Административно-территориальное деление и местное самоуправление во франции. Административно-территориальное деление франции Административно территориальное деление франции 1741 года

    Великобритания … Википедия

    В Федеративную Республику Германия входит 16 земель, в число которых входит и три города. Административное деление Германии … Википедия

    Нидерланды делятся на 12 провинций (последняя провинция Флеволанд создана в 1986 году на осушенных территориях), провинции делятся на городские и сельские общины. В состав Нидерландов также входят три особые общины в Карибском море: Бонайре, Саба … Википедия

    Коморы делятся на 3 автономных региона, соответствующие крупнейшим островам, на которых расположены 4 муниципалитета. Флаг Регион Местное название Административный центр Площадь, км² Население, (2006) Плотность, чел./км² Число муниципалитетов … Википедия

    Законодательно зафиксированное деление Нидерландских Антильских островов отсутствует. Однако, на каждом крупном острове, входящим в их состав существует собственная законодательная и исполнительная власть. Поэтому острова считаются фактическими… … Википедия

    Коммуны и административные подразделения Французской Полинезии … Википедия

    20 округов Парижа … Википедия

    Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции О … Википедия

    Основная статья: Административное деление Франции Современная карта департаментов Франции Основной территориально административной единицей во Франции и в ряде бывших колоний этой страны являются департаменты (фр. départements). Площадь… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кантон. Основная статья: Административное деление Франции Кантон (фр. Canton) во Франции административно территориальная единица в составе округа, в свою очередь охватывающая несколько… … Википедия

Франция представляет собой децентрализованное унитарное государство. Основными особенностями ее территориального устройства являются наличие заморских департаментов и заморских территорий, многоуровневость территориального устройства метрополии (при недопустимости установления отношений подчинения между территориями различного уровня, что на практике не всегда удается соблюсти), а также сочетание на местах самоуправления территорий с государственным управлением. Местное самоуправление в собственном смысле слова осуществляется в коммунах и департаментах, а регионы можно считать своеобразными территориальными автономными единицами; решаемые на этом уровне вопросы уже сложно отнести к вопросам местного значения; не имеют самоуправления округа. Кроме того, к специфическим чертам можно отнести и унификацию организации власти на местах, и наличие ряда специальных территориальных округов (военных, школьных и т. п.), которые не всегда совпадают с общими территориальными единицами. К ним относятся также кантоны, в основном выполняющие ныне функции судебных и избирательных округов.

Вся европейская территория Франции делится в настоящее время на 22 региона. Каждый регион обладает автономией, задача его органов состоит в обеспечении экономического, социального, культурного и научного развития и защите самобытности соответствующей территории. Регионы имеют свой бюджет, самостоятельно разрабатывают планы экономического и социального развития. В социально-экономической сфере они наделены широкими полномочиями.

В каждом регионе создается по нескольку департаментов, а всего их 96. Департаменты - это основные единицы территориального деления. Департамент призван координировать деятельность органов самоуправления коммун, в том числе оказывать им финансовую помощь. Департаменты делятся на округа, в которых местное самоуправление не осуществляется: их задача заключается в надзоре за коммунами и координации их деятельности, в основном в социальной сфере. Коммуны, которых в стране насчитывается более 36 000, являются низовой территориальной единицей. Они создаются в городских и сельских поселениях. Вместе с тем Париж одновременно имеет статус как коммуны, так и департамента. Кроме того, Париж, Лион и Марсель делятся на внутригородские округа, в которых в отличие от указанных выше над-коммунальных округов осуществляется местное самоуправление. Полномочия между всеми указанными уровнями публичной власти разграничены Законом 1982 г. о децентрализации, рядом других законов.



Заморские территории .
Заморскими территориями и департаментами именуются некоторые находящиеся вне европейской Франции территории и острова, имевшие ранее статус французских колоний, над которыми сохранился суверенитет Франции. Заморские территории - Новая Каледония, Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Арктические земли - обладают широкой автономией. Однако вопросы обороны, внешней политики, судебной системы находятся в ведении Франции. Статус заморских Департаментов (Гваделупа, Гвиана, Мартиника и Реюньон) аналогичен статусу одновременно французских регионов и департаментов. Это означает, что органы заморских департаментов осуществляют одновременно полномочия, принадлежащие на европейской территории Франции как регионам, так и департаментам.

Корсика обладает большей степенью автономии, чем другие территории метрополии. Ее статус определен Законом 1991 г. о статусе территориального коллектива Корсики. Это прежде всего выражается в большем объеме полномочий ее органов власти, а также в наличии своего парламента - Собрания. Предоставление Корсики большей, самостоятельности обусловлено особенностями ее национального состава. По сути, там имеет место национально-территориальная автономия.

51. Система государственных органов Франции.

Во Франции существует смешанное (или полупрезидентское) республиканское правление. Система органов власти во Франции построена на принципе разделения властей.

Современная Франция представляет собой республику с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают президент и правительство в лице Совета министров. Президент и правительство вместе составляют центральную исполнительную власть.

Президентский срок полномочий – 5 лет. Выборы Президента проводятся в два этапа: на первом этапе выбираются претенденты прямым всеобщим голосованием по мажоритарной избирательной системе, на втором этапе – по принципу относительного большинства.

