Мастер-класс по филейному вязанию крючком для начинающих. Филейное кружево Образцы филейного вязания крючком схемы

Кардиган в стиле «хиппи» крючком.

Стиль «хиппи» проявлялся бесшабашно и красочно, отвергая устоявшиеся правила, принципы и тенденции, поэтому изделия, связанные крючком - фавориты этого стиля, когда возможно смело смешать не только краски, но и узоры, чему яркий пример кардигана, активно украшенного еще одним популярным элементом - бахромой.

Вам потребуется: 600 г пряжи бежевого цвета и 200 г горчичного цвета (100% микрофибра; 150 г/400 м); крючок №2,5; 5 пуговиц.
Филейный ряд (сокр. Фр): 3 возд. п. подъема, * пропустить 1 п. основания, 1 возд. п., 1 ст. с/н*.
Плотность вязания: 18 ст. с/н х 12 р. = 10 х 10 см.
Спинка: бежевой нитью связать круг по схеме 20.1: с 1-го по 7-й ряды - 6 раппортов по кругу; чтобы избежать излишнего расширения, в 8-м ряду петли равномерно сократить (120 п. = 60 филейных клеток), с 9-го ряда - 15 раппортов по кругу. По окончании узора по верхнему краю на 4-х раппортах (= 87 ст.) связать 1 ряд ст. с/н горчич. нитью, 1 Фр и 1 ряд ст. б/н бежевой, 1 ряд ст. с/н горчич. нитью, далее оставить в центре 25 ст. и закончить обе стороны раздельно. Чередуя цвета пряжи через каждые 2 ряда, связать: 1 Фр, 2 ряда ст. с/н, 1 Фр, 1 ряд ст. с/н (= 31 ст., 15 «филейных клеток»). Работу повернуть, определить центр нижнего края и связать 8 рядов по схеме 20.2, распределив от центра вправо и влево по 3 раппорта. Затем отметить 4 центральных раппорта и связать на них 1 ряд ст. с/н и 2 Фр. Т. о. из круга формируется овал, обвязанный сверху и снизу для выравнивания края.
Подписаться на журнал "КСЮША. Для тех, кто вяжет".
Полочка: вязать в поперечном направлении от бокового края спинки. Бежевой нитью набрать цепочку из возд. п. длиной 21 см (= пройма) и связать на ней 1 ряд ст. б/н, продолжить его по боковой стороне спинки. Далее вязать по всей длине: 1 ряд ст. с/н горчич., 1 Фр и 1 ряд ст. с/н бежевой, 1 ряд ст. б/н и 1 ряд ст. с/н горчич., бежевой нитью 12 рядов узором по схеме 20.3 и 1 ряд ст. с/н. Для выреза горловины оставить 24 см от плечевого шва и далее продолжить на оставшихся петлях: 1 Фр бежевой, 2 ряд ст. с/н горчич., 8 рядов узором по схеме 20.4 бежевой нитью, 2 ряда ст. б/н горчич., 2 ряда схемы 20.5 бежевой, 2 ряда ст. б/н горчич. Вторую полочку вязать симметрично. Выполнить плечевые швы.
Рукав: вязать от проймы вниз бежевой нитью. Отмерить вправо и влево от плечевого шва по 21 см и связать 1 ряд ст. с/н. Продолжить узором по схеме 20.6, разместив его в центре, вправо и влево повторять раппорты. Для сужения убавлять с обеих сторон по 1 п. в каждом 3-м ряду. На высоте 41 см от начала работу закончить. Второй рукав вязать аналогично.
Сборка: выполнить швы рукавов, обвязать их по кругу ст. б/н - 1-й, 3-й и 4-й ряды горчичной нитью, 2-й бежевой. По нижнему краю изделия связать 1 ряд ст. с/н и 1 Фр бежевой нитью, 1 ряд ст. с/н горчичной, 1 Фр бежевой, горчичной нитью 1 ряд ст. с/н и 1 ряд - *пропускать 2 п. основания, 2 в.п., 1 ст. с/н* . Для бейки по краю выреза горловины связать столбиками б/н 2 ряда горчичной и 1 ряд бежевой нитью, при этом в углах переда провязывать по 3 ст. вместе. Далее для планки по краю полочек и вырезу горловины связать горчичной нитью 6 рядов ст. б/н, при этом в верхних углах полочек выполнять по 3 ст. в одну п. основания. По низу втянуть кисти в каждую 2-ю «филейную клетку» (по 6-8 нитей длиной 20-22 см), на левой полочке пришить пуговицы, для застежки использовать отверстия в узоре.

Филейное вязание - имитация кружева филе, в котором сначала вяжется сетка, на которой затем вышивают узоры. При филейном вязании клетки узора выполняют сразу, вместе с сеткой.

Эфект филейного вязания заключается в чередовании света и тени в пустых и заполненных клетках.Обычно пустая клетка образована 1 столбиком с накидом и 2 воздушными петлями, заполненную клетку образуют 3 столбика с накидом.

При вязании филейного полотна крючок вводят в середину верхней части столбика, а не под две полупетли столбика нижнего ряда.

В том случае, когда столбики прикрепляются под арочку из воздушных петель предыдущего ряда, образуется полотно из ячеек расположенных в шахматном порядке, так называемая "французская сетка".



Узор на филейной сетке образуется от заполнения пустых клеток столбиками.Так, если столбики предыдущего ряда чередовались через 1 воздушную петлю, пустая клетка заполняется 1 столбиком. Клетки с 2 воздушными петлями заполняются 2 столбиками.

Для филейного вязания годятся любые нитки. Поскольку характерной особенностью филейного полотна является его плотность, отсутствие свободных и растянутых петель, крючок чледует брать на полразмера меньше, чем рекомендуется для пряжи такой же толщины при другом виде вязания. В зависимости от вашого "почерка" , числа накидов в встолбиках и воздушных петель между ними, ячейки филейной сетки могут иметь различные размеры и форму. По вертикали из размер определяет высота столбика, а по горизонтали - величина арочки, т.е. число воздушных петель. На филейной сетке может быть выполнен плотный узор любой сложности и конфигурации.

Важно помнить главное - число столбиков заполнения должно равняться числу воздушных петель, образующих сетку . Если узором предусмотрено выполнение нескольких плотных клеток подряд, то между каждыми 2-мя из них находится 1 средний, общий столбик. Так, если в каждой отдельной клетке 3 столбика, то в 2 смежных будет не 6 , а 5 столбиков. Чтобы красивее оформить угол, по краям сетки (при повороте вязания) необходимо прибавить еще 1в.п.

Кружева и прошивки из филейного полотна можно вязать как в поперечном, так и в продольном направлении. Выбор направления вязания зависит от узора и применения отделки.

Другие виды сетки:

Прибавление и убавление ячеек филейного полотна

Филейные кружева вяжут не только прямым полотном прямоугольного очертания, их можно вязать углом, а также придавать более сложную форму: круглую, овальную, многоугольную, с фестонами и зубцами - любую форму, которую можно изобразить на клеточной сетке. Чтобы вывязывать такие изделия, научитесь делать прибавки и убавки по краям вязаного полотна. Делаются они так же, как и в любых других узорах вязания крючком, но имеют свои особенности. Есть разные способы расширения и сужения вязаного филейного полотна.

Приемы увеличения или уменьшения ряда на определенное количество ячеек рассмотрим на примере филейной сетки 1х2 (1 столбик с накидом и 2 воздушные петли). Для всех остальных вариантов филейного полотна (ячеек большего размера, тюлевого фона и т. д.) прибавки и убавки клеточек выполняют аналогично, увеличивая соответствующим образом количество петель и накидов.

Прибавление клеточек в начале ряда
Прямое прибавление пустой клеточки. Если нужно прибавить 1 ячейку в начале ряда, вяжут 8 воздушных петель и вывязывают первый столбик из крайнего столбика предыдущего ряда (рис. 1).
При добавлении в начале ряда нескольких ячеек для каждой ячейки провязывают 3 воздушные петли, 8 воздушных петель для крайней ячейки и провязывают первый столбик в 9-ю воздушную петлю от конца (рис.2).
Заполненные ячейки в начале ряда добавляют так же, как и пустые, но без провязывания воздушных петель между столбиками с накидом; (рис.3)- одна клетка, (рис.4) - несколько.

1.

2.

3.

4.

Соединение деталей

http://honeyhobby.ru/soedinitelnye-...-krjuchkom.html
Соединение деталей, выполненных филейной сеткой: сложите две связанные детали изделия лицевыми сторонами внутрь, вытяните петлю из начальной петли первой детали и провяжите 2 воздушные петли, накиньте нить на крючок, введите его в соответствующую петлю второй детали и провяжите столбик с накидом, закрыв его вместе с воздушной петлей, находящейся на крючке; * 2 воздушные петли, неполный столбик с накидом на уровне следующего соединения филейной сетки первой детали и неполный столбик с накидом на уровне следующего соединения филейной сетки второй детали; провяжите вместе 3 петли, находящиеся на крючке *, повторите от * до * по всей длине.

Ажурные ромбы
Свяжите цепочку из в. п. так, чтобы количество в. п. было кратно 4 плюс 2.

