Культура домонгольской руси. Культура древней руси в домонгольский период Культура домонгольской руси презентация

Культура Руси времен татаромонгольского нашествия

Проблемный вопрос:
Как же случилось, что Русь почти на три века была покорена Золотой Ордой?
Былины и летописи, устное творчество и письменная литература продолжали
воспевать богатырей, удалых князей и их бесстрашные дружины, но все чаще и все
сильнее в них стала звучать тема тревоги за будущее Руси, раздираемой
княжескими усобицами.
Чем же были обусловлены распри между тщеславными и гордыми князьями, так
покорно склонившими головы перед монголами?
Ответив на этот вопрос, мы лучше поймем особенности русской культуры в
рассматриваемый период.

Причины разрозненности русских княжеств:
1)Проблема власти на Руси долгое время разрешалась
на основе патриархальных традиций. Ярослав Мудрый
в конце X - начале XI века установил закон
наследования: после смерти великого киевского князя
его престол наследует не старший сын, а следующий за
самим князем брат. Если братьев не остается, наследует
старший сын старшего брата, затем старший сын
следующего брата и т.д., власть переходила от одного
князя к другому по старшинству, при этом учитывались
не только прямые, но и двоюродные и более дальние
родственники.
Такой порядок наследования власти получил название
“лествичного права”. Сыновья князя, даже будучи в
детском возрасте, получали от него какую-либо область
под свою власть. Князья платили дань великому князю.
Такое “общее” владение Русью - с постоянными
сменами и переездами князей - препятствовало и
окончательному формированию частной собственности.
“Лествичное право” порядок
престолонаследия
к
старшему в роде.

2) Киевский князь распределял владения, судил, разбирал споры, но главные
вопросы решал не единолично, а на общем совете князей.
По поводу этого порядка, которого не знали ни Восток, ни Запад, историк Г. В.
Вернадский заметил, что “...политическая жизнь русской федерации киевского
периода строилась на свободе. Три элемента власти - монархический,
аристократический и демократический - уравновешивали друг друга, и народ
имел голос в правительстве по всей стране”.

3) с умножением числа претендентов на власть и обособлением княжеств
постепенно дробилась Русь.
Политическая связь княжеств и земств (земель, группировавшихся вокруг
значительных городов) с Киевом ослабевает, удельные князья перестают платить
киевскому князю дань, не подчиняются его суду и не участвуют в общих решениях.
Выделившиеся вокруг торговых городов области, такие, как Киевская,
Черниговская и более поздние - Волынская, Владимиро-Суздальская и прочие,
становятся самостоятельными, но и в них отношения между князьями и народом
чреваты очередной смутой.
Таким образом, разрозненность Руси достигла своего предела. Как только в
великокняжеской семье разрушились понятия о старшинстве, каждый князь стал
стремиться к усилению собственной власти и обогащению за счет других
княжеств. Эгоистические устремления князей увеличивали изнутри слабость
русских земель, а остальное довершила решительность, жестокость и
целеустремленность монголов.

Основные тенденции развития
культуры
Три века (XIII-XV) прошли под знаком борьбы
против Золотой Орды. За это время культура
Руси пережила два периода:
1) с 1240 г. и до середины 14 в., который
характеризуется заметным упадком во всех
областях культуры. Это связано с монголотатарским нашествием и одновременной
экспансией немецких, шведских, литовских,
польских и венгерских феодалов.
2) второй период - подъем национального
самосознания и возрождением русской
культуры. В результате иноземного вторжения
центр общественно-политической и культурной
жизни сместился на северо-восток, где
постепенно устанавливалась гегемония Москвы,
вокруг которой объединялись русские земли и
начала
возникать
великорусская
национальность.

Битва на реке Калке
31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в
приазовских степях на реке Калке. Это было последнее крупное совместное
военное выступление русских князей накануне нашествия Батыя. Однако в
походе не участвовал могущественный русский князь Юрий Всеволодович
Владимиро-Суздальский, сын Всеволода Большое Гнездо.
Княжеские распри сказались и во
время сражения на Калке. Киевский
князь
Мстислав
Романович,
укрепившись со своим войском на
холме, не принял участия в битве.
Полки русских воинов и половцев,
перейдя Калку, нанесли удар по
передовым отрядам монголо-татар,
которые
отступили.
Русские
и
половецкие
полки
увлеклись
преследованием.
Подошедшие
же
основные
монгольские
силы
взяли
преследовавших русских и половецких
воинов в клещи и уничтожили.

Монголы осадили холм, где укрепился киевский князь. На третий день осады
Мстислав Романович поверил обещанию противника с честью отпустить русских в
случае добровольной сдачи и сложил оружие. Он и его воины были зверски убиты
монголами. Монголы дошли до Днепра, но вступить в пределы Руси не решились.
Поражения, равного битве на реке Калке, Русь еще не знала. Из приазовских степей
на Русь вернулась только десятая часть войска. В честь своей победы монголы
устроили "пир на костях". Захваченных в плен князей раздавили досками, на которых
сидели и пировали победители.

