Занимательные вопросы. Занимательные вопросы по химии Название химической викторины

Сценарий викторины по химии

«СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» для учащихся 9-х классов.

Подготовила учитель химии МОУ гимназии № 2, учитель высшей категории

Козина Галина Николаевна

Оборудование: изображение подковы – символа викторины, песочные часы, камертон, табло, мешочек с бочонками, призы.

ХОД ВИКТОРИНЫ:

Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать Вас сегодня на химической викторине «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ». Госпожа удача дается в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, найти и не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 9-х классов. Ура им и громкие аплодисменты!

(Участники игры занимают свои места)

Представление жюри и команд.

Команды за определенный промежуток времени должны дать как можно больше правильных ответов. Время можно проследить по песочным часам. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Вопросы команде 1

1. Газообразная природная смесьвоздух

2. Процесс распада электролита на ионыдиссоциация

3. Газ, образующийся во время грозыозон

4. То, из чего состоит теловещество

5. Положительная частица ядрапротон

6. Самое твердое природное веществоалмаз

7. Газ, выделяемый растениями на светукислород

8. Процесс отдачи электроновокисление

9. Химическое явление (по-другому)реакция

10. Отрицательный ионанион

11. Какую водку не станет пить пьяница царскую

12. Вертикальный ряд элементов в ПСгруппа

13. Раствор хлороводорода в водесоляная кислота

14. Соли азотной кислоты (название)нитраты

15. Простейший стеклянный химический сосудпробирка

16. Родной брат алмазаграфит

17. Наименьшая частица веществаатом

18. Реакция, сопровождаемая светом и тепломгорение

19. Благородный металлзолото

20. Условная запись состава веществаформула

Вопросы команде 2

1. Самый распространенный на Земле элементкислород

2. Число атомов в молекуле водородадва

3. Чем гасят содууксусом

4. Заряженная частица, в которую превращается атомион

5. Единица количества веществамоль

6. Соли серной кислоты (название)сульфаты

7. Родина фарфораКитай

8. Самый легкий газводород

9. Вращается вокруг ядраэлектрон

10. Жидкий металлртуть

11. От какого дождя гибнут растениякислотного

12. Аллотропное видоизменение кислородаозон

13. Очень быстрая химическая реакциявзрыв

14. Больше всего в воздухеазота

15. Окисление железа(по-другому)ржавление

16. Положительный ионкатион

17. Ряд элементов, расположенный горизонтальнопериод

18. Химический нагревательный приборспиртовка

19. Цифра, стоящая перед формулой в уравнениикоэффициент

20. Твердая водалед

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первого конкурса.

2-ой конкурс «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»

Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами. Ведущий зачитывает соответствующий вопрос. После короткого (30 с) обсуждения команда дает ответ. Правильный ответ- 2 балла.

1. Какое твердое водородное соединение и в огне не горит и в воде не тонет? (Вода, лед)

2. Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (Лакмусовую , кислотой)

3. Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (Бородин)

4. Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (Философский)

5. Что называют «черным золотом»? (Нефть)

6. Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (Много соли)

7. Согласно народным преданиям, в I столетии н.э считали, сто металлов существует столько же, сколько и планет, поэтому каждому присваивали имя какой-нибудь планеты: Марс – Fe (железо), Сатурн – Pb (свинец), Юпитер – Sn (олово), Меркурий – Hg (ртуть) . Какие металлы соответствовали Солнцу и Луне? (Золото и серебро)

8. Какой галоген добывают из морских водорослей? (Йод)

9. В трех сосудах даны газы: O 2 , Н 2 , С O 2 . Как обнаружить где какой газ? (Горящей лучиной)

10. Как доказать, что в состав кислоты входит водород?

11. Какое отношение имеет русский поэт Блок к Менделееву? (Зять)

12. Какую химическую ошибку допустил Конан Дойл в повести «Собака Баскервилей »

Жюри подводит итоги и объявляет результаты второго конкурса.

3-ий конкурс – конкурс капитанов «ОТВЕТЫ ДУЭТОМ»

1. Воздушная оболочка Землиатмосфера

2. Переход жидкого вещества в париспарение

3. Латинское название водородагидрогениум

4. Итальянский ученый, открывший один из газовых законовАвогадро

5. Сосуд для растирания веществаступка

6. Элемент, укрепляющий зубную эмалькальций

7. Родина порохаКитай

8. В каком виде встречается золото в природесамородном

9. Почему натрий хранят под слоем керосинаокисляется

10. Закон сохранения массы вещества открылЛомоносов

11. Кислота, содержащаяся в желудочном сокесоляная

12. Главный элемент атомной энергетикиуран

13. Какая вода мутнеет от дыханияизвестковая

14. Из-за этого металла гибли целые племеназолото

15. Изменяет цвет в кислоте или щелочииндикатор

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первых трех конкурсов. В это время ведущий проводит викторину для болельщиков.

ВОПРОСЫ БОЛЕЛЬЩИКАМ

1. Известно, что Менделеев очень любил своих детей. Сколько их было? (шесть)

2. Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)

3. Какой металл используют юные пиротехники? (магний)

4. Какой элемент назван в честь России? (рутений)

5. Какой галоген помог открыть ученому кот? (йод)

4-ый конкурс «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

Ведущий: Этот конкурс будет вести человек, имя которого вы должны угадать.

Ведущий дает краткую характеристику приглашенного.Можно пригласить провести этот конкурс учителя математики, физики, географии или др.

Например, «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»- учитель математики. Его задания:

1. Что больше: число Авогадро или площадь поверхности Земля, выраженная в мм 2 ? Для справки: S =5,1*10 8 км 2

2. Во сколько раз число нейтронов в ядре кислорода больше числа нейтронов в ядре лития?