1-й р.: 1 ст. б/н во 2-ю в. п. от крючка, * 5 в. п., пропустите след. 3 в. п., 1 ст. б/н в след. в. п., повт. от * до конца. Поверните.

2-й р.: 7 в. п., 1 ст. б/н в центр след. арки, * 5 в. п., 1 ст. б/н в центр след. арки, повт. от *, завершив 2 в. п., 1 ст. с/н в ст. б/н предыдущего р. Поверните.

3-й р.: 6 в. п., 1 ст. б/н в центр след. арки, * 5 в. п., 1 ст. б/н в центр след. арки, повт. от *, завершив работу последним ст. б/н в 3-ю из 7 в. п. Поверните.

Повторяйте 2-й и 3-й р. для образования узора. У вас должны получиться чередующиеся ажурные ромбы. Этот рисунок можно вязать и вкруговую.



Ажурные шестиугольники
Свяжите цепочку из в. п. так, чтобы количество в. п. было кратно 5 плюс 2.

1-й р.: 1 ст. с/н в 12-ю в. п. от крючка, * 5 в. п., пропустите след. 4 в. п., 1 ст. с/н в след. в. п., повт. от * до конца. Поверните.

2-й р.: * 5 в. п., 1 ст. с/н в след. пром. из в. п., повт. от * до конца, 2 в. п., 1 ст. с/н в 7-ю из 11 в. п. Поверните.

3-й р.: 8 в. п., 1 ст. с/н в след. 5 пром. из в. п., * 5 в. п., 1 ст. с/н в след. пром. из в. п., повт. от *, завершив 1 ст. с/н в 3-ю из 8 в. п. Поверните.

Повт. 3-й р. для образования узора в виде повторяющихся шестиугольников. Этот способ используют в ирландской технике для вязания полотна-основы, к которому крепятся различные цветочные мотивы.



Ажурные ромбы с вертикальными перегородками
Свяжите цепочку из в. п. так, чтобы количество в. п. было кратно 12 плюс 11.

1-й р.: 1 ст. б/н в 7-ю в. п. от крючка, 2 в. п., пропустите 2 в. п., 1 ст. с/н в след. в. п., * 5 в. п., пропустите 5 в. п., 1 ст. с/н в след. в. п., 2 в. п., пропустите 2 в. п., 1 ст. б/н в след. в. п., 2 в. п., пропустите 2 в. п., повт. от * до конца, 1 ст. с/н в последнюю в. п. Поверните.

2-й р.: 8 в. п., пропустите 2 пром. из в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н, * 2 в. п., 1 ст. б/н в 3-ю из 5 в. п., 2 в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н, 5 в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н, повт. от *, завершая работу последним ст. с/н, выполненным в 3-ю из 8 в. п. Поверните.

3-й р.: 5 в. п., 1 ст. б/н в 3-ю из 5 в. п., * 2 в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н, 5 в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н, 2 в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н, повт. от * до конца, завершая работу. 1 ст. б/н в 3-ю из 8 в. п., 2 в. п., 1 ст. с/н в 6-ю из 8 в. п. Поверните.

Повторяйте 2-й и 3-й р. для образования сложного узора из ромбов с вертикальными перегородками из столбиков с накидом.


V-образные арки
Свяжите цепочку из в. п. так, чтобы количество в. п. было кратно 3 плюс 2.

1-й р.: 1 ст. с/н в 8-ю в. п. от крючка, * 2 в. п., пропустите 2 в. п., 1 ст. с/н в след. в. п., повт. от * до конца. Поверните.

2-й р.: Вяжите основную сетку (1 ст. с/н в кажд. ст. с/н, разделенный 2 в. п.). В месте, где вы хотите сделать арки над двумя клеточками, вяжите след. образом (см. рисунок): 2 в. п., 1 ст. б/н в след. ст. с/н, 2 в. п., 1 ст. с/н в след. ст. с/н.

В след. р. вяжите основную сетку над обычными клеточками, а над арками вяжите так (см. рисунок): 1 ст. с/н в ст. с/н до арок, 5 в. п. Пропустите арки (2 в. п., 1 ст. б/н, 2 в. п.), 1 ст. с/н в след. ст. с/н.


Примечание
V-образные арки (2 в. п., 1 ст. б/н, 2 в. п., связанные над двумя клеточками) можно выполнять по всему полотну или в произвольном порядке — тогда изделие будет выглядеть необычно.

Главы из книги: «Кружево. Технология ручного и машинного изготовления» Ф.Шенер
Описанные ранее виды кружева изготовляются каждое по своей, более или менее однородной технологии, лишь с незначительным и не всегда обязательным привлечением других технологических способов., как это возможно у «солнечного» кружева и кружева макраме. Приступив к рассмотрению филейного кружева, мы впервые встречаемся с сочетанием двух технологий, т.е. комбинированием.

В этой статье идет речь о изготовлении филейного кружева ручными способами. Если же вы хотите научиться создавать дизайны кружева для вышивального оборудования, запишитесь на курсы.

Записаться на курсы Wilcom

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ КОМБИНИРОВАННОГО КРУЖЕВА
Из практики ручной выработки кружев известно, что различные технологии можно комбинировать. Делают это, чтобы ускорить работу, а чаще из эстетических соображений. Мы уже говорили об использовании элементов шитья при плетении кружева на коклюшках или при изготовлении кружева фриволите. Но при этом получают не новый вид кружева, а вариант основной технологии. Настоящим комбинированным кружевом можно назвать лишь тот его вид, где применение двух различных технологий – обязательное условие его получения.

ОСНОВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Филейное кружево получают путем плетения сетки и шитья, причем оба этих процесса выполняются раздельно и в разное время. Сначала плетут сетку,а потом некоторые ее ячейки заполняют посредством шитья иглой.

Возникновение сетеплетения относится к периоду неолита. Почти все первобытные народы были знакомы с прозаической рыболовной сетью, а также с сетчатыми сумками и тому подобными бытовыми предметами. Позднее их старались сделать покрасивее. Филейное кружево имеет тот же «возраст», что и шитье иглой, и плетение на коклюшках, а его расцвет относится к эпохе Возрождения.

Плетение сетки выполняется с помощью специальной иглы и стержня. В процессе плетения возникают ряды четырехугольных ячеек. При стягивании нитей образуются ткацкие узлы. Нередко можно слышать, как способы заполнения ячеек по технологии филейного кружева называют вышиванием. Это совершенно неправильно. Сетка — не грунт для вышивания, а ее заполнение – это шитье иглой. Положим, вышивать можно и по разреженному грунту, но в этом случае ячейки должны быть намного меньше. Ячейки филейной сетки гораздо крупнее тюлевых, игла здесь не совершает прокола, а по технологии плетения обводится вокруг брид основы. Эта основа –сетка – является составной частью орнамента кружева, а не только опорой этого орнамента.

При технологии как шитья, так и вышивания одна непрерывная нить перерабатывается с помощью иглы – это обстоятельство не позволяет провести четкую границу между обоими технологическими способами. Они действительно находятся в тесном родстве, и вышивание, как известно, послужило основной для возникновения шитья иглой как способа получения кружева. Кроме того, стежки, применяемые для обработки филейной сетки, очень многообразны и их наименования могут частично совпадать с названием вышивальных стежков,но их технология, как уже говорилось, отличается от вышивальной.

РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ И СЫРЬЕ
Для получения сетки, или филирования, пользуются специальным плетельным челноком, пяльцами и стержнем. Плетельный челнок – это металлическая палочка, оба конца которой имеют форму петельки
Рис 2.187

Конец нити пропускают в отверстие челнока, завязывают узлом и обматывают вокруг петельки. С помощью этого инструмента, объединяющего в себе иглу и шпульку, удобно продевать нить через ячеи сетки.

Для закрепления вырабатываемого изделия используют пяльца с винтами, которыми пяльцы крепятся за край стола. В этот держатель вводят вспомогательную нить в виде завязанной узлом петли, которая служит опорой для первого ряда сетчатых ячеек.

Плоский или закругленный стержень (на рис. 2.187 он имеет форму карандаша) служит для выработки сетчатых ячеек одно размера. Иногда эти ячейки называют петлями, хотя таковыми они не являются. Чтобы получить очень тонкий сетчатый грунт, берут вязальную спицу. При более грубой сетке удобнее плоский стержень: с его помощью ряды узлов по верхнему краю получаются более ровными и менее соскальзывают, благодаря чему и ячейки выходят более равномерными.

Чтобы начать заполнение, сету необходимо натянуть на пяльцы. Для этой цели больше всего подходят переставные по ширине рамки-пяльцы из легкого металла. Их легко установить соответственно размеру сетки. К узким или отклоняющимся от прямоугольной формы сетка пришивают для их натяжения кусочек ткани. Филейные салфетки и т.п. изделия круглой формы требуют и круглых пялец, причем между рамкой пялец и кромочными ячейками пропускают дополнительную нитку. Заполнение сетки производится с помощью тупой вышивальной иглы.

