И.о. губернатора Новгородской области Андрей Никитин – «человек из молодой столичной тусовки. Журналист: Никитин разочаровал жителей Новгородской области Написать письмо андрею никитину врио губернатора

13 февраля указом президента России Владимира Путина 37-летний глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Новгородской области. Чего стоит ожидать от очередного «варяга» новгородцам? Об этом я поговорил с известным новгородским политологом и социологом Александром Жуковским.

Временно исполняющий обязанности губернатора Новгородской области Андрей Никитин. Фото: www.novreg.ru

Александр Иванович, Вы присутствовали на первом брифинге нового исполняющего обязанности губернатора - какое он на Вас произвел впечатление? Как проходили проводы уже бывшего губернатора Сергея Митина?

Мне есть с чем сравнивать - я был участником аналогичной процедуры в 2007 году, и тогда такая встреча состоялась в узком формате (человек 30-40). Сергей Митин произнес уверенную речь, произвел хорошее впечатление. Звучало много новых для Новгородкой области терминов, не употреблявшихся в прежнем политическом цикле 1994-2007 гг. Задавались и вопросы. Нынешнее мероприятие произошло в совсем другом формате: большой зал, присутствие только по спискам (с непонятным приоритетом), совсем короткое вступление полпреда Цуканова с зачитыванием уже известного президентского Указа и представлением временно исполняющего обязанности. Андрей Никитин выступил с лаконичным и не особо ярким заявлением о том, как он представляет должное и нужное в ближайшей работе. Зато Митин в прощальном слове старался быть уверенным и спокойным. Мне показалось, что последовавшие аплодисменты зала были признанием того, что ему это удалось.

- Полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Николай Цуканов не исключил , что ушедший в отставку Сергей Митин «будет полезен не только в регионе, но и на федеральном уровне». Вам что-то известно о продолжении политической карьеры Митина? Одни источники прочили ему пост сенатора в Совете Федерации, другие - должность в Министерстве сельского хозяйства (министр или заместитель министра), хотя Иван Преображенский предположил , что подобные информационные вбросы могли исходить от команды самого Митина.

Энергетики и уверенности в словах полпреда не было. Слова и фразы звучали чисто риторически и тут же забылись. Мандаты от Новгородской области в Совет Федерации были предметом рассмотрения еще до сентябрьских выборов в Госдуму. Формально областная Дума должна была сделать выбор со стороны депутатов, а освободившийся мандат Дмитрия Кривицкого (сейчас Кривицкий и в отношении него заведено уголовное дело - Н.П. ) губернатор распределял келейно, в соответствии со своими личными симпатиями, которыми делился не охотно. Что касается каких-то федеральных возможностей, то на сегодняшний день инфраструктура государственного управления очень сегментирована и закрыта. Внутренние противоречия в отдельных отраслях сопровождаются большим, даже чрезмерным количеством так называемых «информационных зондов», изучающих внешнюю конъюнктуру проблемы. В том числе, таким зондом со стороны ростовского сельскохозяйственного лобби была вброшена эта «идея» с Сергеем Митиным. «Пересменка», которая началась в федеральных горизонтах, имеет явно ориентацию на другие профессиональные, деловые и репутационные качества участников, и бывшему губернатору из 2006-2007 года будет там себя проявить невозможно. Так что для бывшего губернатора сенаторский мандат, который он может «выхватить» на инерции из Новгородской области, это предел возможностей.

- Как известно, на вопрос журналистов о кадровых перестановках Никитин ответил : «Я не буду делать резких шагов, потому что это никогда не бывает правильным». Означает ли это, что прежняя команда Митина почти целиком останется работать на своих должностях, как минимум, до сентябрьских выборов? Каких кадровых изменений все-таки стоит ожидать в ближайшее время?

Я специально наблюдаю (мониторю) как идет «включение», внедрение новых «исполняющих обязанности» в других регионах России. Везде начинают с замены кадров и формирования своих команд. Заметно, что кандидаты демонстрируют окружению, что они пришли всерьез и надолго. Этот феномен понятен - давно известно, что «короля делает свита», и окружение, которое не сберегло своего прежнего «кумира», выбраковывается. В данном случае не избежать этого процесса и в Новгородской области 2017 года. Мне также пришлось наблюдать похожую региональную «пересменку» в 2007 году, как не включенному наблюдателю (я не был тогда ни в свите, ни в команде Михаила Прусака). Было заметно, что демонстративно зачищались наименее виноватые, а базовые элементы системы страдали в меньшей степени.

Но возможно самым интересным для приехавшей из Москвы команды сопровождения и кандидатов на государственные должности станет штатное расписание с зарплатами руководителей. Мне кажется, что в Москве даже не понимают уровень падения регионального «развития» Новгородской области, а, возможно, и других подобных регионов. Поэтому можно говорить о том, что Андрея Никитина вряд ли предупредили о будущей зарплате. И его товарищи даже в искреннем желании помочь своему коллеге могут вступить в конфликт с реальностью. Замечу, что, к примеру, зарплата директора АСИ оценочно составляла порядка 300 тысяч рублей в месяц. Есть риск, что врио останется один на один с нашими «глубокими» местными проблемами, уменьшившейся зарплатой и политическими вызовами.

Изменится ли информационная политика областного правительства и ее пиар-составляющая при новом главе региона? Скажем, я очень удивился, увидев несколько дней назад в эфире Новгородского телевидения лидеров новгородского «Яблока» Константина Хиврича и Анну Черепанову, которые, как и другие независимые и оппозиционные деятели, при Митине долгое время находились в т.н. стоп-листах региональных СМИ, получающих финансирование из бюджета области. Навряд ли Никитин заведет и персональный блог в Живом журнале, который последние годы теряет популярность в качестве социального медиа. Можно ли ожидать от нового главы региона большей открытости, чем это было при предыдущем губернаторе?

Прежняя информационная политика правительства Новгородской области была направлена на защиту, прежде всего, губернатора, его личностных качеств, жизненного пространства, поддержание его рейтинга, демонстрацию его управленческой эффективности и, вместе с региональной инфраструктурой управления, стала своеобразным политическим "бронежилетом", обеспечивающим его персональную неуязвимость. От кого? Да от всех: населения, бизнеса, партий, общественности, законодательства, президента РФ. На практике это выражалось в том, что позитивные движения и социальные результаты на территории усиленно ассоциировались с личностью губернатора, а негативные проявления замалчивались, накапливались в настроениях, впечатлениях граждан, «перенаправлялись» в сторону множащихся вокруг главы региона врагов и недоброжелателей.

В результате общественное мнение, не находя ответа на свои закономерные запросы, с каждым новым днем все меньше доверяло губернатору и его команде. Объективные рейтинги власти, губернатора в регионе неуклонно падали. "Бронежилет" губернатора в какой-то степени еще демонстрировал своего рода защиту его положения от внешних угроз в виде возможных претензий федерального центра (кому-то в центре мог даже нравиться выстроенный им авторитарный режим в регионе), но по факту это уже никак не защищал Митина от вновь возникающих внешних проблем (изменений, происходящих в федеральном центре, администрации Президента) и от нарастающих многочисленных внутренних проблем, неблагоприятных тенденций в самой области. Изменение информационной повестки в настоящий момент - самая актуальная тема. Уже вчера я заметил, на областном ТВ вышла позитивная программа о сенаторе Сергее Фабричном, появятся и другие «закрытые» лица и темы. Что касается Андрея Никитина, то насколько я понимаю, «противопоказаний» для его открытости на данном этапе нет, и если мы ему поможем, то он может вообще стать самым открытым губернатором России.

- В одном из недавних интервью политолог Александр Кынев, говоря о последних назначениях глав регионов, отметил, что «прежде всего, новые губернаторы, как правило, не обладают никаким опытом публичной политики. Вся их работа проходила внутри каких-то администраций, ведомств, министерств. Эти молодые менеджеры работали исключительно внутри закрытых подразделений властной пирамиды. Заниматься публичной политикой, когда твое каждое слово, каждый жест и поступок на виду, они вряд ли умеют. Им придется учиться тому, чтобы, произнося те или иные речи, оценивать их публичные последствия, чтобы не выглядеть глупо и не давать пищи для анекдотов». Как Вы полагаете, насколько это предостережение актуально для Никитина и Новгородской области?

Вначале я уже пометил, что вступительная речь врио не была выразительной. И, действительно, очень похоже, что Администрация президента бросает своих кандидатов в «воду» (неизвестность) без соответствующей сноровки и подготовки. Что может говорить о вопиющем незнании реальной обстановки в регионах или вообще отсутствия системы подготовки кадров такого уровня. Так что исполняющим обязанности придется «выживать», главным образом, самим.

