Правление юстиниана в византийской империи. Святой император юстиниан и его эпоха Царь юстиниан

Юстиниан I Великий, полное имя которого звучит как Юстиниан Флавий Петр Саббатий, – византийский император (т.е. правитель Восточной Римской империи), один из крупнейших императоров поздней античности, при котором эта эпоха начала сменяться Средневековьем, а римский стиль правления уступил место византийскому. Остался в истории как крупный реформатор.

Родился примерно в 483 г., был уроженцем Македонии, крестьянским сыном. Решающую роль в биографии Юстиниана сыграл его дядя, который стал императором Юстином I. Бездетный монарх, любивший племянника, приблизил его к себе, способствовал образованию, продвижению в обществе. Исследователи предполагают, что в Рим Юстиниан мог прибыть ориентировочно в 25-летнем возрасте, изучал в столице право и богословие и начал свое восхождение к вершине политического Олимпа со звания личного императорского телохранителя, начальника корпуса стражи.

В 521 г. Юстиниан дослужился до консула и стал весьма популярной личностью, не в последнюю очередь благодаря организации роскошных цирковых представлений. Сенат неоднократно предлагал Юстину сделать племянника соправителем, однако император пошел на этот шаг только в апреле 527 г., когда его самочувствие значительно ухудшилось. 1 августа того же года, после кончины дяди Юстиниан стал полновластным правителем.

Новоиспеченный император, питая честолюбивые замыслы, сразу же взялся за укрепление могущества страны. Во внутренней политике это проявилось, в частности, в проведении юридической реформы. Выпущенные 12 книг «Кодекса Юстиниана» и 50 – «Дигеста» сохраняли актуальность на протяжении более чем тысячелетия. Законы Юстиниана способствовали централизации, расширению полномочий монарха, усилению госаппарата и армии, усилению контроля в отдельных сферах, в частности, в торговле.

Приход к власти ознаменовался наступлением периода масштабного строительства. Ставший жертвой пожара константинопольский храм св. Софии был перестроен таким образом, что среди христианских церквей многие века ему не было равных.

Юстиниан I Великий проводил достаточно агрессивную внешнюю политику, направленную на завоевание новых территорий. Его военачальникам (сам император не имел обыкновения лично участвовать в военных действиях) удалось завоевать часть Северной Африки, Пиренейского полуострова, значительную часть территории Западной Римской империи.

Правление этого императора ознаменовалось целым рядом бунтов, в т.ч. крупнейшим в византийской истории восстанием Ника: так население реагировало на жесткость принимаемых мер. В 529 г. Юстинианом была закрыта Академия Платона , в 542 г. – отменена консульская должность. Ему оказывали все больше и больше почестей, уподобляя святому. Сам же Юстиниан ближе к концу жизненного пути постепенно терял интерес к государственным заботам, отдавая предпочтение теологии, диалогам с философами и священнослужителями. Скончался он в Константинополе осенью 565 г.

И такой брак вызвал протест императрицы Евфимии. Вдобавок Феодора проявляла явную склонность к монофизитству . Однако, Юстиниан не отступился. После кончины Евфимии в или году император Юстин не противился приёмному сыну. Он издал указ о браке, позволявший, в частности, раскаявшейся лицедейке, бросившей своё прежнее занятие, вступать в законный брак даже с высокородными лицами. Таким образом свадьба состоялась.

С начала правления Юстиниана Фракия стала подвергаться все более разрушительным набегам «гуннов »-булгар и «скифов »-славян . В году полководец Мунд успешно отразил натиск булгар во Фракии.

Со времён Юстина Юстиниан унаследовал политику преследования монофизитских монастырей и духовенства в северной Сирии . Однако, повсеместное гонение на монофизитство в империи не предпринималось – слишком велико было число его приверженцев. Египет , оплот монофизитов, постоянно держал под угрозой срыва поставки хлеба в столицу, почему Юстиниан приказал даже выстроить специальную крепость в Египте для охраны собранного в государственную житницу зерна. Уже в начале 530-х годов императрица Феодора использовала своё влияние на супруга чтобы начать переговоры и попытки примирить позицию монофизитов и православных. В году делегация монофизитов прибыла в Константинополь и была укрыта царской четой во дворце Ормизда. С тех пор здесь, под покровительством Феодоры и при молчаливом согласии Юстиниана, находилось пристанище для монофизитов.

Восстание «Ника»

Однако, это соглашение было на деле победой монофизитов и святитель папа Римский Агапит , отправленный остготским королём Теодахадом в Константинополь как политический посол, убедил Юстиниана отвернуться от ложного мира с монофизитством и встать на сторону халкидонских решений. На место смещенного Анфима был возведён православный святитель Мина . Юстиниан составил исповедание веры, которое святитель Агапит признал вполне православным. Около того же времени император и составил православное молитвословие «Единородный Сыне и Слове Божий», вошедшее в чин Божественной литургии . 2 мая года в Константинополе открылся Собор в присутствии императора для окончательного разбирательства дела об Анфиме. В ходе Собора были осуждены ряд монофизитских вождей, среди них Анфим и Севир.

Однако, в то же время Феодора склонила императора согласиться на поставление в наследники скончавшемуся папе Агапиту показавшего готовность к компромиссу диакона Вигилия . Его возведение по императорской воле на папский престол состоялось 29 марта года, несмотря на то что в году в Риме уже был избран на первосвятительскую кафедру Сильверий . Считая Рим – своим городом, а себя – высшим авторитетом, Юстиниан легко признал главенство Римских пап над Константинопольскими патриархами, и также легко ставил пап по своему усмотрению.

Беды 540 года и их последствия

Во внутреннем управлении Юстиниан придерживался прежней линии, но куда меньше уделял внимания попыткам законодательных реформ – после смерти юриста Трибониана в году император издал лишь 18 документов. В году Юстиниан упразднил консулат в Константинополе, объявив себя пожизненным консулом, заодно прекратив дорогостоящие консульские игры. Царь не отступался от своих строительных начинаний – так, в году была достроена огромная «Новая церковь» во имя Пресвятой Богородицы на развалинах Иерусалимского храма.

Богословские диспуты 540-х и 550-х

С начала 540-х Юстиниан стал глубже входить в вопросы богословия. Стремление к преодолению монофизитства и прекращению раздора в Церкви не оставляло его. Между тем императрица Феодора продолжала покровительствовать монофизитам и в году, по просьбе шейха арабов -Гассанидов аль-Харита (al-Harith) , способствовала становлению монофизитской иерархии через поставление странствующего епископа-монофизита Иакова Барадея . Юстиниан поначалу старался поймать его, но это не удалось, и императору впоследствии пришлось смириться с деятельностью Барадея на окраинах империи. Хотя императрица Феодора скончалась в году примирившись с Православной Церковью, существует версия согласно которой она завещала императору не преследовать видных монофизитов, всё это время укрывавшихся в Константинопольском дворце Ормизда. Так или иначе, православный император не усилил гонения на монофизитов, а старался собрать верующих в единой Церкви путём осуждения иных ложных учений.

Около начала 540-х император поднял вопрос о формальном осуждении Оригена . Обвенив его в 10 ересях в послании к святителю Мине , в году император созвал в столице Собор , который осудил Оригена и его учение.