Сетку получаются из не слишком сильно крученной швейной нити, чаще всего льняной, реже – хлопчатобумажной, из натурального или искусственного шелка. Нить должна быть не жесткой и гибкой. Ту же нить больше частью (но не всегда) используют и для заполнения грунта. Во всяком случае, нить для заполнения не должна быть тоньше грунтовой. Для специальных эффектов берут нити из различных видов сырья, различного цвета и толщины. Подчас используют также матово-блестящие, ворсисто-гладкие и т.п. контрасты. Само собой разумеется, что толщина нити для выработки сетки должна соответствовать размеру ячеек.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ СЕТКИ
Эту работу можно выполнить несколькими ручными способами и одним машинным. Соответственно этому различают квадратное филе, филе «дорожкой», атласное, круглое, рисунчатое и филе машинной выработки.

Опишем сначала общие моменты присущие всем вариантам ручного вязания сеток. Ячейки сеток возникают вследствие того, что подаваемая сверху нить обводится вокруг стержня, пропускается через соседнюю верхнюю, ранее образованную, петлю и завязывается узлом. Узел получается при обводе одной и той же нити вокруг самой себя. Прямоугольные, обычно даже квадратные ячейки возникают из двух расположенных друг над ругом и продетых друг в друга петель. Таким образом для одного ряда ячеек требуется два ряда петель.

Так как сетку вяжут всегда слева направо, вырабатываемое изделие после завершения каждого ряда приходится поворачивать, вынимая при этом стержень. Для начала следующего ряда его прикладывают к низу предыдущего, чтобы снова обвести вокруг него нить.

Положение рук показано на рис 2.187. Стержень держат большим и указательным пальцами левой руки, остальными же пальцами натягивают нить с силой, требуемой для создания необходимого натяжения. Правой рукой ведут челнок, таким образом также сообщая нити натяжение.

Каждая отдельная петля получается с помощью четырех приемов. Схематически без показа положения пальцев они изображены на рис 2.188. Рис. 2.188а показывает, как исходящая из последней образованной петли нить сначала свободно опускается за стержнем вниз, а оттуда перед стержнем вверх, из этого положения влево и вправо, образуя петлю, затем снова за стержнем вниз. Обводимая вокруг стержня нить ложится вокруг среднего и безымянного пальцев левой руки и вытягивается ими. Расположенная сверху петля прижимается к стержню большим пальцем.

Второй прием (рис 2.188 б) состоит в том, что челнок проводят снизу через натянутую двумя пальцами петлю за стержнем, а затем пропускают его через находящуюся выше ячейку предыдущего ряда. При этом под стержнем возникает новая петля, которую захватывают и натягивают мизинцем.

При третьем приеме (рис 2.188 в) челнок отводят под стержнем вниз, отчего верхняя, ранее образованная ячейка ложится на стержень. При этом большой палец высвобождает удерживаемую им петлю, и она ложится вокруг затянутого конца петли. Положение пальцев при этом приеме видно на рис. 2.187.

Теперь происходит затягивание нити (рис. 2,188 г). Для этого нить натягивают правой рукой, а левая рука поочередно высвобождает петли: сначала удерживаемую средним пальцем, а затем мизинцем.

Как было сказано в предыдущем разделе, первый ряд сетки вырабатывается с помощью начальной, или вспомогательной нити. В зависимости от конфигурации сетки приходится проводить прибавку и сбавку вырабатываемых петель. На протяжении работы, по мере расходования всей нити, намотанной на челнок, приходится вводить новую нить. Ее подвязывают ткацким узлом к последнему выработанному узлу сетки.

Перейдем теперь к описанию различных видов сетки.

Квадратное филе :
Отдельные ячейки этой сетки имеют квадратную форму. Из-за того, что в процессе выработки сетка располагается углом вниз, она несколько вытягивается. на рис 2,189 видно, что за вспомогательную петлю крепятся сначала две петли с помощью трех узлов. В каждом последующем ряду прибавляют по две петли, для чего после каждого поворота в последнюю петлю вырабатывают два узла. Последняя прибавляемая петля бывает короче предыдущих. (рис 2,189 в)

Достигнув нужной ширины петель, все последующие ряды вырабатывают уже со сбавкой. Для этого две последние петли каждого ряда, по две петли, для чего после каждого поворота в последнюю петлю вырабатывают два узла. Последняя прибавляемая петля бывает короче предыдущих (рис 2,189 в)

Достигнув нужной ширины петель, все последующие ряды вырабатывают уже со сбавкой. Для этого две последние петли каждого ряда соединяют только одним узлом. Две последние петли сетки соединяют узлом без помощи стержня (позиция А рис 2,190). У вспомогательной петли в начале плетения развязывают верхний узел, нить стягивают и закрепляют. Как видно из рисунка, по краям законченной квадратной сетки скапливаются петли-наброски неправильной формы. Их можно позже срезать, а край обработать петельным стежком.

Рис. 2.190-2,191

Но если хотят использовать эти кромочные петли как украшение, например на декоративных салфетках, то квадратная сетка будет состоять из двух частей. Вспомогательна нить в виде широкой дуги служит для заработки первого ряда, которые соответствует середине сетки. Этот ряд состоит из максимального количества петель. Во всех последующих рядах последнюю петлю не закрепляют, отчего происходит сбавка петель, как видно на рис 2,191. Дойдя до угла, вспомогательную нить удаляют и подтягивают узлы первого ряда. Полученный треугольник поворачивают, закрепляют его последнюю петлю в пяльцах и к последнему петельному ряду привязывают еще такой же треугольник. Вместе два треугольника дают сетку квадратной формы.

Филе «дорожкой»:
Модификацией квадратного филе является сетка, у которой в результате чередования больших и малых ячеек получается структура, где между квадратными ячейками различного размера возникают прямоугольные петли. последние образуют дорожки. Дважды обведя нить вокруг стержня, получают вдвое увеличенные петли. После вынимания стержня дополнительное количество нити позволяет получить петлю увеличенного размера.

При следующем выкладывании стержня следует там, где будут образованы маленькие петли завязывать узлы на некотором отдалении от стержня, вернее над ним. Чередование больших и малых петель позволяет получить сетки различной структуры.

Атласное филе:
Атласное филе также имеет петли квадратной формы, но вырабатывается оно по технологии, отличной от технологии обычного квадратного филе. На особенно большую дужку вспомогательной петли накидывают столько набросков, сколько петель помещается по ширине сетки (рис. 2,192). при этом сбавки и прибавки в последующих рядах отсутствуют. Закончив выработку сетки, вспомогательную петлю удаляют, а начальные узлы подтягивают.

Рис. 2,192

Чтобы избежать обычного в этих случаях увеличения длины нити в петлях первого ряда, для его получения используют более тонкий стержень. Если заданная ширина готовой сетки превышает ширину, равную максимально возможному количеству начальных петель, то применяют особый способ заработки. Через вспомогательную петлю делают только один накид и после каждого переворачивания сетки образуют только одну петлю. Получив заработку нужной ширины, вспомогательную петлю распускают и через продольный ряд заработки пропускают вспомогательную нить. Эта нить берет на себя роль вспомогательной петли. На расположенной в поперечном направлении заработке вырабатывают следующий петельный ряд. Скопление петель по кромках атласного филе отсутствует.

Филе круглой формы изображенное на рис 2,193 отличается от прочих видов филе технологией выработки, а часто и своим назначением. Так как его вырабатывают по кругу, стержень после получения нескольких петель еще до завершения ряда вынимают и обводят нить вокруг него заново, иначе полученные ранее петли вышли бы слишком вытянутыми. Только последнюю петлю каждого ряда оставляют на стержне. Начальный ряд очень плотный, каждый последующий – более рыхлый. Поэтому сетка приобретает характерную звездообразную форму.

Рис. 2,193

Первый (центральный) кружок, более или менее стянутый и закрепленный узлами, образует сердцевину большего или меньшего диаметра. При выработке начального кружка важно оставить свободно свисающий конец нити длиной, равной радиусу изготовляемой сетки. Этот конец служит соединительной нитью при переходе от одного круга к другому.

Рисунчатое филе в специальной литературе именуют филировальным рисунком. В отличии от квадратного филе атласное и круглое филе не обязательно заполнять вышивкой, так как декоративный эффект здесь можно получить посредством особых способов выработки. Наиболее известные четыре таких способа:

1) с помощью более толстого, чем обычно, стержня в отдельные ряды вырабатывают удлиненные петли, которые несколько раз перекручивают вязальной спицей (рис. 2,194). Получаются утолщенные вертикальные бриды, которые, как обычно, закрепляются узлами при выработке следующего ряда;

Рис. 2,194

2) в отдельные петли ввязывают, как бахрому, несколько петель-пучочков, которые в следующем ряду закрепляют узлом (рис 2,195)
Рис. 2,195

3) две петли стягивают в одну двумя узлами, отчего получаются узкие висюльки. В следующем ряду их закрепляют, как обычно. Этот способ и полученная таким образом структура сетки показаны на рис. 2,196.

Рис. 2,196

4) петли перекрещивают, как показано на рис. 2,197. У такой сетки (ее называют «филе розочкой») один ряд вырабатывают с помощью более тонкого, а другой – более толстого стержня. У более широкого ряда первую петлю пропускают через вторую, а вторую через первую. Затем закрепляют узлом сначала первую, а потом и вторую петлю. Постоянным чередованием двух рядов получают сетку, совсем не похожую на прочие виды филейной сетки.