Какие трудности могут возникнуть с избранием Никитина губернатором области в сентябре, или сейчас процедура выборов носит чисто формальный характер? Возможны ли на этих выборах проблемы с явкой и насколько они вообще значимы для нового назначенца?

Ситуация, действительно, внешне выглядит очень проблематичной. Чаще всего, когда оценивают перспективы каких-либо выборов или тенденций начинают считать и копаться в неких смыслах (исторических, социальных, политических и др.) и экспертно ими «жонглировать». Математика появляется только в результатах. На самом деле многие процессы объясняются чистой математикой значительно раньше самих выборов. Не буду вдаваться в детали и подробности. Скажу лишь, что в настоящее время при такой низкой политической культуре избирателей сделать нужный результат, даже не фальсифицируя грубо результаты, можно без особых проблем - это всё дело «техники». Поэтому и выход на выборы «исполняющих обязанности» - вторичная и даже третичная проблема. То же самое можно сказать и об обеспечении явки.

В разных СМИ Андрея Никитина называют выдвиженцем Аркадия Ротенберга, ставленником Сергея Кириенко, человеком, близким к помощнику президента РФ Андрею Белоусову. Также его характеризуют как молодого «технократа», и он сам не отрицает последней характеристики. В своем твиттере он прежде часто обменивался репликами с бывшим губернатором Кировской области Никитой Белых и секретарем Общественной палаты Александром Бречаловым. Можно ли назвать Никитина «системным либералом»? Известно ли Вам - какой клан или группу интересов во власти он представляет? И в чем принципиальное отличие «молодого технократа» Никитина от «красного директора» Митина, если оно вообще есть?

Так получилось, что мы с ним практически одновременно «узнали» о его возможном «номинировании» в Новгородскую область. У меня было время «посмотреть» открытые источники информации о нем. Кандидатуру я рассматривал методом от противного. Я искал изъяны, угрозы (хорошее-то само со временем проявится). Могу с уверенностью сказать, что внешнее его позиционирование отрицательных ощущений у меня не вызвало. Однако попались субъективные реакции, указывающие на некоторые проблемы в личном общении, коммуникации. В целом же он гармоничный, целеустремленный, профессиональный человек. Каких-то жестких, четких ориентаций на политические или идеологические предпочтения мною в его портрете не замечено. Если воспользоваться социологической терминологией, то он пока что скорее развивается как гармоничный руководитель без выраженных «отклонений». Обратил я внимание и на информацию о некой привязке к Ротенбергу, но сказать о том, насколько эти личности взаимосвязаны какими-то конкретными обязательствами друг перед другом, по имеющейся информации невозможно.

Что касается сравнения с Митиным, то так случилось, что Новгородская область в 2003 году активно принимала участие в объявленной Административной реформе, которая готовила почву для перехода от стандартов отраслевого управления (управление объектом) к проектному, процессному управлению. В 2007 году назначенный губернатор Сергей Митин эту тему в регионе не поддержал, и она тихо умерла. Андрей Никитин, наоборот, подготовленный проектный менеджер, и Новгородская область вместе с ним может очень органично вновь поднять забытую тему и даже стать лидером в России в этом направлении.

- Как, на Ваш взгляд, при Никитине будут развиваться отношения области с городом Великим Новгородом? Новый врио губернатора уже успел заявить, что ничего не знает о личном конфликте Сергея Митина с мэром Юрием Бобрышевым и настроен на конструктивную работу со всеми, кто заинтересован в работе на благо области. Мэр, в свою очередь, выразил надежду , что новый глава региона «услышит» город. Вместе с тем известно, что Никитин является сторонником замены «политических» мэров на сити-менеджеров, о чем он заявлял ранее. Каковы в этом смысле перспективы Юрия Бобрышева сохранить свой пост до окончания его срока полномочий?

Кстати, этот вопрос был мне особенно интересен. И мнение Никитина в целом совпадает с моим. Так как тема для города действительно острая, «застрявшая», в ней эклектично перемешены инерции, смыслы, теория, практика. На данном этапе не хочется в рамках этого интервью говорить о каких-то вариантах и предлагать решения без предварительного детального анализа темы экспертами. Понятно одно - «тему» надо решать не одним ходом, а этапами, в разных средах и информационных горизонтах. В рамках концептуального рассуждения можно с уверенностью сказать, что тема давно перезрела. В ней перепуталось субъективное и объективное и «налипло» такое, что вообще к делу отношения не имеет.

Базовое требование любого управления - создание условий для развития. В нашем случае данная целевая функция оказалась вообще за пределами внимания и сконцентрировалась, главным образом, на столкновении личных амбиций, «соревновании» кто круче - мэр или губернатор, - противостоянии двух однотипных руководителей из 2007 года, знающих и применяющих (достаточно профессионально) только принципы и технику управления объектом. Тогда как время, социальный прогресс, здравый смысл требуют перехода к проектным и процессным инструментам развития и передачи все больших и значимых полномочий более молодым и не обремененным прошлым опытом поколений.

- Объясняя досрочную отставку Сергея Митина, политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев напомнил , что в области "есть проблема экономической стагнации, связанная с низкой ресурсной обеспеченностью региона": крупных производств у нас, кроме "Акрона", в общем-то нет, да и сам регион дотационный. Также Калачев отметил, что в Новгородской области «был утрачен образ среднесрочного, долгосрочного будущего». Согласны ли Вы с такой оценкой и сможет ли, по Вашему мнению, здесь что-то кардинально изменить новый губернатор?

Константин Калачев яркий представитель внешнего наблюдения (мониторинга) за региональным развитием, я же представляю взгляд изнутри. К сожалению, в предыдущем цикле нам не представлялась возможность согласовать эти две необходимые формы наблюдения в одно целостное представление. Заказчика на организацию внутреннего наблюдения в регионе не было. Губернатору было более «нужным» и важным получать внешние оценки и сигналы о региональных процессах, угрозы снизу для него были вторичными. Поэтому мои наблюдения изнутри в расчет не принимались и даже скорее раздражали. Тезисы, которые сформулированы Калачевым, в принципе верны. Проблемой остается лишь то, что, похоже, ранее эти фразы не были донесены до сознания предыдущего губернатора. Сергей Митин в своей риторике никода и нигде ничего похожего ни в СМИ, ни на совещаниях не заявлял. Наоборот, вся риторика власти и лично губернатора была ориентирована на перечисление "побед" и акцентирована на демонстрации "роста" показателей по всем направлениям развития. Возможно, если бы он (Митин) знал эти формулировки Калачева не сейчас, а прежде, то он поступал бы и говорил по другому?!..

Андрей Сергеевич Никитин – российский политик, кандидат экономических наук и общественный деятель, чьё имя связывают с деятельностью Агентства стратегических инициатив (АСИ). В начале 2017 года он был назначен врио губернатора Новгородской области.

Ранние годы и образование

Родился будущий губернатор Новгородского региона 26 ноября 1979 года в Москве. Однако его детские годы прошли в Миассе (Челябинская область) – его отец был одним из руководителей прессово-кузовного цеха на «УралАзе».

По окончании одной из миасских средних школ Никитин отправился за высшим образованием в столичный университет государственного управления (ГУУ), где впоследствии защитил диплом (2001 г.) и перевелся в аспирантуру.


Спустя пять лет 27-летний Никитин успешно защитил научную диссертацию и стал кандидатом экономических наук. Темой его работы была «Стратегия организационных изменений в качестве инструмента эффективного управления».

Интервью Андрея Никитина в передаче «Звезда на звезде»

Однако на достигнутом Андрей не остановился и в 2007 удостоился престижной в мире экономики степени MBA Стокгольмской школы. Эти успехи отметили в руководстве ГУУ, и в 2008 он получил ученое звание доцента на кафедре организации и управления.

Бизнес и политическая карьера

Еще во время обучения в университете Андрей стал активно заниматься бизнесом. Так, в начале 2000-х годов он курировал юридические аспекты деятельности ООО «Блок Блэк». В 2001 году на его стратегические таланты обратили внимание в ООО «Теремок-Русские блины» и предложили должность гендиректора по развитию.