3. Кто быстрее посчитает относительную молекулярную массу (Mr ): NaNO 3 (ответ-85) , H 2 SiO 3 (ответ-78).

5-ый конкурс «ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ»

Команды заранее готовят вопросы противникам. Задают вопросы по очереди.

Подведение итогов Награждение

Учитель химии МОУ гимназии №2 г. Новокубанска Козина Галина Николаевна, учитель высшей категории.

Лицейское внеклассное мероприятие«ПАРАДНАУК»

Цель : п овысить интерес учащихся к изучаемым предметам.

Форма проведения: игра по типу телевизионной игры «Что? Где? Когда?»

Вопросы по химии

  1. Какие металлы наиболее распространены в земной коре? (2 балла)
  2. Сплав железа с углеродом, содержащийболее 2% углерода, примеси кремния, марганца, фосфора и серы(1 балл)
  3. Названия каких элементов схоже с названием планет?(1 балл)
  4. Какой элемент можно назвать элементом жизни и смерти и почему?(2 балла)
  5. Тяжёлый металл в жидком состоянии.(1 балл)
  6. Элемент, названный по имени героя древнегреческой мифологии.(1 балл)
  7. Как можно на некоторое время предохранить молоко от прокисания при температуре летнего дня?(3 балла)
  8. Какая кислота содержится в желудочном соке животных? Какова её роль? (1 балл)
  9. Какая кислота рождается во время грозы?(1 балл)
  10. Какой кислотой медики пользуются для дезинфекции, кожевенники для дубления кожи, химики для приготовления стёкол?(2 балла)
  11. Какая кислота самая ядовитая?(2 балла)
  12. Какая кислота в чистом виде напоминает студень, а какая кристаллики льда?(2 балла)
  13. Много ли солёных солей?(1 балл)
  14. Какими солями вы пользуетесь по утру, ещё не успев сесть за завтрак?(2 балла)
  15. Какая кислота содержит элемент, который является основой всего живого?(1 балл)
  16. Какую планету называют “красной” и почему?(1 балл)
  17. Что представляют собойполярные шапки Марса? Какой их химический состав?(3 балла)
  18. Какой газ в избытке находится на Венере, а на Земле он применяется для получения фруктовых вод?(2 балла)
  19. Почему в космосе в отличие от Земли можно прочно сварить любые металлы?(3 балла)
  20. Какие слова М. В. Ломоносова являются крылатыми?(2 балла)
  21. Кто является основоположником стекольной промышленности в России и открыл атмосферу на Венере?(2 балла)
  22. Каким расплавленным металлом можно заморозить воду?(1 балл)
  23. Какой металл самый лёгкий и какой самый тяжёлый?(2 балла)
  24. Какое золото “ дешевле” серебра?(3 балла)
  25. Разработка залежей какого минерала послужила для основания города в Оренбургской области? Назовите этот город?(2 балла)
  26. Химическое вещество, называемое в технике каустической содой.3 балла
  27. Дайте ещё два названия раствору аммиака.(2 балла)
  28. “Вещество неисчерпаемых возможностей”. В середине 20 века в некоторых странах оно служило единицей ценности и играло роль денег. (3 балла)
  29. Как опытным путём различить питьевую и стиральную соду?(2 балла)
  30. Какой выдающийся русский химик являлся и гениальным композитором?(2 балла)
  31. Название какого элемента в переводе на русский язык означает безжизненный?(1 балл)
  32. Как вывести чернильное пятно на платье?(3 балла)
  33. Как опытным путём различить калийную селитру и поташ?(3 балла)
  34. Как называются атомы одного химического элемента, имеющее одинаковое число протонов, но разное число нейтронов в ядре?(1 балл)
  35. Какой газ выделяется при действии соляной кислоты на сульфид натрия? Какой запах он имеет?(2 балл)
  36. Какие оксиды имеет углерод? Какой из них солеобразующий?(1 балл)
  37. Почему простых веществ больше, чем химических элементов?(2 балла)
  38. Химический элемент, в котором 8 протонов и 8 электронов, имеет две аллотропные модификации (назовите их).(1 балл)
  39. Газ, который применяли в качестве химического оружия во время первой мировой войны.(1 балл)
  40. Какое вещество гасят водой, хотя оно не горит? Какое вещество при гашении получается? Какое молоко не пьют?(2 балла)
  41. Учитель гимназии - автор сказки “Конёк-горбунок”, ученик - великий русский химик. Назовите их имена.(2 балла)
  42. Биологические катализаторы.(2 балла)
  43. Каким химическим элементом богата морская капуста, а недостаток его в организме человека приводит к заболеванию щитовидной железы?(1 балл)
  44. Металл, обладающий бактерицидными свойствами.(1 балл)
  45. Галоген, соединения которого оказывают успокаивающее действие на нервную систему.(2 балла)
  46. Дайте названия элементам 1А, 2А, 7А и 8А групп(1 балл)
  47. Процессы отдачи и присоединения электронов. (1 балл)
  48. Напишите формулы пероксида водорода, фторида кислорода, гидрида натрия.(1 балл)
  49. Это средство было изобретено, как дорогое упаковочное, например, для ценных подарков цветов, ювелирных изделий. В наши дни, сохранив свои функции, это стало, чуть ли не главным мусором планеты.(3 балла)
  50. Недавно во Флориде построен первый дом из алюминия. Алюминий был получен при переработке вторичного сырья. Всего на сооружение дома потребовалось более полмиллиарда единиц этого вторичного сырья. Что это за сырьё?(3 балла)

Ответы

1. Алюминий и железо

2. Сталь

3. Уран, плутоний, нептуний.