Одновременно, императорский богословский советник Феодор Аскида предложил осудить некоторые сочинения блаженного Феодорита Киррского , Ивы Эдесского и Феодора Мопсуетского , в которых выражались несторианские заблуждения. Хотя сами, уже давно скончавшиеся, авторы пользовались уважением в Церкви, соборное осуждение их ошибочных взглядов лишило бы монофизитов возможности клеветать на православных обвиняя их в несторианстве. В году Юстиниан обнародовал эдикт против т.н. «Трех Глав » – неправославных сочинений трех вышеназванных учителей. Однако, вместо примирения монофизитов с Церковью, это вызвало протест на Западе, где в осуждении «Трех Глав» увидели покушение на Православие. Патриарх Константинопольский святитель Мина подписал императорский указ, но папа Римский Вигилий долго не соглашался и даже пошел на разрыв общения с Константинопольской Церковью.

Империя долго вела борьбу со взбунтовавшимися в Африке войсками, которые надеялись на передел вновь покорённых земель между собой. Лишь в году удалось успешно подавить мятеж, после чего Северная Африка прочно вошла в состав империи.

В конце 540-х годов Италия казалась потерянной, но просьбы папы Римского Вигилия и других знатных римских беженцев в Константинополе убедили Юстиниана не бросать дела и он вновь решил послать туда экспедицию в году. Собранные для похода многочисленные войска вначале двинулись во Фракию , откуда благодаря этому ушли бесчинствовавшие славяне . Затем, в году большие силы ромеев наконец прибыли в Италию под началом Нарсеса и разгромили остготов. Вскоре полуостров был очищен от очагов сопротивления, а в году были также заняты некоторые земли к северу от реки По. После многолетней истощающей борьбы обескровленная Италия , с административным центром в Равенне , всё-же была возвращена империи. В году Юстиниан издал «Прагматическую санкцию», отменявшую все нововведения Тотилы – земля возвращалась прежним хозяевам, равно как и освобожденные королем рабы и колоны. Император, не доверяя компетентности имперских администраторов, поручил управление общественной, финансовой и образовательной системами в Италии епископам, т. к. Церковь оставалась единственной моральной и экономической силой в разрушенной стране . В Италии, как и в Африке, арианство подверглось гонению.

Немалым успехом был ввоз около года яиц шелкопряда из Китая , до этого строго хранившего секрет производства шелка. По преданию император сам уговорил персидских монахов-несториан доставить ему драгоценный груз. С этого времени в Константинополе стали изготовлять свой шелк, на который была установлена государственная монополия, приносившая казне большие доходы.

Наследие

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Красоту́ возжеле́в сла́вы Бо́жия,/ в земне́й [жи́зни ] Тому́ благоугоди́л еси́/ и, поруче́нный ти́ тала́нт до́бре возде́лав, усугу́бил еси́,/ о не́мже и подвиза́вся пра́ведно./ Отону́дуже и мзду́ дея́ний твои́х,/ я́ко пра́ведник, прия́л еси́ от Христа́ Бо́га:// Его́же моли́ спасти́ся пою́щим тя́, Юстиниа́не.

Кондак, глас 8

Возбра́нника благоче́стия всеизря́дна/ и побо́рника о и́стине непосты́дна,/ че́стне и по до́лгу восхваля́ют тя́ лю́дие, Богому́дре,/ но я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу,/ тебе́ сла́вящим смире́ние испроси́, да зове́м ти́:// ра́дуйся, Юстиниа́не приснопа́мятне.

Источники, литература

  • Прокопий Кесарийский , Войны Юстиниана .
  • Прокопий Кесарийский, О постройках .
  • Прокопий Кесарийский, Тайная история .
    • см. перевод части произведений Прокопия на http://www.hrono.ru/libris/lib_p/prkp1pers00.html ; http://www.hrono.ru/libris/lib_p/prkp1goty00.html http://www.vostlit.info/haupt-Dateien/index-Dateien/A.phtml?id=2041 , № 49, 1979, 5-20.
    • Athanassiadi, Polymnia, “Persecution and Response in Late Paganism,” JHS , № 113, 1993, 1-29.
    • Barker, John E., Justinian and the Later Roman Empire , Madison, Wisc., 1966.
    • Browning, Robert, Justinian and Theodora , 2nd ed., London, 1987.
    • Bundy, D. D, “Jacob Baradaeus: The State of Research,” Muséon , № 91, 1978, 45-86.
    • Bury, J. B., "The Nika riot," JHS , № 17, 1897, 92-119.
    • Cameron, Alan, "Heresies and Factions," Byzantion , № 44, 1974, 92-120.
    • Cameron, Alan, Circus Factions. Blues and Greens at Rome and Byzantium , Oxford, 1976.
    • Cameron, Averil, Agathias , Oxford, 1970.
    • Cameron, Averil, Procopius and the Sixth Century , Berkeley, 1985.
    • Cameron, Averil, The Mediterranean World in Late Antiquity , London and New York, 1993.
    • Capizzi, Giustiniano I tra politica e reliogione , Messina, 1994.
    • Chuvin, Pierre, Archer, B. A., trans., A Chronicle of the Last Pagans , Cambridge, 1990.
    • Diehl, Charles, Justinien et la civilisation byzantine au VIe siècle , I-II, Paris, 1901.
    • Diehl, Charles, Theodora, impératrice de Byzance , Paris, 1904.
    • Downey, Glanville, "Justinian as Builder," Art Bulletin , № 32, 1950, 262-66.
    • Downey, Glanville, Constantinople in the Age of Justinian , Norman, Okla., 1960.
    • Evans, J. A. S., "Procopius and the Emperor Justinian," Historical Papers, The Canadian Historical Association , 1968, 126-39.
    • Evans, J. A. S., "The "Niká Rebellion and the Empress Theodora," Byzantion , № 54, 1984, 380-82.
    • Evans, J. A. S., "The dates of Procopius" works: a Recapitulation of the Evidence," GRBS , № 37, 1996, 301-13.
    • Evans, J. A. S., Procopius , New York, 1972.
    • Evans, J. A. S., The Age of Justinian. The Circumstances of Imperial Power , London and New York, 1996.
    • Fotiou, A., "Recruitment Shortages in the VIth Century," Byzantion , № 58, 1988, 65-77.
    • Fowden, Garth, Empire to Commonwealth: Consequences of Monotheism in Late Antiquity , Princeton, 1993.
    • Frend, W. H. C., The Rise of the Monophysite Movement: Chapters on the History of the Church in the Fifth and Sixth Centuries , Cambridge, 1972.
    • Gerostergios, Asterios, Justinian the Great: The Emperor and Saint , Belmont, 1982.
      • рус. перевод: Геростергиос, А., Юстиниан Великий - император и святой [пер. с англ. прот. М. Козлова], М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
    • Gordon, C. D., "Procopius and Justinian"s Financial Policies," Phoenix , № 13, 1959, 23-30.
    • Grabar, André, The Golden Age of Justinian, from the Death of Theodosius to the Rise of Islam , New York, 1967.
    • Greatrex, Geoffrey, "The Nika Riot: A Reappraisal," JHS , 117, 1997, 60-86.
    • Greatrex, Geoffrey, Rome and Persia at War , 502-532, Leeds, 1998.
    • Harrison, R. M., A Temple for Byzantium , London, 1989.
    • Harvey, Susan Ashbrook, "Remembering Pain: Syriac Historiography and the Separation of the Churches," Byzantion , № 58, 1988, 295-308.
    • Harvey, Susan Ashbrook, Asceticism and Society in Crisis: John of Ephesus and "The Lives of the Eastern Saints" , Berkeley, 1990.
    • Herrin, Judith, The Formation of Christendom , Oxford, 1987.
    • Herrin, Judith, "Byzance: le palais et la ville," Byzantion , № 61, 1991, 213-230.
    • Holmes, William G., The Age of Justinian and Theodora: A History of the Sixth Century AD , 2nd ed., London, 1912.
    • Honoré, Tony, Tribonian , London, 1978.
    • Myendorff, J., “Justinian, the Empire, and the Church,” DOP , № 22, 1968, 43-60.
    • Moorhead, John, Justinian , London and New York, 1994.
    • Shahîd, I., Byzantium and the Arabs in the Sixth Century , Washington, D.C., 1995.
    • Thurman, W. S., “How Justinian I Sought to Handle the Problem of Religious Dissidents,” GOTR , № 13, 1968, 15-40.
    • Ure, P. N., Justinian and his Reign , Harmondsworth, 1951.
    • Vasiliev, A. A., History of the Byzantine Empire , Madison, 1928, repr. 1964:
      • см. русский перевод т. 1, гл. 3 «Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518-610 гг.)» на http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php
    • Watson, Alan, trans. The Digest of Justinian, with Latin text edited by T. Mommsen with the aid of Paul Krueger , I-IV, Philadelphia, 1985.
    • Wescke, Kenneth P., On the Person of Christ: The Christology of the Emperor Justinian , Crestwood, 1991.