Рис. 2,197

Подобные сетки из-за своей недостаточной декоративности на самое последней ступени кружев. Но рисунчатое филе может быть очень декоративным. Различная плотность его лучиков, своеобразие эффекта в центре (который можно еще усилить, оставив центр свободным и затем заполнив его посредством шитья, обратной оплетки с узлом в середине или паутинкой с помощью штопальных стежков) придают завершенность полученной сетке, которая вполне заслуживает названия кружевного изделия

ФИЛЕ МАШИННОЙ ВЫРАБОТКИ
Вырабатывать филейную сетку на машинах начали не позднее конца 19 — начала 20в. Новые тогда машины производили сетки для филе и так называемые гипюровые сетки, которые тоже предназначались для выработки кружева. Машины вызвали величайшее облегчение и удешевление кружевного производства. Соответственно рабочей ширине машин получали кружева шириной в несколько метров, например 4.1м.

Машина по конструкции и функционированию отдаленно напоминающая многочелночную, работает по двухниточной системе, т.е. узел на ней получается при соединении двух нитей, а не одной., как при ручном плетении. Высокая производительность машины при выработке сетки обусловлена большим количеством рабочих органов. На машине шириной 3м их число равно 500, а расстояние между ними всего 6мм. Верхние нити подаются со шпулярника, расположенного над машиной. Эти нити проходят через нитенаправляющий валик, а затем идут вертикально, как основа на ткацких станках. Нижние нити поступают с тоненьких шпулек, которые сидят в челноках. Последних (и нижних нитей) столько же, сколько верхних нитей.

Горизонтальный ряд челноков расположен на общей опорке, которая на ходу снабженной электроприводом машины совершает возвратно-поступательное движение взад и вперед. Движение челноков, а также ряда рычагов регулируется натяжением нитей в процессе их соединения.

Рабочие органы, оборудованные крючковыми иглами, захватывают нити и скрещивают их. После скрещивания верхней и нижней нитей верхние нити захватываются верхним гребнем, который при отходе назад раширяет возникшие петли и протаскивает их через челноки, а затем выпускает, отчего верхние нити попадают под нижние (рис. 2,198). При последующем подтягивании нитей на месте скрещивания возникают узлы. Последние образуются на нижней кромке горизонтального профильного бруса.

Рис. 2,198

Узлообразование происходит попеременно то на левой, то на правой захваченной верхним гребнем и натянутой верхней нити, благодаря чему возникает боковое соединение. Штифтовая гребенка, расположенная над профильным брусом, перед каждым узлообразованием сдвигает верхние нити то вправо то влево. Благодаря этим сдвигам верхних нитей, происходящих между штифтами гребенки, на левой и правой кромочных нитях, находящихся в мшине, завязывается только половинное количество узлов.

Машину можно установить на различное расстояние между узловыми рядами, но в процессе изготовления сетки это расстояние должно оставаться постоянным. Расстояние между рядами определяет размер ячеек. На машине, где вырабатываемая сетка оттягивается валиками с профильного бруса на товарный валик, ячейки приобретают свою обычную квадратную форму.

На рис. 2,199 показано узлообразование на сетеплетельной машине. В противоположность ручной выработке, где сетку после получения очередного ряда узлов переворачивают, отчего каждый ряд состоящий то из лицевых, то из изнаночных ячеек, имеет различный вид, сетка малинной работы отличается наличием лицевой и изнаночной сторон, внутренняя же структура каждой из сторон одинакова. По этому признаку машинную сетку легко отличить от сетки ручной работы. Если сравнить узел на рис 2,199 с узлом изображенным на рис. 2,137, мы убедимся, что машина образует рыбацкие узлы.

Рис. 2,199

Более подробное описание сетеплетельной машины не представляется необходимым, так как на ней вырабатывают не само кружево, а только основу для него. Выработанную на машине сетку промывают, освобождая от загрязнения, ширят и аппретируют. Обычно ее режут на куски, соответствующие размерам штучного кружева.

ЗАПОЛНЕНИЕ
Для заполнения сетки ее натягивают на пяльцы, стороны которых с помощью штифтов и высверленных отверстий можно переставлять по длине и ширине. Углы пялец должны быть прямыми, что обеспечивается с помощью специальных зажимов. Если сетка очень большая, то ее или натягивают на пяльцы поочередно участок за участком, или вообще обходятся без пялец, прикрепляя заполняемый участок к темному картону. Последний способ применим для заполнения очень маленьких салфеток или узкого отделочного кружева полоской.

Заполнение сетки часто именуют и вышиванием и штопкой. Первое название вообще неправильно, второе неточно. Заполняющие элементы внешне действительно похожи на вышивальные стежки, но технология их получения вручную совсем не соответствует технологии вышивания. При заполнении филейного кружева нить вплетают иглой между ячейками сетки, и эта работа гораздо ближе к шитью, чем к вышиванию. Ячейки сетки служат бридами, прием они являются здесь не вспомогательными, как при шитье иглой, элементами, а составной частью орнамента. И при других кружевных технологиях часто создают бридовую сетку с квадратными ячейками, например при одном из вариантов вязания крючком.

Основным видом стежка шитого кружева является петельный. На филейном кружеве он появляется лишь эпизодически, так как это кружево уже имеет прочную основу в виде сетки. Из-за того что вся технология шитья возникла из вышивания, оттуда заимствовали названия стежков. Штопальный стежок широко применяется при выработке филейного кружева, но как чисто декоративный элемент.

При заполнении сетчатого грунта нить вводят в структуру сетки самыми разнообразными способами: ее могут вплетать, ввязывать узлом, она может образовывать стежки и швы. Заполнения можно было бы подразделить на рыхлые и плотные, на ограничивающиеся размерами ячейки и выходящие за ее пределы.

Более существенны различия между заполнением посредством вплетения и посредством вышивания. Узлы при заполнении используются лишь как вспомогательный элемент – для выработки новой рабочей нити в начале заполнения и в его конце (если непосредственный переход к следующему заполненному участку отсутствует).

Ниже мы опишем наиболее употребительные способы и рисунки при заполнении.

Заполнение рисунков выполняется длинной и тупой иглой, соответствующей своей толщине виду нити и размерам сетчатых ячеек. Одни рисунки лучше смотрятся, если они выполнены грубой нитью, другие наоборот, поэтому в процессе работы вполне возможна замена нити. Для большего эффекта иногда вырабатывается шнурок. При всех видах заполнения рисунчатая нить пускается попеременно над, то под поперечными нитями грунтовой сетки. Переход от одной формы рисунка к другой должен быть по возможности незаметным. Утолщений следует избегать. На всех рисунках намеренно обозначен только контур филейной сетки: это делает схему прокладывания рисунчатой сетки более заметной.

Рисунок полотняным швом:
Это наиболее распространенный рисунок для заполнения филейной сетки. В ее квадратные ячейки прокладывается одно и то же количество стежков по горизонтали и вертикали, как при полотняном переплетении, причем обязательно четное. Безразлично, начинать ли прокладывание нити с горизонтальных стежков или наоборот, следует лишь обратить внимание на то, что нить не должна проходить слишком часто вдоль края уже заполненных участков.

На рис. 2,200 а показано начало выработки нити в продольный ряд ячеек вертикальными стежками. На рис. 2,200 б изображено заполнение нескольких квадратов, на рис. 2,200 в – большой зоны из нескольких квадратных ячеек. Плотность рисунка полотняным швом может быть различна. Например, на рис. 2,200 в шов довольно рыхлый.

Рис. 2,200

По различным вариантам можно проводить и оплетку брид. Это хорошо видно из рисунка и детального разъяснения здесь не требуется. На рис. 2,200 б д, углы квадрата кажутся закругленными. Чтобы этого достичь, нить после заполнения проводят вокруг узлов квадратика еще раз.

Рисунок штопальным швом:
Плотные квадратики получают с помощью штопального шва. Он столь же распространен при заполнении, как и полотняный шов. Как видно из рис. 2,201, нить вплетают только в оном направлении, но очень плотно, чтобы стежки не могли смещаться. При заполнении перекрываются и узелок, которым вышивальную нить прикрепляют к ячейке в начале работы. Остальной процесс ясно виден из рисунка.

Рис. 2,201 202, 203

В большинстве случаев вработка рисунчатой нити в филейный грунт производится только в одном направлении, но для получения симметричного рисунка это направление периодически изменяют, как, например, на рис. 2,201 а.

Рисунок швом «настил с оплеткой»:
При этом рисунке получают не столь плотное, как в предыдущем случае, но очень стабильное заполнение. Из рис. 2,202 видно, что протянутая в одном направлении нить при возврате оплетается. Рисунок имеет вид столбика. Отдельные столбики плохо смотрятся: больший эффект достигается при количестве столбиков не менее четырех. Также в целях лучшего зрительного воздействия оплетку всегда следует выполнять в одном и том же направлении.

Рисунок швом «пике»:
При этом способе (рис. 2,203) заполнение получается особенно стабильным и плотным. Продевая иглу через определенное количество ячеек то вперед, то назад, натягивают над этими ячейками плотный слой нити. Затем нить вплетают штопальным швом в противоположном первоначальному направлении, от чего над бридами образуются тонкие рубчики рельефно выделяющиеся в центре квадрата. Такой рисунок не должен быть слишком частым или крупным, иначе кружево выйдет тяжелым и жестким. Не следует также изменять направление рубчиков.