4. Азот. Элементом жизни его называют потому, что он входит в состав белка - носителя жизни на земле, элементом смерти называют потому, что он входит в состав многих взрывчатых веществ (аммонал, тринитротолуол и другие).

5. Ртуть.

6. Тантал.

7. Сосуд с молоком нужно поставить в таз с водой и накрыть салфеткой так, чтобы её края находились в воде. Вода, поднимаясь по салфетке, будет испаряться. Испарение - процесс эндотермический, поэтому молоко в сосуде будет охлаждаться.

8. Соляная кислота, которая расщепляет белки на более простые соединения.

9. Азотная.

10. Борной.

11. Синильная.

12. Кремневая, уксусная.

13. Одна, поваренная соль.

14. Карбонат кальция в зубной пасте.

15. Угольная.

16. Марс, потому что его поверхность покрыта частицами, содержащие оксид железа.

17. Это замёрзший углекислый газ в смеси со льдом и снегом.

18. Углекислый газ.

19. У металлов отсутствует оксидная пленка.

20. “Широко простирает химия свои руки в дела человеческие”

21. М.В.Ломоносов, разработал рецепт цветных стёкол.

22. Жидкая ртуть.

23. Самый лёгкий - литий. Самый тяжёлый - осмий.

24. “Сусальное золото”. По химическому составу - это двусерное олово. По внешнему виду это вещество жёлтого цвета.

25. Медный колчедан. Город Медногорск.

26. Едкий натр - гидроксид натрия.

27. Нашатырный спирт, гидроксид аммония.

28. Соль поваренная.

29. Питьевая сода, при нагревании разлагается с выделением углекислого газа, в отличии от стиральной соды.

30. А.П.Бородин

31. Азот

32. Чернила выводят горячим раствором щавелевой кислоты. д ля белых тканей можно применить хлорную воду.

33. С помощью соляной кислоты, там, где поташ, выделяетсяуглекислый газ.

34. Изотопы.

35. Сероводород, он имеет запах тухлых яиц.

36. Закись углерода - угарный газ CO , двуокись углерода - углекислый газ CO 2 (солеобразующий оксид)

37. Обусловлено явлением аллотропии.

38. Кислород

39. Хлор

40. Оксид кальция - негашёная известь. Гидроксид кальция - гашёная известь. Известковое молоко

41. П.П.Ершов - учитель. Д.И.Менделеев - его ученик

42. Ферменты

43. Йод.

44. Серебро

45. Бром

46. 1А группа - щелочные металлы, 2А - щелочноземельные, 7А - галогены, 8А - инертные газы.

47. Окисление и восстановление

48. H 2 O , OF 2 ,NaH

49. Целлофан

50. Алюминиевые банки из-под пива и лимонада.

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Мегион

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Викторина по химии

для учащихся 8 – 11 классов,

посвященная 175-летию

со дня рождения Д.И. Менделеева.

Разработала:

Соколовская Н. В.,

учитель биологии и химии высшей категории МОУ «СОШ №2»

Внеурочное мероприятие,

посвященное 175 – летию со дня рождения Д.И. Менделеева

игра «Слабое звено»

для учащихся 8 классов.

Цель мероприятия:

1. Расширить представления учащихся о жизни и деятельности великого русского ученого Д.И. Менделеева, в игровой форме повторить и применить свои знания о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Развитие беглости воспроизведения полученных знаний, развитие у учащихся умения переносить имеющиеся знания в нетрадиционную форму воспроизведения и творческих способностей учащихся.

3. Воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к России, способность осознавать значимость научных открытий для мировой научной общественности, воспитание интереса к исследовательскому труду, развитие интереса к науке – химии.

Ход мероприятия:

Игра проводиться в три раунда:

I раунд игры посвящен жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Ведущий задает вопросы по биографии ученого.

По результатам жюри оставляет игроков для II раунда (выбывают из игры те, кто не дал ни одного ответа или неправильно ответил на вопросы).

II раунд игры построен на знаниях периодического закона и периодической системы Д.И. Менделеева. Ребятам предлагаются предложения, которые необходимо закончить соответствующим термином. По результатам жюри оставляет игроков для III раунда (в третий раунд остаются только три игрока, набравшие большее количество баллов)

III раунд . Заданиями этого раунда являются загадки о химических элементах. Участник, разгадавший все загадки становиться победителем.

Оборудование:

Текст загадок для III раунда, секундомер (), почетные грамоты и подарки.

1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. – М., «АСТ-ПРЕСС»,2002

2. Петров М.М., Михилев Л.А., Кукушкин Ю.Н. Неорганическая химия. – Ленинград, «ХИМИЯ», 1989.

3. Манолов К. Великие химики. В 2-х томах. т. 2, - М., «Мир», 1985.

4. Энциклопедический словарь юного химика /Под ред. Прокофьева М.А., - М.,«Педагогика», 1990.

5. Сергеева М.П. «К 120-летию открытия периодического закона», «Химия в школе». №1, 1989

I раунд

В мире веществ хаоса нет.

Наука химия все одолеет!

«В каждой клеточке – элемент.

И это закон!» - сказал Менделеев.

Л.Ю. Аликберова

Ведущий:

Слабый свет проникал сквозь задернутые занавесками окна. В комнате было мрачно и тихо. Марья Дмитриевна лежала неподвижно и тяжело дышала. Стоя на коленях у кровати, Дмитрий с болью смотрел на дорогое, так сильно изменившееся лицо матери. Ему казалось, что прошли часы с тех пор, как Лиза ушла за врачом.