    Использованные материалы

    • Страница исторического портала Хронос :
      • http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/yustinian1.php - использованы стт. БСЭ; энциклопедии Мир вокруг нас ; из книги Дашков, С. Б., Императоры Византии , М., 1997; исторического календаря-альманаха Святая Русь .
    • Evans, James Allan, "Justinian (527-565 A.D.)," An Online Encyclopedia of Roman Emperors :
    • Свт. Димитрий Ростовский, Жития святых :
      • http://www.ispovednik.ru/zhitij/nov/nov_14_Yustinian&Feodora...ан1 http://www.synaxarion.gr/gr/sid/567/sxsaintinfo.aspx 535 Мир вокруг нас, о том что праздник Сретения Господня был якобы установлен после того как чума и землетрясение чудесно остановились после торжественного Сретенского богослужения 2 февраля года, не подтверждается современными событию источниками и является вероятно позднейшим западным новоделом. См. Рубан, Ю. И., Сретение Господне (Опыт историко-литургического исследования) , СПб., Изд-во «Ноах», 1994, 25-44, http://www.sedmitza.ru/text/408956.html

        Святой Земле

        В оригинале слово отсутствует. Вероятно, пропущено по ошибке.

Основная статья: Византия

Юстиниана I

Свод граж-данского права

Собор Святой Софии

Дипломатия

Картинки (фото, рисунки)

  • Таблица правления императора юстиниана:политека

  • Способы достижения цели юстиниана

  • Эссе о политеки юнистианна 1

  • Культурные достижения юстиниана

  • Цель правления юстиниана

Вопросы к этой статье:

Искусство Византии при Юстиниане Великом. 6 век.

При Юстиниане все тенденции, наметившиеся раннее в культуре, получили своё дальнейшее развитие.

1. Архитектура.

Один из первых архитектурных памятников правления Юстиниана является церковь Сан-Виттале в Равенне (Италия). Эта церковь поражает внутренним убранством: мозаика сплошь покрывает стены храма, смальта растворяет стену, уничтожая её материальность. Примечательно изображение двух процессий, приносящих дары христианскому храму: одну из них возглавляет император Юстиниан, а другую императрица Феодора.

Здесь они изображены идеальными правителями, осенёнными отблеском Божественной славы.

Самым полным, оставшемся в веках, непревзойдённым воплощением византизма является храм Софии Константинопольской. Возведение этого собора стало делом жизни Юстиниана. София Константинопольская превосходит римский Пантеон и Собор святого Петра в Ватикане. В этом храме ощущение огромности пространства несравненно ярче и сильнее. Этот собор должен был стать главным храмом нового Царьграда.

Для возведения собора были использованы силы и средства равные по нынешним временам финансированию крупной военно-промышленной программы. Но эти средства оправдали себя – красота этого собора принесла Византии больше союзников и доходов, чем её многочисленные войны. Зодчими Софии Константинопольской были два гения, лучшие представители позднеантичной научной интеллигенции:

— великий математик Исидор из Милета,

— инженер, профессиональный архитектор Анфиллий из Тролла.

В постройке этого собора мы видим сплав высочайшей научной и художественной культуры с решением удивительной по смелости конструктивной задачи.

Основной сложностью была грандиозность постройки: нужно было возвести сооружение 100 метровой длины, и перекрыть его куполом диаметром в 32 метра, подняв этот купол на 40 метровую высоту (14 этажный дом). По тем временам это было почти неразрешимой задачей. Византийцы в отличие от римских зодчих не имели сырья для производства бетона – вулканического песка.

Концепция храма – купольный балдахин. Центром собора стал гигантский купол, но благодаря уменьшению и дроблению архитектурных элементов книзу вся структура кажется лишённой тяжести, как бы висячей. Авторы нашли выход из хитросплетения многочисленных арок и сводов, несущих основную нагрузку и полукуполов, примыкающих к основному куполу. Основной купол имеет 40 окон по диаметру, поэтому кажется, что он парит в воздухе. Свод храма поддерживают 104 колонны, материал на которые привозился со всего пост-античного мира: зелёные колонны делались из фассолийского мрамора, белые из египетского порфира. Здесь есть колонны, привезённые из Сирии, из храма Солнца; 8 колонн из зелёной яшмы были привезены из храма Артемиды. В качестве украшения использовалась слоновая кость, полудрагоценные камни, инкрустация, резьба с позолотой. Собор был построен за рекордный срок –

5 лет. Сюжетные мозаики на стенах и сводах храма возникли позже в 9-10 веках, последние мозаики датируются 12 веком. Часть из них дошла до нашего времени.

Предназначенный для патриарших и императорских церемоний, собор был построен на самом высоком холме города над берегом Мраморного моря.

По преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор, произнёс такие слова: «Соломон, я превзошёл тебя», имея в виду легендарный Иерусалимский храм. За 15 минувших веков никто не осмелился повторить в адрес Юстиниана и построенного им собора такие же слова.

Софийский собор пережил долгую и сложную историю:

— трижды страдал от землетрясения в 6, 10 и 14 веках;

— после захвата Константинополя турками в 1453 году был переоборудован в главную мечеть турецкой империи: вокруг Святой Софии выросли 4 башни-минарета, под стать по размерам великой церкви;

— и лишь в 1930 году этот храм был превращён в музей трёх религий.

До сих пор легко понять слова наших предков, посланных 1000 лет назад великим князем Киевским Владимиром в Константинополь: «Не знаем, на небе или на земле были мы. Но нет на земле такого вида и такой красоты. Знаем только, что там Бог с человеком прибывает». Прокопий Кесарийский в 6 веке о Святой Софии писал: «Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, а Божьим соизволением завершено такое дело».

Помимо Софии Константинопольской, при Юстиниане было построено множество других храмов. В одной столице было 25 церквей. Архитектура стала настоящей страстью Юстиниана: помимо церквей строились фонтаны, колодцы, цистерны для хранения пресной воды на случай осады города неприятелем.

2. Иконопись.

Греки и римляне верили, что боги могли вселяться в статуи и строили в своих храмах статуи богам.

Правление Юстиниана в Византийской империи

Христианство же отказалось от скульптуры, так как по христианскому учению важна внутренняя, духовная красота, а не телесная. В живописи Бога изобразить тоже нельзя, так как он пребывает вне бытия. Поэтому ещё в период раннего христианства в римских катакомбах изображались либо фигуры молящихся, либо образ Богоматери с младенцем.