Президент Франции – глава Республики и верховный главнокомандующий страны. Также Президент выступает в роли гаранта национальной независимости и территориальной целостности государства. Президент Франции обладает широкими полномочиями относительно управления государством.

Правительство или Совет министров представляют собой коллегиальный орган. Правительство состоит из государственной администрации и полиции, а также органов национальной безопасности и вооруженных сил. Правительство полностью подчинено его председателю, которым является Президент Франции.

Парламент Франции является высшим представительным и законодательным органом.

Парламент состоит из двух палат, таких как:

1) Сенат, его состав переизбирается каждые 9 лет косвенными выборами. Члены сената опираются в своей работе на интересы территориальных коллективов;

2) Нижняя палата (или национальное собрание). Его представители переизбираются каждые 5 лет прямым всеобщим голосованием. Члены нижней палаты избираются в два этапа, так же как и Президент.

Судебная власть Франции – это суды общей юрисдикции и административные суды. Все суды подчиняются общей юрисдикции Кассационного суда. Суды имеют свою специфику по направлениям: Административные суды, мировые суды, уголовные и др.

Государственный совет Франции является высшим органом административной юстиции.

Избирательным правом обладают граждане, достигшие ко дню выборов возраста 18 лет. С этого времени граждане становятся обладателями активного избирательного права.

Пассивное избирательное право для выборов в Национальное собрание приобретается после 23 лет. Для права участия в выборах в Сенат гражданам необходимо достичь возраста 35 лет. Возрастных ограничений для баллотирования на пост Президента не установлено.

Во Франции существует избирательный залог для кандидатов, выдвигающих свои кандидатуры: для нижней палаты -1 тыс. франков, для сенаторов – 2 тыс. франков, для кандидатов на должность Президента -10 тыс. франков.

52. Партийная система Франции.

В период с 1958 по 1981 гг. во Франции действовала доминантно-партийная система. Она базировалась на привилегированном положении очень влиятельной партии «Объединение в поддержку республики» (ОПР). Несмотря на идейность, название партии менялось несколько раз.

Партия «Объединение в поддержку республики» – буржуазно-центристская партия, которая была организована в 1958 г. генералом Ш. де Голлем и его ближайшими соратниками. Эта партия основана на традиционных либеральных ценностях. Ее представители стремятся ускорить европейскую интеграцию с учетом интересов Франции. Основная работа партии проводится в направлении создания и расширения влияния создании своей политической организации. Ее лидеры имеют поддержку различных слоев французского общества. Их популистским лозунгом является призыв «Быть везде». Объединения в поддержку республики призывают сохранить историческое величие Франции и ее культуры. Занимаясь политической пропагандой, представители ОПР продвигают идею сильной президентской власти и политической стабильности в обществе.

Социалистические организации стали заметны во французской политике только во второй половине XIX в.

Современная Французская социалистическая партия (ФСП) появилась в 1971 г. Она была основана как объединение небольших социал-демократических организаций. Эту партию возглавил популярный политик того времени Ф. Миттеран, который затем стал президентом Франции на период 1981–1995 гг. Политическая платформа ФСП – демократический социализм. Их главные идеи: справедливое подконтрольное распределение общественного продукта, защита физических лиц без учета их гражданства наемного труда и мелких предпринимателей. С конца 1980-х гг. ФСП находится в глубоком идейно-политическом кризисе. Ситуацию усугубило поражение на последних президентских и парламентских выборах.

Существует еще одна политическая партия – Французская коммунистическая партия (ФКП), дата ее основания – 1920 г. В середине прошлого века ее популярность была очень высока среди предпринимателей, занятых индустриальным или отчасти сельскохозяйственным производством, а также в среде интеллектуалов. Представители ФКП в последние годы снизили уровень своего влияния, потеряли много сторонников.

Кроме названных, существует еще несколько активных буржуазных партий, блоков и движений: радикал-социалисты, Центр социальных демократов, республиканская партия радикалов, республиканская партия. Действующая крайне правая политическая партия «Национальный фронт» продвигает свой лозунг «Франция только для французов».

Во Франции не существует конкретной законодательной базы, которая устанавливала бы нормы деятельности политических партий. Для того чтобы организовать свою политическую партию, не обязано проходить государственную регистрацию.

53. Судебная система Франции.


В порядке административно-территориального деления в состав Французской Республики входят :
1. Метрополия (европейская часть Франции) - разделена на 22 региона и 96 департаментов;
2. пять заморских департаментов (DOM): Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта;
3. пять заморских территорий (TOM): Французская Полинезия, острова Уоллис и Футуна, Сен-Пьер и Микелон, Сен-Бартелеми, Сен-Мартен;
4. три территории, имеющие особый статус: Новая Каледония, Клипертон, Французские Южные и Антарктические территории.

Таким образом, Франция делится на 27 регионов (regions) , из которых 22 находятся на европейском континенте, включая отдельный регион Корсика на одноименном острове, а ещё пять - заморские. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и утверждать бюджет.

27 регионов разделяются на 101 департамент (departements) , которые состоят из 336 округов (arrondissements) и 2074 кантонов (cantons). Основой Франции являются 36 658 коммуны (communes). Департамент Парижа состоит из единственной коммуны. Каждый из пяти заморских регионов (Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, Реюньон, Майотта) состоят из единственного департамента. У региона Корсика (включающего 2 департамента) - специальный статус административно-территориального образования, отличающийся от других регионов метрополии (континентальной Франции). Имеет самостоятельные органы управления, не подчиняющиеся центру. В 2003 был проведен местный референдум об объединении двух департаментов Корсики в один - но жители острова не захотели объединяться.