Надолго Андрей там не задержался и спустя год стал отвечать за развитие бизнеса в ЗАО «Нефтегазинвест». Эта инвестгруппа на тот момент стремительно развивалась, свидетельством чему стало приобретение в 2002 году завода ОАО «Стеклонит». В новообразованной структуре Никитин получил должность гендиректора ООО «ТД Стеклонит». На этом месте Андрей Сергеевич проработал порядка пяти лет, параллельно сотрудничая с мебельной компанией ООО «КСИ» и ООО «Уралнефтегазстрой».

Глава АСИ Андрей Никитин: как начать собственное дело

Кроме того, с 2002 года Никитин числился в структуре бизнес-группы «Рускомпозит», где в период с 2009 по 2011 занимал привычную для себя должность гендиректора. Нужно отметить, что в какой бы компании ни появлялся Андрей, ее доходность резко возрастала.

Все это время Андрей Никитин состоял в некоммерческой госорганизации «Деловая Россия». В его компетенции находились вопросы молодежного предпринимательства и малого бизнеса. Также он являлся куратором многообещающего начинания «Качество дорог РФ», где разрабатывали план по покрытию дорог инновационным материалом.


Карьера Андрея сделала очередной виток вверх, когда он выиграл открытый конкурс и с одобрения президента РФ возглавил Агентство стратегических инициатив в 2011 году. Данная компания занималась улучшением национального инвестиционного климата и другими важными инициативами, начиная от внешкольного детского образования и заканчивая созданием инвестиционных лифтов для несырьевых предприятий с большим экспортным потенциалом.

За годы работы в этой правительственной организации он был отмечен медалью «За доблестный труд» и не раз удостаивался благодарности от президента Владимира Путина .

На этом фоне вполне закономерным выглядело решение президента назначить в 2017 году Андрея Сергеевича исполняющим обязанности Новгородского губернатора. За годы правления предыдущего губернатора Сергея Митина регион пришел к преддефолтному состоянию. Таким образом, молодому специалисту представилась возможность попробовать свои силы в политической ипостаси.

Андрей Никитин: личная жизнь, увлечения

Андрей Сергеевич женат и проживает с супругой в московской квартире. Она по специальности акушер-гинеколог и трудится в государственном медицинском учреждении.

О себе Никитин говорит, что не умеет толком отдыхать, но любит вкусную пищу. Когда находится свободное время, читает исторические материалы о Древнем Риме и пишет научные работы. К концу 2016 года свет увидели шесть изданий под его авторством.

В молодости Андрей Никитин мечтал о мотоцикле. Свое давнее желание он исполнил, уже будучи главой АСИ. Правда, из-за постоянной работы выбраться куда-нибудь на любимом железном коне получается редко.


Считает себя технократом – человеком, убежденным, что управляющие кадры должны быть высококвалифицированными научно-техническими специалистами.

Андрей Никитин сейчас

В феврале 2017 года Андрей Сергеевич по указу президента занял должность врио губернатора Новгородской области.


На одном из первых выступлений новоиспеченный глава региона рассказал, что области необходим новый, четкий и понятный имидж, а также привлечение креативных предпринимателей.

13 февраля 2017 года руководитель «Агентства стратегических инициатив» Андрей Никитин вступил в должность врио губернатора Новгородской области. Московского назначенца позиционировали как одного из фаворитов президента, что позволило ему – пусть и при крайне низкой явке – победить в первом туре губернаторских выборов. «ФедералПресс» вспоминает, что удалось и не удалось сделать команде «варяга» Никитина в регионе за первый год работы.

9 лет Митина

Предшественник Никитина Сергей Митин проработал на должности губернатора долгих 9,5 лет, до выборов в Новгородскую областную думу в 2016 году он казался непотопляемым политиком. Затяжной конфликт между областной властью и мэрией Великого Новгорода, уголовные дела в отношении его заместителей Андрея Нечаева и Арнольда Шалмуева, коррупционные скандалы и раздражение граждан от заносчивого стиля общения главы региона не убедили Москву в необходимости его сменить. Более того, через полгода после отставки после отставки экс-губернатора вернули в регион.

Осенью 2016 года Митин возглавил список кандидатов в облдуму от «Единой России». Единственными критиками губернатора стала тогда партия «Яблоко» и независимый депутат Леонид Дорошев. Внутриполитический блок приложил все усилия, чтобы не пустить оппозицию в областной парламент, и добился своего, партии не хватило 0,17% для прохождения в думу.

После выборов об отставке губернатора стали говорить куда чаще, но реальных кандидатов на смену было немного, и они представляли группы влияния внутри региональной элиты. За неделю до отставки Митина о будущем губернаторе новгородцы еще ничего не знали, но неофициальная информация о смене власти в области в СМИ попала. Разумеется, после 9 лет прошлого правления Никитин был обречен на сравнения с бывшим главой.

Первые шаги

Никитина представили в регионе на следующий день после официального назначения. Перед аудиторией с отчетом выступил Митин, которого проводили бурными и продолжительными аплодисментами.

Никитин до назначения не работал в публичной политике ни одного дня. В Великом Новгороде он произвел впечатление умного и рассудительного человека, во многих качествах противоположного Митину. Но удачный старт не означал новой самостоятельной политики губернатора. Команду предшественника он заменял неохотно и поначалу сохранил ключевые посты в правительстве за старыми управленцами.

Радость общества постепенно перешла в недоумение: обещания работать со всеми вне зависимости от политических взглядов сменились визитами членов правительства России. Весной Великий Новгород посетили Дмитрий Медведев и Владимир Путин, Старую Руссу – Дмитрий Рогозин.

Параллельно команда АСИ помогала бывшему шефу в формировании повестки. Тренеры запустили серию стратегических сессий, на которых приглашенные депутаты, чиновники, представители управляющих компаний и активные граждане разрабатывали образ будущего. Эти встречи не анонсировались публично, поэтому на них попадали преимущественно по приглашению или «за компанию». Окружающим стиль АСИ казался незнакомым и раздражающим, критики неоднократно напоминали врио губернатора, что он находится не в столице. Здесь Никитин частично повторяет первые шаги губернаторов, которых принято называть «молодыми технократами» и частью процесса обновления политической элиты России.

Общение с депутатами

Никитин появляется на сессиях, но избегает визитов на заседания в областную думу. Постепенно функции фактического управления переходят назначенному в марте Сергею Сорокину, который до переезда работал его замом в АСИ.

«Губернатор Никитин с момента своего назначения врио придерживается тактики закрытости от местного сообщества, предпочитая использовать для коммуникационных целей посредников в виде своих замов. В основном – первого вице-губернатора Сергея Сорокина, который призван определять, кто свой, кто чужой, на основе субъективных представлений «нравится – не нравится», – считает новгородский политтехнолог Михаил Шимановский.

Единственно возможным местом для диалога между врио губернатора и депутатами оказался зал новгородской филармонии. Во время встречи полпреда президента с гражданами Андрей Никитин осадил депутатов, заявив, что вопросы они должны задавать на заседаниях облдумы. В ответ группа депутатов, включая руководителей фракций «Единая Россия» и ЛДПР, покинула зал.

«Привычный способ коммуникации областного правительства и депутатов уже не работает. В прошлом созыве у Сергея Митина, пожалуй, была единственная головная боль – Дорошев. В новом созыве смутьянов оказалось гораздо больше, и с каждым новой команде, полагаю, придется договариваться», – написал по итогам встречи бывший руководитель областного медиахолдинга «Агентство информационных коммуникаций» Дмитрий Вертков.

Первый заместитель Сергей Сорокин, по всей видимости, остается «за старшего», пока губернатор отсутствует, считает политический обозреватель Александр Власов. «Андрей Никитин еще не избавился от привычки ездить в командировки, приобретенной во времена руководства АСИ. Недавно вот ездил в Сеул. Зачем? Как мне видится, Сорокин и дальше будет «рулить» областью, тогда, как Никитин много времени будет проводить в Москве», – сказал Власов.

Прекращение конфликта с мэром

В отличие от областных депутатов, мэр Великого Новгорода Юрий Бобрышев достаточно быстро нашел общий язык с новым главой области. Во время его конфликта с Митиным, тянувшегося с 2015 года, градоначальник регулярно высказывался о необходимости сохранения для города большей части НДФЛ (сейчас в городской казне остается 15% - минимум, установленный Бюджетным кодексом) и возвращения прямых выборов мэра.

Особенно резко о выборах Бобрышев высказывался, когда Сергей Митин в попытке установить прямой контроль над городом попытался убрать Юрия Бобрышева из мэрии через подконтрольных ему депутатов. Дума Великого Новгорода объявила мэру импичмент в мае 2015 года, но в декабре Юрий Бобрышев вернулся в кресло градоначальника по решению суда.