При Юстиниане широкое распространение в качестве декоративного украшения храмов получили иконы – портреты святых, выполненные на досках. Из ранних икон сохранилось не много. Византийская манера иконописного письма – это изображение святого с удлинённым лицом и аскетическим выражением, с миндалевидными глазами. Все линии рисунка прописывались золотом.

3. Гимнография.

Широкое распространение при Юстиниане получила гимнография – особая форма богослужебного песнопения. Пение в церквях сопровождалось органной музыкой.

mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.1 сек.)

Основная статья: Византия

Наивысшего расцвета Византийская империя достигла в период правления императора Юстиниана I (527-565 гг.). В это время Ви-зантия не только отразила натиск соседней Персии, тюркских, гер-манских и славянских племён, но и почти в два раза расширила свою территорию, завоевав государство вандалов в Северной Аф-рике, Остготское королевство в Италии и юго-восточную часть Вестготского королевства в Испании.

Достижения Империи Юстиниана I

Свод граж-данского права

При Юстиниане был создан известнейший памят-ник византийской юридической мысли — Свод граж-данского права (Свод). Это был единый законода-тельный кодекс, в основу которого были положены законодательные установления римского права. Од-нако появляются здесь и совсем новые идеи. Так, именно в Своде впервые была юридически зафикси-рована теория естественных прав человека, согласно которой все люди свободны от природы. Многие по-ложения Свода облегчали отпуск рабов на волю, за-щищали принцип частной собственности. Как зако-нодательный кодекс христианского государства, Свод отстаивал и права церкви.

Собор Святой Софии

Символом величия христианской византийской империи стал построенный при Юстиниане в Кон-стантинополе собор Святой Софии. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Это монументальное, богато украшенное фресками и мозаиками сооружение потрясало воображение современников. Благодаря то-му, что грандиозный купол диаметром 31,5 метра опирался на мно-жество тонких колонн, издали казалось, что он буквально парит над собором. Поэтому среди путешественников распространилась ле-генда, что купол собора Святой Софии подвешен к небу в знак осо-бой благосклонности Господа Бога к императору Юстиниану.

Дипломатия

Ведя активную внешнюю политику, Византийская империя при Юстиниане I доби-лась больших успехов в области дипломатии. Византийские дипло-маты, обученные языкам почти всех народов мира, разработали по-рядок приёма и отправления посольств, создали формулы междуна-родных соглашений, ставшие эталоном для многих народов.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:

  • 1261 год в истории византии

  • Юстиниан как политик

  • Как расширялась территория византии в годы правления юстиниана

  • Международные отношения в византии периоды развития

  • Достижение византийской империей

Вопросы к этой статье:

  • Каковы основные достиже-ния Византийской империи в период правления Юстиниана I?

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

Золотой век Византии при Юстиниане 1

Наибольшего могущества Византийская империя достигла при императоре Юстиниане I (527-565).

Юстиниан I происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полководца и, силой овладев престолом, стал императором. Юстин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол.

Император Юстиниан I обладал немалой политической мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь империи реформами, оживил международную торговлю, ставшую не только средством пополнения государственной казны, но и источником благоденствия всего народа. В характере Юстиниана I рядом с энергией, волей и дальновидностью уживались и дурные черты, присущие многим великим политиком,- лицемерие, коварство, жестокость.

Прославилась и супруга Юстиниана I - императрица Феодора. В ранней молодости Феодора была актрисой. Хотя в те времена ремесло актера считалось постыдным и недостойным порядочных людей, император Юстиниан I, покоренный ее необыкновенной красотой, презрел мнение общества и женился на Феодоре, сделав ее императрицей. Феодора отличалась острым умом, властностью и необычайным бесстрашием.

Войны Юстиниана

Император Юстиниан I задумал воссоединить былые земли Римской империи. В 534 г. император отправляет полководца Велисария против вандалов, обосновавшихся в Северной Африке и грабивших торговые корабли в Средиземном море. Вандалы были еретиками-арианами, а потому они не смогли войти в согласие с местным православным населением, которое проявило полное равнодушие к бедам своих поработителей. Прекрасно вооруженные войска византийцев быстро расправились с вандальским королевством, Северная Африка с городом Карфагеном стала византийской провинцией.

Затем Велисарий отправился в Италию, Византийцы легко покорили остров Сицилию. Однако в самой Италии они встретились с упорным сопротивлением остготов. В борьбе с Велисарием остготы использовали беглых рабов, даруя им свободу, в то время как византийцы стремились сохранить в Италии рабство и за всякое непослушание рабов жестоко наказывали. Однако большая часть жителей Италии все же не поддержала остготов не только потому, что они были германцами, но и потому, что остготы, как и вандалы, придерживались арианства. Византийцы покорили большую часть Италии, создав на покоренных землях особое наместничество (экзархат) со столицей в Равенне.

Когда война в Италии приближалась к концу, Юстиниан I отправил войска в Испанию. В Испании господствовали вестготы. Однако и тут, как и в Италии, местное население не помогло готам. Особенно враждовала с ними могущественная испанская церковь. Византийцы без труда разгромили вестготов, захватили южные области Испании и овладели Гибралтарским проливом.

Храм Святой Софии в Константинополе

Император Юстиниан I, накопив большие богатства, строил по всей империи храмы, крепости, дворцы, заново благоустраивал целые города. Самой знаменитой постройкой Юстиниана I стал храм Святой Софии (т. е. Премудрости Божией) в Константинополе. Ныне Константинополь находится в пределах Турции. Турки называют его Стамбул, а Святая София (на турецкий лад Ая София) стала мечетью.

Эта грандиозная постройка долгое время оставалась непревзойденной ни в Европе, ни в Азии. Храм, построенный из кирпича, внутри был отделан редким мрамором и украшен мозаиками, которые изображали христианские символы и растительные узоры. Достопримечательностью храма является его огромный купол диаметром 31,5 м. В основании купола прорезаны многочисленные окна. Когда человек, стоя в храме, смотрит вверх на купол, то из-за света, льющегося из окон, и из-за большого расстояния до купола, тонкие проемы между окнами не видны, и кажется, будто купол парит над храмом без опоры. Когда-то даже поговаривали, что купол Святой Софии якобы подвешен на золотых цепях к самому небу. Когда храм освящали (537), император Юстиниан I воскликнул: «Слава Господу, который удостоил меня совершить такое дело! Соломон, я победил тебя!»

Свод римского права

Другим великим делом императора Юстиниана I было создание свода римского права (по-латыни - Corpus juris tivihs). Юстиниан I приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живших в прежние столетия. И до сих пор римское право лежит в основе гражданского права большинства современных стран.

После смерти Юстиниана I Византия в течение многих столетий шаг за шагом уступает своим многочисленным врагам все новые и новые земли. Византия уже никогда не вернет себе могущества и блеска Юстиниановой эпохи.

Прокопий Кесарийский о восстании 532 г. в Константинополе

В Византии неожиданно вспыхнул в народе мятеж, который, против чаяния, чрезвычайно распространился и имел самый пагубный для народа и синклита конец Город был поджигаем, как будто оказался в руках неприятелей. Храм Софии, бани Зевксиппа и царские дворцы … сделались жертвой пламени, и вместе с ними большие портики… многие дома богатейших людей и большое богатство. Царь и супруга его вместе с некоторыми синклитиками заперлись в Палатии и там оставались в бездействии. (Восставшие) подавали друг другу условный клич: «Ника! Ника!» (т.е. «побеждай!