- Митя, - прошептала Марья Дмитриевна, - дай я тебя поцелую в последний раз.

Он наклонился, и уже холодеющие губы коснулись его лба.

- Прощай, мой мальчик. Умираю спокойной за твое будущее. Верю, что ты будешь великим.

Мать Дмитрия оказалась права, ее сын стал великим ученым-энциклопедистом в области химии, физики, технологии, геологии и даже метеорологии. Он прославил не только свое имя как ученого, но и увеличил научную значимость России в мировой научной общественности.

В I раунде Вам будут предложены вопросы, касающиеся жизни и деятельности великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, постарайтесь отвечать быстро и правильно.

Вопросы для I раунда:

  1. Дата рождения Д.И. Менделеева? (27 января (8 февраля) 1834год)
  2. Город, в котором родился Д.И. Менделеев? (Тобольск)
  3. Сколько детей было в семье Менделеевых? (17 человек)
  4. На каком факультете педагогического института обучался студент Дмитрий Менделеев? (физико-математический факультет)
  5. Как звали отца Д.И. Менделеева? (Иван Павлович)
  6. В каком году Дмитрий пошел учиться в гимназию? (1841 год).
  7. Сколько лет в Петербургском университете вел свою научную и педагогическую деятельность профессор Д.И. Менделеев? (23 года)
  8. Каким по счету был ребенком в семье Митя Менделеев? (последним)
  9. Где и кем работал отец Дмитрия до того как ослеп? (директором Тобольской гимназии).
  10. Какзвали мать ученого? (Марья Дмитриевна).
  11. В каком году Менделееву Ученый совет присудил Менделееву титул «Старший учитель»? (май, 1855 года).
  12. В каком году умер отец Д.И. Менделеева? (1841 год).
  13. В каком году семья Менделеевых переехала из Тобольска в аремзянку? (1834 году)
  14. Какова причина обучения в течении двух лет на первом курсе ВУЗа? (болезнь)
  15. Что в детском возрасте привлекало Митю и послужило потом формированию интереса к знаниям в период жизни в Аремзянке? (наблюдение за стеклодувным мастерством на стекольном заводе Василия Корнильева, дяди Менделеева).
  16. Что служило доходом для жизни студента III курса Д.И. Менделеева? (гонорары за краткие образы науки).
  17. Во сколько лет Митя Менделеев пошел учиться в гимназию? (6 лет)
  18. Чему была посвящена первая научная работа «Химический анализ ортита из Финляндии»? (методу анализа минералов).
  19. Сколько было детей у ученого? (5 детей: 3 сына и 2 дочери)
  20. Сколько лет он обучался в первом классе? (2 года)
  21. В каком году была опубликована первая научная работа Д. И. Менделеева? (1854 год)
  22. В каком году скончалась мать Дмитрия Ивановича Менделеева? (20 сентября 1850 года).
  23. В каком году скончался Иван Павлович Менделеев? (1847).
  24. В каком городе Д.И. Менделеев начал свою профессиональную деятельность? (Одесса).
  25. В каком году Дмитрий Менделеев окончил гимназию? (1849 год).
  26. Почему Митя Менделеев должен обучаться в первом классе 2 года? (до исполнения 8 лет).
  27. В каком году ослеп Иван Павлович Менделеев – отец ученого? (1834 год).
  28. В каком качестве начал свою профессиональную деятельность Д.И. Менделеев? (преподаватель математики, физики и естественных наук).
  29. В каком году семья Менделеевых переехала из Аремзянки в Тобольск? (1848 год).
  30. В каком году сгорел стекольный завод, которым управляла Марья Дмитриевна Менделеева? (1848 году).
  31. В каком году Д.И. Менделеев защитил свою первую диссертацию «Строение силикатных соединений»? (осень, 1857 год)
  32. В каком году Марья Дмитриевна с сыном переехала в Москву? (1849 год).
  33. Кто кроме матери и самого Дмитрия переехал в Москву? (сестра Елизавета).
  34. В качестве кого Д. И. Менделеев начал работать в Петербургском университете? (приват-доцент).
  35. Когда скончался Д.И. Менделеев? (20 января 1907 года)
  36. Как звали вторую жену Менделеева? (Анна Ивановна Попова)
  37. Что такое менделеевские среды? (по средам в доме семьи Менделеевых собирались выдающиеся люди того времени: художники, композиторы, поэты, ученые).
  38. Когда была опубликована статья по классификации химических элементов? (1 марта 1871 года).
  39. Смог ли поступить учиться в московский университет Дмитрий Менделеев в 1849 году? (нет)
  40. Сколько важных трудов в своей научной деятельности выделял сам ученый? (4: периодический закон, исследование упругости газов, понимание растворов как ассоциаций, «Основы химии»)
  41. К какому учебному округу относились закончившие Тобольскую гимназию? (Казанский учебный округ).
  42. В каком городе за границей Менделеев организовал свою первую химическую лабораторию? (Бонн).
  43. В какое высшее учебное заведение приняли Дмитрия Менделеева? (Петербургский педагогический институт).
  44. Что послужило причиной ухода ученого из Петербургского университета с в 1890 году? (студенческие волнения и его сочувствие студентам).
  45. В каком году вернулся Менделеев из заграничной командировки в Петербург? (февраль, 1861 год)
  46. Какой институт был первым в который приняли Менделеева, но в котором он не смог учиться? (Петербургская Медико-хирургическая академия)
  47. За каким великим русским поэтом была замужем дочь Люба Д. И. Менделеева? (А. Блок)
  48. Как называлась первая книга ученого, принесшая ему известность? (учебник «Органическая химия»).
  49. В чем видел, по словам самого ученого смысл своей научной деятельности Менделеев? («первая служба Родине»)
  50. В каком году практически получил подтверждение периодический закон Д.И. Менделеева? (осень 1875 года)
  51. Какая должность была предложена Менделееву министром финансов Витте в 1892 году? (хранитель Палаты мер и весов)
  52. Сколько трудов было написано ученым? (25 томов)
  53. В каком году Д. И. Менделеев начал работу над периодической системой химических элементов? (1869)
  54. Открытие, каких химических элементов экспериментально подтвердило периодический закон и периодическую систему химический элементов Д.И. Менделеева? (галлий, скандий, германий)
  55. В скольких академиях и различных химических обществах Д.И. Менделеев был избран их членом? (70 академий и химических обществах)
  56. В каком году женился Д.И. Менделеев на Феозве Никитичне Лещевой? (весна 1863).
  57. Что послужило толчком для создания периодической системы? (написание учебника по неорганической химии).
  58. Как назывался первый доклад на заседании Русского химического общества по классификации химических элементов? (Опыт системы элементов, основанной на их атомном весе и химическом сходстве)
  59. В каком году был открыт «менделевий»? (1955 год, американскими физиками).
  60. Что послужило первым подтверждением периодического закона Д.И. Менделеева? (открытие галлия Лекоком де-Буабодраном).