Рисунок гобеленовым швом:
Так называемый гобеленовый шов дает эффект, близкий к рисунку штопальным швом, но заполнение в первом случае получается более плотным и прочным. Как видно из рис 2,204, сначала производят оплетку нити, как при рисунке швом «настил с оплеткой». Оплетенные бриды пересекают квадратные ячейки по центру. Затем бриды переплетаются, нитью проложенной штопальным швом в поперечном направлении.

Рис. 2,204

Рисунок воздушным петельным:
Очень легкое, изящное заполнение дает воздушный петельный шов, показанный на рис. 2,205. он образуется подобно петельному стежку при шитье, но так как при его получении нить обводят только вокруг одной бриды, рисунок таким стежком получается легким. Воздушным петельным швом заполняют отдельные ячейки, узкие бордюры, а иногда располагают его в виде круга по центру.

Рис. 2,205

Прочие виды швов:
В отличие от перечисленных ранее швов, благодаря которым заполняются квадраты ячеек (что подчеркивает квадратную структуру сетки), с помощью швов различного вида можно оптически видоизменить эту структуру. В литературе по ручному рукоделию их часто именуют декоративными швами. Полученный с их помощью рисунок имеет повторяющийся характер, т.е. образует рапорт.

К декоративным швам относится в сущности и воздушный петельный, хотя эффект квадратной структуры сетки при нем более менее проявляется. Для декоративных швов часто (но не всегда) употребляют нить, внешне отличающуюся от грунтовой. Выбор рисунчатой нити всецело определяется задуманных эффектом.

Часто применяется так называемый шов «цепочка. Для его получения нить обводится вокруг углов квадратных ячеек (рис 2,206), т.е. вокруг узлов. При другом варианте этого шва нитью обводится не каждый узелок ячейки, а через один, проходя по всей стороне ячейки.

Рис. 2,206

Выбрав направление нити, можно получить отдельный симметричный рисунок, например решетку (рис. 2,207). Вплетая нить по диагонали клеток сначала в одном, а потом в противоположном направлении с обводом вокруг узелков, образуют шов «восьмерка». Если же изменить направление прокладывания (не по вертикали, а по горизонтали), получим рисунок в виде сот. Наискосок через две вертикальные клетки с обводом вокруг узла вниз и вверх, а затем в обратном направлении пропускается нить при зиг-загообразном шве (рис. 2,208).

Рис. 2,207. 2,208

Ранее упомянутые швы «цепочка» и «восьмерка» с диагональным прокладыванием нити имеют множество вариантов. Два из них приведены на рис. 2,209 и 2,210. На рисунках показан порядок выполнения этих швов.

Рис. 2,209. 2,210

Паучок и рубчик:
Очень распространенный элемент, обогащающий рисунок по филейной сетке, — «паучок». Его получают или оплетая нитью скрещенные бриды способом штопки, или обвивая их так называемым рубчиком. На рис. 2,211 а, показано непрерывное образование двух рядов рисунка «паучок» штопальным швом, на рис 2,211 б, получение паучка спиральное. Все виды рисунка «паучок» вырабатывают от центра к периферии.

Рис. 2,211

Другой тип «паучка» на месте скрещивания прокрученных нитью диагональных брид приводится на рис 2,212 а. Слева показано начало работы, причем видно, что нить попеременно проходит то надо, то под поперечно расположенными бридами. Если хотят выработать рисунок «паучок рубчиком» (рис. 2,212 б), то через каждую бриду делают стежок назад, проводят иглу под местом скрещивания нитей и выводят ее вверх и вперед под вторую бриду. Каждая брида при этом обвивается и возникает рубчатый «паучок».

Рис. 2,212 2,213

на рис. 2,213 показаны еще варианты получения рисунка «паучок».

Также по способу рубчик получены ромбики на рис. 2,214 (а-лицевая сторона, б-изнаночная). Эти и подобные эффекты выполняются, в сущности, по технологии шитья иглой.

Другие варианты рисунков:
Рубчиком и штопальным швом в обвивкой и оплеткой брид филейной сетки и дополнительных диагональных брид получают рисунки и фигурки различной формы. Иногда это листики, подковки, спиральки, треугольники, как на рис. 2,213 в и 2,214б. Порядок их выработки виден из рисунков. Сходным способом можно получить петльки в виде «восьмерки». Большой выбор форм позволяет получить разнообразный изящный узор по филейному грунту.

Рис. 2,214

Рисунок на основе дополнительно протянутых нитей:
Если хотят получить рисунок сложной формы на относительно большой площади, опоры в виде ячейки филейной сетки может оказаться недостаточно. Тогда в начале рисунка к углу ячейки привязывают рисунчатую нить и протягивают ее в нужном направлении через любое число клеток. Чтобы нить была хорошо натянута на всем своем протяжении и при этом не деформировала сетку, приходится ее подвязывать и натягивать несколько раз, что тоже отличает этот способ от технологии вышивания. Примеры узоров полученных на основе дополнительно протянутой нити, даны на рис. 2,211 б (спираль), 2,215 и 2,216.

Рис. 2,215. 2,216

Стабильной формы спираль возникает при обматывании или оплетке в обратном направлении тройной, дополнительно протянутой нити. Звездочка на рис. 2,216 а, состоит из одинарной, на рис. 2,216 б — из тройной, дополнительно натянутой нити, причем в центре нити оплетаются несколько раз. Посредством оплетки дополнительно протянутой нити получен и стебель веточки на рис 2,215.

Работа петельными стежками:
Применение петельного стежка при заполнении филейной сетки делает этот способ технологически близким к шитью иглой. Петельным швом обрабатывают также край изделий. Чисто декоративное назначение он имеет при выработке узоров с рыхлой структурой, подобных изображенному на рис. 2,212в. Такой рисунок петельными стежками получается выпуклым и имеет характер аппликации.

Полученная по этому способу розетка в несколько увеличенном виде показана на рис. 2,217б, работу начинают, прокладывая несколько петельных стежков над бридой сетки. Можно, конечно, взять за основу дополнительно натянутую нить. Последующие стежки проходят уже не через структуру сетки, а через ранее проложенные стежки, отчего рисунок приобретает выпуклость. Только первый и последний стежок в каждом ряду при выработке лепестка снова захватывает бриду сетки.

Рис. 2,17

Так как при округлой форме последующие ряды состоят из большего количества стежков, приходится в некоторые стежки предыдущего ряда врабатывать по два стежка следующего ряда. иногда фигурку заполняют плотным швом, а поверх него прокладывают петельный. Дужки по краю иногда с перевитыми петлями, для чего нить несколько раз обводят вокруг иглы (см. рис. 2,214в), также получают с помощью петельного стежка.

Вработка толстой нити:
Интересный эффект можно получить, врабатывая в край рисунка толстую нить или даже шнур. На рис. 2,218 показано как подобный шнур используется для окантования узора, выполненного рыхлым полотняным швом. Шнур можно вработать и как самостоятельный элемент, особенно если его дополнительно оплести.

Рис. 2,218

ОБРАЗЦЫ РИСУНКОВ.
Как в промышленном так и в индивидуальном производстве широко используют образцы рисунков, которые часто имеют вид так называемых патронок. Патронка, – это лист бумаги в клеточку, на котором символически обозначены элементы заполнения и линии прокладывания шнура. Рисунок дается в уменьшении или в натуральную величину. Опытная мастерица в состоянии сама изготовлять подобные патронки. Классические образцы рисунков для филейного кружева оставлены нам художниками прошлых времен. В промышленности созданием рисунков занимаются специалисты с соответствующей подготовкой. Для обработки края филейного изделия существует несколько способов. Самый обычный показан на рис. 2,218 – это край, обметанный петельным швом. Многое зависит от того, должен ли край быть ровным или его хотят отделать зубчиками и фестончиками.

Например зубчики хорошо смотрятся на небольших круглых салфетках.

Прекрасные образцы филейных скатертей и дорожек даны на рис. 2,219-2,221.

Рис. 2,219

Готовое изделие аппретируют обычно подкрахмаливают и сушат в растянутом виде, а иногда утюжат.

Сегодняшний наш урок посвящен довольно простой и популярной технике – такое вязание крючком схемы филейное будет по рукам абсолютно всем мастерицам: как начинающим, так и профессиональным. Простые, но в то же время необычные и несложные в выполнении изделия украсят дом и облик их обладательницы.

Большая скатерть на обеденный стол в технике «филейное вязание»

Нам понадобится:

  • пряжа «Ирис» (100 % хлопок), 550 грамм бежевой;
  • крючок № 1,5.

Схема

Диаметр: 120 см.