какими достижениями прославилась византийская империя при юстиниане

побеждай!»), и оттого мятеж тот известен до сих пор под именем Ника…

Между тем у царя происходило совещание: что лучите делать, оставаться ли тут или бежать на судах. Много говорено было в пользу того и другого мнения. Наконец царица Феодора сказала:

Сейчас, я думаю, не время рассуждать, пристойно ли женщине проявить смелость перед мужчинами и выступить перед оробевшими с юношеской отвагою. Тем, у кого дела находятся в величайшей опасности, ничего не остается другого, как только устроить их наилучшим обрачом. По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тех, кто появился на свет, не может не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо. Да не лишиться мне этой порфиры, да не дожить до того дня, когда встречные не назовут меня госпожой! Если ты желаешь спасти себя бегством, государь, это нетрудно. У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы спасшемуся тебе не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царская власть - лучший саван.

Так сказала царица; слова ее воодушевили всех. Укрепясь духом, советники рассуждали уже о том, каким образом можно бы защититься, если мятежники нападут на них… Царь (же) полагал всю надежду на Велисария…

(Велисарий) рассудил лучше напасть на народ, на это бесчисленное множество стоявших на ипподроме и в большом беспорядке толкавшихся людей. Он обнажил меч, велел воинам своим следовать его примеру и с криком ринулся в середину скопища. Народ, не знавший строя, видя, что покрытые латами воины… поражали всех без пощады, предался бегству… Победа была полной, убито великое множество народа.

Прокопий Кесарийский о том, как византийцы узнали секрет шелка

В то время некие монахи, прибывшие из Индии, зная, что царь Юстиниан находится в затруднении, так как персы не продают ромеям шелка-сырца, обещали царю внедрить этот шелк-сырец, чтобы ромеи ( Подразумевается Сасанидская держава в Иране III-VII вв., неизменная соперница сначала Римской, а потом Византийской империи. ) могли не получать этот товар ни от персов, своих врагов, ни от каких-либо других народов. Ибо они провели длительное время в земле, расположенной выше Индии, (населенной) многочисленными народами и называемой Сериндой (Серинда - так византийцы называли Китай. Возможно, впрочем, что здесь подразумевается одна из областей Средней Азии. ), где они в точности изучили искусство этого рода, чтобы возможно было получать в Ромейской земле шелк-сырец.

Продолжая исследовать и узнавать, справедливы ли слова, сказанные монахами, что какие-то черви производят шелк-сырец, (царь узнал), что живых червей перевезти невозможно, а их зародыши, напротив, удобны для перевозки и совершенно легки. Яйца, положенные каждым из червей, бесчисленны. Эти люди (т. е. монахи) закопали в навоз яйца спустя много времени после их откладки и через некоторое время достали живых червей. Царь (обещал) одарить мужей дарами, убеждая исполнить данное ими слово.

И они вновь отправились в Серинду и доставили яйца в Византию. Когда таким образом вывелись черви, они выпустили их кормиться на тутовые листья, и от них в дальнейшем пошел шелк-сырец в Ромейской земле. Таковы были обстоятельства с шелком во время войны ромеев с персами.

Из Кодекса Юстиниана 0 правосудии и праве

Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право». Право получило свое название от «правосудия», ибо… право есть наука о добром и справедливом.

1. По заслугам нас (знатоков права) называли жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возвещаем понятие доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой.

2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное (право). Публичное право относится к положению римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц… Частное право делится на три части, ибо оно составляется из естественных норм, или из (предписаний) народов, или из (предписаний) гражданских.

3. Естественное право - это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относятся сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда лее воспитание; мы видим, что животные, далее дикие, обладают знанием этого права.

4. Право народов - это право, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое - лишь для людей (в их отношениях) между собой. <…>

5. Гражданское право не отделяется всецело от естественного права и от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то создаем собственное, т. е. гражданское право.

6. Гражданское право - это то, которое происходит из законов, плебисцитов… мнений мудрецов.

Флавий Петр Савватий. Византийский император в 527-565 гг. Род. ок. 482 г. + 11/14ноября 565 г.

Юстиниан происходил из семьи иллирийских крестьян. Когда дядя его, Юстин (), возвысился при императоре Анастасии (), он приблизил к себе племянника и сумел дать ему разностороннее образование. Способный от природы, Юстиниан мало-помалу стал приобретать при дворе известность и влияние, особенно после того, как Юстин сам сделался императором. В 521 г. он был удостоен консульского звания. (Дашков: “Юстини­ан Великий”). С годами Юстин впал в явное слабоумие и бразды правления перешли к Юстиниану. Это был человек, по словам Прокопия, исполненный хитрости и коварства, отличавшийся неискренностью, хорошо умевший скрывать свой гнев. Он был двуличен, опасен, являлся превосходным актером и умел проливать слезы не от радости или горя, но искусственно вызывая их в нужное время по мере необходимости. Он постоян­но лгал: скрепив соглашение грамотой и самыми страшными клятвами, он тут же отступал от обещаний и зароков. Неверный друг, неумолимый враг, легко податливый на зло, он не брезговал доносами и был скор на наказания. Но, будучи таким по характеру, он старался показать себя доступным и милостивым ко всем, кто к нему обращался. Доступ к нему был открыт для любого, и он никогда не гневался на тех, кто стоял перед ним или говорил не так, как подобает. Вместе с тем он никогда не выказывал смущения перед тем, кого собирался погубить. Он никогда наружно не проявлял ни гнева, ни раздражения по отношению к тем, кто ему до­садил. Во внешности его ни тогда, ни позже, не было ничего от царского достоинства, да он и не считал нужным блюсти его, но и языком и внешним видом, и образом мыслей он был подобен варвару. Он почти не испы­тывал потребности во сне и никогда не ел и не пил досыта, но ему было достаточно едва прикоснуться к еде кончиками пальцев, чтобы прекратить трапезу. Словно это казалось ему делом второстепенным, навязан­ным ему природой, ибо он зачастую по двое суток оставался без пищи.

Под стать себе он выбрал и подругу, так как жена его, Феодора, с которой он жил еще задолго до свадьбы, также соединяла в себе множество пороков. Ее отец был надсмотрщиком зверей цирка, а сама она с детст­ва участвовала в представлениях мимов и занималась проституцией. По свидетельству Прокопия, она часто приходила на обед, сооруженный в складчину десятью, а то и более молодцами, отличающимися громадной телесной силой и опытными в распутстве, и в течение ночи отдавалась всем сотрапезникам; затем, когда все они, изможденные, оказывались не в состоянии продолжать это занятие, она отправлялась к их слугам, спариваясь с каждым из них, но и тогда не испытывала пресыщения от этой похоти. Часто в театре на виду у всего народа она снимала платье и оказывалась нагой посреди собрания, имея лишь узенькую полоску на пахе и срамных местах, не потому, однако, что она стыдилась показывать их в народе, но потому, что никому не позволялось появляться здесь совершенно нагим. Юстиниан влюбился в нее до безумия. Сначала он со­шелся с ней как с любовницей, хотя и возвел ее в сан патрикии. Пока жива была императрица Евфимия, жена Юстина, Юстиниан никак не мог сделать Феодору законной супругой. Но после ее смерти в 523 г. он стал добиваться обручения с Феодорой. Поскольку человеку, достигшему сенаторского звания, нельзя было жениться на блуднице, он заставил императора изменить древние законы и с тех пор жил с Феодорой как с за­конной женой.