Жюри, которое состоит из учителей или учащихся старших классов подводит итоги и объявляет фамилии прошедших во II раунд.

II раунд.

Ведущий:

Мир сложен.

Он полон событий, сомнений,

и тайн бесконечных и смелых догадок.

Как чудо Природы

является гений

и в хаосе этом

находит порядок!

М.П. Сергеева

Во II раунде вам будут предложены предложения, которые необходимо вам будет закончить. Тематика данных выражений посвящена периодическому закону и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Постарайтесь отвечать так же быстро.

Вопросы для II раунда:

1. Вертикальный столбец периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева это …(группа)

2. Подгруппы, содержащие химические элементы только больших периодов названы …(побочными)

3. Что происходит с металлическими свойствами в периоде с возрастанием атомных масс (ослабление)

4. 1, 2, 3-й период, содержащие не более 8 химических элементов названы … (малыми)

5. Горизонтальный ряд химических элементов таблице Д.И. Менделеева, начинающийся щелочным металлом и заканчивающийся инертным газом называется …(период)

6. Подгруппы, содержащие химические элементы малых и больших периодов названы … (главными)

7. Естественное семейство химических элементов, расположенное в I группе, главной подгруппе это …(щелочные металлы)

8. 4, 5, 6, 7-ой периоды, содержащие 18 и более химических элементов названы … (большими)

9. Высшая валентность элементов в соединениях с кислородом (за некоторыми исключениями) соответствует … (номеру группы)

10. Заряд ядра атома (порядковый номер элемента) определяет …. (химические свойства элемента)

11. Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от …(атомных весов элементов)

12. Неметаллические свойства в периоде с увеличением атомных масс …(усиливаются)

13. Естественное семейство химических элементов, расположенное в II группе главной подгруппе это…(щелочно-земельные металлы)

14. Элементы, у которых происходит заполнение f – орбитали относят к … (f – элементы)

15. Свойства химических элементов и образуемых ими простых и сложных веществ находятся в периодической зависимости от величины ….(заряда ядра атомов этих элементов)

16. Химический элемент, названный в честь России …(рутений)

17. Число энергетических уровней в атоме элемента соответствует … (номеру периода)

18. Металлические свойства в группе с увеличением заряда ядра атома …(усиливаются)

19. Элементарные частицы, вращающиеся по своим орбитам вокруг ядра … (электроны)

20. Элементы, у которых происходит заполнение d – орбитали относятся к … (d - элементам)

21. Порядковый номер химического элемента названного в честь Д.И. Менделеева … (101)

22. Естественное семейство химических элементов, расположенное в VII группе главной подгруппе это… (галогены)

23. Порядковый номер химического элемента совпадает с … (с зарядом ядра его атома)

24. Неметаллические свойства в группе с увеличением заряда ядра атома … (ослабляются)

25. Естественное семейство химических элементов, расположенное в VI группе, главной подгруппе это… (халькогены)

26. Процессы превращения атомов одних элементов в другие относятся к … (ядерным реакциям)

27. Элементы, у которых происходит заполнение p - орбитали относятся к … (p - элементам)

28. Элемент, занимающий одновременно две клетки периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева … (водород)

29. Разновидности атомов одного и того же химического элемента, имеющие одинаковое число протонов в ядре, но разную массу, называются … (изотопами)

30. Семейство химических элементов, занимающее одну клеточку лантана в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева …(лантаноиды)

31. Элементарные частицы, входящие в состав ядра атома и определяющие его заряд …(протоны)

32. Семейство химических элементов, занимающее одну клетку актиноида в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева … (актиноиды)

33. Нейтральные элементарные частицы, входящие в состав ядра атома … (нейтроны)

34. Основная характеристика химического элемента это … (заряд ядра атома)

35. Семейство химических элементов, расположенное в VIII группе главной подгруппе это … (инертные газы)

36. Элементы, у которых происходит заполнение s – орбитали называются … (s - элементы)

37. Химических элементов в 1869 году было известно … (63)

38. На основании периодического закона удалось предсказать и открыть группу …. (трансурановых элементов)

39. Физический смысл порядкового номера заключается в совпадении его с … (зарядом ядра)

40. Форма s – орбитали … (сферическая)

Жюри подводит итоги и объявляет фамилии прошедших в III раунд.