Описание

Набираем крючком цепочку из 8 в. п., замыкаем ее в круг с помощью сс..
1 р.: 4 в. п. подъемчика, 4 незаконченных с. с 2 н., связанных вместе с 4-й в. п. подъемчика, в получившееся колечко, 6 в. п., *5 незаконченных с. с 2 н., связанных вместе, в колечко, 6 в. п.*, от * до * х 4, всего х 6, сс..
2 р.: 5 в. п., 1 с. с н. в 1-ю в. п. подъемчика, 7 с. с н. в арочку из 6 в. п. предыдущего р., *2 с. с н. в следующие с. с 2 н. предыдущего р.. между с. с н. арочка из 2 в. п., 7 с. с н. в следующую арочку из 6 в. п. предыдущего р.*, от * до * х 4, всекго х 6, сс..
3 р.: 4 в. п., 4 с. с 2 н. в арочку из 2 в. п. пред. р.. 2 в. п., 1 с. с 2 н. в 4-й с. с н. предыдущего р., 3 в. п., 1 с. с н. во 2-й с. с н. предыдущего р., 2 в. п., *5 с. с 2 н. в следующую арочку из 2 в. п. предыдущего р., 2 в. п., 1 с. с 2 н. в 4-й с. с н. пр. р.. 3 в. п., 1 с. с 2 н. во 2-й с. с н. пр. р., 2 в. п.*, от * до * х 4, всего х 6, сс..
Продолжаем далее согласно предоставленной ранее схемы по 35-й р., каждый р. заканчив. сс..

Большой фестон (х 6)

Присоединяем новую нитку, затем прямые и обратные рр. согласно схемы большого фестона с 1 по 7 рр., отрезаем нить.

Маленький фестон (х 6)

Присоединяем новую нитку, прямые и обратные рр. по сх. большого фестона с 1 по 6 рр..
Обвязка
Присоединяем новую нитку, вяжем по кругу пико согласно сх., заканчив. сс..

Вязание филейное сетки: видео мастер-класс для начинающих

Игрушка-ангелок в технике «филейное вязание»

Нам понадобится:

  • пряжа «Ирис» (100 % хлопок), около 15 грамм;
  • атласная лента;
  • форма;
  • синтепон;
  • крючок № 0,9.

Схема

Высота: 11 см.

Описание

Голова

Набираем крючком цепочку из 5 в. п., в круг с помощью сс..
1 р.: 1 в. п., 7 с. без н. в кольцо, сс..
2 р.: 1 в. п., 11 с. без н. в с. без н. пр. р., сс..
3 р.: 1 в. п., 15 с. без н. в с. без н. пр. р., всего 16 с. без н., сс..

Туловище

Наб. 8 в. п., в круг с помощью сс..
1 р.: 1 в. п., 8 с. без н. в кольцо, сс..
2 р.: 3 в. п., 1 с. с н. в 1-ю в. п. подъемчика пр. р., по 2 с. с н. в сл. с. с н. пр. р., всего 18 с. с н., сс.. Продолжаем согласно сх. по 6-й р..

Юбочка

Цепочка из 8 в п., в круг сс..
Присоединяем новую нитку и продолжаем работу по сх. юбки, пропуская в первом р. «крылышки» (сх. туловища), соединяя перед и зад лифа с помощью сс., продолжаем по 9-й р., отрезаем нить.

Сборка

К 9-му р. с изнанки пришиваем атласную ленту, а к макушке – петельку из нескольких в. п.. Ангелочка следует накрахмалить и надеть на форму.

Декоративная сумочка для малышки в технике «филейное вязание»

Нам понадобится:

  • пряжа «Ирис» (100 % хлопок), 30 грамм;
  • форма;
  • крючок № 0,9.

Схема

Размер: 11 х 15 см.

Описание

Донышко

Набираем крючком цепочку из 67 в. п..
1 р.: 1 с. с н. в 7-ю п., *1 в. п., 1 с. с н. во 2-ю в. п. цепи*, от * до * х 29, всего х 31 ячейка, заканчив. р. с. с н..
2 р.: 4 в. п., *1 с. с н. в 1-й с. с н. пр. р., 1 в. п.*, от * до * х 29, всего х 31, заканчив. с. с н..
Вяжем прямыми и обратными рр. в технике «филейное вязание» по сх. до 13 р. включительно.
14 р.: вяж. по кругу с. с н., 3 в. п., 187 с. с н. в с. с н. и в. п. пр. р., заканчив. р. сс..
15 р.: все с. с н. делим на 4 части (по 63 с. с н. на переднюю и заднюю части и по 31 с. с н. на боковые).
С 16 по 36 р. вяж. по кругу согласно сх. сумки и боковой части, каждый р. заканчивается сс..

Сборка

Изделие следует хорошенько накрахмалить, надеть на форму и оставить в таком виде до полного высыхания.

Шапочка-берет: видео мастер-класс

Салфетка крючком для начинающих: техника «цветное филейное вязание»

Нам понадобится:

  • пряжа Vita cotton «Pelican» (100 % хлопок), 25 грамм белого цвета;
  • пряжа Vita Cotton «Iris print» (100 % хлопок), 13 грамм красный меланж и зеленый меланж;
  • крючок № 1,25.

Схема

Размер: 45 х 34 см.

Описание

Белой нитью набраем цепочку из 64 в. п..
1 р.: 1 с. с н. в 7-ю в. п., *2 в. п., 1 с. с н. в 3-ю в. п.*, от * до * х 18, 2 в. п., 1 с. с 2 н. в основание предыдущего с. с н..
Всего – 21 фил. ячеечка.

Продолжаем работу прямыми и обратными рр. по сх. до 77 р. включительно, нить не отрезаем.
В 10-м р. присоединяем нитку в красных тонах, а в 15 – в зеленых, цвета нитей меняем согласно сх. рисунка. Отрезаем цветные нитки.

Обвязка

Вяж. по кругу с. с н. белой ниткой, заканчиваем р. сс.. Готовое изделие следует накрахмалить и оставить сохнуть в горизонтальном положении.

Легкий летний кардиган своими руками для начинающих

Нам понадобится:

  • пряжа (55% хлопок, 25% полиамид, 20% шелк), 600-700 грамм черного цвета;
  • крючок № 3.

Схемы

Размеры: 36-38.

Ажурный узор: сочетание сеточки и плотных участков в шахматном порядке.

Описание

Набираем нужное нам количество п.. кратное 12 + 1 кромочная.
1 р.: 4 в. п., 1 с. с н. в 6-ю в. п., 1 в. п., с. с н., 1 в. п., 7 с. с н., 1 в. п., с. с н. и т. д., то есть, мы чередуем 3 пустые ячейки с заполненными). Заканчиваем 7 с. с н..
2 р.: 3 в. п., 5 с. с н., 3 пустые ячейки (с. с н. провязываем не в с. с н. пр. р., а под в. п., т.е. сетка смещается), 7 с. с н. и т. д.. Заканчиваем ряд 3 пустыми ячейками + с. с н. в последнюю п. подъема пр. р..
3 р.: 3 в. п., 2 с. с н., далее по рисунку. Зак. р. 4 с. с н..
4 р.: 3 в. п. подъема, 1 в. п., с. с н., 1 в. п., 7 с. с н., 3 пустые ячейки т. д.. Зак. р. 1 пустой ячейкой.
5 р.: 3 в. п., 7 с. с н., 3 пустые ячейки. Зак. р. 2 пустыми ячейками + 1 с. с н. в посл. п. подъема пр. р..
6 р.: 3 пустые ячейки, 7 с. с н. и т. д.. Зак. р. 7 с. с н..
Повторяем эти 6 р. до достижения нужной длины.

Просторная туника на лето

Нам понадобится:

  • пряжа (100% полиамид), около 800 грамм;
  • крючок № 2,5.

Схемы и условные обозначения

Размер: 40-42.

Кайма шириной 51 п.: вяжем по сх. между стрелками А и В; один раз выполняем с 1 по 5 рр., потом повторяем 2-5 рр..

Ажурный узор: вяжем по сх.; начинаем с петелек от стрелочки А, повторяем п. раппорта, заканчиваем п. до стрелочки В. Повтор р. – см. кайму.

Правый крайний мотив: по сх. между стрелочками А и С, повтор р. – см. кайму.

Левый крайний мотив: по сх. между D и B. Повтор р. – см. кайму.

Цветочный мотив: филейное вязание по сх.. Для 1 заполненной клеточки делаем 3 с. с н., для 1 пустой – 1 с. с н. и 2 в. п.. Каждый р. начинаем с указанного в сх. числа п. подъема вместо 1-го с. с н., заканчиваем 1 с. с н..

Описание

Планка

Делаем цепочку из 51 в. п. + 3 в. п. подъема, делаем кайму. Через 58 см заканчиваем работу.

Перед

Нам нужно связать с правой стороны половины каймы 168 п.: 10 п. правого крайнего мотива, 148 п. цветочного у., 10 п. левого мотива. Убавки для выреза горловины смотрим по сх.. Через 50,5 см заканчиваем работу.

Спинка

С правой стороны оставшейся половины каймы. Выполняем 147 п. ажурным у.. Спустя 50,5 см завершаем работу.

Рукавчики

Вяж. кайму по цепочке из 51 в. п. + 3 в. п. подъема. Спустя 52 см заканчиваем.

