Презентация по теме определительные местоимения. Урок на тему "Определительные местоимения" презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему. сам по себе

Образовательные:

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Определительные местоимения" 6 класс»

Урок русского языка

в 6-ом классе


ЦЕЛИ УРОКА:

повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; сформировать умения и навыки нахождения определительных местоимений в тексте; сформировать понятие об определительных местоимениях, их значении, употреблении в речи; продолжить работу по формированию навыков и умений определять разряд местоимений.


Изучение нового материала

Весь класс скоро отправится в поход. (= все до одного, полностью)

Каждый из них может стать участником олимпиады.

(= любой)

Он самый лучший художник. (= лучший из всех)


ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ УКАЗЫВАЮТ НА

САМ

САМЫЙ

ВЕСЬ

ВСЯКИЙ

ЛЮБОЙ

КАЖДЫЙ

ИНОЙ

СТЕПЕНЬ ПОЛНОТЫ ОХВАТА ПРЕДМЕТА

СТЕПЕНЬ КАЧЕСТВА


Определительные местоимения

падежам

Изменяются по

родам

числам

В предложении могут быть определением, дополнением, подлежащим.


РАБОТА С ТЕКСТОМ УПРАЖНЕНИЯ № 525. (СТР. 237)

  • Выпишите два любых предложения.
  • Графически объясните выбор пропущенных орфограмм.
  • Укажите синтаксическую роль определительных местоимений.
  • Выпишите слова, которые соответствуют схемам:

 □ -существительное;

 □ - причастие.


ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

С любым фразеологизмом составьте предложене.

мчаться во весь дух

смотреть во все глаза

стараться изо всех сил

сам по себе

идти на все


СПИШИТЕ ТЕКСТ, ВСТАВЛЯЯ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ МЕСТОИМЕНИЯ.

Число книголюбов постоянно растет. … из … стремится приобрести новинку в книжном магазине. … книголюбу не обойтись без библиотеки. Здесь … узнает о новых книгах, услышит советы знатоков.

Постоянная дружба с библиотекой, умение в … работать – верный путь формирования настоящего читателя.

Слова для справок: ней, он, всякий, каждый, них, самый, себя .

Подчеркните местоимения как член предложения.


Найди ошибку!!!

НАЙДИ ОШИБКУ!!!

НАШЕЙ – ПРИТ, Ж. Р., ПРЕДЛ. П.

СЕБЯ – ВОЗВР., Ж. Р., ИМ. П.

ПО ВСЕЙ – ОПРЕД., Ж. Р., ПРЕД. П.


Домашнее задание:

§ 46. Напишите минисочинение, используя местоимения, на тему «Мой друг».

До новых встреч!!!

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Блиц-опрос 1) Отрицательные местоимения образуются от вопросительных с помощью … Закончите предложения: 2) Неопределённые местоимения пишутся с приставкой не … , а с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь … . 3) Неопределённые и отрицательные местоимения пишутся раздельно с приставками не, ни, кое, если … 4) Неопределённые, отрицательные, притяжательные, указательные местоимения-прилагательные имеют одинаковые непостоянные признаки: … 5) Местоимения-числительные разных разрядов имеют морфологический признак … . 6) Значение притяжательных местоимений-прилагательных … 7) Притяжательные местоимения-прилагательные его, её, их морфологически являются … 8) Тот – это …

Cлайд 4

Во все века на русском хлебе Богатыри росли у. Так пусть же вновь растут, Чтобы, когда наступит срок, Нигде, Россия, Перебороть не мог. М. Исаковский нас тебя ни в чём никто такие ВСЕ личное указательное отрицательное личное отрицательное

Cлайд 5

Определяем тему урока Позв(о,а)лять шалости Ти(п,пп)ография Янва(рь,р)ский Ждал н(е,и)сколько дней По(т,д)заголовок Пос(е,и)деть от горя Ли(л,лл)ипут Н(и,е)кто не забыт Лес(д,т)ница В(е,и)теран Ма(л,лл)яр Б(ь,ъ)ющийся Ветре(н,нн)ый Без(и,ы)нтересный С(е,и)бя