III раунд:

То кружились,

То мелькали,

То водили хоровод,

То взрывались,

То пылали,

То шипели,

То сверкали,

То в покое прибывали:

Алюминий, Натрий, Калий,

Фтор, бериллий, Водород…

М.П. Сергеева

Ведущий:

В этом раунде вам предстоит отгадать несколько загадок. На время решения загадки вам отводится время – 1 минута.

  1. Три буквы плода треугольного,

две буквы от стола, от школьного,

«П» между этими фрагментами…

все вместе – столбик с элементами!

(группа)

  1. Птичий мех, но не пух,

и без букв последних двух,

плюс раствор для смазки ссадин,

что сажают дети за день;

вместе – ряд горизонтальный

получаем моментально.

(период)

  1. Я не горюю, а горю,

и воду вам я подарю,

пусть будет дождь, и снег, и град –

я напоить природу рад.

(водород)

  1. Я коварный поджигатель

все огня хотите – нате!

Я всесильный окислитель

(если только дров дадите).

(кислород)

  1. Я светоносный элемент.

Я спичку вам зажгу в момент.

Сожгут меня – и под водой

Оксид мой станет кислотой.

(фосфор)

  1. Предупреждаю вас заранее:

Я непригоден для дыхания!

Но все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат.

(азот)

  1. У меня дурная слава:

я – известная отрава.

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит.

(мышьяк)

  1. Я самый твердый по шкале,

тверже не бывает,

и твердость всех других веществ

по той шкале сверяют.

(углерод в аллотропной модификации алмаза)

Жюри подводит итоги и объявляет фамилии победителей игры. Вручаются грамоты и подарки.

СКАЧАТЬ ДОКЛАД

Викторина по химии для учащихся 9 классов «Путешествие в мир неорганических веществ»

Сценарий данной викторины предназначен для проведения внеклассного мероприятия среди учащихся 9 классов, будет полезен для учителей химии.

Это мероприятие помогает в реализации компетентностного подхода к обучению химии через развитие познавательной активности, повышение интереса к изучаемому предмету, проявление оригинальности и изобретательности, работу в сотрудничестве.

Ведущий: Добрый день, дорогие учителя, учащиеся и наши гостья. Мы рады Вас видеть сегодня на нашей химической викторине «Путешествие в мир неорганических веществ». А сейчас поприветствуем наших участников - 2 команды учащихся 9 классов.

Участники занимают свои места.

Представляются члены жюри.

Слово предоставляется командам, команды знакомят с собой (название команды, девиз).

Первый конкурс «Угадай элемент»

Каждая команда отвечает на вопросы ведущего по очереди, если команда не знает правильного ответа либо отвечает неправильно, то право ответа передается команде сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1. Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд открыл этот элемент, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. Так что „светофор“ — лингвистически то же самое, что и „Люцифер“. О каком элементе идет речь? (Ответ: Фосфор)

2. В течение длительного времени были известны только производные этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик А.М. Ампер; он и предложил для соответствующего элемента (который был выделен намного позднее, в 1886 году) название, что в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор)

3. С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. О каком газе идет речь? (Ответ: хлор)

4. С греческого этот элемент переводится как радуга, богиня радуги, вестница богов. (Ответ: Иридий)

5. В XV веке в Саксонии среди богатых серебряных руд обнаруживали блестящие, как сталь, белые или серые кристаллы, из которых не удавалось выплавить металл; их примесь к серебряной или медной руде мешала выплавке этих металлов. „Нехорошая“ руда получила у горняков имя горного духа. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала не известный ранее металл. Какой это металл? (Ответ: Кобальт)

6. Этот элемент был предсказан Д.И. Менделеевым и открыт в 1875 году французским химиком Полем Эмилем Лекок де Буабодраном (Р.Е. Lecoq de Boisbaudran), который назвал его в честь своей родины. О каком элементе идет речь (Ответ: Галлий)

7. Этот элемент открыт в 1844 году профессором Казанского университета К.К. Клаусом, который назвал его в честь своей родины - России. (Ответ: Рутений)

8. Название этого элемента связано с греческим богом Солнца Гелиосом. Латинское название означает „жёлтое“ и родственно с „Авророй“ — утренней зарёй. (Ответ: Золото)

(Задания для этого конкурса составлены используя статьи И.А.Леенсона «Откуда имя твое»)

Жюри подводит итоги первого конкурса и озвучивает баллы.

Второй конкурс «Сделай Сам»

Каждой команде выдано определенное количество реактивов и оборудования, они должны получить как можно больше новых веществ, используя имеющиеся возможности, доказать прохождение химических реакций. Записывают уравнения реакций и описывают свои наблюдения. Далее показывают свои результаты, жюри оценивает правильность проведенных реакций. Реактивы: магний стружки, алюминий порошок, раствор соляной кислоты, раствор гидроксида натрия, раствор нитрата серебра, раствор фенолфталеина, раствор нитрата свинца (II), спиртовка, спички.

Пока участники команд выполняют задание, ведущие проводят конкурс со зрителями. За каждый правильный ответ зрители получают звездочку. В конце подводятся итоги, кто из зрителей больше набрал звездочек получают подарки.