В ходе идущей в последние годы реформы государственного устройства, административное деление метрополии Франции (территории на континенте) и заморских владений Франции претерпевают некоторые изменения . Так, планируется сократить количество регионов метрополии с 22-х до 13-и. При этом количество департаментов останется прежним – 96. В 2015 году (с 01.01.2015) была образована городская метрополия в г. Лионе, который приобрел статус департамента. Уменьшится количество округов и коммун. Будет упразднено 6 округов и 123 коммуны. А вот количество кантонов уменьшилось почти вдвое: вместо действующих ранее 4 055 кантонов путем слияния осталось 2 074 кантона. Некоторые коммуны объединяются в государственные учреждения межкоммунного сотрудничества (EPCI - Etablissement public de cooperation intercommunale) для взаимодействия по вопросам транспорта, территориального планирования и т.д.

Подробнее:

Административно-территориальное деление Франции и ее последняя реформа в первую очередь имеют цель децентрализации государственной власти на местах. Органам управления любой административной единицы во Франции предоставляется ряд властных полномочий, которые они осуществляют на основании действующего законодательства на определенной территории административной единицы в рамках возложенных на них функций.

Так, на межрегиональном уровне представители исполнительной власти Франции осуществляют функции государственного управления в области таможни, гражданской авиации, автомобильных дорог, морского транспорта, организации тюрем, защиты прав молодежи. При этом интересы регионов представляют региональные префекты, а сами межрегиональные институты власти не имеют органов местного самоуправления и, соответственно, избирательных округов.

Регионы Франции, как административно-территориальные единицы , в свою очередь осуществляют функции местной власти на соответствующей территории в следующих сферах государственной деятельности: сельское и лесное хозяйство, продовольствие, организация труда, жилищно-коммунальное хозяйство, защита окружающей среды, образование, дела молодежи и социальной сплоченности, спортивное хозяйство, наука и здравоохранение, полиция (жандармерия). Глава региона – региональный префект, орган местного самоуправления – региональный совет, который избирается на региональных выборах. На Корсике, которая в целом имеет статус французского региона, орган местного самоуправления называется Совет Корсики, а представителей в этот орган избирают на территориальных выборах.

Департаменты Франции, как административно-территориальные единицы, в пределах своей компетенции на отведенной территории проводят политику в несколько других сферах государственной деятельности: государственные финансы, армия, образование, общественная безопасность, морской и наземный транспорт, функции социальной защиты и сплоченности населения. Глава департамента – ведомственный префект. В департаменте Буш-дю-Рон и в департаменте Парижа главой является комиссар полиции соответствующего департамента. Коллективный орган местного самоуправления в департамента Франции – Совет графства (в Париже – Совет Парижа, а в Лионе – Совет метрополии). Еще одно название этих органов – Сенат, который избирается на выборах в Сенат (в Лионе – «столичные выборы»).

В компетенции этих двух уровней административно-территориального деления Франции сосредоточены практически все основные полномочия государственного управления на соответствующей территории. Регионы вместе с департаментами решают и проводят в жизнь политику внутреннего управления по всем основным аспектам функций исполнительной власти: образование и наука, сельское хозяйство и промышленность, транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

Округа в системе административно-территориального деления не имеют столь значимых властных полномочий. Они не имеют органов местного самоуправления, а выполняют роль суб-департаментов во главе с суб-префектом.

Кантоны, как административные единицы , не решают вопросы внутреннего устройства государства. На соответствующей территории они проводят политику, обозначенную соответствующими регионом и департаментом, на территории которых они находятся. Это относится и к самой мелкой единице административно-территориального устройства Франции – коммуне, главой которой является мэр. Коллективным органом самоуправления является Коммуна, члены которой избираются на муниципальных выборах. При этом коммуны Парижа, Лиона и Марселя коллективного органа местного самоуправления не имеют. Главным органом управления в них является пост «мэра городка», который также избирается на муниципальных выборах.

Вся система административно-территориального деления Франции разработана с целью наиболее демократического и, одновременно, более точного претворения в жизнь политики французского государства на местах. Она действует на основании действующей Конституции Франции и уже доказала свою эффективность.

В заморских владениях Франции административно-территориальное деление несколько иное . Здесь выделяют пять регионов: Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Майотта, Реюньон, а также пять заморских сообществ со статусом регионов: Французская Полинезия, Сент-Мартен, Сен-Пьер и Микелон, Уоллис и Футуна, Сен-Бартелеми. Кроме того, заморская единица Новая Каледония также имеет статус региона наряду с Французскими Южными и Антарктическими территориями (ФЮАТ), а остров Клиппертон находится под непосредственным руководством французского правительства и не имеет административно-территориального деления.