В 2017 году с приходом Никитина Бобрышев сменил риторику и предпочел пойти на компромисс. Область предложила оставить муниципалитетам 50 процентов налогов по упрощенной системе налогообложения в 2018 году и за несколько лет довести этот показатель до 100 процентов. Референдум по возвращению прямых выборов глав муниципалитетов в итоге предложило новгородское «Яблоко», но депутаты его отклонили. Несмотря на достигнутые договоренности, Великий Новгород пока мало что выиграл. Средства, собранные по УСН, не смогут закрыть бюджетные дыры, и средств не хватает даже, чтобы расплатиться с подрядчиками за уборку города.

Выборы губернатора

Когда Никитин пришел в регион, новгородская оппозиция надеялась на прозрачные губернаторские выборы. Прошлая кампания, на которой в 2012 году избрался Митин, прошла по неконкурентному сценарию. Многие объясняли это характером предыдущего губернатора, но с надеждами на открытую кампанию в 2017 году пришлось расстаться довольно быстро.

Среди соперников врио появился участвовавший в прошлой кампании Николай Захаров от «Патриотов России», партии, которая не ведет в области никакой деятельности. Он, как и кандидаты от парламентских партий, без труда собрал нужные 10% подписей муниципальных депутатов в свою поддержку.

Единственный оппозиционный кандидат Анна Черепанова столкнулась с трудностями и в итоге не смогла принять участие в выборах. «Чиновники правительства Новгородской области, администраций муниципальных районов и сельских поселений централизованно собирали подписи за кандидата от «Единой России» Никитина и согласованных с ним кандидатов. Кандидат от «Яблока» не имела возможности официально и напрямую обратиться к депутатам поселений, проинформировать их о своем выдвижении», – отмечается в заявлении движения в защиту прав избирателей «Голос».

Сам Андрей Никитин избегал заявлений и вступления в полемику, в публичном поле во время кампании вел себя не как кандидат, а как назначенный менеджер, рассуждающий о ремонте дорог, детском технопарке «Кванториум» и новых рабочих местах. В результате выдвиженец «Единой России» набрал 68% при явке 28%.

После выборов Андрей Никитин сформировал новую команду. Управленцы, назначенные при Митине, отошли на второй план. Еще больше реальных полномочий получил первый вице-губернатор Сергей Сорокин, приехали новые «варяги» из других регионов. Местную же команду в правительстве представляет еще один первый заместитель Вероника Минина, курирующая связи с Москвой.

Неприятным сюрпризом стало назначение экс-губернатора Митина сенатором от исполнительной власти Новгородской области. Высказываются мнения, что это решение Никитину навязали из федерального центра, или он самостоятельно решил сохранить нормальные отношения с Митиным и его сторонниками в регионе. Так или иначе бывший «политический тяжеловес», к слову, тоже приезжий, сохранил некоторое влияние в области, а сам Никитин избавился от имиджа «Немитина», как его назвали в интернете сразу после назначения.

Митин проводил еженедельные брифинги, тогда как Андрей Никитин сторонился внимания СМИ и предпочитал общаться с государственными медиа. Представители СМИ не попали ни в новый состав региональной Общественной палаты, ни в общественный совет при правительстве. Показателен пример журналиста Геннадия Рявкина, работавшего главным редактором государственной газеты «Новгородские ведомости». После увольнения он превратился в колумниста и последовательного критика нового губернатора на страницах частных СМИ.

«Без конфликтов этот год, к сожалению, не прошел: в правление Новгородского союза журналистов поступали жалобы по поводу «черных списков», которые якобы остались у новой власти, то есть избирательность подхода к журналистам (с этими работаем, а с этими - нет; туда зовем, а сюда – не всех) отчасти сохраняется, – отмечает председатель правления регионального Союза Ольга Ларина. – Безусловным плюсом для союза журналистов в стало политическое решение вопроса о нашем Доме журналиста». Новый губернатор публично пообещал вернуть здание, но юридически выполнить обещание главы региона оказалось не так просто.

После выборов глава региона, наконец, провел большую пресс-конференцию, на которую были приглашены все без исключения СМИ. На ней он отметил важную роль «Единой России» в управлении регионом, но и отмежевался от нее. «Мы с «Единой Россией» плотно работаем. Но вступать никуда я не собираюсь», – сказал тогда Никитин.

После избрания Андрей Никитин продолжил тактику дозированного общения со СМИ. Даже областное интернет-издание «53 новости» анонсировало реформу в правительстве со слов анонимного источника. В 2018 году губернатор предпринял попытку формирования нового имиджа открытого для общества управленца, о чем было отмечено на местном телеграм-канале: «Внимательные не могли не заметить, как поменялось с начала года позиционирование Никитина. Один только стремительный рейд в областной роддом вечером пятницы по поводу нескольких громких случаев младенческой смертности чего стоит. Причем, результатом поездки стал не публичный разнос главврача, а вполне вдумчивая интеллигентная беседа. Что тоже сильно не похоже на времена Сергея Герасимовича (Митина) – тот бы жег напалмом», – отмечает автор.

Никитин может остаться

Говорят, что таким образом Никитин перестал говорить с местными на непонятном языке «форсайтов» и «стратегических сессий» и решил закрепиться в регионе в качестве «своего» человека. Политические эксперты, в свою очередь, объясняют такие изменения беседой с Москвой. «Никакие сливы с анонимного телеграмм-канала об изменении имиджа губернатора этой практики не меняют, а являются так же, как и недавнее формальное появление губернатора перед депутатами облдумы, реакцией на вероятное недовольство федерального центра чрезмерной закрытостью губернатора», – считает Михаил Шимановский.

Политобозреватель Александр Власов также уверен, что слухи о губернаторе распускает его окружение, чтобы убедить граждан в том, что Никитин «свой» человек и имеет возможность использовать благосклонность к нему Москвы на благо Новгородской области. В скорый отъезд Никитина на повышение он не верит и считает это частью пиар-кампании его команды, оценивая ее результаты негативно: «Псковичи тоже думали, что Андрей Турчак уедет через два-три года на повышение. На мой взгляд, Никитина не пригласят в Москву, и ему придется доказывать свою профпригодность здесь. Это мне напоминает времена позапрошлого губернатора Михаила Прусака, когда появлялась информация в СМИ, что он станет заместителей главы правительства или займет другую высокую должность».

За образ Никитина в публичном пространстве отвечает первый вице-губернатор Сергей Сорокин и начальник управления информационной политики администрации губернатора Юлия Слуцкая, перешедшая на эту работу с должности пресс-секретаря АСИ в СЗФО. По оценке Власова, они несут ответственность за невнятный имидж первого лица области вместе с принадлежащим области медиа-холдингом «Агентство информационных коммуникаций», как, впрочем, и сам губернатор. Основным достижением нового главы на пресс-конференции по случаю годовщины его назначения назвали маштабный ремонт дорог в регионе.

В феврале исполнился год с назначения Андрея Никитина врио губернатора. За это время он избрался, переформатировал команду и вроде бы нашел общий язык с местными элитами. Однако внешне управлением, особенно в части внутренней и кадровой политике, занимается его первый заместитель Сергей Сорокин. И до сих пор неясно, будет ли долгой «командировка» Никитина в Новгородской области или это всего лишь ступень, необходимая для продолжения карьеры на федеральном уровне.

Как Новгородская область при новом главе региона Андрее Никитине перестраивается на новые рельсы

Продолжаем серию репортажей из регионов, где 10 сентября пройдут губернаторские выборы. Новгородскую область полгода назад возглавил экс-руководитель Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин. Предыдущий губернатор Сергей Митин, тоже назначенец из Москвы, на протяжении последних двух лет публично конфликтовал с местными элитами. Новый глава от них дистанцируется.

«Он человек из молодой столичной тусовки»

В актовом зале дома культуры города Чудово собрались областные предприниматели. Здесь проходит инвестиционная энергетическая конференция - чиновники рассказывают, как в области идет подключение к сетям. «У нас недавно было наводнение, несколько предприятий осталось без электроэнергии. Эту проблему поможет решить технология “смарт-грид” - так называемые умные сети. “Смарт-грид” уже реализуется в Севастополе и Калининграде, теперь он будет и в Новгородской области»,- объявляет врио губернатора Андрей Никитин.

«Что за “смарт-грид” такой?» - спрашивает в зале шепотом один предприниматель у другого. «Кто его знает, наверно, хорошая штука,- отвечает второй.- Только до нашей фабрики в Боровичах в дождь не доехать, какой уж тут “смарт-грид”».