Вопросы для игры со зрителями

1. Самый распространенный металл на земле? (Алюминий)

2. Чем пахнет после грозы? (Озон)

3. Незаменимый компонентом гемоглобина - пигмента эритроцитов, переносящего кислород о легких к тканям содержит..... (Железо)

4. Какой элемент является активной частью гормонов щитовидной железы? (Йод)

5. Назовите основные источники йода (рыба, морские продукты)

6. Этот элемент входит в состав многих ферментов, оказывает стимулирующее действие процесс полового созревания, образования костей, распада жировой ткани. (Цинк)

7. Этот элемент является фактором активации витамина В12, поэтому этот элемент незаменим для нормального протекания процесса образования крови (Кобальт)

8. Этот элемент является основным ионом внутриклеточной среды. Его концентрация в крови во много раз меньше чем внутри клеток. Этот факт является очень важным для нормального функционирования клеток организма. (Калий)

9. Этот элемент является самым распространенным ионом плазмы - жидкой части крови. На долю этого элемента приходится основная доля в создании осмотического давления плазмы. (Натрий)

10. Этот металл может исцелять. Если хранить воду в сосудах изготовленных из этого металла или просто в контакте с изделиями, то мельчайшие частички этого металла переходят в раствор и убивают микроорганизмы и бактерии. Такая вода долго не портится и не "зацветает". О каком металле идет речь? (Серебро)

11. Что помогает обнаруживать детали конструктора «Лего», если их проглатывают дети? (Ответ: В состав пластмассы для деталей конструктора «Лего» входит сульфат бария)

12. Что такое «известковое молоко»? (Гидроксид кальция)

13. Химическое название «ляписа» (нитрат серебра)

14. Каустическая сода - это... (гидроксид натрия)

15. Речной песок, кремнезем, кварц - это... (Оксид кремния (IV))

16. Самый электроотрицательный элемент (Фтор)

17. Кислота, необходимая для пищеварения (Соляная кислота)

18. Как обуглить дерево без огня (С помощью концентрированной серной кислоты)

19. Какая вода становится мутной при дыхании (Известковая)

20. Какой металл входит в состав хлорофилла (Магний)

Участники викторины: двое ведущих, жюри в составе трех человек и две команды по пятнадцать человек от восьмых или девятых классов.

Ход мероприятия

1-й ведущий: Добрый день, дорогие друзья!

2-й ведущий: Мы рады приветствовать Вас сегодня на нашей химической викторине. Госпожа удача даётся в руки, увы, далеко не каждому, а только тем, кто готов бороться и искать, находить и никогда не сдаваться. И сегодня удачу будут испытывать самые смелые ребята из 10-х классов. Ура им и громкие аплодисменты!

Участники игры занимают свои места.

Представление жюри и команд.

Конкурс-разминка «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ...»

  1. Газообразная природная смесь (воздух)
  2. Процесс распада электролита на ионы (диссоциация)
  3. Газ, образующийся во время грозы (озон)
  4. То, из чего состоит тело (вещество)
  5. Положительная частица ядра (протон)
  6. Самое твердое природное вещество (алмаз)
  7. Газ, выделяемый растениями на свету (кислород)
  8. Химическое явление (по-другому) (реакция)
  9. Какую водку не станет пить пьяница (царскую)
  10. Водный раствор хлороводорода (соляная кислота)
  11. Простейший стеклянный химический сосуд (пробирка)
  12. Реакция, сопровождаемая светом и теплом (горение)
  13. Родина фарфора (Китай)
  14. Жидкий металл (ртуть)
  15. Жидкий неметалл (бром)
  16. От какого дождя гибнут растения (кислотного)
  17. Очень быстрая химическая реакция (взрыв)
  18. Окисление железа (по-другому) (ржавление)
  19. Химический нагревательный прибор (спиртовка)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты первого конкурса.

1-й ведущий: сейчас мы покажем вам рождение новой звезды в лаборатории!

Химический опыт №1 «РЕАКЦИЯ ГОРЕНИЯ»

Задание: написать уравнение данной реакции и назвать отличительную особенность реакций горения (выделение тепла и света; экзотермические реакции) (по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: магниевая лента, спички, спиртовка, щипцы на длинной ручке.

Уравнение и условия проведения реакции: 2Mg + O 2 = 2MgO (сгорание на воздухе).

Проведение опыта: зажечь спиртовку от зажжённой спички. Взять в щипцы ленту магния и внести её в пламя спиртовки. После того, как магний загорится, вынести его из пламени – процесс горения будет продолжаться (так как реакция является экзотермической).

2-й ведущий: продолжаем нашу викторину!

1-й ведущий: объявляется конкурс «Угадай-ка»

Конкурс «УГАДАЙ-КА»

Какой(-ие) элемент(-ы)...:

  1. …всегда радуются? (радий, радон)
  2. …утверждает, что он – это не он? (неон)
  3. …назван в честь Франции? (франций)
  4. …назван в честь Польши? (полоний)
  5. …назван в честь России? (рутений)
  6. …открыт впервые на Солнце? (гелий)
  7. …названы в честь учёных? (кюрий, менделевий, нобелий, резерфордий и т. д.)
  8. …названы в честь планет? (уран, нептуний, плутоний)
  9. …открыт в одном из городов Московской области и назван в честь него? (дубний)

В названии какого элемента заключено название…:

  1. …двух животных? (мышьяк)
  2. …волшебника? (магний)
  3. …увеселительного заведения? (цирконий)
  4. настольной игры? (золото)
  5. …напитка пиратов? (хром, бром)
  6. …американского штата? (калифорний)
  7. …человеческой кости? (серебро)
  8. …цифры 3? (натрий, иттрий)
  9. хвойного дерева? (никель)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты второго конкурса.

2-й ведущий: что-то мне пить хочется. У тебя сока какого-нибудь не найдётся?