Сборка

Выполняем плечевые швы. Втачиваем рукавчики, совмещая середину рукавчика с плечевым швом, выполняем боковые швы и швы рукавчиков. Затем нам нужно вывязать вырез горловины:
1 р.: *1 с. с н. поверх 1 с. с н. филейн. сетки, 2 в. п., пропускаем 1 клетку, от * до *.
2 р.: *1 с. без н. за арку из в. п., 5 с. с н. за следующую арку из в. п., от * до *.
Таким же образом обвязываем нижний край туники и рукавов.

Летняя туника-платье в стиле «Живанши» для начинающих

Нам понадобится:

  • пряжa «Micro» (100% акрил), 400 (450/500) грамм;
  • кр. № 3,5.

Схемы и условные обозначения

Размеры: 36/38 (40/42) 44/46

Описание

Чередуем узоры 1 и 2. Изделие вяжется поперек, перед и спинка – одной частью.
Набираем 144 в. п. (= 6 раппортов) + 3 в. п. подъема, 9 р. у. 1, затем у.2:
1 р. (изнаночный): с. без н..
2 р. (лицевой): 48 с. с 3 н., 36 с. с 2 н., 36 с. с 1 н., 24 полустолбика.
Для первой проймы рукава с левой стороны во 2-м р. у. 2 набираем 48 новых в. п. и на них же в сл. р. (= 3-й р., изнаночный) делаем с. без н., на оставшихся с. пр. р. делаем полустолбики.

Теперь опять делаем 9 р. у. 1 и 2 р. у. 2, в 3-м р. для выреза горловины оставляем непровязанными 18 с. без н., вяж. 9 р. у. 1 и 2 р. у. 2, во 2-м р. для разреза оставляем без провязывания 30 с. без н., опять 9 р. у. 1, в 1-м р. набираем новые 30 в. п..

Для выреза горловины набираем 18 новых в. п., 3 р. у. 2 и 9 р. узорчик 1, 3 р. узорчик 2, во 2-м р. для второй проймы рукава с левой стороны оставляем непровязанными 48 с. без н., 9 р. узорчик 1, 3 р. узорчик 2, во 2-м р. набираем 48 новыз в. п., *вяж. 9 . узорчик 1 и 3 р. узорчик 2, повторяем х 2 от *, 9 р. узорчик 1, заканчиваем тремя р. узорчик 2, во 2-м р. оставляем непровязанными 48 . без н..

Сборка

Растягиваем изделие по выкройке и сушим под влажным полотенцем. Закрываем боковой шов, вырез горловины и проймы рукава обвязываем 1 р. с. без н..

Стильная пляжная туника. Филейное вязание для начинающих.

Нам понадобится:

  • пряжа (55% шелк, 45% хлопок), 500 (550) 600 грамм;
  • кр. № 3,5;
  • 2 кожаных шнурка по 100 см каждый.

Схема

Выкройка

Размеры: 36/38 (40/42) 44/46

Основной уз.: с. с н.. Каждый р. начинаем с 3 в. п. вместо 1 с. с. н., и заканчив. 1 с. с н. в посл. в. п. пр. р..

Филейное вязание: число п. кр. 2 + 41. Работаем по сх.. Нач. с п. перед раппортом A, раппорт A постоянно повт., выполняем 1 раз п. между раппортом А и С = рапп. B. Рапп. C повторяем, заканчив. п. после рапп. C.

Выполняем 1 раз 1–15-й рр., потом 2–15-й рр. постоянно повт..

Решетка: делаем на нечетном числе п. поперем. 1 с. с н., 1 в. п., заканчив. 1 с. с н..

Описание

Спинка

Цепочка из 95 (103) 111 в. п. + 3 в. п. подъема и для планки 3 см = 3 р. осн. уз.. Продолжаем работу: начинаем с п. перед рапп. A, вып. 4 (6) 8 раз рапп. А, 30 п. рапп. B, вып. 4 раза рапп. C, 30 п. рапп. B, 4 (6) 8 раз С, заканчив. п. после C.

Через 14 см от планки вяж. с двух сторон первые и последние 5 п. (см. филейное вязание).
Провязав 58 (56) 54 см от планочки, пропускаем для пройм с двух сторон по 8 п. = 79 (87) 95 п.
Спустя 76 см от планочки зак. работу.

Перед

Как спинку, но с вырезом и горловиной: спустя 31 см от планочки вяжем средние 5 п. осн. уз., по обе стороны от них продолжаем работу как обычно.
В сл. 2 р. расширяем осн. уз. с двух сторон на 1 п. соответственно.
После 34 см от планочки делим вязку пополам, для этого удваиваем среднюю петельку. Сначала продолжаем выязывать правую половинку на 48 (52) 56 п., посл. 5 п. перед началом выреза вяж. осн. уз.
Убавления для проймы по правому краю – как и на спинке = 40 (44) 48 п..
После 24 см пропускаем для горловины по левому краю 8 п. и для округления в каждом сл. р. 1 x 4 п., 2 x 3 п., 2 x 2 п. и 4 x 1 п..
На 22 (26) 30 п. плеча зак. раб. через 76 см от планочки.
Левую часть делаем зеркально правой.

Рукава

Для каждого из рукавов вяж. цепь из 67 (71) 75 в. п. + 3 в. п. подъема и для планочки 3 см = 3 р. осн. уз..
Продолжаем филейное вязание, при этом начинаем с п. перед рап. A, рап.т A постоянно повт., зак. п. после C.
Для скоса рукава + с двух сторон в каждом 8-м р. от планочки 3 x 1 п. (в каж. 4-м р. 5 x 1 п.) в каж. 3-м р. 7 x 1 п. согл. Уз. = 73 (81) 89 п.
Через 27 см от планочки зак. вязку.

Сборка

Сшиваем тунику по плечам, вшиваем рукава, делаем боковые швы и швы рукавов. Горловину обвязываем 3 р. с. с н..
Вдеваем кожаные шнурочки крест-накрест.

Подушка в технике филейного вязания: видео мастер-класс

https://youtu.be/YdMwOSwPrz4

https://youtu.be/8nStGkUlmCc

https://youtu.be/NsBa_cLetyw

https://youtu.be/-kZh8-mz6Ys

https://youtu.be/q5WziAQOyz8

https://youtu.be/ycPMxi3xpoc

https://youtu.be/-B8iZi7crZg

https://youtu.be/7wmSjneDBy0

Надеемся. наш мастер класс будет Вам полезен. Желаем Вам уюта в доме и тепла в душе!

Подборка схем филейного вязания

Филейное вязание крючком имеет внешний вид кружева. Этой технике уже порядком трехсот лет. Ее название произошло от французского слова – филе, которое означает сетку. При помощи филейного вязания получают различные изделия: юбки, шали, носочки, пуловеры, кофточки, брюки и т.д. Все они выглядят немного необычно, но красиво и элегантно.

Чтобы правильно вязать в этой уникальной технике, нужно иметь под рукой схемы для изготовления различных изделий и примеры узоров на выбор.

Для начинающих (основы, материалы)

Чтобы начать заниматься филейным вязанием, необходимы специальные материалы. Для работы понадобятся:

  • Крючок. Из разнообразных изделий выбирают инструмент длиной около 14 см и диаметром 1-8 мм. Он может быть изготовлен из дерева, металла или пластмассы. Номер крючка соответствует его диаметру в миллиметрах. Лучше всего запастись инструментами разного размера.
  • Нитки. Для филейного вязания выбирают синтетические, шерстяные, льняные, хлопчатобумажные нитки. Они отличаются не только по составу, но и по толщине. В обозначении нитей используют две цифры. Первая означает толщину изделия. Вторая – количество нитей, скрученных вместе.

Чем толще выбранная нить, тем теплее изделие. Поэтому толстую пряжу используют для вязания зимних вещей. Диаметр крючка должен соответствовать толщине нити.

В результате вязания могут получать изделия двух видов:

  • Вяжется без обрыва пряжи. То есть, если такое полотно распустить, то образуется цельная нить. Изготавливается рядами – один идет в одном направлении, другой в противоположном. Получаемое изделие выглядит одинаково и с лицевой, и с изнаночной стороны.
  • Полотно состоит из отдельных элементов. Их называют мотивами. Они могут иметь прямоугольную или круглую форму. Сначала изготавливается необходимое количество нужных элементов. При этом после вывязывания одного мотива, нить обрывается. После этого их скрепляют между собой, формируя изделие.
  • Для тех, кто решил заняться филейным вязанием крючком, предлагаем бесплатные схемы и варианты узоров.

    Варианты несложных узоров


    Используя примеры узоров, можно вязать различные изделия, они берутся за основу. Там, где изображен узор, вязание осуществляется рядами. Чтобы изготовить вещь из мотивов, нужно сначала связать несколько элементов. Затем их сшивают между собой при помощи нитки и иголки. Таким образом, формируется полотно и отдельные детали изделия. На изображениях видны графические элементы, каждый из них имеет свое обозначение. Так горизонтальный овал символизирует воздушную петлю. Вертикальная черта обозначает столбик без накида.

    Вот фото-перечень схем простых мотивов и узоров:


    Схемы простого платья

    Красиво смотрятся платья в технике филейного вязания. Чтобы изготовить розовое платье, понадобится крючок №2, 400 г пряжи. В качестве украшения используется розовый бисер. Техника исполнения – составное полотно. Сначала на нелиняющую плотную ткань наносится выкройка изделия. При помощи шнура «гусеничка» нужно оплести ее контуры. Затем вяжутся отдельные элементы: колечки, цветы, трилистники и т.д. При этом размер листьев может быть разным, он зависит от длины начальной цепочки.