С должности гендиректора АСИ на должность врио главы Новгородской области - региона, который, по оценке этого же агентства, был аутсайдером по инвестиционной привлекательности,- Андрей Никитин перешел в феврале. Первые инициативы 37-летнего назначенца вызвали непонимание со стороны местных элит: областные депутаты, например, удивлялись, зачем выделять бюджетные деньги на проект по созданию «Кванториума», центра детского образования, когда в регионе разваливаются дороги, а зимой Новгород из-за долгов остался без общественного транспорта.

Сам Андрей Никитин не считает серьезной проблему непонимания его стилистики. «Дело же не в “Кванториуме”, а в том, что детское дополнительное образование должно быть не только музыкальное и спортивное, а по тем специальностям, что нужны экономике. Это очень практичные вещи, их легко объяснить. Предприниматели Новгородской области - люди продвинутые, все понимают. Скорее, чиновникам сложно какие-то вещи воспринимать, тут есть проблема. Быстро меняться получается не у всех, поэтому происходит ротация»,- объясняет врио главы.

За полгода управления областью господин Никитин почти полностью сменил состав областного правительства. Найти замену муниципальным чиновникам сложнее: мало желающих возглавлять депрессивный район под постоянным надзором прокуратуры. «Андрей Сергеевич, когда пришел, сразу отправил меня учиться в Сколково,- рассказывает глава Чудовского района Лариса Паюк, которая больше 30 лет работает на территории.- Я человек старой формации, все приказы выполняю четко, мне сказали - я поехала, хотя, может, и не хотела сначала. Я росла в деревне, мне отец дал чемодан, 30 рублей, посадил на поезд и сказал: ты должна поехать и выучиться. Тут то же самое». Андрей Никитин «совсем другого поколения и образования», нежели большинство чиновников в области, признает глава района: «Он человек из молодой столичной тусовки, и тут его раз - в патриархальную Новгородскую область».

Александр Руцкой участвует в новгородских выборах в качестве кандидата в Совет федерации от выдвиженца ЛДПР

«Когда нечем будет заняться, подумаем о политике»

На противопоставлении образу врио как варяга, временщика строят свою кампанию оппоненты господина Никитина. «Среди вас есть достойные люди. Почему не назначить было кого-то из вас руководить областью? Это ваша родина, ваша земля.

Нужно поддержать местного кандидата, а не очередного экспериментатора, присланного из Москвы»,- говорит на встрече с новгородскими бизнесменами экс-вице-президент РФ генерал Александр Руцкой, который, то и дело путаясь, называет Новгородскую область Нижегородской. Фигурой господина Руцкого усилил свою кампанию выдвиженец ЛДПР, депутат Госдумы Антон Морозов, назвав его в числе своих кандидатов в Совет федерации.

На аргумент конкурентов о том, что Андрей Никитин - варяг, команда врио главы демонстрирует его лоббистские возможности на федеральном уровне. Новгородская область была первым из регионов, где в сентябре пройдут губернаторские выборы, куда с визитом приехал Владимир Путин. За последние несколько месяцев область посетили несколько федеральных чиновников.

Летом регион получил 1,2 млрд руб. из федерального бюджета на ремонт дорог, многие региональные политики отмечают, что при предыдущем губернаторе область не участвовала столь активно в федеральных программах. Сам господин Никитин говорит, что задачу продемонстрировать новгородцам федеральную поддержку перед собой не ставит и даже не мыслит в таких категориях: «Я, скорее, хочу показать большим федеральным чиновникам, что мы будем ответственно относиться к совместной работе, и помочь им немножко полюбить область, чтобы им хотелось нам помогать».

Муниципальный фильтр на губернаторских выборах (в области он максимальный - 10%) преодолели кандидаты от всех парламентских партий и «Патриотов России». Не допустили до выборов представителя «Яблока» Анну Черепанову (собрала 25 подписей из необходимых 131), выдвиженец от «Родины» снял свою кандидатуру сам. Кампания идет скучно, единственное, что вносит в нее оживление,- требование вернуть отмененные в 2013 году выборы мэра Великого Новгорода, с которым выступают конкуренты врио губернатора.

На последнем заседании областной думы законопроект, возвращающий всенародные выборы, был отклонен, несмотря на поддержку КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Нынешняя процедура назначения мэра конкурсной комиссией (в ней есть и представители администрации области) фактически означает, что глава областной столицы окажется в подчинении у главы региона.

Андрей Никитин поддерживает такой способ назначения мэра, но «не из политических, а из прагматических соображений»: «Ни город, ни область по отдельности существовать не могут». Вопрос о выборах мэра Великого Новгорода врио губернатора важным не считает в принципе: «У нас задача сейчас не в том, чтобы думать, как бы покрасивее кого-то выбрать, а в том, чтобы ситуацию в области исправлять. Если спросить людей, есть сто пятьдесят миллионов дел в Великом Новгороде, начиная от троллейбусов и автобусов, заканчивая ливневой канализацией. И когда мы их все сделаем и нам нечем будет заняться, мы подумаем о том, как выбирать мэра, и о политике в целом».

Юрий Бобрышев конфликтовал с экс-губернатором Сергеем Митиным, а с врио главы сразу нашел общий язык

«Весь областной бюджет, как две улицы в Москве под реновацию»

Отсутствие выборности мэра Великого Новгорода страхует Андрея Никитина от повторения сценария, по которому развивались отношения с областной столицей у его предшественника. Последние два года область находилась в состоянии перманентного публичного конфликта между бывшим губернатором Сергеем Митиным и мэром Великого Новгорода Юрием Бобрышевым.

Господина Бобрышева часто называют «красным директором»: он всю жизнь проработал в алкогольной промышленности, его семье принадлежит новгородский ликеро-водочный завод «Алкон». Возглавить Великий Новгород его десять лет назад позвал сам Сергей Митин. «Мне тогда казалось, что мы легко найдем общий язык: он директор, я директор. Первое время мы работали слаженно.

Но потом область начала отнимать у города деньги. Я не мог с этим согласиться, мы начали ругаться, дошло до конфликта»,- рассказывает Юрий Бобрышев. Следственный комитет возбудил в отношении него три уголовных дела. Подконтрольная губернатору городская дума после нескольких попыток сумела отправить его в отставку, однако он вернул себе мэрское кресло через суд. «Затяжная война занимала ресурсы и мэра, и губернатора: ни область, ни город не развивались»,- говорит политконсультант Александр Антошин.

Одной из причин конфликта были межбюджетные отношения: областной столице оставалось всего 10% собранных налогов, остальное забирал региональный бюджет. Юрий Бобрышев говорит, что с приходом Андрея Никитина этот вопрос сразу же удалось решить - врио губернатора согласился изменить межбюджетные отношения в пользу областной столицы.

«Во время Митина никто не хотел с нами работать - как дети в песочнице. Здесь же ситуация коренным образом поменялась: сели, разобрались. Сошлись на том, что Великий Новгород должен быть приоритетом в развитии региона - отсюда область получает 70% всего дохода»,- говорит Юрий Бобрышев. Поддерживает мэр и инициативу Андрея Никитина оставлять больше налогов в бюджетах районов: «Это создает инициативу для развития на местах. Почему я один тут бьюсь, почему я один для всей области донор? Районам смету нарисовали - они на дотациях и живут. А надо их выводить из дотаций».

Правда, муниципальные чиновники за годы губернаторства Сергея Митина не привыкли проявлять инициативу, признает мэр Великого Новгорода. Непонимание стилистики управления нового губернатора проявилось, когда Андрей Никитин, чтобы выяснить ситуацию в области и определить план действий, начал проводить в каждом районе «стратегические сессии». «Собирается общественность, чиновники, предприниматели. Приезжают из Москвы специально обученные ребята.

Задача - определить наиболее болезненные места в каждом, извините, болоте,- описывает Юрий Бобрышев “стратегические сессии”.- Поначалу мало кто понимал, что это такое. Говорили: мол, делать им нечего, приехали деньги зарабатывать, мы и сами свои проблемы знаем». Управленческие решения врио губернатора Юрий Бобрышев хотя и поддерживает, но признает, что некоторые из них вызывают резонанс. Например, вразрез с политикой борьбы с алкоголизмом, которую проводили власти области в прошлом, идет решение Андрея Никитина продлить время легальной продажи спиртного, принятое из прагматических соображений увеличения бюджетных доходов.