Кроме этого, Французская Полинезия имеет собственное административно-территориальное деление. В ее состав входит 5 административных подразделений, которые делятся в свою очередь на коммуны, которых насчитывается более 40. Сен-Бартелеми в своем составе имеет 2 коммуны и 40 округов, Сен-Пьер и Микелон – 2 коммуны, Уоллис и Футуна – 3 округа (королевства) и 3 района, Новая Каледония – 3 провинции и 33 коммуны, Французские Южные и Антарктические территорияи (ФЮАТ) – 5 округов. Остальные заморские департаменты и сообщества Франции административно-территориального деления не имеют.

Как видим, в большинстве своем, формирование такой административно-территориальной единицы во Франции происходит на основании историко-природных характеристик конкретной местности. Множество регионов лежит в границах исторических областей - Нормандия, Бургундия, Бретань, Эльзас и др. Остальные регионы основаны в рамках географических характеристик. В их основе находятся такие географические объекты, как долины рек (Рона-Альпы, Центр-Долина Луары, Земли Луары), так и характеристики местного рельефа (Юг-Пиренеи, Аквитания, Лангедок-Руссильон), либо другие географические объекты (регион Корсика полностью занимает территорию одноименного острова).

Такое деление метрополии Франции на регионы произошло в ходе административной реформы 1950 года, хотя государственный деятель, который ее предложил - Серж Антуан, предполагал, что такое деление будет временным. Несмотря на это, регионы в утвержденных той реформой границах просуществовали до 31 декабря 2015 года. При этом от самих французов, да и от местных властей в регионах часто высказывались возражения по поводу некоторые границ и статусов регионов. Например, регион Земли Луары с момента его создания сразу был подвержен резкой критике, а французы называют его результатом административной некомпетентности. Были вопросы по региону Пуату-Шаранта, в котором до последнего времени отмечался раскол на две части с влиянием нескольких городов: Тур, Нант (в департаментах Дё-Севр и Вьенна) и Бордо в департаменте (Приморская Шаранта). Очень часто на собраниях местных органов власти обсуждался вопрос о воссоединении в один регион двух действующих - Нижней и Верхней Нормандии.

В результате рассмотрения подобных претензий, во Франции в 2010-х годах проваодится административная реформа, в ходе которой с 01 января 2016 года количество регионов путем объединения некоторых из них сокращено с 22-х до 13-и. Изменения коснуться не всех регионов Франции: регионы Корсика (22), Прованс-Альпы-Лазурный берег (21), Центр-Долина Луары (5), Земли Луары (12), Бретань (13), Иль-де-Франс (1) останутся без изменений и сохранят статус регионов Франции, как административно-территориальных единиц.

Изменения произошли в следующих регионах:
- регионы Юг-Пиренеи (16) и Лангедок-Руссильон (20) объединены в один регион под названием "Лангедок-Руссильон-Юг-Пиренеи" с административным центром в Тулузе;
- регионы Рона-Альпы (18) и Овернь (19) объединены в регион "Овернь-Рона Альпы" с административным центром в Лионе;
- регионы Верхняя Нормандия (4) и Нижняя Нормандия (6) объединены в один регион "Нормандия" с административным центром в г. Руане;
- регионы Бургундия (7) и Франш-Конте (11) объединены в регион "Бургундия-Франш-конте". Административный центр - Дижон;
- регионы Шампань-Арденны (2), Лотарингия (9) и Эльзас (10) объединены в регион "Эльзас-Шампань-Арденны-Лотарингия" с административным центром в Страсбурге;
- регионы Аквитания (15), Лимузен (17) и Пуату-Шаранта (14) объединены в один регион под названием "Аквитания-Лимузен-Пуату-Шаранта". Административный центр - Бордо;
- регионы Пикардия (3) и Норд-па-де-Кале (8) объединены в регион "Норд-па-де-Кале-Пикардия" с административным центром в г. Лилль.

Новообразованные регионы будут иметь статус регионов Франции как административно-территориальных единиц с предоставлением им полномочий, характерных для этой административно-территориальной единицы во Франции. Самым крупным регионом после реформы стал регион Аквитания-Лимузен-Пуату-Шаранта. Его площадь составила 84 059 км2, на которой по данным переписи населения в 2012 году проживало 5,8 млн. человек. Самым густонаселенным регионом остался регион Иль-де-Франс (11,9 млн. жителей в 2012г.), а самым маленьким - регион Корсика (8 680 км2).

Как видим, проводимая административная реформа учла некоторые претензии к бывшему административно-территориальному делению Франции на регионы и пошла навстречу. Так, регионы Верхняя и Нижняя Нормандии объединены в один регион - Нормандию, который имеет общую историю. Однако, некоторые предложения в оде реформы своего продолжения не нашли: регион Земли Луары не утратил статус самостоятельного региона и остался в предела своей территории. Результаты проведенной административной реформы на региональном уровне можно проследить на карте .


Подробнее:

Департаменты во Франции , как административно-территориальные единицы были образованы норм, прописанных в Указе об их образовании от 22 декабря 1789 года. Спустя 2,5 месяца 4 марта 1790 года Указ вступил в силу и в основу административно-территориального деления Франции легло ее деление на департаменты, границы которых определялись на основании границ исторически сложившихся округов и автономных общин.

В настоящее время во Франции выделено 101 департамент , из которых 96 расположены на территории метрополии Франции (включая 2 департамента на Корсике) и 5 заморских департаментов, имеющих особенный статус: Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон, Майотта. Средний размер департамента в метрополии Франции - около 5 880 км2, что в 2,5 раза больше, чем территория аналогичной территориальной единицы в Великобритании и в 3,5 раза больше - чем подобная административно-территориальная структура в США.

