся. Хрен (васаби) японцы не маринуют, изготавливая из него приправу в виде пасты, зато маринуют имбирь.