В апреле 527 г. Юстиниан был провозглашен императором римлян, наряду со своим дядей. Он вступил на престол вместе с Феодорой, а спустя четыре месяца Юстин скончался от болезни. И подданные и сосед­ние народы сразу почувствовали жесткую руку нового императора. (Прокопий: “Тайная история”; 8,9,13,14). В делах веры он старался придерживаться православия и в 529 г. поднял великое гонение на язычников и всякую ересь, причем имущество их велел отбирать в казну. Император обнародовал указ, чтобы язычников и еретиков не допускать на государственную службу, а одних только православных. (Феофан: 521). “Справед­ливо, - писал Юстиниан, - лишать земных благ того, кто неправильно поклоняется Богу.” (Дашков: “Юстиниан Великий”). Храмы этих еретиков и особенно тех, которые исповедовали арианство и все их имущество, он велел отписать в казну. (Прокопий: “Тайная история”; 11). Гонения не коснулись только монофизитов, ибо им открыто покровительствовала императрица. Действительно ли это было так, или они договорились так между собой, чтобы один защищал исповедников одного течения, а другой - другого - противоположного - неизвестно. (Евагрий: 4; 10). Однако, они сочли нужным сделать вид, что в религиозных спорах идут противоположны­ми путями. (Прокопий: “Тайная история”; 10). Что же касалось нехристиан, то в их отношении Юстиниан высказывался еще более сурово: “Язычников не должно быть на земле!” Тогда же была закрыта Платоновская Академия в Афинах. (Дашков: “Юстиниан Великий”). Против самаритян, отказавшихся креститься, были двинуты войска. В результате трехлетней ожесточенной войны (529-532 гг.) более двадцати тысяч из них было убито, еще двадцать тысяч проданы в рабство за границу, а остальные приняли насильственное крещение. Полагают, что в Самаритянской войне погибло около ста тысяч римских подданных, а плодородная провин­ция превратилась в пустыню, покрытую пеплом и развалинами. (Гиббон: 47). Корыстолюбие Юстиниана не знало границ. По словам Прокопия, он со всей земли забрал в свои руки частное имущество римлян, на одних возводя какое-нибудь обвинение в том, чего они не совершали, другим внушив, будто это имущество они ему подарили. Многие же, уличенные в убийстве или других подобных преступлениях, отдавали ему все свои день­ги и тем избегали наказания за свои прегрешения. Он учредил множество монополий, продав благополучие подданных тем, кто не гнушался идти на такую мерзость. Сам он, получив плату за такую сделку, устранялся от этого дела, предоставив тем, кто дал ему деньги, возможность заправлять делом так, как им заблагорассудится. (Прокопий: “Тайная история”; 8,19).

Однако, несмотря на царящее везде беззаконие, именно в царствование Юстиниана были проведены важные реформы в области права. Реализуя свои обширные планы возрождения былого величия Рима, Юстини­ан не мог обойтись без наведения порядка в делах законодательных. В середине шестого века старое римское право из-за массы новых, часто противоречащих друг другу императорских и преторских эдиктов превра­тилось в запутанное нагромождение плодов юридической мысли, предоставлявшее искусному толкователю возможность вести судебные процессы в ту или иную сторону, в зависимости от выгоды. В силу этих причин, едва заняв трон, Юстиниан распорядился провести колоссальную работу по упорядочению огромного количества указов правителей и всего наследства античной юриспруденции. В 528-529 гг. комиссия из десяти пра­воведов кодифицировала указы императоров от Адриана до Юстиниана в двенадцати книгах “Кодекса Юстиниана”. Не вошедшие в этот кодекс постановления были объявлены утратившими силу. К 534 г. было выпуще­но пятьдесят книг “Дигест” - юридического канона по обширному материалу всего римского законодательства. По окончанию деятельности комиссий Юстиниан официально запретил всю законотворческую и критиче­скую деятельность юристов. Комментировать и толковать законы стало отныне нельзя. Это сделалось исключительной прерогативой императора. (Дашков: “Юстиниан Великий”).

Юстиниану пришлось утверждать свою власть не только законом, но и прямым насилием. В начале шестого века население столицы еще не имело к своим василевсам, того почтения, которое установилось позже. Столичные жители, особенно на ипподроме во время ристалищ, не смущались выкрикивать свое нелесное мнение о правителях, а в случае чего чернь бралась за оружие. Императоры Зинон и Анастасий многие годы вели с константинопольцами форменную войну и отсиживались в своих дворцах, словно в осажденных крепостях. Авторитет своей власти Юстиниану пришлось укреплять железом и кровью. Начало его правления бы­ло отмечено мощным восстанием в столице, известным как “Ника”. Все началось с того, что городские власти Константинополя приговорили какого-то мятежника к смерти. 14 января 532 г. горожане захватили тех, кого вели на казнь и тут же, ворвавшись в тюрьму, освободили всех заключенных там за мятеж или иное преступление. Город был подожжен, словно он находился в руках неприятелей. Храм Софии, бани Зевксипп и импе­раторский дворец от пропилей до дома Ареса погибли в пламени, тогда же сгорели многие частные дома. Юстиниан с императрицей и некоторые из сенаторов пребывали в страхе и бездействии. 17 января Юстиниан приказал Ипатию и Помпею, племянникам ранее правившего императора Анастасия, как можно скорее отправиться домой; то ли он подозревал их в посягательстве на свою жизнь, то ли сама судьба вела их к это­му. (Прокопий: “Войны Юстиниана”; 1; 24). Утром 18-го сам император вышел с Евангелием в руках на ипподром, уговаривая жителей прекратить беспорядки. Он говорил, что жалеет о том, что не прислушался преж­де к требованиям народа. Однако его освистали и заставили удалиться с позором. Часть собравшихся кричала: “Ты лжешь, осел!” Другие требовали, чтобы императором стал Ипатий. Немедленно толпы народа ворва­лась в его дом и, несмотря на отчаянное сопротивление и слезы жены, одели в захваченные царские одежды. К мятежу примкнула значительная часть сенаторов. (Дашков: “Юстиниан Великий”). Солдаты, как те, на которых была возложена охрана дворца, так и все остальные, не проявляли преданности императору, но и не принимали явно участия в деле, ожидая, каков будет исход событий. Терзаемый страхом Юстиниан со­брал во дворце совет из оставшихся с ним придворных. Они совещались между собой, как лучше поступить: остаться в столице или обратиться в бегство на кораблях. Немало было сказано речей в пользу и того и друго­го. Многие склонялись к тому, что следует бежать, но императрица Феодора возразила им: “По-моему, бегство, даже если когда-либо и приносило спасение, и, возможно, принесет его сейчас, недостойно. Тому, кто появился на свет, нельзя не умереть, но тому, кто однажды царствовал, быть беглецом невыносимо... У нас много денег, и море рядом, и суда есть. Но смотри, чтобы тебе, спасшемуся, не пришлось предпочесть смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что пурпур - лучший саван.” Так сказала Феодора. Слова ее воодушевили всех, и вновь обретя утраченное мужество, они начали обсуждать, как им следует дейст­вовать. Все свои надежды Юстиниан возложил на полководцев Велисария и Мунда. Велисарий только что вернулся с войны с персами и привел с собой множество копьеносцев и щитоносцев. Мунд же начальствовал над варварами-герулами. (Прокопий: “Войны Юстиниана”; 1; 24). Решено было напасть на мятежников, собравшихся на ипподроме по случаю коронации Ипатия. Велисарий с трудом провел свой отряд через сгорев­шую часть города и внезапно явился перед трибунами. По его приказу воины начали пускать стрелы в толпу и разить направо и налево мечами. Огромная, но неорганизованная масса людей смешалась и тут через “во­рота мертвых” на арену пробились три тысячи герулов Мунда. В результате страшной резни было перебито около тридцати тысяч человек. (Дашков: “Юстиниан Великий”). Ипатия стащили с трона и отвели вместе с Помпеем к императору. На следующий день солдаты убили и того и другого, а тела их бросили в море. Юстиниан конфисковал их имущество, а также имущество всех других членов сената, которые приняли их сторону. (Прокопий: “Войны Юстиниана”; 1; 24). Неслыханная жестокость, с которой была подавлена “Ника” надолго устрашило римлян. Дальше, почти до самой смерти, Юстиниан правил спокойно.