«Бюджет Новгородской области копеечный. Он весь объемом такой же, как в Москве две улицы под реновацию»,- объясняет Андрей Никитин жителям новостройки в Чудово, которые требуют от него решить проблему с благоустройством двора. И добавляет: когда в его доме была такая же проблема, жильцы скинулись и сами привели двор в порядок. «У Андрея Никитина ко всему бизнес-подход. Но губернатору без политики нельзя. Нужно понимать, какой политический резонанс будет иметь то или иное решение»,- рассуждает глава района Лариса Паюк. «Раньше я думал, что областью можно управлять как большим заводом. Но жизнь упорно приводит к тому, что нужно быть еще и политиком»,- говорит Юрий Бобрышев.

Разница в стилистике управления прежнего и нового губернатора бросается в глаза многим в области. «У Митина был классический стиль директора предприятия, который проводит большие совещания и устраивает публичные порки,- авторитарный руководитель. Никитин совершенно другой: он не собирает больших залов для управленческих решений и не устраивает разносов, а если устраивает, то через силу. От него ждут сейчас, чтобы он был понятен. Пока он не очень понятен»,- говорит депутат областной думы от «Единой России», гендиректор сети новгородских аптек «Панацея-Н» Анатолий Федотов. «С Митиным местные предприниматели хотя и конфликтовали, но это был человек их круга, их положения, их судьбы. Он был понятен, говорил с ними на одном языке»,- отмечает Александр Антошин. Юрий Бобрышев констатирует, что к любому новому губернатору у местных элит всегда будет настороженное отношение: «Пока Никитин держит равноудаленную дистанцию от всех. Не знаю, как долго это продлится и насколько это правильно».

«Приехал сюда работать, а не контролировать»

«У меня с Никитиным личной встречи не было. Я считаю, что человек, который приехал в регион и стал врио губернатора, сам должен быть инициатором встреч. Я не очень понимаю, кто с ним общается вообще, среди моих знакомых - я имею в виду серьезных людей, локомотив развития экономики региона,- никто не имеет “доступа к телу”. Я, конечно, могу записаться к нему на прием у помощника, но, наверное, у меня все-таки уровень не тот»,- говорит депутат областной думы Михаил Караулов. Он гендиректор крупной городской строительной компании «Деловой партнер» - один из представителей новгородской бизнес-элиты, которая консолидировалась вокруг Юрия Бобрышева во время их конфликта с прежним губернатором.

Михаил Караулов намеревался идти на губернаторские выборы от «Справедливой России» (в 2016 году он шел от «Справедливой России» в областной парламент, провел дорогую кампанию и выиграл одномандатный округ у кандидата-единоросса), но партийное руководство в последний момент отказалось от его кандидатуры, выставив конкурировать с врио главы депутата гордумы Михаила Панова. «Все испугались яркой и активной кампании, которую я могу провести, думаю, против моего выдвижения был и врио губернатора»,- говорит господин Караулов. По его словам, девять с половиной лет власти Сергея Митина «всех утомили, у всех ностальгия по местному губернатору, поэтому у меня, местного, был уникальный шанс».

Выборы с нынешним набором кандидатов Михаил Караулов называет «профанацией». По его словам, конкуренты Андрея Никитина работают на партийный бренд, в то время как он готов был вести персональную кампанию. Фактически он ее продолжает вести, несмотря на то что в выборах не участвует: билбордов с его фотографиями в Великом Новгороде едва ли не столько же, сколько плакатов врио губернатора. Оттолкнувшись от «стратегических сессий» Андрея Никитина, которые, по мнению господина Караулова, были декоративными, «не дали результата и не вызвали доверия у людей», он запустил собственный проект «Народный губернатор», с которым ездит по районам и собирает мнения жителей о проблемах и способах их решения.

В своей риторике Михаил Караулов отталкивается от имиджевых ошибок врио главы: говорит о «честном, откровенном и от души» разговоре с жителями, подвергая сомнению заявленную Андреем Никитиным в предвыборной программе ценность диалога. Главный лозунг врио губернатора - «Диалог. Развитие. Благополучие». В пиар-кампании справоросс использует слоган «Михаил Караулов. Не временно - навсегда», играя на опасениях новгородских элит, что Андрей Никитин проработает в регионе недолго. «Может, у нас тут действительно с новым губернатором получится экономическое чудо, второй Сингапур. Но хуже всего, если он мечтает поскорее уехать из области»,- говорит собеседник в депутатском корпусе.

Через год в Великом Новгороде пройдут выборы депутатов гордумы. Михаил Караулов не отрицает, что может «тем или иным образом» принять в них участие. Однако подчеркивает, что его не интересует ни пост спикера гордумы, ни должность сити-менеджера. Политконсультант Александр Антошин предполагает, что городские предприниматели, памятуя об опыте с предыдущим губернатором-варягом, захотят ограничить контроль Андрея Никитина над Великим Новгородом, и говорит о потенциальном конфликте между новгородскими бизнес-элитами и главой региона во время формирования списков кандидатов в гордуму. Среди областных политиков, впрочем, не все склонны считать позицию Михаила Караулова свидетельством назревающего конфликта.

Один из депутатов облдумы сравнивает господина Караулова с «молодым бойцом, который только что научился воевать, а война уже закончилась», и утверждает, что владельцы «Делового партнера» не поддерживают его амбиций. Из «реального бизнеса» никто не собирается брать контроль над Великим Новгородом и конфликтовать с губернатором, утверждает Юрий Бобрышев. «Есть группа людей, которые, допустим, захотят кого-то провести на пост сити-менеджера. Ну и зачем? Не считаться с губернатором глупо: получишь результат последних двух лет, когда дошло до драки между городом и областью. Бизнесу сейчас стало понятно, что, если ты честно работаешь и не пытаешься все захапать, тебе помогут. От добра добра искать - какой смысл?» - рассуждает он.

Андрей Никитин, по его словам, не ставит задачи по формированию подконтрольной гордумы: «Приехал сюда работать, а не контролировать». «Когда ко мне местные предприниматели приходили и спрашивали, чем помочь на выборах, у меня был простой ответ: мне ничего от вас не нужно, кроме налогов и рабочих мест. Если эти два условия выполняются, мой кабинет открыт»,- объяснил врио губернатора свою позицию по отношению к бизнесу. А на вопрос о том, относятся к нему местные элиты как к варягу или нет, ответил: «Никогда этот вопрос не был важен - вот честно». «Я работаю в первую очередь на жителей региона и на президента. И смысл моей работы в том, чтобы новгородцам жилось лучше на своей земле. А откуда приехал тот, кто сможет это сделать, для людей неважно»,- заключил врио главы области.

May 23rd, 2017

Исполняется ровно сто дней с того момента, когда А.С. Никитин стал ВРИО губернатора. Сто дней - срок не очень большой, чтобы в течении него успели произойти глобальные перемены, однако, вполне достаточный, чтобы у людей сформировалось личное отношение к новому ВРИО губернатора.
Я попросил своих друзей, людей известных в Новгородской области, ответить на два вопроса:

1 - Как вы оцениваете первые сто дней работы ВРИО губернатора А.С. Никитина?

2 - Какие надежды вы связываете с новым ВРИО губернатора А.С. Никитиным?

Своим мнением поделились: Антон Георгиев, Александр Жуковский, Дмитрий Гриненко, Дмитрий Игнатов, Елена Михайлова, Сергей Добровольский, Сергей Максименко, Станислав Попов.

Хочу поблагодарить своих друзей за то, что нашли немного времени и рассказали о своих ожиданиях от нового ВРИО губернатора Андрея Никитина. Высказал своё мнение и я.




Комментирует Антон Георгиев (предприниматель, меценат):

Мне нравится его конструктивный подход к делу. Он не играет на публику, а старается именно заниматься делами. Я возлагаю на него большие надежды, надеюсь, что он будет помогать региональному бизнесу и не мало сможет сделать для нашего региона.