Cлайд 6

Определительные местоимения-прилагательные Разряд по значению Местоимения-сущ. Местоимения-прил. Местоимения-числ. личные я, ты, он(а, о), мы, вы, они возвратное себя вопросительные/ относительные кто, что какой, каков, чей, который сколько неопределённые некто, нечто, кто-то, что-то, кое-кто, кое-что и др. некоторый, какой-то, кое-какой, чей-нибудь и др. несколько, сколько-нибудь, сколько-то отрицательные никто, ничто, некого, нечего никакой, ничей нисколько притяжательные мой, твой, наш, ваш, его, её, их, свой указательные тот, этот, такой, таков столько определительные сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый определительные сам, самый, весь, всякий, любой, иной, другой, каждый

Cлайд 7

Член предложения Как изменяются Падежные окончания Примеры местоимений … МЕСТОИМЕНИЯ Творческая лаборатория весь всякий каждый сам самый любой иной другой Определительные местоимения

Cлайд 8

Работа в парах (упр. 471). Составьте план по аналогии с предыдущим уроком. Обратите внимание! У местоимений весь и сам в И.п. окончание, как у существительных. Открываем новые знания Докажите это, изменив данные местоимения по родам.

Cлайд 9

Член предложения Как изменяются Падежные окончания как у Прилагательных (кроме ВЕСЬ и САМ в И.п.) Примеры местоимений весь всякий каждый сам самый любой иной другой ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Творческая лаборатория

Cлайд 10

Морфологические признаки местоимений-прилагательных и местоимений-числительных Разряд Местоимения- прилагательные Местоимения- числительные Вопросительные/ относительные род, число, падеж (каков – род, число) падеж Неопределённые род, число, падеж падеж Отрицательные род, число, падеж падеж Притяжательные род, число, падеж (кроме его, её, их) _ Указательные Указательные род, число, падеж (таков – род,число) падеж Определительн. Определительн. род, число, падеж _

Cлайд 11

Член предложения Как изменяются по числам, родам, падежам Падежные окончания как у прилагательных Примеры местоимений весь всякий каждый сам самый любой иной другой ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Творческая лаборатория

Cлайд 12

Продолжим наблюдение Понаблюдайте, как склоняются определительные местоимения сам, сама, самый. Сравните формы косвенных падежей в 1-м и 3-м столбике. В чём отличие? ударение И. сам (человек) самá (мама) сáмый (добрый) Р. самогó самóй сáмого Д. самомý самóй сáмому В. самогó самý, самоё сáмый, сáмого Т. самúм самóй сáмым П. (о) самóм (о) самóй (о) сáмом

Cлайд 13

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась. Продолжаем наблюдения

Cлайд 14

Член предложения подлежащее, определение, дополнение Как изменяются по числам, родам, падежам Падежные окончания как у прилагательных Примеры местоимений весь всякий каждый сам самый любой иной другой ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ Творческая лаборатория

Слайд 2

Вспомните, какие разряды местоимений мы уже знаем? Приведите примеры. О местоимении какого разряда нам предстоит сегодня узнать что-то новое и научиться распознавать их в тексте и правильно употреблять в своей речи? Приведите примеры. При затруднении обращайся к § 68

Слайд 3

Задание 1: Запишите, укажите определительные местоимения, определите их род, число, падеж и синтаксическую роль.

1) Детали для машины выточил сам мастер. 2) Деньги в банк отвозила сама кассирша. 3) Самая высокая вершина на Кавказа - Эльбрус. 4) Альпинисты шли по самому краю пропасти. 5) Все ученики приняли участие в походе. 6) В саду были всякие цветы. 7) Мы каждому гостю рады. 8) Я ожидал иную реакцию на свои слова. 9) Решено было перенести экскурсию на другой день.

Слайд 4

К определительным местоимениям относятся следующие: Они изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные. В предложении являются чаще всего определениями. Запомни сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой.

Слайд 5

Задание 2: Чтобы выяснить, кто из учеников прав, просклоняй местоимения сам и самый, ставя ударение. Проверьте себя по учебнику стр.181.