После установления мира столица предстала перед глазами жителей обезображенная пожарами и разрушениями. Город представлял собой кучу чернеющих холмов, он был наполнен дымом и золою, всюду рас­пространявшийся запах гари делал его необитаемым и весь его вид внушал зрителям ужас, смешанный с жалостью. (Дашков: “Юстиниан Великий”). Особенно горожане сожалели о гибели храма св. Софии, основан­ного Константином Великим. Но не прошло и сорока дней, как рабочие по велению императора приступили к сооружению нового храма (). Десять тысяч человек, под руководством лучших архитекторов изо дня в день трудились на этой грандиозной стройке в течение пяти лет и одиннадцати месяцев. Сам император, одевшись в полотняную тунику, ежедневно наблюдал за ходом их работ и поощрял их усердие своим фамильярным обращением, своей заботливостью и своими наградами. (Гиббон: 40). Вновь воссозданный храм поражал и своими размерами, и величиной своего купола и невиданной по красоте и богатству внутренней отделкой. Говорят, что после освящения собора Юстиниан обошел его и воскликнул: “Слава Богу, признавшего меня достойным для свершения такого чуда. Я победил тебя, о Соломон!” (Дашков: “Юстиниан Великий”).

Возрождение Софии положило начало невиданной по своим размерам строительной деятельности Юстиниана. Поврежденный пожаром константинопольский дворец был реставрирован с небывалой роскошью. На азиатском берегу Пропонтиды, неподалеку от Халкедона был возведен окруженный садами дворец Герея - летняя резиденция императора. В одном Константинополе и в соседних предместьях Юсти­ниан построил двадцать пять церквей во имя Христа, Св. Девы и святых; эти церкви были большей частью украшены мрамором и золотом. Но не только столица ощутила на себе заботу императора - едва ли не каж­дый из значащихся в календаре святых был почтен сооружением особого храма; едва ли не каждый из городов империи был облагодетельствован постройкой мостов, госпиталей и водопроводов, а Карфаген и Анти­охия, разрушенные войнами и землетрясениями, были им отстроены полностью. На границах империи было возведено множество крепостей и укреплений для сдерживания напора варваров. Только на дунайской границе отстроили восемьдесят замков. Во Фракии и Дакии, превращенных гуннами в пустыню, были вновь основаны и заселены колонистами города. В Греции были исправлены развалившиеся укрепления Афин, Ко­ринфа и Платей, защищены укреплениями Коринфский перешейк и Фермопильский проход. Не менее мощные укрепления были возведены на персидской границе, в Херсонесе Фракийском, в Крыму и Эфиопии. (Гиб­бон: 40).

Все царствование Юстиниана прошло в ожесточенных войнах с варварами и соседями. Он мечтал расширить пределы своей державы до границ прежней Римской империи, и хотя его планы осуществились дале­ко не полностью, масштабы сделанных при нем завоеваний были впечатляющие.

В 532 г., после заключения мира с Персией, Юстиниан сосредоточил свои усилия на возвращении захваченной вандалами Африки. В качестве повода для начала войны были использованы внутренние распри в Ван­дальском королевстве. Еще в 531 г. власть в Карфагене захватил, свергнув и убив дружественного римлянам Хильдериха, узурпатор Гелимер (). Юстиниан объявил ему войну, хотя большинство сената высказалось про­тив этой затеи. В июне 533 г. на шестистах судах в Африку было отправлено 15-тысячное войско под командованием Велисария. В сентябре римляне высадились на африканском берегу, осенью и зимой 533-534 гг. под Децимом и Трикамаром Гелимер был разбит, а в марте 534 г. сдался Велисарию.

Сразу вслед затем началась Итальянская война. Летом 535 г. две небольшие, но хорошо обученные и оснащенные армии вторглись в пределы остготской державы (): Мунд захватил Далмацию, а Велисарий - Сицилию. С запада Италии грозили подкупленные римским золотом франки. Устрашенный король готов Теодат начал было переговоры о мире и соглашался уже отречься от престола, но в конце года Мунд погиб в стычке, а Велисарий спешно отплыл в Африку на подавление солдатского мятежа. Теодат, осмелев, прервал переговоры и заключил под стражу императорского посла.

Мятеж в Африке вызван был решением Юстиниана присоединить все земли вандалов к фиску, между тем как солдаты надеялись, что император разделит их между ними. Легионы восстали, провозгласив командую­щим простого солдата Стоцу. Почти вся армия поддержала его, и Стоца осадил Карфаген, где заперлись немногочисленные верные императору войска. С прибытием Велисария, мятежники отступили от города, но война на этом не утихла. Собрав под свои знамена рабов и уцелевших вандалов Стоца еще десять лет вел борьбу против императорских войск. Окончательно Африка была покорена только к 548 г. (Прокопий: “Войны Юстиниана”; 3,4). К этому времени Ливия, протянувшаяся на столь огромные пространства, по словам Прокопия, была до такой степени разорена, что встретить там человека на протяжении долгого пути, было де­лом нелегким и даже примечательным. А, между тем, в этой богатейшей провинции до войны одних вандалов проживало около восьми миллионов человек, не считая потомков тех, кто прибыл сюда во времена рим­ского владычества. Вина за этот ужасающий разгром целиком лежала на императоре, который не позаботившись о прочном обеспечении своей власти, спешно отозвал из Африки Велисария, совершенно безоснова­тельно возведя на него обвинения в тирании. После этого он немедленно послал оценщиков земли и наложил прежде небывалые и жесточайшие налоги. Земли, что получше, он присвоил себе, стал преследовать ари­ан, а солдатам перестал платить жалование. Возникший вследствие этих причин мятеж и привел к конечному разорению Африки. (Прокопий: “Тайная история”; 18).

Одновременно с Африканской войной продолжалось завоевание Италии. Зимой 536 г. Велисарий вернулся на Сицилию. В середине ноября римляне штурмом взяли Неаполь. Готский король Теодот был убит заго­ворщиками, а престол захватил Витигас. Но эта перемена уже не могла спасти готов. В ночь с 9 на 10 декабря 536 г. Велисарий вступил в Рим. Попытка Витигаса отбить город назад, несмотря на боле чем десятикрат­ное превосходство в силах, оказалась неудачной. В конце 539 г. Велисарий осадил Равенну, а следующей весной столица готов пала. Они предложили Велисарию быть их королем, но полководец отказался. Тем не менее подозрительный Юстиниан отозвал Велисария из Италии и отправил сражаться с персами, которые в 540 г. внезапно напали на восточные провинции Византии. Следующие десять лет, когда империи при­шлось одновременно вести три тяжелые войны, были самыми трудными в царствование Юстиниана. (Пркопий: “Войны Юстиниана”; 5,6).