Комментирует Александр Жуковский (политолог, социолог):

ВРИО вошел в регион с низким культурным и профессиональным уровнем инфраструктуры регионального, местного управления с завышенными патерналистскими ожиданиями населения, закрепленных субъективными особенностями предыдущего политического режима в Новгородской области.
Заметно, что А.Никитин в своих профессиональных, личностных качествах и устремлениях ориентирован на создание условий для развития в регионе с акцентами на проектное управление. Он реально пытается вовлечь регион в новую перспективную реальность, которая прежде всего связана с функциями СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ процессов управления, но не само УПРАВЛЕНИЕ. Это, прежде всего, связано и заметно с привлечением потенциала экспертов АСИ, других организаций и учреждений России. Именно это обстоятельство и является на сегодня базовым недопониманием в отношениях нового ВРИО и ожиданиями квалифицированной части населения. От А.Никитина ожидали (ожидают) резких изменений самой инфраструктуры регионального местного самоуправления, однако, его акценты на не прямых управленческих деталях многих напрягают.
В вопросе акцентов на СЕРВИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ А.Никитин поступает совершенно объективно и верно, но именно это обстоятельство и напрягает некоторые среды в регионе. Отсутствие сервисных инструментов поддерживающих, развивающих эффективное управление и создало условия появления и утверждение в Новгородской области авторитарных методов и управления, закрепление в регионе отраслевых принципов управления из 19 века.
Ошибкой ИО в данном вопросе является не общее стратегическое направление его устремлений, а обстоятельства, показывающие, что в регион вводятся внешние сервисные инструменты (АСИ, др), но нет (не достаточно) активности сигналов по воссозданию созданию своих региональных инструментов, которые будут обеспечивать эффективное управление в повседневном режиме и по всему спектру регионального развития, органично встроенных в инфраструктуру управления.
Общественный диссонанс вызывают и новые привлеченные в регион кадры. Заметно, что они ориентированы на преимущественно проектные формы развития территории (кроме, возможно Колотиловой... ?), но эта в целом неплохая установка («кадровая прививка»), также противоречит ошибочным общественным ожиданиям (инерциями) - навести порядок в самом УПРАВЛЕНИИ регионом, а не на его частях (сервисных службах).
Хочется, чтобы А.Никитин выполнил свои настроения по развитию инфраструктуры сервисных служб, которые со временем вытеснят не эффективные средства, инструменты и принципы управления. Провел региональную реформу в управлении на принципах перехода от преимущественно сложившихся отраслевых принципах управления, к проектным и процессным. Для этого нужно создать соответствующую свою региональную сеть таких инструментов и не «подвешивать» регион в зависимость от таких продуктов и служб вне Новгородской области.

Комментирует Дмитрий Гриненко (общественник, создатель боровичского форума):

Оцениваю неоднозначно. С одной стороны, область избавилась от надоевшего всем хамоватого губернатора. ВРИО Никитин - молодой, в нём не чувствуется закостенелости, складывается впечатление, что он действительно хочет начать решать проблемы. И организованные им так называемые «стратегические сессии» по всей области тому подтверждение. С другой стороны, Никитин не заменил старую команду полностью, не пошёл на кардинальные кадровые перестановки. А ведь именно это было бы залогом будущих изменений. А чтобы сложилось личное отношение, нужно побольше видеть его в деле. То, что он победит на выборах (если будет в них участвовать), ни у кого, думаю, не вызывает сомнений.

Если в окружении Никитина, когда он станет полноценным губернатором, останутся люди из команды Митина, никаких надежд на улучшение я не ощущаю. Скорее всего, Никитину не удасться стать полноценной независимой фигурой, если вокруг него продолжат ошиваться мутные на мой взгляд личности типа И.Верходанова, И.Неофитова и им подобные. А они, скорее всего, продолжат. Я все надежда на улучшение ситуации в стране в целом, и регионе в частности, возлагаю на смену высшего руководства - президента и правительства. При существующем порядке несправедливого распределения ресурсов никакой сколько угодно молодой и умный губернатор кардинально ситуацию изменить не сможет.

Комментирует Дмитрий Игнатов (депутат Новгородской областной Думы):

Я пока воздержусь от оценок. Оценивать надо дела, а дел, на мой взгляд, нет пока. Как говориться "короля играет свита", но кадровая политика Андрея Сергеевича Никитина пока не ясна. В различных СМИ тиражируется тезис, что в Новгородской области развития не было, при этом 100 дней рядом с Никитиным были как раз те люди которые у Сергея Герасимовича Митина отвечали за развитие. У меня создается впечатление, что Андрей Никитин ведет себя как собственник бизнеса и для него Новгородская область как предприятие, которому необходимо дать развитие. Есть в этом одно большое "Но". Собственника бизнеса не выбирают, он - хозяин, а Андрею Никитину предстоит 10 сентября уже оценка со стороны жителей Новгородской области. Новгородцы полны надежд, что многое изменится к лучшему, но, поскольку мы слышим пока только слова, градус надежд постепенно падает.

Нужны реальные интересные федеральные проекты, которые дадут и рабочие места людям и работу малому бизнесу по обслуживанию этих проектов. Я надеюсь, что Андрей Никитин, используя свои связи на федеральном уровне, поможет многим новгородским предприятиям выйти на новые рынки. Я надеюсь повысится статус местной власти, которая сегодня полномочий имеет огромное количество, а ресурсов на их исполнение не имеет. Я надеюсь, что в управлении регионом будут молодые амбициозные люди. При этом, губернатору необходимо проявить огромную мудрость, чтобы не принижая значимость опытных управленцев, поставить на ключевые позиции молодежь, привлекать кадры из других территорий, но при этом развивать местных специалистов.

Комментирует Елена Михайлова (депутат городской Думы Великого Новгорода):

Александр Костюхин спросил моё мнение о первых 100 днях работы врио губернатора Новгородской области Андрей Никитин.
-- Первые 100 дней работы ВРИО я оцениваю как приметы совпадения личных карьерных планов Андрея Сергеевича с ожиданиями губернии. Он пробует на вкус инструменты и функции федеральной власти, справедливо не видя в Новгородской области вершины своей карьеры. А Новгородская область ждёт любой ценой - подкидную доску. Вон из болота с десятилетиями не решавшимися проблемами, вперёд к качеству жизни всех поколений именно на территории между Питером и Москвой - вот нам и Никитину общий желанный сценарий и «президентский тест» на управленческую эффективность.

Мои надежды на ВРИО - это надежды на рост темпа и воли решать вопросы населения. Ждать на жизнеобеспечение губернии подачек из Москвы - хороший сценарий, но есть лучше. Форсировать, навязывать, возглавлять тренды! Новгородская область, увы, подобна пробирке для опыта, нам исторически предписано быть территорией обкатки новых смыслов и технологий: с варягом Рюриком, с вечевым строем, с умением удерживать территории от Балтики до Урала, со способностью не задохнуться на задворках империи при открытом окне в Европу. Я ищу темпа и воли, поэтому уже предложила сценарий переговоров с Советом Европы для оздоровления транспортной системы города и проект медицинского международного форума под названием «У граждан прямая спина». Пока врио предпочитает работать с москвичами, а не с новгородцами, пока ему чужда бюрократическая культура своевременных ответов на их запросы, пока-пока-пока - есть надежда, что будет в путинском выдвиженце место не косности и самодовольству, а темпу и воле отвечать нуждам граждан.

Комментирует Сергей Добровольский (кандидат в Госдуму от партии «Парнас»):

Никак. Никакие.

Комментирует Сергей Максименко (политический деятель, партия «Яблоко»):

Оценивать пока нечего, не вижу пока ни политика, ни хозяйственника. Надежда на одно, хотелось бы, чтобы Господь поправил судьбу великой страны.

Комментирует Станислав Попов (политический деятель, движение «НОД»):

А надежды я связываю такие, что Никитин сможет стать тем позитивным временным участником системы, который запустит процесс компромисса всех частей системы. И тогда не разделяя, дать развитие каждому в своем направлении, во Благо всеобщего. Поживем - увидим!

Комментирует Александр Костюхин:

16 мая 2017 года, ВРИО губернатора Новгородской области Андрей Никитин высказал своё мнение на страницах газеты «Известия», в статье под названием «Ресурс соучастия».
Никитин рассуждал о том, кто определяет стратегию развития для российского региона и как вовлечь активных граждан в её реализацию.

Моё мнение заключается в том, что власть медленно но уверенно движется к банкротству страны, при этом предпринимая попытки разделить ответственность за свою провальную политику с народом. Сам народ бюрократия как и раньше старается удержать подальше от власти.

То есть, рулить по прежнему продолжают они, бюрократы, а ответственность за выбранный неверный путь - будет во многом возложена на народ. Никитин пишет, что в современных условиях надо бежать как минимум в два раза быстрее. Герман Греф уверен, что бежать надо в 5-10 раз быстрее.
Причём бежать так должно не только региональное руководство, но и все активные граждане. Наш ВРИО губернатора - молодой, но ранний. Он вероятно думает, что наши люди не знают русскую народную сказку «Лисичка-сестричка и серый волк». У нас - люди мудрые, власть научила их не высовываться. Поэтому они будут смотреть со стороны и ждать, когда ВРИО губернатора покажет им, на что он способен.