, в пределах своей компетенции на отведенной территории проводят политику в несколько других сферах государственной деятельности: государственные финансы, армия, образование, общественная безопасность, морской и наземный транспорт, функции социальной защиты и сплоченности населения. Глава департамента – ведомственный префект. В департаменте Буш-дю-Рон и в департаменте Парижа главой является комиссар полиции соответствующего департамента. Коллективный орган местного самоуправления в департамента Франции – Совет графства (в Париже – Совет Парижа, а в Лионе – Совет метрополии). Еще одно название этих органов – Сенат, который избирается на выборах в Сенат (в Лионе – «столичные выборы»).

Департаменты Франции, как административно-территориальные единицы делятся на округа и коммуны - самые мелкие единицы административного деления Франции. При этом сами департаменты образуют путем сообщества друг с другом регионы Франции. До 2016 года каждый регион состоял из 3-5 департаментов, хотя есть и исключения - регион Корсика, Верхняя Нормандия, Норд-па-де-Кале, Эльзас в своем составе имели всего по 2 департамента, а регионы Юг-Пиренеи, Рона-Альпы - по 8 департаментов.

Административная реформа Франции 2014 года не затронула принцип деления Франции на департаменты . И до ее проведения, и после реформы метрополия Франции остается разделена на 96 департаментов, сфера полномочий которых остается на дореформенном уровне. Кроме того, департаменты остались в составе тех же регионов, в которые они входили, либо вошли в состав новых регионов вслед за своими регионами, как их составляющие части. Это можно проследить путем анализа , где видно, что и до и после реформы, департаменты сохранили свои названия и границы.


Подробнее:

Административно-территориальное деление Франции включает в себя не только деление метрополии Франции, но и ее заморских владений. Здесь выделяют пять регионов: Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Майотта, Реюньон, а также пять заморских сообществ со статусом регионов: Французская Полинезия, Сент-Мартен, Сен-Пьер и Микелон, Уоллис и Футуна, Сен-Бартелеми. Кроме того, заморская единица Новая Каледония также имеет статус региона наряду с Французскими Южными и Антарктическими территориями (ФЮАТ), а остров Клиппертон находится под непосредственным руководством французского правительства и не имеет административно-территориального деления.

Согласно принятой в 1946 году Конституции Четвёртой Республики, французские колонии Гваделупа и Мартиника в Карибском море, Французская Гвиана в Южной Америке и Реюньон в Индийском океане были определены как заморские департаменты. Являясь неотъемлемой частью Франции и Европейского союза, заморские департаменты представлены в Национальном собрании, Сенате, Экономическом и социальном Совете, выбирают членов Европейского Парламента и имеют евро в качестве валюты. Ст. 73 Конституции Франции устанавливает особое положение заморских регионов и департаментов, которое может учитываться в их законодательном режиме и административной организации.

Французская Гвиана, расположенная в Южной Америке, как заморский департамент имеет свое собственное административно-территориальное деление. Французская Гвиана разделена на 2 округа (Сен-Лоран-дю-Марони и Кайенна), которые состоят из 22 коммун. Коммуны в Гвиане, как административно-территориальные единицы, в отличие от коммун метрополии Франции, не относятся к определенному населенному пункту и часто имеют внушительную территорию. Например, коммуна Марипасула имеет площадь 18 360 км2, что по своим размерам больше соответствует размерам департамента метрополии.

Гваделупа, как заморское владение Франции , также имеет статус заморского региона (департамента) и достаточно разветвленное административно-территориальное деление. Французский департамент Гваделупа в настоящее время состоит из 2 округов: Бас-Тер и Пуэнт-а-Питр. Округ Бас-Тер в своем составе имеет 17 кантонов и 18 коммун, а в состав округа Пуэнт-а-Питр входят 23 кантона и 14 коммун. Ранее в состав Гваделупы входил и ещё один, третий округ - Сен-Мартен-Сен-Бартелеми, состоящий из 3 кантонов и 2 коммун. Однако 22 февраля 2007 года этот округ проголосовал за выход из состава Гваделупы.

Заморское владение Франции в Карибском море - Мартиника , также имеет статус заморского департамента и наделено соответствующими функциями. Несмотря на свои скромные размеры, чуть более 1 тыс. км2, Мартиника имеет развитое административно-территориальное деление. В настоящее время в составе Мартиники выделяют четыре основные административные единицы - округи: округ Фор-де-Франса (префектура отдела Мартиники: Фор-де-Франс) с 16 кантонами и 4 коммунами; округ Ла-Трините (супрефектура: Ла-Трините) с 11 кантонами и 10 коммунами; округ Ле-Марен (супрефектура: Ле-Марен) с 13 кантонами и 12 коммунами; округ Сен-Пьер (супрефектура: Сен-Пьер) с 5 кантонами и 8 коммунами. Таким образом, общую систему административно-территориального деления Мартиники можно обозначить так: 4 округа - 45 кантонов - 34 коммуны.