Два ученика вошли в класс и увидели на доске остатки склонения одного местоимения: Именительный - са……. Родительный - самого Дательный - самому Винительный - самого Творительный - самим Предложный - о самом Один утверждал, что здесь даны косвенные падежи определительного местоимения сам, а другой утверждал, что на доске даны косвенные падежи местоимения самый.

Слайд 6

Творческое задание 3: Вставьте подходящие по смыслу пропущенные определительные местоимения, укажите род, число, падеж и синтаксическую роль.

Мы отправились за гр…бами. (………) нёс с с…бой к…рзинку со (………..) пр…пасами. (………..) маленькие шли нале(х,г)ке. Мне (…….) досталось н…сти молоко и хлеб. Гр…бов было много, и (………) довольные в…рнулись д…мой.

Слайд 7

Мы отправились за грибами. Каждый(м.р., ед.ч., И.п., подлежащее) нёс с собой корзинку со всякими припасами. Самые (мн.ч., И.п., определение)маленькие шли налегке. Мне самому (м.р., ед.ч., Д.п., дополнение)досталось нести молоко и хлеб. Грибов было много, и все (мн.ч., И.п., подлежащее) довольные вернулись домой. Проверка

Слайд 8

Проверочное задание 4: Найди все местоимения, опре- дели разряд, род, число, падеж и синтаксическую роль.

Никогда сам (не) вырывай гриб из земли с корнем и (не) позв…ляй это делать другим. Учёные говорят, что гуще всего спл…таются подземные нити возле самого кон…чика но(ш,ж)ки гриба. Если же ты среж…шь нож…ком гриб под самый корень, на уровне з…мли, ни одна подземная нить (не) будет затронута. И снова на том же самом месте будут родит…ся гр…бы. Твоя же забота – запомнить этот л…сной тайнич…к да наведыват…ся самому сюда после тёплого дожд…чка.

Слайд 9

Никогда сам не вырывай гриб из земли с корнем и не позволяй это делать другим. Учёные говорят, что гуще всего сплетаются подземные нити возле самого кончика ножки гриба. Если же ты срежешь ножиком гриб под самый корень, на уровне земли, ни одна подземная нить не будет затронута. И снова на том же самом месте будут родиться грибы. Твоя же забота – запомнить этот лесной тайничок да наведываться самому сюда после тёплого дождичка. Проверка

Слайд 10

Что вы узнали об определительных местоимениях? С какими правилами сбора грибов познакомились?

Посмотреть все слайды

Цели :

  • образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; научить находить определительные местоимения в тексте; формировать орфографическую зоркость обучающихся.
  • развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
  • воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint (приложение), рабочие листы для обучающихся, учебник «Русский язык 6 класс», авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.

Пояснение: обучающиеся выполняют задание на рабочих листах (далее РЛ).

Ход урока

1. Оргмомент: Ребята сегодня на уроке предлагаю вам вытащить из тайников памяти свои знания и показать себя с яркой, талантливой стороны. Я думаю, вы справитесь.

2. Повторение.

Для начала отгадайте загадку.

Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение мне надо указать.
(Местоимение ) (СЛАЙД № 2)

РЛ Задание 1:

Перед вами стихотворение М. Исаковского. Прочитайте его выразительно (СЛАЙД № 3)

Во все века на русском хлебе
Богатыри росли у нас .
Так пусть же вновь растут такие ,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде никто тебя , Россия,
Перебороть ни в чём не мог.
М. Исаковский

Чего желает поэт своей Родине? Найдите в данном тексте известные местоимения, подчеркните их. Определите, разряды известных вам местоимений в стихотворении.

3. Новый материал.

А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним разрядом местоимений, а каким, вы узнаете, если правильно выберете букву для написания следующих слов.

Позв(о,а)лять шалости

Велоси(п,пп)ед

Янва(рь,р)ский

Ждал н(е,и)сколько дней

По(т,д)заголовок

Пос(е,и)деть от горя

Со(л,лл)дат

Н(и,е)кто не забыт

Лес(д,т)ница

В(е,и)теран

Ма(л,лл)яр

Б(ь,ъ)ющийся

Ветре(н,нн)ый

Без(и,ы)нтересный

Какое слово у нас получилось? Верно, тема нашего урока «Определительные местоимения».