Наши чиновники считают, что народ у нас доверчивый и его можно обманывать бесконечно. Бюрократам повезло, что наши люди не очень любят копаться в истории, поэтому каждое новое поколение наступает на одни и те же грабли.
Если бы народ остановился на минуту и полистал страницы истории, он бы узнал, что ещё министр финансов Сергей Витте в XIX веке своими действиями разорял казну Российской Империи, предпринимателей Савву Морозова, Савву Мамонтова и других активных людей.

Своими же словами Андрей Никитин подтверждает, что власти верить нельзя: пять лет назад была принята стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года. Аналогичные программы были разработаны и в районах.
Спустя пять лет, многие оценки ситуации в регионе, на основе которых и разрабатывалась стратегия - устарели. То есть деньги пошли, фактически, в мусорную корзину.

О стратегических ошибках, с которых началась работа ВРИО губернатора Никитина в нашем регионе, я уже писал ранее.

Власть хочет, чтобы народ бежал вперёд как можно быстрее, не останавливаясь и не оглядываясь, не имея возможности оценить ситуацию. Однако народ не хочет бежать - люди устали, они хотят остановится, перевести дух, посмотреть, на что способна власть, может ли она повести их за собой. Если власть неспособна вести за собой, чётко объясняя цели и приоритеты пути, тогда в народе начинается брожение - люди ищут собственный путь.

Со дня прихода Андрея Никитина в регион прошло сто дней. По озвученному Никитиным темпу, это время равно 200 дням, а если ориентироваться на слова Грефа, то скоро минет целых три года. Что же успел сделать за это время Андрей Никитин?
Как высказываются многие - пока ничего. Если Греф считает, что передвигаться с такими сверхскоростями под руководством политруков невозможно, то у Никитина политруки не только сохранили свои места, но и формируют новому врио губернатора команду.

Как же он собирается бежать с ними в два раза быстрее, если за митинскую десятилетку они даже ходить почти разучились?

Что касается общественных сессий, то, как я считаю, проведены они были исключительно с целью подготовки А.С. Никитина к предстоящим выборам, причём сделано это было за бюджетный счёт. Если раньше президент присылал своих ставленников с багажом бюджетных средств, за счёт которых можно было несколько улучшить ситуацию в регионе - то теперь вместо денег прислали людей, которые предлагают довольствоваться общественными сессиями.

В других регионах уже давно обучают команды профессионалов в Сколково, которые затем эффективно работают на местах, вовлекая в свою деятельность общественников. В Новгородской же области не то что губернатор или ВРИО губернатора, но даже ни один заместитель не доехал до Сколково, с целью хоть чему-то там научиться. Хотя управленческие команды моногородов обучаются там уже третий год. В нашей области 5 моногородов, но пока ни одна команда так и не прошла обучение.

За это время Кемеровская область обучила на базе Сколково уже 7 управленческих команд, Республика Татарстан - 6, Башкортостан, Ивановская и Нижегородская области - по 5 команд, Пермский Край и Челябинская область по 4 команды… Список можно продолжать и дальше.
Всего из 319 российских моногородов, остались необученными команды из 133. И 5 из них находятся в Новгородской области. Суть в том, что мы никуда не бежим, новгородские бюрократы даже не готовы учиться, в отличие от своих коллег из других регионов.

Сколково - это не только обучение эффективных команд, это ещё и перспектива получения моногородами статуса ТОСЭР, влекущее за собой федеральное финансирование. Двое всенародно избранных глав самых крупных моногородов нашей области, прошедших обучение в Сколково и подготовивших свои команды - отстранены от должности. При новых запущенный процесс замер - в Сколково не отправили никого. В настоящее время, от нашего региона на обучение в Сколково была отправлена только команда Парфинского района, в которую непонятно каким образом попал Дмитрий Вертков. Да и тот был через некоторое время снят с поста директора Агентства Регионального Развития.
Кстати, людей очень похожих на Богданова и Верткова видели за сотни километров от Сколково, в то время, когда сессия ещё не закончилась.

20 апреля, на выездном заседании Правительства Новгородской области в Боровичах, ВРИО губернатора назвал высказанную мной идею о создании туристического кластера в трёх районах - Боровичском, Окуловском и Любытинском - интересной и перспективной. Я высказался, что готов участвовать в реализации идеи как инвестор - однако, со мной так никто не вышел на связь. Единственное, Марк Вениаминович Масарский пригласил меня принять участие в организации предвыборного штаба А.С. Никитина - но я отказался.

Как я могу агитировать за человека, с которым лично не знаком и даже не знаю, что он собой представляет?
Людей, рассуждающих касательно ВРИО губернатора схожим образом со мной - в Новгородской области, как я полагаю, большинство.
Известные новгородцы, которых я попросил высказать своё мнение о первых 100 днях Андрея Никитина - высказываются очень осторожно. В основном комментарии в духе того, что 100 дней это очень маленький срок, а самому ВРИО губернатора кажется, что он нащупал взаимопонимание с жителями области.
В своей статье в «Известиях» Андрей Никитин так и говорит: кажется, нам удалось разрушить искусственную пирамиду, в которой власть и население разнесены по полюсам и находятся в непримиримом антагонизме. Это оказалось несложно, поскольку антагонизм этот во многом надуманный». Дальше Никитин заявляет, что задача власти - помочь людям жить, как они хотят. Не обеспечить, не гарантировать - а именно помочь. Предприниматели обычно говорят: нам помощь от власти не нужна, лишь-бы не мешали. Простые люди же говоят: «за что мы им деньги платим».
То есть получается, что чиновники ничего не будут обеспечивать, ничего не будут гарантировать, а будут только получать деньги?

Далее Никитин пишет, что он увидел людей, готовых многое сделать, если им немного помочь. Чиновники до Никитина приходили к выводу, что если есть люди готовые многое сделать - значит их нужно доить. Эта практика довела до того, что если в 90-х годах дети из благополучных семей хотели заниматься бизнесом, то нынешняя благополучная молодёжь хочет построить карьеру в госкорпорациях, а дети из бедных семей - стать представителями силовых структур.

ВРИО губернатора считает, что помогать надо сильным, он в этом уверен. Я тоже всегда был в этом уверен. Вот только политика нашего государства всегда строилась на принципе: отобрать у сильного и отдать слабому, осуществляя же подобное «перераспределение» бюрократия никогда не забывала о своей доле.
Правительство и сейчас продолжает за счёт бюджетных средств поддерживать производства, которые глубоко убыточны и нуждаются в срочной реструктуризации, если не в закрытии. Кого Никитин считает сильным и кому собирается помогать - об этом я пока ничего сказать не могу.
Далее ВРИО губернатора рассказывает новгородцам о том, что деньги из года в год вкладывавшиеся в ямочный ремонт дорог - расходовались неэффективно. Предлагает и своё решение дорожной проблемы: ремонтировать дороги более низкими темпами, зато качественно, так, чтобы хватило на долгие годы вперёд. Что же мешало поступать так ранее? Оказывается, мешало отсутствие общественного согласия.

Интересно, Андрей Никитин заблуждается сам, либо есть какие-то приближённые люди, которые посеяли в нём это ложное убеждение?
На протяжении долгих лет примерно то же самое, только в несколько иных словах, жители Боровичского района слышали от губернатора Сергея Митина. Только до Боровичского района очередь на строительство хорошей дороги так и не дошла…
Я считаю, что деньги выделялись на дорожное строительство в первую очередь тем районам, где их можно было без особых проблем «распилить» между заинтересованными бюрократами.

Если бы Никитин проанализировал расходование средств на дорожное строительство во время своего предшественника, он бы увидел, что деньги выделялись одним и тем же муниципальным образованиям. В итоге качественных дорог в области раз-два и обчёлся, нет их в тех районах куда они доходили, нет дорог и в тех районах, куда доходили лишь крохи.

ВРИО губернатора говорит: «Я убеждён, у нас нет и не будет других ресурсов, помимо тех, что мы сами создадим». Я же уверен в обратном: в бюджете достаточно денег для того, чтобы власть оказывала услуги качественно и в срок. И своей работой в исполнительной власти я это доказал. Посмотрим, сможет ли что-то доказать нам Андрей Никитин. Наши люди словам уже не верят, а реальных дел пока нет.

В оформлении материала использованы фото: архив клуба "Вечевой Колокол", ЖЖ Николая Подосокорского