Майотта - также заморское владение Франции со статусом заморского региона (департамента). Административно-территориальное деление Майотты достаточно простое. В составе этого заморского департамента выделены 17 коммун. Причем их территория и население могут отличаться в несколько раз. Самая крупная коммуна на Майотте - Мамуцу (она же самая населенная) площадью 41,94 км.2 почти в 10 раз превосходит по территории коммуну Паманзи (4,29 км2). Самая слабо населенная коммуна - Аква, где проживает около 4,7 тыс. человек.

Реюньон - заморское владение Франции в Индийском океане со статусом заморского департамента. Административно-территориальное деление Реюньона имеет сложную структуру. Реюньон делится на 4 округа, которые в свою очередь состоят из кантонов и коммун. Округ Сен-Пьер - самый крупный и одновременно самый сложный в административно-территориальном делении. Он состоит из 16 кантонов и 8 коммун. Округ Сен-Поль в составе имеет 10 кантонов и 5 коммун, округ Сен-Дени - 4 кантонов и 5 коммун, округ Сен-Бенуа - 9 кантонов и 6 коммун. Коммуны на Реюньоне могут очень сильно различаться в территориальном плане. Их размеры могут колебаться от 26 км2 до 229 км2.

Ст. 74 Конституции Франции закрепляет возможность вхождения в ее состав заморских сообществ. Согласно этой норме, в заморских сообществах Франции возможно функционирование законов и обычаев, отличных от таковых в метрополии Франции, если это соответствует обычаям местного населения. Законодательные органы, избираемые на местных выборах, в таких сообществах обладают очень большой автономией и решают многие вопросы экономической и общественной жизни сообществ. Французская Полинезия, как одно из таких сообществ , имеет собственное административно-территориальное деление. В ее состав входит 5 административных подразделений, которые делятся в свою очередь на коммуны, которых насчитывается более 40.

Заморское сообщество Сент-Мартен , как административная единица Франции имеет статус региона, однако, на основании ст. 74 Конституции Франции также как и Французская Полинезия - имеет широкую автономию в управлении внутренними делами. Из-за небольшого количественного состава населения (чуть более 36 тысяч жителей), Сент-Мартен не имеет собственного административно-территориального деления.

Заморское сообщество Сен-Пьер и Микелон , как заморское сообщество имеет статус региона Франции. Этим сообществом управляет префект, назначаемый президентом Франции. Орган местного самоуправления - Территориальный совет (19 членов, избираемых населением на 6-летний срок). Состоящий из двух основных островов Сен-Пьер и Микелон имеет соответствующее административно-территориальное деление: делится на две коммуны, территориально соответствующие основным островам в составе сообщества.

Уоллис и Футуна также имеют статус заморского сообщества , которое в свою очередь делятся на 3 территориальных округа, совпадающих в границах с историческими королевствами (Аво, Сигав, Увеа). Самый крупный округ Увеа, в свою очередь, делится на три района. Большая часть границы между Ало и Сигавом на острове Футуна проходит по реке Ваинифао. Названия районов территориального округа Увеа заимствовано у тонганцев и в переводе на русский язык означают: хахаке - восток или восход; хихифо - запад или закат; муа - передняя часть острова.

Сен-Бартелеми, как заморское сообщество Франции имеет наиболее сложное административно-территориальное деление. Несмотря на свои очень скромные размеры (21 км2), этот остров имеет развитое территориальное деление. Сен-Бартелеми в своем составе имеет 2 коммуны и 40 округов-кварталов. Эти кварталы - одно из самых маленьких территориальных единиц в мире, имеющие площадь до 1 км2.

Новая Каледония, Французские Южные и Антарктические территории (ФЮАТ) и Клиппертон - это заморские административно-территориальные образования с особым статусом. Новая Каледония как административно-территориальная единица в свою очередь делится на три провинции и 33 коммуны: Южная провинция разделена на 14 коммун, Северная провинция - на 16 коммун, провинция Луайоте - на три.

Французские Южные и Антарктические территории или ФЮАТ делится на 5 округов , которые сформированы в пределах территорий крупнейших островов архипелага и других островов, включенных в состав ФЮАТ. Округа даже имеют соответствующие названия: земля Адели, архипелаг Кергелен, острова Крозе, острова Сен-Поль и Амстердам, острова Эпарсе. Последний округ (острова Эпарсе) не имеют населения, но как административно-территориальная единица имеет своего главу.

Клиппертон - это коралловый атолл , находящийся в восточной части Тихого океана. Он также имеет статус заморского особого административно-территориального образования Франции. До 21 февраля 2007 года административно подчинялся Французской Полинезии, теперь управляется непосредственно правительством Франции. Административно-территориального деления не имеет из-за своих небольших размеров и отсутствием жителей.

Административное деление Франции очень сложно устроено. Страна делится на административные районы, департаменты, округа, кантоны, коммуны. Помимо сухопутных владений Франция имеет ещё и приморские территории, которые находятся под ее властью.

Общая характеристика

Сухопутная часть Французской республики делится на 22 административных района и 96 департаментов. Заморских владений у Франции всего 10: 5 заморских территорий (Мартиника, Майотта, Реюньон, Гвиана, Гваделупа) и 5 департаментов (острова Уоллис и Футуна, Сен-Бартелеми, Французская Полинезия, Сен-Мартен, Сен-Пьер и Микелон). Помимо сухопутных и приморских в административном делении Французской республики имеются территории с особым статусом (Французские Южные и Антарктические территории, Клипертон, Новая Каледония).