1-й ведущий: сейчас сделаем…

Химический опыт №2 «РЕАКЦИЯ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ»

Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение (по 1 баллу за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: 10%-ные водные растворы гидроксида натрия и соляной кислоты, фенолфталеин, пробирки.

Уравнение и условия проведения реакции: NaOH + фенолфталеин → появление малинового окрашивания; NaOH + HCl = NaCl + H 2 O (исчезновение малинового окрашивания).

Проведение опыта: в пробирку налить 10%-ный водный раствор гидроксида натрия, добавить фенолфталеин до появления яркой малиновой окраски раствора.

2-й ведущий: что-то мне уже не хочется сока. Минеральной воды у тебя не найдется?

1-й ведущий: сейчас посмотрим, чем тебе можно помочь.

Добавить раствор соляной кислоты до полного исчезновения окраски.

Конкурс «САМЫЕ-САМЫЕ»

Назовите элемент…:

  1. …самый распространённый на Земле (кислород)
  2. …самый распространённый в земной атмосфере (азот)
  3. …самый распространённый в космосе (водород)
  4. …самый редкий из содержащихся в земной коре (астат)
  5. …имеющий наибольшее количество аллотропных модификаций (плутоний)
  6. …входящий в наибольшее число разнообразных соединений (углерод)

Назовите:

  1. самый лёгкий газ (водород)
  2. самый тяжёлый газ (радон)
  3. самый лёгкий металл (литий)
  4. самый тяжёлый металл (иридий, осмий)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты третьего конкурса.

2-й ведущий: ну что ж, перейдём к следующему опыту.

1-й ведущий: да, тем более, что он очень интересен и носит интригующее название… Какое? Сами поймёте в ходе опыта!

Химический опыт №3 «ИСКУССТВЕННАЯ КРОВЬ»

Задание: объяснить химические процессы, происходящие в ходе реакции, написать её уравнение (по 2 балла за правильный ответ на каждый вопрос ).

Оборудование и реактивы: водные растворы хлорида железа(III) и роданида калия (или аммония), вата, тупой нож.

Уравнение и условия проведения реакции: FeCl 3 + 3KCNS = Fe(CNS) 3 + 3KCl

Проведение опыта: намочить одну ватку раствором хлорида железа (III) и протереть ей руку одного из ведущих. Другую ватку намочить раствором роданида калия и протереть ей лезвие ножа. Провести ножом по руке ведущего – появится так называемая «искусственная кровь»

2-й ведущий: как вы уже, наверное, догадались, имя этому опыту – «искусственная кровь»!

1-й ведущий: а теперь самое время немного пораскинуть мозгами и перейти к не менее интересному, но гораздо более сложному конкурсу «Химические размышлизмы»!

Конкурс «ХИМИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛИЗМЫ»

  1. Известно, что Д.И. Менделеев очень любил своих детей. А сколько их было? (шесть)
  2. Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)
  3. Какой металл часто используют юные пиротехники? (магний)
  4. Какой неметалл помог открыть учёному кот? (йод)

1-й ведущий:

У Куртуа был любимый кот,
Он помог ему открыть йод.
Когда хозяин питался,
Кот на плече располагался.

Однажды обед
В лаборатории происходил,
Кот с плеча спрыгнул,
Две бутылки сбил.

В одной зола водорослей
В спирте была,
В другой – концентрированная
Серная кислота.

Бутылки, естественно, разбились,
Жидкости, конечно, соединились,
С пола сине-фиолетовый дым поднимался,
В виде чёрно-фиолетовых кристаллов осаждался.

Так новое вещество Куртуа узнал,
Позже Гей-Люссак его йодом назвал.

  1. Какое отношение имеет русский поэт А.А. Блок к Д.И. Менделееву? (зять)

Жюри подводит итоги и объявляет результаты пятого конкурса.

2-й ведущий: а сейчас – один из красивейших химических опытов – «Вулкан»!

Химический опыт №4 «ВУЛКАН»

Задание: перечислить признаки данной химической реакции (изменение цвета вещества, выделение газа, выделение теплоты), написать её уравнение (по 2 балла за правильный ответ на каждый вопрос).

Оборудование и реактивы: дихромат (бихромат) аммония (NH 4) 2 Cr 2 O 7 (кристаллы оранжевого цвета), лучинки, спички, фильтровальная бумага (большой лист), асбест или стеклоткань.

Уравнение и условия проведения реакции: (NH 4) 2 Cr 2 O 7 = N 2 + Cr 2 O 3 + 4H 2 O (t ~ 168°C – 185°C).

Подготовка опыта: для проведения опыта следует приготовить фарфоровую или кварцевую чашку, в которой будет происходить разложение дихромата аммония. Так как фарфоровая чашка будет сильно разогреваться, необходимо поставить её на кусочек асбеста или стеклоткани. Чтобы было легче собрать продукт реакции, следует застелить прилегающую к месту опыта поверхность стола листом фильтровальной бумаги.

Проведение опыта: насыпать в чашку на 2/3 её объема кристаллический дихромат аммония, поджечь спичкой лучинку и внести её в массу кристаллов. Начинается реакция разложения; сначала она идёт медленно, затем всё быстрее и быстрее. Реакция сопровождается выбросом раскалённых докрасна твёрдых частиц оксида хрома(III) (после остывания они имеют зелёный цвет), выделением газообразного азота и паров воды. Процесс идет самопроизвольно, пока не будет израсходован весь исходный реагент – дихромат аммония.

1-й ведущий: Ну вот, дорогие друзья, наша викторина подошла к концу.

2-й ведущий: Просим жюри объявить итоги викторины и команду-победителя.

Жюри оглашает итоги, называет победителя викторины.

Обеим командам вручаются призы.