    После вывязывания мотивов, их нужно разложить на выкройке и закрепить булавками. При этом лицевая сторона элементов должна оказаться снизу. Лучше всего начать с крупных элементов, а мелкими мотивами потом заполнить пространство. После создания необходимого узора, приступают к сшиванию элементов. Свободное пространство заполняется бридами. С этой целью между соседними элементами протягиваются 2-3 нити, которые потом оплетают. Когда сшивание всех элементов закончится, удаляют наметку. Затем выполняют соединение деталей переда и спинки, делая небольшую посадку сбоку в области груди.

    Второе платье выполняется следующим образом: после нанесения выкройки отдельно вяжется верх изделия, а также горизонтальные ленты-мотивы. В данном платье этих лент три. Необходимо учитывать окружную длину каждой ленты в зависимости от ее местоположения на выкройке, ведь платье должно сужаться к низу и расширяться в бедрах.

    Когда все ленты готовы, они сшиваются между собой. Их необходимо “посадить” по фигуре. При надобности вшить замочек. Соединенные мотивы пришиваются к отдельно связанному верху платья.

    Схемы детской шапочки




    Изготовление шапочки выполняется по кругу. Чтобы сделать расчет внутренней окружности, надо определить диаметр головы и из полученной величины вычесть 2 см. Это необходимо для более плотного облегания шапочкой головы ребенка. Чтобы вычислить диаметр донышка, нужно использовать формулу расчета длины окружности:

    P = 2πr
    P — длина (периметр) окружности,
    π — число Пи (3.1415),
    r — радиус,

    Для изделия 44 размера – диаметр донышка составит 14 см. Поэтому в процессе вязания нужно делать прибавки до тех пор, пока диаметр не станет равным требуемой величине. Чтобы определить высоту тульи, необходимо делать примерку. Для образования полей выполняется прибавка, степень которой определяется в процессе примерки. С этой целью в каждую 2-ю петлю вывязывают по два столбика. Чтобы придать изделию нужную форму, используют жесткую ленту, которую вставляют в первый и последний ряд полей.

    Схемы елочных шаров

    Вязать можно не только одежду, но и елочные шары. Для этого необходимо взять однотонные или прозрачные елочные украшения и красивую пряжу. Интересно смотрится изделие из золотистых нитей.

    Для изготовления воспользуйтесь готовыми схемами. Шар просто обвязывается нитями по схеме узора, добавляя/убавляя в нужном месте петли и ряды. В завершении вязания шарика делаются арки из воздушных петель, которые стягиваются внизу изделия. Также вывязывается петля для подвешивания украшения.

    Схема нарядного жакета

    Размер изделия – 42-44. Для его исполнения понадобится три мотка пряжи, крючок – 1,7 мм, пуговицы d=25 см – 10 штук. Изделие состоит из шести частей:

  1. Спинка. Для нее набирают цепочку длиной 44 см и вяжут 12 раппортов узора. Выполнив 9 см полотна, делают убавление по половине раппорта узора. После этого делается еще одно убавление через 3 ряда. Продолжают вязать, пока высота полотна не достигнет 25 см. После этого делают прибавление половины раппорта узора с двух сторон. Достигнув высоты в 30 см, оставляют с боков по половине раппорта не провязанными. Это необходимо для пройм. Провязав до высоты 46 см, посередине оставляют 16 см не тронутыми. Это нужно для горловины. Образованные части вязания выполняются по отдельности. Их длина составляет 2 см.
  2. Правая полочка. Для нее набирают цепочку из 71 петли. Далее делают 10 раппортов узора. С краю полочки выполняют два укороченных ряда. Для этого провязывают три ряда. В четвертом делают шесть раппортов и перед поворотом выполняют столбик без накида. Провязывают следующий ряд, после поворота вяжут 6 раппортов, возвращая петли третьего ряда. В процессе этого вывязывается пройма. Сделав, таким образом, 22 см полотна, нужно добавить половину раппорта изнутри полочки. Для горловины на высоте 46 см оставляют 5 раппортов. В процессе вязания, для пуговиц нужно оставлять отверстия, между которыми соблюдается расстояние в шесть сантиметров. В итоге высота полочки должна составить 47 см.
  3. Левая полочка. После набора 43 воздушных петель провязывается шесть раппортов. С краю выполняются два укороченных ряда. Это пройма делается как на спинке. Провязав 46 см полотна, оставляют 1,5 раппорта для горловины. После убавления половины раппорта должно остаться по 3,5 раппорта для плечей. Высота готовой полочки должна составить 48 см.
  4. Рукава. После вывязывания спинки и полочек, их надо сшить вместе. Вязать рукав нужно от проймы. Для этого вяжется по три раппорта. При этом выполняется постепенное прибавление, после которого в пятом ряду должно получиться восемь раппортов, а в восьмом десять. Крепление к пройме выполняется при помощи соединительных столбиков. Начиная с десятого ряда приступают к круговому вязанию. После 40 см начинаются постепенные убавления по одному раппорту трижды. В итоге должно остаться четыре раппорта. Выполнив от скоса десять см вязания, работу заканчивают. Чтобы оформить низ рукавов, нужно сделать подгиб на один см и подшить его.
  5. Воротник. Отступив от плеча 11 см, прикрепляют нить. Далее вяжут, начиная от горловины узор «веерочки». При этом делают распределение по половине раппорта на полочки и 12 на спинку. Для воротника надо провязать четыре ряда.
  6. Погоны. Делают цепочку из семи петель. Далее выполняют столбики без накида. Длина готового погона 8 см. Второй вяжут аналогично.
  7. Отделка. Края воротника изделия и полочек оформляют полустолбиками с накидом. Подшивают края правой полочки, отогнув 2 см. Подшивают низ изделия, отогнув 2 см. Оформляют пуговицы и пришивают, ориентируясь на выкройку. На плечи пришивают погоны.

Схема юбки

Делают цепочку из 12 петель. Далее выполняют полотно высотой 42 см столбиками с накидом. Затем начинают вязание средней части, по длинной стороне полученной полосы, выполняя узор по схеме. Достигнув нужной высоты, вывязывают верхнюю часть юбки. После провязывания всех деталей, выполняют сборку изделия.

Схема шали

Для вязания нужно взять крючок №3 и пряжу – 450 г.

Вязать начинают с нижнего угла. При этом делают расширение в обе стороны. Для вязания используют приложенную схему. С третьего по 14 ряд делают повторение раппорта. В шали на фото вывязано 84 ряда. Схему №2 используют для обвязывания низа изделия. На уголке выполняют арку. Верх оформляют чередующимися рядами. Сначала делается пять СБН, а шестым рядом будет СБН с «пико». Под арки прикрепляют кисти бахромы.

Схема летней кофты

Для выполнения изделия 44 размера понадобится тонкая пряжа – 300 г. Также нужен крючок №2.

Выполнение изделия:

  1. Для переда нужно выполнить цепочку из 174 петель. Следующие три ряда делаются столбиками с накидом. Остальные 12 рядов выполняются соответственно схеме 1. После этого приступают к выполнению основной части кофты соответственно 2 схеме. Достигнув горловины, приступают к убавлению, ориентируясь на схему 3.
  2. Спинка выполняется соответственно переду, но ориентируясь только на 1 схему.
  3. Для рукава выполняют цепочку из 132 петель. Затем ее соединяют в круг и выполняют узор соответственно 1 схеме.
  4. В завершении выполняется сборка и сшивание изделия. Края кофты оформляются рядом «рачьего шага».

Схема пуловера


Для вязания этого элегантного пуловера понадобится крючок №3 и пряжа песочного цвета. На 44 размер 750 г. Схема 1 используется для выполнения планок изделия. Остальное вывязывается, основываясь на 2 схему.

Выполнение изделия:

  1. Для переда выполняется цепочка из 167 петель с учетом 3 петель подъема. Далее вяжут 48 см полотна, ориентируясь на схему 2. После чего средние две петли оставляют не провязанными для выреза поло, а оставшиеся части вяжут по отдельности. После выполнения 68 см полотна, делают убавление для горловины. Нужно постепенно убавить 18 петель.
  2. Спинка выполняется аналогично переду, но при этом не делается вырез для поло. Выполнив 66 см полотна, оставляют 14 петель для горловины. В процессе ее вывязывания нужно убавить еще 12 петель.
  3. Для рукава выполняется 99 воздушных петель, с учетом 3 петель подъема. После провязывают 48 клеток 2 узора. Далее 24 раза делается прибавление по одной петле через ряд. Выполнив 48 см полотна, заканчивают работу. Так же вяжется второй рукав.
  4. Сборка изделия. Планки оформляются узором в семь рядов. Низ рукавов, переда, спинки оформляется столбиками без накида в один ряд. Спинка и перед сшиваются. В проймы втачиваются рукава. Разрез горловины включая поло оформляется столбиками без накида в два ряда, а в завершении «рачьем шагом» в одни ряд.