Итак, в рассматриваемом государстве находится 27 административных единиц, 22 из которых- находятся на материковой части Европы, а 5 являются заморскими территориями.

В свою очередь, 27 регионов состоят из 101 департамента, 336 округов, 2074 кантонов. Основной административной единицей Франции являются коммуны, количество которых составляет 36 658 по всем уже государству. На протяжении последних пары лет во Французской республике проходят реформы устройства государства, в результате чего заморские территории и материковые владения государства претерпевают некоторые изменения. Правительство планирует уменьшить количество регионов с 22 до 13.

Количество департаментов остаётся все тем же. В настоящее время действует 2074 кантона и такое количество было не всегда. Данная административная единица уже претерпевала изменения и было принято решение уменьшить ее почти в 2 раза (было 4055 кантона, а осталось 2074). Что насчёт коммун и округов, их тоже планируют сократить. Будут убраны 6 округов и 123 коммуны. Несколько коммун собираются соединить в госучреждения для решения мелких вопросов правительства.

Административное деление Франции

Изменения

Изменения во Французской республике стали признаны официально с 1-го января 2016-го года. Административное деление республики сейчас представляет собой 18 регионов, в которых есть 101 департамент. Сегодняшние колебания в политике почти не имели влияние на заморские владения Республики и ее остальных владений, оставшихся от прошлого колониального режима.

Население и численность Франции

А вот на материковых французских краях много кто объединился в один регион, например: соединилось две части Нормандии, образовав один большой регион. Север – Па-де-Кале была объединена с Пикардией, Рона-Альпа с Овернью, а Бургундия стала единым целым с Франш-Конте, а Бретань осталась на прежнем месте. Страсбур стал столицей нового крупнейшего региона. Точно также повезло ещё одному городу республики -Бордо, который стал политическим центром региона.

Проведенная реформа имела цель перенесения власти и полномочий на местные органы государственной власти. Она носила название децентрализация и была проведена для усовершенствования распределения власти между высшими административными органами и местными органами управления. После проведения реформы местные власти получили право издавать нормативные акты, которые после издания утверждались высшими органами.

Особенности административных единиц республики

Также особенностью административного деления Французской республики является огромное количество коммун (36 000), в то время как в других европейских странах их всего лишь 12 000, 8 000 или еще меньше. Таким образом, мы замечаем, что это значит, что устройство Франции намного сложнее, нежели в других европейских государствах. Создание департаментов способствовало созданию коммун.

Правительство департаментов заключается в следующем- небольшая территория государства находится под управлением и под полномочиями того или иного департамента. А теперь подробнее о департаментах. Их общая площадь составляет более 5000 квадратных километров. У каждого департамента есть некая «столица», то есть главный город, за которым стоят непосредственно меньшие единицы-административные институты.

Документы на визу во Францию

Центр департаментов выбирается обычным способом, обычно, это самый большой город на его территории. Под их правительство попадает транспортное сообщение, экономика, культура, образование, социальное обеспечение, медицинское страхование. Главным направлением деятельности департаментов Французской республики является медицинское и социальное обеспечение.

Основным собранием является Генеральный совет, который избирается на заседаниях генеральных советников и переизбирается каждые 6 лет. Только члены меняются не в целом составе, а только наполовину. Совсем недавно появилась территориальная единица Франции-регион. В государстве имеется 26 регионов, 22 из которых расположены на материковой европейской части государства. Под правительством региона находится представитель высшего органа власти республики. Основными направлениями деятельности регионов является содействие санитарному, медицинскому,культурному, экономичсекому и социальному развитию его территории, а также обустройство региона. Граница региона проходит на границе департаментов, которые в нем состоят.

Франция с 2016 года разделена на 17 регионов (4 из них — это заморские владения), каждый из которых по-своему прекрасен. Мы посетим исторические регионы Франции — Нормандию, Эльзас, Прованс, Рону-Альпы и другие. Узнаем главное, что они могут предложить туристу.

Регионы Франции (информация 2016 года)

Сайт Dreamfrance.Ru существует с 2007 года. И очень долгое время на этой странице была опубликована информация об административном делении Франции на 26 регионов, 22 из которых расположены на европейском континенте. Но, начиная с января 2016 года, нам пришлось в срочном порядке вносить изменения - мы ощутили некоторую общность с законодательной палатой!

Дело в том, что президент Франсуа Олланд еще в 2014 году внес изменения в конституцию, и регионов во Франции осталось всего 13 (не считая заморских владений). Причем только 12 из них расположены в Европе. Корсика - 13-й регион - сохраняет обособленное положение в Средиземном море, на то она и остров.

Изменения в административном делении крупнейшего европейского государства (по площади) вступили в силу как раз с января 2016 года.

Что послужило причиной резкого сокращения областей Франции? Если отбросить все пространные рассуждения об историческом тяготении народов одного региона к другому и их давнему желанию «объединиться», то, несомненно, - деньги. Говорят, что французский бюджет начнет экономить от 10 до 15 млрд. евро в год. Как выйдут из положения главы самих регионов, которых хоть и стало меньше, но лишь на бумаге (территории, как и население ведь остались прежними), центр не слишком беспокоится. Как, впрочем, и всегда. Главное, разбрасываться такими деньгами в условиях кризиса уже не просто роскошь, а роскошь непозволительная.