Нападение персов на Сирию в 540 г. было внезапным и ошеломляющим. “Тогда же, - пишет Псевдо-Дионисий, - поднялся восточный ветер, то есть царство Персидское. Оно также усилилось и приготовилось к вой­не при помощи сильных народов всего Востока. Поднялись все цари земли восточной и направились на землю ромеев. Они прошли, разорили и покорили страну до великого города Антиохии и осадили его. Так как го­род возвел укрепления, чтобы оказать сопротивление врагу, то враг победил его, завоевал, разорил, сжег, пленил и разрушил до основания. Он унес даже мраморные плиты, которые были вделаны в стены и в дома, и весь город увел в плен”. После этого набега персидская армия отступила на свою территорию, но война, начавшаяся таким образом, продолжалась еще много лет, оттягивая на себя значительные силы империи. В том же году гунны (булгары) перешли Дунай, опустошили Скифию и Мезию. “По причине многочисленности их никто не мог устоять перед ними, - пишет Псевдо-Дионисий. - Они с таким презрением относились к этому царству, что послали сказать через послов: приговьте нам дворец ваш - вот мы идем туда. Так что страх напал на императора и на вельмож. Ворота дворца тотчас были заперты и укреплены железными цепями, как ес­ли бы город весь сдавался без боя и старались укрепить только дворец. Ничего подобного не было ни видано, ни слыхано с основания города.” Направленный против гуннов племянник императора Юст по­гиб. (Феофан: 531). Через три года те же булгары, напав на Грецию, дошли до предместий столицы. “Они прорвали внешнюю стену, разграбили и сожгли все предместья, - пишет Михаил Сириец,- пленили всех, кого нашли там и ушли. И опять пришли во второй и в третий раз. Потом, когда римляне собрались с силами против них, они истребили их всех мечом в битве.” Славяне, участвовавшие в этих походах сначала как союзники булгар, в дальнейшем продолжали свои набе­ги уже самостоятельно (). Никакие укрепления не могли сдержать их страшного натиска. По свидетельству Прокопия, гунны, славяне и анты почти каждый год совершали набеги на Иллирию и Фракию и творили ужасаю­щие насилия по отношению к тамошнему населению. Здесь было убито и порабощено столько людей, что вся эта область стала подобна Скифской пустыне. (Прокопий: “Тайная история”; 18).

В Италии дела римлян также шли неважно. В 541 г. готским королем сделался Тотила. Ему удалось собрать разбитые дружины и организовать умелое сопротивление немногочисленным и плохо обеспеченным отря­дам Юстиниана. За пять последующих лет римляне лишились в Италии почти всех своих завоеваний. Опальный Велисарий в 545 г. опять прибыл на Апеннины, но уже без денег и войск, практически на верную смерть. Остатки его армии не смогли пробиться на помощь осажденному Риму, и 17 декабря 546 г. Тотила занял и разграбил Вечный город. Вскоре готы сами ушли оттуда и Рим ненадолго вернулся под власть Юстиниана. Обескровленная римская армия, не получавшая ни подкреплений, ни денег, ни продовольствия, стала поддерживать себя грабежом мирного населения. Это, как и восстановление суровых римских законов, привело к массовому бегству рабов и колонов, которые непрерывно пополняли войско Тотилы. К 550 г. он вновь овладел Римом и Сицилией, а под контролем Константинополя остались лишь четыре города - Равенна, Анкона, Кротон и Отранте. (Прокопий: “Войны Юстиниана”; 7). По свидетельству Прокопия, Италия к этому времени была разорена еще боле, нежели Африка. (Прокопий: “Тайная история”; 18).

В 552 г. Юстиниан направил в Италию тридцатитысячную армию во главе с энергичным и талантливым полководцем Нарсесом. В июне в битве при Тагинах войско Тотилы были разгромлено, а сам он погиб. Остатки готов вместе с преемником Тотилы, Тейей, отошли к Везувию, где во втором сражении были окончательно уничтожены. (Прокопий: “Войны Юстиниана”; 8). В 554 г. Нарсес одержал победу над 70-тысячной армией франков и алеманов. (Агафий: 2).

В том же году, воспользовавшись междоусобной войной вестготов, римляне захватили юго-восток Испании с городами Кордубой, Картаго-Новой и Малагой. (Дашков: “Юстиниан Великий”).

Между тем Придунайские провинции продолжали опустошаться варварами. В конце 559 г. огромные полчища булгар и славян напали на Фракию, завоевали ее, многих убили и взяли в плен (). Когда варвары подступи­ли к стенам столицы, Юстиниан мобилизовал всех способных носить оружие, выставил к бойницам городское ополчение цирковых партий, дворцовую стражу и даже членов сената. Командовать обороной он поручил Велисарию. Нужда в средствах оказалась такой, что для организации кавалерии Велисарий собирал лошадей из императорского ипподрома, из богоугодных заведений и даже брал их у зажиточных горожан. Импера­тор приказал готовить корабли для того, чтобы отправиться на Дунай и отнять у варваров переправу. Узнав об этом, булгары и славяне просили через посла позволить им беспрепятственно возвратиться на свою сто­рону Дуная. (Феофан: 551).

Наконец, в 562 г. был заключен мир с персами. Причем после двадцатилетней опустошительной войны границы обоих империй остались практически без изменений. (Гиббон: 42).

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Юстиниан I Великий, Флавий Петр Савватий

Юстиниан I. Фрагмент мозаики в церкви св. Виталия (Сан-Витале), Равенна.

ЮСТИНИАН I (Iustinianos I) [ок. 482 или 483, Таурисий (Верх. Македония),- 14.11.565, Константинополь], император Византии (Восточной Римской империи) с 527. Из крест, семьи. Получил образование благодаря своему дяде имп. (в 518-527) Юстину I; будучи приближён им к имп. двору, оказывал большое влияние на гос. дела. Вступив на престол, стремился восстановить Рим. империю в её прежних границах, её былое величие. Ю. I опирался на средние слои землевладельцев и рабовладельцев, искал поддержки у правосл. церкви; стремился ограничить притязания сенаторской аристократии. Большую роль в гос. политике играла жена императора Феодора. В правление Ю. I была проведена кодификация рим. права (см. Кодификация Юстиниана). В целом его законодат. деятельность была направлена на установление неограниченной власти императора, на упрочение рабовладения, защиту права собственности. Централизации гос-ва способствовали реформы Ю. I 535-536 - были укрупнены адм. округа, в руках их правителей сосредоточена гражд. и воен. власть, упорядочены и усилены гос. аппарат, армия. Под контроль гос-ва были поставлены ремесло и торговля. При Ю. I усилился налоговый гнёт. Жестоко преследовались еретики. Ю. I стимулировал грандиозное строительство: сооружались воен. укрепления для обороны от вторжений варваров, отстраивались города, в к-рых воздвигались дворцы и храмы (в Константинополе был построен храм св. Софии). Ю. I проводил широкую завоеват. политику: у варваров были отвоёваны захваченные ими области Зап. Рим. империи (в 533-534 Сев. Африка, Сардиния, Корсика - у вандалов, в 535-555 Апеннинский п-ов и Сицилия - у остготов, в 554 юго-вост. часть Пиренейского п-ова - у вестготов); на этих землях восстанавливались рабовладельческие отношения. На В. визант. войска вели войны с Ираном (527-532, 540-561), на С. отразили натиск славян. В разных р-нах империи (особенно в землях, присоединённых к Византии при Ю. I) вспыхивали против власти императора нар. восстания (в 529-530 восстание самаритян в Палестине, в 532 "Нмха" в Константинополе, в 536-548 революц. движение в Сев. Африке, возглавленное Стотзой, нар.-освободит, движение в Италии под рук. Тотилы).

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Другие биографические материалы:

Монографии и статьи

Диль Ш. История Византийской империи. М., 1948.

Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в VI в. СПб., 1908.