Сегодня мы будем строить дом для определительных местоимений. Мы узнаем, какие определительные местоимения есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в текстах и заселять в наш дом.
- Перед вами план. Всё, что мы узнаем об определительных местоимениях, будем записывать в этот план (у каждого из учащихся на листе напечатан план дома) СЛАЙД № 5.

РЛ Задание 3: Засели дом.

- В учебнике на стр. 180 перечислены все определительные местоимения. Назовите их. Запишем определительные местоимения в наш план (СЛАЙД № 6).

РЛ Задание 4: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Как вы думаете, что мы будем делать? Кто знает, почему в слове исследователь пишется две буквы с ? Мы будем исследовать определительные местоимения. Перед вами предложение (на доске):

В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме.

Ребята, а вы бывали в большой библиотеке? Есть ли в данном предложении определительные местоимения? Назовите их.

Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам)

РЛ Задание 5:

Пользуясь вопросами, вставьте пропущенные окончания в данных ОМ (на доске):

Обратиться к люб… прохожему;
Люблю всяк… фрукты;
Заменить ин… словом;
Нет друг… задания;

Продолжаем строить дом и в план занесём вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных) СЛАЙД № 6.

РЛ Задание 6:

Продолжим наши исследования и выясним, изменяются ли определительные местоимения по падежам, числам и родам (СЛАЙД № 7).

Попробуйте изменить местоимение любой по падежам, числам и родам, используя таблицу:

Изменение по падежам

По числам

По родам

Сред.

Прочитайте, что у вас получилось. Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома. СЛАЙД № 6

РЛ Задание 7

Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (Словарное слово – реставратор ).

Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить определительные местоимения, которые живут в нашем доме. (СЛАЙД № 8)

Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.

Прочитайте текст, который у вас получился.

А вот текст, который был в первоначальном виде (СЛАЙД № 9):

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.

Как бы вы озаглавили этот текст.

- Посмотрите на план нашего дома (СЛАЙД № 6).Что ещё нам нужно узнать об определительных местоимениях? (Синтаксическую роль.)

Выясним, какими членами предложения являются определительные местоимения в этом тексте. - Запишем вывод в таблицу (СЛАЙД № 6).

РЛ Задание 8: Творческая работа (СЛАЙД № 6).

Крыша будет нашей лабораторией (СЛАЙД № 10). Здесь мы займёмся творчеством и в помощь возьмём определительные местоимения. Нередко их можно встретить во фразеологических оборотах. Вот, например, определительное местоимение сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Напишите небольшое сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов.

Вывод.

Вот мы и построили дом. Посмотрим, какие же местоимения у нас тут живут и в чём их особенности. Расскажите, что вы узнали об определительных местоимениях (СЛАЙД № 6)

Вернёмся к стихотворению М. Исаковского, которое прозвучало в начале урока. Используя свои знания, найдите ОМ в данном стихотворении (СЛАЙД № 11).

РЛ Задание 9: Проверка знаний.

Если вы правильно ответите, у вас получится слово.

Тест

1. Какое из местоимений не является определительным?

А. любой; К. другой; З. никто; Д. иной.

2. Найди ошибку в написании местоимения:

Р. любого; У. иному; И. всякова; М. о каждом.

3. Определительные местоимения изменяются

С. по падежам и числам; М. по родам, числам и падежам; В.только по родам; Э. по числам и родам.

4. В предложении определительное местоимение может быть

К. только подлежащим или сказуемым; Б. любым членом предложения; А. подлежащим, определением, дополнением; П. только определением;

ДЗ указано на листе с домом:

1) раскрасить дом: зелёный – всё понятно, жёлтый – не очень понятно, красный – ничего не понятно.

2) в задании № 4 подчеркнуть определительные местоимения как члены предложения.

3) поработать с тестом, чтобы получилось слово (если у кого-то не получилось).

Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока: наклейте листочки рядом с тем героем, с которым ваше настроение похоже.