Однако чужая страна потемки, а потому займемся самым интересным – изучением нового административного деления Франции 2016. Ведь исторические регионы Франции - Шампань, Эльзас, Аквитания и прочие - никуда не исчезнут. Наоборот, станут еще привлекательнее для путешественников.

Новые регионы Франции 2016:

  1. Бургундия - Франш-Конте (Бургундия и Франш-Конте, объединившиеся в одно целое). Столица - симпатичный город Дижон. Население новой области - около 2,8 млн. человек.
  2. Аквитания - Лимузен - Пуату - Шаранта (тут все еще проще - Аквитания, Лимузен, Пуанту - Шаранта). Столицей был выбран, конечно, один из крупнейших мегаполисов Франции - Бордо (главный город Аквитании). В объединенном регионе проживает почти 6 млн. человек.
  3. Нормандия . Пожалуй, единственный вариант, к объединению которого стремились долгие годы, в первую очередь - местные жители. В этом случае «слились воедино» Нижняя и Верхняя Нормандия. Столица - красавец Руан. Этот регион Франции объединил на своей территории 2,3 млн. жителей.
  4. Эльзас - Шампань - Арденны - Лотарингия . Области Эльзас и Лотарингия и без того имели немало общего - хотя бы периодическое нахождение под властью Германии. А вот включение Шампани в этот союз - довольно неожиданно! Столицей ожидаемо стал Страсбург (крупнейший город Эльзаса). Область объединяет более 5,5 млн. человек.
  5. Лангедок - Руссильон - Юг - Пиренеи (две области Лангедок - Руссильон и Юг - Пиренеи стали одной территорией). Прекрасная Тулуза стала главным городом нового административного региона (в прошлом - центр области Юг - Пиренеи). Население превышает 5,6 млн. жителей.
  6. Нор - Па-де-Кале - Пикардия (в этом случае составными частями стали не слишком растиражированные регионы Франции - Нор - Па-де-Кале и Пикардия). Столица их - Лилль, достаточно крупный город на самом севере страны. Население области велико - почти 6 млн. человек.
  7. Овернь - Рона - Альпы (красивейшая территория страны Рона - Альпы объединилась с Овернью). Крупнейший город в части Франции - Лион. Он и был назначен столицей региона. А население нового Овернь - Рона - Альпы - крупнейшее из всех нами перечисленных (7,8 млн. жителей). Забегая вперед: большим количеством человек может похвастаться только столичный Иль-де-Франс.

Есть у нас и хорошая новость для тех, кто не любит резких перемен - даже во Франции. 6 регионов страны остались без изменений, сохранили свои столицы и исторические особенности в неизменном виде!

Регионы Франции, оставшиеся без изменений:

  1. Бретань . Область Франции на берегу Ла-Манша со столицей в городе Ренн и населением 3,2 млн. жителей. По-прежнему одно из самых романтичных мест страны с множеством деликатесов.
  2. Центр - Долина Луары . Название говорит само за себя! Где самые красивые замки Европы, повидавшие самого Да Винчи и Людовика XIV? Конечно, в Долине Луары. Столица - городок Орлеан - и 2,5 млн. жителей всегда рады гостям!
  3. Корсика . На родине Бонапарта также все без изменений. Островной Аяччо - столица Корсики - и 320 тысяч гордых корсиканцев тоже по-своему рады туристам.
  4. Иль-де-Франс . Как и обещали, столичный регион Франции порадует вас огромным количеством жителей - 12 млн. человек - и крупнейшим городом не только Иль-де-Франса, но и всей страны. Конечно, это Париж.
  5. Земли Луары . Крупнейший город этой области - Нант. Местность имеет выход к океану и славится, например, проливной дорогой Пассаж дю Гуа. Население среднее - около 3,6 млн. жителей.
  6. Прованс - Альпы - Лазурный берег . Честное слово, чтобы добраться до этого региона Франции, стоило дочитать до конца. Когда дело касается Прованса и Лазурного берега, редакция Dreamfrance не может оставаться беспристрастной - это наша любимая территория! А Ницца - крупнейший город Прованса - по популярности может поспорить с самим Парижем. Местное население - почти 5 млн. человек. И это не учитывая отдыхающих, которые останавливаются на Французской Ривьере круглогодично.

Несмотря на то, что многие регионы Франции стали «единым целым», мы по-прежнему будет рассказывать вам об исторических землях страны. Вы сможете узнать, что такое Бургундия, Лангедок - Руссильон, Рона - Альпы и другие, в независимости от того, в какую группу они входят сегодня.

Заморские регионы Франции:

  • Гваделупа . Столица - Бас-Тер, население - около 400 000 человек.
  • Гвиана . Крупнейший город - Кайенна. Число жителей не превышает 250 000.
  • Остров Мартиника со столицей в Фор-де-Франс. Население - 385 000.
  • Остров Реюньон с главным городом Сен-Дени и численностью жителей более 800 000.

Что нужно для поездки во Францию?

1. Дешевые авиабилеты. Минимальные цены из вашего города:

Календарь низких цен на перелеты в Париж на год вперед:

2. Комфортное и недорогое жилье. Выгодные цены на отели Парижа: