Народы Африки: культура и традиции. Обряды, церемонии и ритуалы в юар Традиции и обычаи народов африки презентация

Африка
Африка – второй по величине
континент в мире. На его просторах
простирается около пятидесяти
стран. В том числе и такие известные
как: Египет, Алжир, Марокко, Судан,
Нигерия и многие другие. Африка
закрепила за собой множество
необычных религий, удивительные
культуру и обычаи, а также,
загадочную историю. Именно на этом
континенте проживает большинство
племён.

В Африке, не смотря на то, что
за окном 21 век, до сих пор
существует племенное
общество.
В каждом племени есть вожак,
лекарь, колдун и т. д. Они всё
ещё едят только что убитых
животных, строят дома из
дерева и соломы, совершают
магические ритуалы и обряды.
Не знакомы с цивилизацией.
Проще сказать, ещё живут в
каменном веке. Но тем не
менее их культура насыщена
различными явлениями,
которые трудно повстречать в
другой точке планеты.

Религия в
Африке
Подавляющее большинство жителей южной и
центральной Африки говорят на языках группы
банту. Современные племена, говорящие на
банту,
образовались
в
результате
многовековых миграций и смешения групп и
приспособились к различным условиям жизни,
от тропических лесов до пустынь. Мы
остановимся подробно на народности балуба и
сделаем несколько сравнений с другими
группами.
В этой части континента есть и другие
языковые группы, такие как хойсаны и нилоты.
Религия Африки традиционна; она наследуется, преимущественно в устной форме,
от поколения к поколению. Ребенок воспринимает слово старших как окончательное
решение: других авторитетов не существует. Если нельзя доверять старшим, нельзя
доверять никому.

Посвящение
Одним из самых значительных событий в процессе становления
человека является посвящение. Среди балуба церемония
посвящения в мужчины носит название "муканда" и обычно
проводится в начале сухого сезона, в мае. На первой стадии
происходит отделение мальчиков от женщин, особенно от
матерей. Отделение включает обрезание, которое подтверждает их
мужской пол. Затем мальчики проводят несколько месяцев в
лагерях, вдали от деревни, где они проходят тренировки и
обучаются традиционным верованиям и обычаям. В конце концов,
они возвращаются в деревню уже мужчинами, подготовленными к
полноценному участию в общественной жизни. Эта перемена
соответствует перемене в жизни всего народа, которая произошла,
когда Калала Илунга сменил Нконголо.

Брак
Женихи и невесты из небольших племен, затерянных в Африке
и на островах в океане, тысячелетиями следуют странным и
порой жестоким обрядам. Проходят перед свадьбой ряд
испытаний. А потом, как правило, живут дружно.
В Намибии и некоторых районах ЮАР женщине,
чтобы развестись и снова выйти замуж, надо
отрубить себе палец.
Жениха из восточной
Нигерии, который
направляется к невесте,
встречают все ее
родственники и бьют
палками. Таким образом
они проверяют, готов ли
он переносить тяготы
семейной жизни.
В племени баниа, которое
живет на берегу Замбези,
жених приходит в дом невесты,
где вкалывает как раб. Если
ему надоест, то может уйти, но
только выплатив
несостоявшейся жене
значительную компенсацию.
В Тибете количество колец на шее невесты означает
число ее любовников. И чем их больше, тем более
роскошно и торжественно празднуют свадьбу.
К девственности невест разные народы относятся
по-разному. В некоторых племенах женщина,
имевшая добрачные отношения, вообще не имеет
шансов выйти замуж. Например, во всей Восточной
Африке «подпорченную» невесту просто
возвращают родителям, а их самих осыпают
перьями в знак протеста.
А вот индейцам народности чибча в Центральной
Америке девственницы не нужны. Здесь считают,
что девушки, сохранившие невинность, просто не
пользовались спросом у мужчин. Значит, по какимто причинам не годятся.

Измена
Неверность, как правило, не приветствуется. На Марианских островах изменщицу
выгоняют из дома с конфискацией всего имущества. А любовника убивают. В
племени ашанти супруге, наставившей рога, муж откусывает нос.
На тех же Марианских островах наказывают и неверных мужей. Бьют их в экзекуции
участвуют все женщины в округе. Терзают «подлецов» до тех пор, пока они не
испустят дух или в лучшем случае не станут калеками.
В Большом Бассаме (Африка) изменник может отделаться довольно легко чтобы
искупить свою вину, достаточно подарить жене золотое украшение. А если изменит
жена, то козлом отпущения становится ее любовник: некоторое время он должен
отработать прислугой в этой семье.
Интереснее всего живут женщины арабского
племени ассани. Они имеют право ходить налево
каждый четвертый день.

Африканская кухня
В Марокканской кухне в
основном используются
фрукты и овощи,
выращенные на земле
щедро залитой солнцем,
много редких
ароматических специй,
рыбные деликатесы и
сочное мясо. Это всё самое
лучше из Восточной кухни,
знаменитой во всём мире.
Известнейшими блюдами Марокко
являются: Кус-кус, Пастила и Тажин.
Тажин – это национальное блюдо
жителей Мараккеша. Свое название
тажин получил от глиняного
кувшина, в котором при готовке
долго томится острая
маринованная говядина с пряностями
и лимонным соком.
Тажин
Кус-кус

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Работу выполнила учитель географии МБОУ СОШ № 29 г. Новороссийска Куклина Татьяна Владимировна Народы Африки

Масаи - полукочевой африканский коренной народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются, пожалуй, одним из самых известных племён Восточной Африки. масаи

масаи Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Говорят на масайском языке.

пигмеи Пигмеи (греч. Πυγμ αῖοι - «люди величиной с кулак») - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки.

пигмеи Рост от 144 до 150 см для взрослых мужчин, кожа светло-коричневая, волосы кучерявые, тёмные, губы сравнительно тонкие, крупное туловище, руки и ноги короткие

пигмеи Основные занятия - охота и собирательство. Пигмеи не изготовляют каменных орудий; ранее не умели добывать огонь (источник огня переносили с собой). Орудие охоты - лук со стрелами с металлическими наконечниками, причём эти наконечники часто отравлены

туареги Мужчины туареги считаются самыми безжалостными и сильными воинами Африки, а так же лучшими торговцами. Женщина владеет семейными владениями, мужчина туарег обязан содержать семью. Мужчины предпочитают ножи и сабли современным видам оружия, и следуют строгому кодексу чести людей пустыни.

Их называют «синим народом пустыни», потому что туареги красят свои одежды в цвет индиго, причем сухим методом - вбивая камнями крупинки индиго в ткани, не замачивая в воде. От этого зачастую их кожа имеет синеватый оттенок индиго.

Причем мужчины туареги закрывают лицо почти полностью вуалью, спасаясь изначально от пыли пустыни, а потом уже сделав эту привычку традицией. Женщины туареги лицо не прикрывают ничем.


Африка - это место, где люди живут, придерживаясь правил быта, традиций и культуры, которые сложились еще несколько столетий назад, дошли до сегодняшнего дня практически в неизмененном виде и являются четким руководством в обыденном укладе населения. Жители Африки до сих пор успешно существуют за счет рыбалки, охоты и собирательства, не ощущая при этом нужды и острой потребности в предметах современной цивилизации. Это не значит, что они не знакомы со всеми новшествами цивилизации, они просто умеют обходиться без них, ведя замкнутый образ жизни, не выходя на контакт с окружающим миром.

Народы, населяющие Африку

Африканский континент приютил множество всевозможных племен с разным уровнем развития, традициями, обрядами и взглядами на жизнь. Самыми крупными племенами являются Мбути, Нуба, Оромо, Хамер, Бамбара, Фульбе, Динка, Бонго и другие. Последние два десятилетия жители племен понемногу перестраиваются на уклад товарно-денежного характера, но в приоритете у них - обеспечение себя и своей семьи необходимыми продуктами питания, дабы предотвратить длительный голод. Можно сказать, что экономических отношений у племенного населения практически нет, из-за чего часто возникают разнообразные конфликты и противоречия, которые могут закончиться даже кровопролитием.

Не смотря на это, есть и племена, которые более лояльны к современному развитию, вступили в экономические отношения с другими крупными народами и работают на развитие общественной культуры и промышленности.

Численность населения Африки достаточно большая, поэтому на континенте на одном квадратном километре живет от 35 до 3000 человек, а в некоторых местах и больше, поскольку из-за безводности и неблагоприятного климата пустынь население здесь размещено неравномерно.

На севере Африки проживают берберы и арабы, которые за десяток столетий проживания на данной территории, передали местным жителям свой язык, культуру и традиции. Арабские древние построения до сих пор радуют глаз, раскрывая все тонкости их культуры и верований.

В пустынной местности жителей практически нет, но там можно встретить большое количество кочевников, которые ведут за собой целые караваны верблюдов, что является их основным источником жизни и показателем состоятельности.

Культура и быт народов Африки

Поскольку население Африки достаточно разнообразно и состоит из более нескольких десятков племен, то весьма очевидно, что традиционный лад давно потерял свою первобытность и в некоторых аспектах позаимствовал культуру у соседних жителей. Таким образом, культура одного племени отображает в себе традиции другого и трудно определить, кто был основоположником тех или иных обрядов. Самой важной ценностью в жизни племенного народа является семья, именно с ней и связаны большинство поверий, традиций и обрядов.

Для того, чтобы женится на одной из девушек племени, парень должен возместить родителям ущерб. Зачастую - это домашняя живность, но с недавнего времени выкуп также принимается в денежном эквиваленте. Считается, что данная традиция помогает семьям объединится, а также в случае хорошей суммы выкупа, отец невесты убеждается в состоятельности зятя и в том, что он должным образом сможет обеспечить его дочь.

Свадьбу нужно играть только в ночь на полную луну. Именно луна и укажет, каким будет брак - если яркая и ясная, то брак будет хорошим, в достатке и плодовитым, если луна неяркая - это очень плохой знак. Семья в племенах Африки отличается полигамией - как только мужчина становится материально состоятельным, он может позволить себе несколько жен, что абсолютно не смущает девушек, поскольку они равноправно делят между собой обязанности по хозяйству и уходу за детьми. Такие семьи на удивление дружные и все свои усилия направляют на благо племени.

По достижению определенного возраста (у каждого племени он разный) молодые люди должны пройти обряд посвящения. Мальчикам, а иногда и девочкам делают обрезание. Очень важно, чтобы парень во время обряда не закричал и не заплакал, иначе он навсегда будет считаться трусом.

Традиции и обычаи народов Африки

Много времени жители Африки тратят на то, чтобы уберечь себя от злых духов и приблизиться к добрым богам. Для этого они проводят ритуальные танцы (вызывая дождь, борются с вредителями, получают благословение перед охотой и прочее), набивают татуировки, вырезают маски, которые должны защитить их от злых духов.

Особенную роль в жизни племени играют колдуны и шаманы. Их считают служителями духов, именно к ним прислушиваются вожди племен и к ним приходят за советом простолюдины. Шаманы имеют право благословлять, лечить, они проводят свадьбы и хоронят усопшего.

Жители Африки с особым энтузиазмом почитают своих предком, выполняя целый ряд ритуалов поклонения им. Зачастую это поклонение умершим предкам, после смерти которых прошло более года, их с помощью неких обрядовых действий, приглашают обратно в дом, отводя им отдельное место в комнате.

Перед браком девушек учат специальному языку для замужних, которые знают и понимают только они. Невеста должна сама пешком придти в дом жениха и принести свое приданное. Брак можно заключать уже с 13 лет.

Еще одна особенность культуры племен - это нанесение на тело шрамов. Считается, что чем их больше, тем лучший мужчина воин и охотник. У каждого племени свои техники нанесения рисунков.

Существовали две формы хозяйства:

    присваивающее – охота, собирательство и рыболовство (бушмены, пигмеи и готтентоты),

    производящее . Классификация зависит от преобладания скотоводства или земледелия. Разработкой классификации современных производящих форм хозяйства аборигенов Африки занимался советский исследователь Ю.Д. Дмитриевский.

    Скотоводы-охотники саванн жаркого пояса (фульбе-борро, масаи), полуоседлые и полукочевые скотоводы-земледельцы жаркого пояса (фульбе, галла), кочевники и полукочевники аридной зоны жаркого пояса (туареги, тубу).

    Пашенное земледелие с домашним хозяйством (амхара, тигре; Египет и ЮАР); оседлое мотыжное земледелие в тропическом жарком поясе (йоруба, хауса); мотыжное земледелие, рыболовство, охота жаркого пояса (сорко, балунда).

Сегодня выделяется 14 ХКТ с учетом современного развития животноводства и земледелия.

Охотники, собиратели, рыболовы. К ХКТ бродячих охотников-собирателей саванн и лесов жаркого пояса и бродячих охотников пустынь и сухих саванн относились бушмены и пигмеи .

Бушмены были оттеснены из Центральной Африки на юг в начале I тыс. от Р.Х. Сейчас проживают в Намибии, Ботсване, ЮАР, Танзании. У бушменов нет единого самосознания 7 . Численность их около 85 тыс. человек (40 тыс. человек из них в Намибии). Выделяют три группы бушменов: хейкум (восточная территория Овамбо), ауэн (юг Калахари), кунг (северо-запад и центр Калахари).

У бушменов сохраняется половое разделение труда.

Среди мужского населения были распространены как пассивные формы охоты на птиц (силками), так и активные на крупных животных (охота гоном, охота с организацией засады). Но основной оставалась загонная форма охоты. Основным объектом охота являлись антилопы. В охоте использовали отравленные нервопарализующими ядами костяные наконечники стрел. Лук был простой с тетивой из сухожилий животных.

Охотничья добыча принадлежала всей группе и делилась поровну.

Женщины занимались выделыванием шкур животных, которую они после этого высушивали, а затем несколько часов растирали и разминали руками. Оставшиеся части тела животного также использовались. Сухожилия натирали золой и протягивали, делая из них ремешки. Из костей делали заготовки будущих инструментов. Помимо этого женщины занимались собирательством с помощью палки-копалки. Бушменам не был известен металл. Все это поразительно напоминает австралийских аборигенов, поскольку здесь также как и там, около 80% пищи бушменов – продукты собирательства. Собирали дикий лук, колючие огурцы, сочные и сладкие семена травы, корнеплоды, дикие дыни и арбузы, дикий мед, мелких насекомых. Кормовая территория, как и в Австралии, находилась вокруг тотемного источника.

В качестве питья использовали кровь, смешанную с жидкостью из желудка антилопы, также пили молоко антилоп. В качестве питья использовали дыни «тсама » и водянистые коренья. Добывали бушмены и грунтовую воду: обвязывали пучком травы конец длинного полого стебля, втыкали его в песок и присыпали по краям, утрамбовывали песок ладонью. Затем они изо всех сил всасывали через стебель воздух, создавая вакуум. Вода начинала подниматься по стеблю, а затем ее сплевывали в скорлупу страусовых яиц. Запасали воду на охотничьих тропах, закапывая её в страусовых яйцах, затыкая отверстия пучком травы.

Традиционным жилищем бушменов является ветровой заслон, а одеждой - набедренная повязка.

В настоящее время бушмены живут на территории национальных парков (в ЮАР и Ботсване) на государственном пансионе. В некоторых районах они работают на рудниках, поскольку обладают зорким зрением и чувствительными пальцами.

В Юго-восточной Африке часть бушменов под влиянием других народов переходит к земледельческо-скотоводческой культуре.

Пигмеи 8 коренные жители саванн в центре континента, оттесненные банту в тропики. Не имеют общего самоназвания, общего языка. Расселены они весьма разбросано. Названий пигмеев значительное количество: батва, бамбути, бабинга, кви, бонго, коа и др. Расселены пигмеи в районе современных Конго, Демократической республики Конго, Бурунди, Руанды, Уганды.

Известны пигмеи были еще и в Древнем Египте как карлики-танцоры.

Но только европейцы по настоящему открыли мир этого народа.

Основными занятиями пигмеев являются охота, собирательство и всевозможные виды охоты. Рыбная ловля носила весьма ограниченный характер.

Женщины постоянно носили с собой плетеную корзину или сплетенный из листьев и тростника мешок на голове. Собирательство давало 70% пищи, а в рацион пигмеев входили: грибы, гусеницы, сотовый мед, съедобные коренья, трава, листья, орехи и пр.

Охота была сугубо мужским занятием. Но у пигмеев женщины имели право принимать участие в загонной охоте. Была известна форма охоты «вдогон» с собаками. Среди приспособлений для пассивных форм охоты особое распространение получили ловушки и западни. В ходе охоты применялись лук и стрелы. Пищу готовили на углях.

Одежда состояла из набедренной повязки, украшений из кости и обычаем стачивания передних зубов.

Образ жизни пигмеев носил кочевой характер, а их движение было обусловлено поиском новых охотничьих территорий, дающих не только продукты охоты, но и собирательства. В социальном смысле все общество делилось на группы, состоящие из 6-7 семей, живущих и кочующих совместно. Продукты охоты распределялись равномерно между всеми членами группы. Счет родства носил патрилинейных характер, а поселения у всех групп пигмеев были вирилокальными. Уже в 10 лет дети поселяются отдельно и строят свои детские хижины.

Существовал институт старейшин. Все основные вопросы рассматривались на совете охотничьей группы. При этом следует отметить, что существовало обычное право с своей системой правосудия. Самым тяжелым наказанием было запрещение охотиться со всей группой, изгнание.

У пигмеев довольно давно существуют контакты с негроидными народами. Предметом обмена служили сельскохозяйственные продукты, ремесленные изделия наконечники стрел и копий.

Готтентоты (эндоэтноним тоннар ). Охотились на китов, тюленей, мелких зверьков, но главным занятием было разведение горбатых длиннорогих зебу. При развитии техногенной цивилизации и изменении экологии района юго-западного побережья Африки (современная Намибия) произошли и изменения и в промысловой деятельности готтентотов, которые почти полностью отошли от китобойного промысла (т.к. киты ушли от берегов Африки) и перешли к рыбной ловле.

Скотоводы. Существовало несколько типов скотоводства:

Кочевое скотоводство характерно для Западной Африке (туареги, фульбе-бороро, тедда), Северно-Восточной Африке (сомали, беджа, галла, масаи, нуэры, баккара), части Восточной (карамоджин, сук, нанди, масаи), а также для некоторых народов, проживающих в Юго-Западной и Южной (часть зулу, гереро, готтентоты). Разводили крупнорогатый скот – быков, горбатых зебу, коз, овец, верблюдов, у туарегов - лошади. Продукция скотоводства давала пищу, одежду, музыкальные инструменты (напр. из копыт делали табакерки), использовалось как транспорт. Сезонные перекочевки зависели от дождя, мухи «це-це» по территории нескольких государств (например галла кочевали по Эфиопии, Сомали, Кении; туареги – по Западной Сахаре, Мали, Нигерии). Верблюдоводство обеспечивало караванный путь через сахару, но была острая борьба за пастбища. Общество кочевников имело строгую военную организацию, имелись «имхары» – воины и имгады «пастухи».

Сочетание скотоводства и земледелия наблюдалось у зулусов. Причем женщины занимались ручным земледелием, а мужчины отгонным скотоводством. Туареги нанимали харатинов (население оазисов) в форме «хаммасет», т.е. на правах 1/5 урожая или «ариль» – 1/2 урожая. Часть фульбе в ноябре (в сухое время) на юг, а женщины и дети остаются дома, в марте возвращаясь мужчины занимались земледельческими работами. Галла Эфиопии в сухое время откочевывали в долины, где разводили и продавали зебу, овец, лошадей, свиней для европейцев.

Земледельцы Ручное земледелие было развито по всей территории Африки кроме пустынь. Из местных культур с глубокой древности культивировались зерновые (просо-сорго, несколько сортов пшеницы, ячмень) и корнеклубные (ямс, бобовые, горох), масляничные (кунжут, пальмы), цитрусовые, кофе, перец. Из Азии с арабами был завезен банан, лук, сахарный тростник, гранат, рис. Из Америки - кукуруза, батат, какао, помидоры, орахис.

Территориально земледелие делится на саванное (зерновые, хлопок) и тропическое (корнеклубные, бобовые, бахча, цитрусовые). Практиковался севооборот с перелогом для восстановления плодородия. В деревнях Тропической Африки обычно было 2 типа участков – огороды у дома и поля вдали от деревни с сезонными станами. Из орудий труда использовались топор, нож, мотыга. Обработка почвы и посевная было уделом мужчин, а обработка всходов и сбор урожая - мужским. Работы чередовались по сезонам. Одним из самых известных народов-земледельцев были ХАУСА, у которых оно сочеталось с домашним животноводством (мелкий рогатый скот и лошади). В Руанде и Бурунди преобладало террасное земледелие.

Плужное земледелие . Распространено было в Судане, Эфиопии и Египте. Плуг (сабан) был без отвала из-за тонкого плодородного слоя, при этом зерно поступало через канал в ручке. В качестве тяглового животного использовали быков, лошадей, мулов, ослов и даже верблюдов. Преобладала подсечно-огневая двухпольная система земледелия с севооборотом. Сбор урожая 2 раза в год – сентябрь-октябрь и февраль-март. Выращивали также технические культуры как подсолнечник, перец и цитрусовые. В Конго есть большие плантации кофе, в Уганде бананов.

Материальная культура Пища . Самым распространенным в Африке являются всевозможные каши и похлебки (просяные, кукурузные, маниоковые), арахис, горох, рыба. Мясная пища в рационе питания занимала меньшую роль (птица, козлятина, дичь) причем ее не консервируют, ее жарили в пальмовым или арахисовом масле. В ходу были овощи тыква, корнеплоды, из фруктов - бананы. Африканцы любят острые специи и соусы, которыми приправляют и каши и похлебки. Из молока делают творог, кислое молоко. Рыбу обычно варят или вялят. Из напитков употребляют просяное или ячменное пиво, пальмовое вино. Питались обычно дважды в день утром и вечером после окончания полевых работ, причем муку или крупу толкли только один раз в день.

Из земледельческий продуктов питания обычной была просяная каша “фура ” с молоком и “тува ” каша из сорго или риса. Ели каши обязательно с приправами и подливами из листьев с чесноком, помидорами, пряностями солью. У йоруба любимым был суп с перцев, рыбой и кукурузой. Хлеб, лепешки, шарики из вареного риса. В Эфиопии была самая разнообразная пища. У богатых это густые мясные супы с перцем, чесноком, яйцами, парное мясо, мясо на углях, баранина в соусе. Простокваша, сметана, творог с чесноком, пчелиный мед, ячменное пиво. Преобладают корнеклубные - ямс, маниока, которые мочат в воде, рубят в корыте и растирают, после чего месят, скручивают в жгуты, которые обертывают в банановые листья и варят на пару. Из маниоки пекут также хлеб. Мука из маниоки используется на кашу с курицей или рыбой. Яйца африканцы-земледельцы обычно не едят. Скотоводы ели обычно кислое молоко, сыр, масло (кроме масаев), финики. Во время перекочевок брали с собой мясной порошок, смешанный с просяной мукой, которые разводили в воде. Любили пить бычью кровь с молоком.

Бушмены мясо пекли в золе или обжаривали в котлах и враз съедали. Кроме того употребляли в пищу насекомых (гусениц, улиток, кузнечиков. термитов), которых пекли в пальмовых листьях. Вместо дорогой соли употребляли золу растений и не знали приправ как соседние народы. Любили жевать растения галлюциогены.

Жилище . На севере Африки в старых городах сохраняются кривые улочки с глухими стенами и обязательно площадь в центре с мечеть и караван сараем у базара. Села земледельцев-скотоводов имели поляну в центре с мастерскими, навесом, где решались все общественные дела, ритуальная хижина с барабанами, масками. У скотоводов основным типом поселения был расположенные по кругу каркасные жилища с входным проемом, куда на ночь загоняли скот. У юношей были свои отдельные поселения. У охотников были только сезонные.

Жилище у африканцев-земледельцев имело круглую в плане форму каркасно-глинобитной формы с камышовой конической крышей, как бы висящей на столбах над стенами.

В саванне строительным материалом была пальма, солома, бамбук, в пустыне глина, камень, кусты, трава. Иногда несколько поселений со входом во двор, отд. зернохранилище в виде амбара из жердей, обмазанных глиной на столбах. При входе гостиница. На стены, обмазанные глиной наносили рисунки сцены охоты, резьба на стойках. Внутри разноцветные циновки. Из общественных зданий были святилища, храмы, ритуальные гостиницы, в Эфиопии дворцы.

Одежда . Носила социальный знак и отличалась по набору, покрою, материалу в разных частях Африки. В Центральной Африке у мужчин была не сшитая юбка до колен (бакуба) из луба с вышитым узором, плетеная шляпа с перьями, на груди крестообразная повязка с кожаным передником и украшениями из раковин, на руках и ногах браслеты, на поясе топор и опахало. На плечи накидывалась шкура леопарда символ знатности и власти. В Судане у мужчин фески, чалмы, шаровары, в Конго штаны и сапоги.. У нилотов головные уборы делались даже из засохшего жидкого навоза. У Бушменов и готтентотов употреблялись кожаные передники украшенные цветными крыльями насекомых, бисером, перышками. В Западной Африке, Эфиопии, Мадагаскаре более была распространена сшитая тапа у полинезийцев).

У скотоводов одежда шилась из шкур. У мужчин треугольный кусок материи между ног и накидка “кароса” в виде плаща из шкуры быка или шакала. У женщин использовался передник с бахромой из мерлушки. У земледельцев обычной была юбка из сухой травы, шкура леопарда и украшения в виде оберегов и амулетов, зубов хищника, змеиной кожи и травы. Или использовалась хлопчатобумажная ткань из нескольких полос, завязанных узлом на левом плече. Мужчины носили “кенте”, облегающий тело кусок материи длиной 4 м и шириной 2,5 м с многочисленными полосами или орнаментом в виде стручка у воинов. У женщин одежда состояла из 3 кусков один на бедрах, второй в виде бюстгальтера, третьим прикрывали голову. В Судане была сшивная одежда с поясом. У туарегов, йоруба одевались в широкие шаровары, длинная рубаха-безрукавка и вторая рубаха с капюшоном- накидкой на голове. Обовью служили сандалии, туфли “сабо” без задников и сапоги.

Особое значение имели прически: пучок у лба говорил о почитании старших, на макушке 2-3 пучка обозначали сиротство, если на затылке, то значит не доверяет жене своих тайн. Клок волос над правым ухом приемный сын ссорится с отчимом, а если у левого, то это знак на родство с вождем деревни. На голо стригут больного, вдову, малайских женщин красавец. Косматая шевелюра знак траура. Иногда волосы смазывают глиной и делают прическу в виде блина на макушке, что обозначает знак дружбы и родства. Есть прически в виде рогов, в форме шляпы, в виде смазанного маслом клока на макушке для оберега или знака замужества у женщин.

Ремесла . 1. Металлургия и кузнечество была известна африканским народам со средневековья. Для плавки использовали земляные печи или термитники высотой до 80 см и диаметром 50 см с мехами. Плавили медь, железо, сплавы, булатную сталь, различные украшения кольца, браслеты, инкрустация проволокой, барельеф, гирьки для взвешивания. При литье украшений использовали технику потерянного воска. Известны были наконечники стрел, мотыги, метательные ножи. Существовали касты кузнецов (напротив у мусульман кузнецы считались презренные).

2. Ткачество разноцветных материалов у земледельцев. Существовали касты мужчин красильщиков, использовавших сок растений. Использовались 2 типа станков вертикальный (для женкой одежды) и горизонтальный. В джунглях вместо хлопка использовали мбугу из пальмы-рафии. Использовали ткани “бадинга” с рисунком. Скотоводы покупали ткани у земледельцев.

3. Резьба по дереву исключительно мужское занятие, главным образом в лесных районах где нет ислама. Ножами и резцами делали маски, подголовники-скамеечки, чаши, ступы, барабаны, лодки. Изображения фетишей знаков власти.

4. Плетение в основном женское занятие, циновки с рисунком, плетеная посуда из крашеной соломы. На головах носили специальные шляпы для ношения кувшинов.

5. Гончарство было также женским занятием, вручную простой формы без обжига.

Цель работы:

Поразительное разнообразие обычаев, традиций, привычек у разных народов земного шара уже давно бросалось в глаза. Раньше этому только дивились, особенно когда сталкивались с уж слишком непохожими на наши европейские, многие их высмеивают, называют варварскими, “дикарскими” мне же хотелось понять, отчего и почему возник тот или иной обычай, традиция у народов Африки.

Обоснование выбора темы:

География – один из моих любимых предметов, тема “Африка” изучается только в 10 классе, а уж традиции и обычаи народов разных стран практически не входят в курс школьной программы – это предмет науки этнографии.

Почему из разнообразия стран я выбрала Африку, потому что именно там больше всего сохранились свои национальные традиции, уклады жизни, именно там есть племена, живущие первобытным строем, народности, аналогичные тем, которые создавали первые государства Земли, например народность Зулу, существующая и теперь.

Основная идея опыта:

Идея этой работы – заинтересовать жизнью далеких народов.

Если такой интерес пробудится, если вы станете искать новые книги о разных странах и тех, кто их населяет, если при взгляде на карту не останетесь равнодушным, а захотите по ней путешествовать и сможете найти места, о которых узнали, то я считаю, что работала не напрасно.

Этапы и ход работы:

В своей работе я бы выделила несколько этапов:

  1. Определение темы, идеи.
  2. Самостоятельный поиск информации (Интернет, энциклопедии, др.)
  3. Самостоятельные исследования.
  4. Обработка, сортировка, систематизация информации.

Материалы:

  • Статьи из журнала “Вокруг света”
  • Адреса сайтов
  • Диск с фильмом “ЮАР”

Племена народов Африки

Этнический состав Африки чрезвычайно сложен. По приблизительным подсчетам, на континенте живет примерно 50 наций и народностей, и 3 тысячи различных племен, говорящих на тысяче языках. На Африканском континенте 107 этносов, насчитывают более 1 млн. человек каждый и составляют 86,2% всего населения. Численность 24 народов превышает 5 млн. чел., и они составляют 55,2% населения Африки.

Крупнейшие из них – египетские арабы, хауса, йоруба, алжирские арабы, марокканские арабы, фульбе, игбо, амхара, аромо, суданские арабы. При этом следует учитывать, что практически каждый этнос имеет свой язык, исключение составляет арабский язык, на котором говорит одна пятая часть африканского континента.

В странах Тропической Африки соседствуют друг с другом мусульманские общности различных направлений, толков, сект; христиане – также различных вероисповеданий, сторонники традиционных верований, афрохристиан, сочетающих христианство с традиционными религиями.

Традиции и обычаи народов

Традиция (от лат. traditio - передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени; его способы. В качестве традиций выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

1. Шаманы

О шаманах слышали все.

Но что же все-таки представляют собой эти “служители духов?

На этот счет единого мнения нет. В любом случае, с древнейших времен и до сего времени шаманы являются носителями сверхъестественных способностей, ясновидящими, заступниками людей. Нечто подобное шаманизму существует и у племен Австралии, Южной Африки и Америки. Одно из замечательнейших свойств шаманских методов - их сходство во всех концах планеты. Шаманы сопровождают жизнь своего соплеменника от рождения до смерти.

2. Маски

Шаман посредник между видимым и невидимыми мирами, как хозяин духов, как сверхъестественный врачеватель и т. д. Но, чтобы злой дух не узнал шамана или другого участника ритуала в лицо, и не вселился в него, существуют маски .

Иногда маски покрывают всю голову, как шлем. Иногда прикрывают только лицо. Если маска слишком тяжелая, между ее краями крепится веревочка, которую танцор придерживает зубами.

Стилизованные головы неземных существ, вырезанные из дерева, разрисованные и покрытые орнаментом из цветного бисера и мелких раковин. Огромные, предназначенные для ритуальных танцев, и маленькие - маски-талисманы.

Зачастую мы привыкли считать маски атрибутом веселых зрелищ – театров, карнавалов, детских праздников. Но в прошлом эти “ложные лица” воспринимались куда более серьезно, играя важную, а порою главную роль в религиозных обрядах и ритуалах многих народов мира.

Ритуальные танцы

Танец во все времена был неотъемлемой частью человеческой жизни.

Шаманами чаще всего были мужчины, и их главным инструментом воздействия на природу и события был и есть до наших дней – танец. На всех континентах во всех Древних религиях жрецы или их помощники использовали танец для восхваления богов, просьб о помощи...

Танцевали на каждый праздник, перед охотой, перед посевной, перед войной... Танцевали все, и женщины и мужчины, но в некоторых случаях в танцах участвовали только мужчины. Танец – это не только и не столько обращение к богам, но и прекрасная тренировка тела и координации движения. Если внимательно присмотреться, то формы или другими словами, комплексы, выполняемые мастерами восточных единоборств, своими плавными движениями и переходами напоминают танцевальные движения.

Меня всегда привлекало не столько красота или плавность движений, сколько восхищало умение в совершенстве владеть телом, и впечатляло осознание того, сколько же труда и упорства необходимо было приложить, чтоб добиться такого результата.

Даже современные пляски требуют некоторой гибкости и выносливости, только вот движения напоминают диких африканцев, собирающихся на войну. К тому же основными музыкальными инструментами являются барабаны и прочий ударный металл. С самых диких времен, и до сих пор, во всех странах и на всех континентах люди под барабаны шли на войну, рубили головы, расстреливали, прогоняли сквозь строй как в русских армиях времен крепостничества, ну и само собой – хоронили...

Украшения и одежда

Женская страсть к украшениям поддерживается одной из древнейших традиций, возникшей во времена, когда человеческая культура только-только зарождалась.

Cудя по маленьким бусинам из раковин моллюсков, найденным в Израиле и Алжире, сто тысяч лет назад бусы или браслеты уже были известны людям. С тех пор не осталось, кажется, ни одного материала, из которого не изготавливали бы украшения, не осталось и части тела, на которую их бы не надевали - от лба до пальцев ног.

Женщина племени ама-ндебеле из Южной Африки с традиционным шейным украшением, которое сейчас уже редко можно увидеть на молодых девушках.

Женщина с самой длинной шеей считалась самой красивой у ама-ндебеле. С раннего детства женщины этого народа носили на шее латунные обручи, благодаря чему шея могла удлиниться на 40-50 см. Эти обручи нельзя было снимать, так как отсутствие шейной мускулатуры привело бы женщину к немедленной смерти.

Клиновидные или круглые диски считались в Африке важным украшением для женщин. Женщины надевали эти диски в то время, когда их мужья и свекрови отсутствовали.

Таким образом, африканские женщины пытались подражать птицам, имеющим культовое значение для африканцев. В некоторых африканских племенах этот обычай восходит к стремлению шокировать своим внешним видом работорговцев.

Сегодня африканская молодежь пользуется лишь в некоторых случаях прищепками для губ, но обычно украшения для губ не используются.

Украшения, которые надевались позже, служили защитой для открытых частей тела, через которые в человека легко могли бы проникнуть злые духи, вредные испарения или какие-либо сверхъестественные силы.

Эфиопский народ – сурма – самые изобретательные декораторы человеческого тела, такие только есть на Земле. Телесный орнамент они подбирают для себя так же тщательно и ревностно, как европейские модники подбирают себе одежду. В нескольких мазках немудреного природного красителя сурма – рассказ о себе, о свих желаниях и чувствах, о воинственности или стремлении к миру, о радости или печали, о любви.

Женщина из племени мусгу с прищепкой из алюминия на верхней губе. Такие украшения были характерны для многих племен республики Чад. В детском возрасте девочкам из племен лоби и кирди протыкали уши, губы и нос.

Прически

Традиционное украшение зулусов с рогами буйвола, символизирующее силу.

Удлинение головы у племени мангбе-ту - до недавних пор это соответствовало тамошнему идеалу красоты; считалось, что такое удлинение способно защитить женщину от колдовства. Для достижения подобного эффекта через несколько дней после рождения ребенка голову новорожденного туго бинтовали. Затем на голове носили длинный цилиндрический узел из волос, чтобы усилить эффект удлинения черепа.

Расцвет парикмахерского искусства Африки пришелся на XVII-XIX века - времена “королевств”. Именно тогда прически начали делать не на париках, а из собственных волос. Это означало, что человек с помощью прически не столько участвовал в текущем ритуале - свадьбе или похоронах, сколько стремился “остаться самим собой” как можно дольше, вне зависимости от происходящего.

Родина афро – Западная Африка. Разновидностей этого фасона много. Самая дорогая прическа на основе расчесанных волос называется “бананы” (bananas), когда волосы окружают голову в виде грозди этих плодов. Строгие и “холодные”, “официальноделовые бананы” носит одна из самых влиятельных здешних дам - жена президента Камеруна Шанталь Бийа - “Мама Африка”

Противоположность афро представляют “дрэды” (dread), или “ужасные локоны”. Дрэды, придуманные в Восточной Африке, не требуют ежедневного ухода и, в пику афро, они принципиально “нечесаные”. В отличие от западной части континента, где примером для парикмахерского подражания были арабы, европейцы и американцы, то есть “другие люди”, в Восточной Африке источником вдохновения стилистов был мир природы. Максима африканского направления турбизнеса - “на Западе стоит смотреть на людей, на Востоке - на животных” - помогает понять и феномен парикмахерского искусства этого континента. Например, прическа масаев, состоящая из сотен тонюсеньких косичек, доходящих до пояса, - подражание природе. Масаи верят, что их народ происходит от львов. Поэтому волосы - признак мужественности. Женщины же бреются налысо - им, как и львицам, гривы не положены.

Красота требует жертв…

Мы привыкли к тому, что современная красота стандартизирована, разнообразные конкурсы красоты демонстрируют и пропагандируют эталоны красоты цивилизованного мира. А тем временем коренные народы сохраняют свои исконные представления о том,

Подчас нам эти стандарты кажутся просто ужасными, потому что чаще всего эта самая красота требует немалых жертв.

Колыбелью нательной живописи с полным правом можно считать Африку, где практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Немаловажную роль в развитии этого искусства сыграли климатические условия, благодаря которым люди имеют возможность демонстрировать свое тело круглый год, Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг . Тело украшали с различными целями, в том числе с декоративной. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). При нанесении татуировок важную роль играли их местоположение, интенсивность окраски, размеры и цвет. Последние нередко были особенными для каждого племени или семейства.

Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам. Так, например, в ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем ли, есть ли дети и др.).

Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина. Как уже было сказано, немаловажное значение имело местоположение нательного знака. Рубцы наносили на все части тела: на грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.

Одно и то же местоположение знака у разных племен имело различное значение. Например, женщины яунде делали на бедрах рубцы. А вот у соседствующих с ними жителей подобное считалось неприличным.

В некоторых африканских племенах рубцы наносили маленьким детям. Для этого их щеки смазывали смесью из трав, золы и селитры и втирали ее. После заживления ран на коже образовывались грубые рубцы. Обычай нанесения рубцов детям и подросткам очень древний. Например, чтобы юноша смог вступить в круг мужчин, необходимо было сделать на коже определенный рубец.

У большинства африканских племен до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью.

В связи с тем, что татуирование (или рубцевание) занимало столь важное место в жизни племен, процесс нанесения нательных знаков относился к разряду сложных обрядов, в таинство которых посвящались только избранные.

Мальчик становится мужчиной…

Что ни народ, то и обычай…

Но везде и всюду родителям хочется, чтобы их ребенок вырос человеком. И на разных языках говорят новому человеку слова, похожие на те, что говорят на седьмой от рождения день у народов Суахили в Восточной Африке:

Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.

Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.

Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.

Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром…

Экзамены у разных племен – разные.

В Западной Африке, например, существовали даже своеобразные “университеты”, где обучали будущих мужчин.

Если юноша из племени бешдар не удержит равновесие и упадет, ему придется еще год ждать возможности доказать, что он не мальчик, но муж.

Труд мужской и женский

Мы привыкли к тому, что работа делится на мужскую и на женскую.

В наше время в семье, например, такое деление часто бывает несправедливым. У народов нсау, в Камеруне, почти вся работа выполняется женщинами. Очень плохо у нсау приходится холостякам. О таких людях у нсау говорят: “Он работает почти так же много, как женщина…”.

У скотоводов Восточной Африки пастухи – мальчики и мужчины. Они же доят скот, зато масло сбивают их матери и жены. А у масаев доят коров женщины, а коз – мальчики.

Среди народов этого района мужчины обрабатывают только определенные культуры: бананы, батат, табак, сахарный тростник.

Все остальные культуры сажают женщины. Убирают урожай и обмолачивают его только женщины. Таким образом, почти все работы в растениеводстве выполняют женщины (только целину поднимают мужчины), а в скотоводстве работают преимущественно мужчины. Мужчины еще занимаются охотой, строят хижины занимаются изготовлением железных и деревянных изделий. Всю работу по дому делают женщины, воспитывают детей, плетут циновки, выполняют гончарные работы.

При переноске тяжестей африканские мужчины никогда не помогают женщинам. Если мужчину увидят за этим занятием или увидят, как он помогает женщине переносить тяжести, – сами женщины его засмеют.

Заключение

В процессе выполнения проекта я заметил, что на самом деле многие обычаи и традиции народов Африки стали приживаться и в европейских странах.

Например, африканские прически – афро, дреды, косички уже никого не удивляют. Также молодежь покрывает свое тело татуировками, пирсингом, живописью. Современные танцы напоминают нам ритуальные африканские танцы.