Подготовка похода на Русь
Возвращаясь в степи, монголы
предприняли
неудачную
попытку
захватить
Волжскую
Болгарию.
Разведка боем показала, что вести
захватнические войны с Русью и ее
соседями
можно
лишь
путем
организации
общемонгольского
похода.
Во главе этого похода стал внук
Чингисхана - Батый (1227-1255),
получивший от своего деда в
наследство все территории на западе,
"куда ступит нога монгольского коня".
Его главным военным советником стал
Субедеи, хорошо знавший театр
будущих военных действий.

В 1235 г. на хурале в столице Монголии Каракоруме было принято решение об
общемонгольском походе на Запад.
В 1236 г. монголы овладели Волжской Болгарией, а в 1237 г. подчинили кочевые
народы Степи.
Осенью 1237 г. основные силы монголов, перейдя Волгу, сосредоточились на реке
Воронеж, нацелившись на русские земли.
На Руси знали о нависшей грозной опасности, но
княжеские распри помешали объединить сипы для отпора
сильному и коварному врагу.
Отсутствовало единое командование.
Укрепления городов возводились для обороны от соседних
русских княжеств, а не от степных кочевников.
Княжеские конные дружины по вооружению и боевым
качествам не уступали монгольским. Но основную массу
русского войска составляло ополчение - городские и
сельские ратники, уступавшие монголам в вооружении и
боевых навыках.
Отсюда - оборонительная тактика, рассчитанная на
истощение сил противника.

Оборона Рязани
В 1237 г. Рязань первой из русских
земель подверглась удару захватчиков.
Владимирский и черниговский князья
отказали Рязани в помощи.
Батый у стен Рязани (1237г.)
Монголы осадили Рязань и направили
послов,
которые
потребовали
покорности и одну десятую часть "во
всем". Последовал мужественный ответ
рязанцев: "Если нас всех не будет, то все
ваше будет".
На шестой день осады город был взят,
княжеская семья и оставшиеся в живых
жители перебиты.
На старом месте Рязань больше не
возродилась (современная Рязань - это
новый город, находящийся в 60 км от
старой Рязани, раньше он назывался
Переяславль Рязанский).

Оборона Рязани

Завоевание Северо-Восточной Руси
В январе 1238 г. по реке Ока монголы двинулись во Владимиро-Суздальскую
землю. Сражение с владимиро-суздальской ратью произошло у г. Коломны, на
границе Рязанской и Владимиро-Суздальской земель. В этой битве погибло
владимирское войско, что фактически предопределило судьбу Северо-Восточной
Руси.
Сильное сопротивление врагу в течение 5 дней оказывало население Москвы,
руководимое воеводой Филиппом Нянкой. После взятия монголами Москва была
сожжена, а ее жители перебиты.

4 февраля 1238 г. Батый осадил Владимир.
Расстояние от Коломны до Владимира (300 км) его войска прошли за месяц. На
четвертый день осады захватчики через проломы в крепостной стене рядом с
Золотыми воротами ворвались в город. Княжеская семья и остатки войск
закрылись в Успенском соборе. Монголы обложили собор деревьями и подожгли.
После взятия Владимира монголы разбились на отдельные отряды и подвергли
разгрому города Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович еще до
подхода захватчиков к Владимиру отправился на север своей земли, чтобы собрать
военные силы. Спешно собранные полки в 1238 г. были разбиты на реке Сить
(правый приток реки Молога), в битве погиб и сам князь Юрий Всеволодович.

Битва на реке Сить
Битва на реке Сить 4 марта 1238
года между войсками Великого
князя Владимировского Юрия
Всеволодовича и полчищами
монголо-татар
под
предводительством Бурундая.
В результате поражения русских
войск сопротивление князей
Северо-Восточной Руси было
сломлено.
Монгольские орды двинулись на
северо-запад Руси. Всюду они
встречали упорное сопротивление
русских. Две недели, например,
оборонялся далекий пригород
Новгорода - Торжок.
Северо-Западная
Русь
была
спасена от разгрома, хотя и
платила дань.

Дойдя до каменного Игнач-креста - древнего знака-указателя на Валдайском
водоразделе (сто километров от Новгорода), монголы отступили на юг, в степи,
чтобы восстановить потери и дать отдых уставшим войскам. Отход носил характер
"облавы". Разделившись на отдельные отряды, захватчики "прочесывали" русские
города. Смоленску удалось отбиться, другие центры были разгромлены.
Наибольшее сопротивление монголам оказал в период "облавы" Козельск,
державшийся семь недель. Монголы назвали Козельск "злым городом".
Осада Козельска 1238
г.

Взятие Киева
Весной 1239 г. Батый разгромил Южную Русь (Переяславль Южный), осенью Черниговское княжество.
Осенью следующего 1240 г. монгольские войска, форсировав Днепр, осадили Киев.
После длительной обороны, которую возглавил воевода Дмитр, татары разгромили
Киев.
В следующем 1241 г. нападению подверглось Галицко-Волынское княжество.

Поход Батыя на Европу
После
разгрома
Руси
монгольские орды двинулись на
Европу. Были разорены Польша,
Венгрия,
Чехия,
балканские
страны. Монголы вышли к
границам Германской империи,
дошли до Адриатического моря.
Однако в конце 1242 г. их
постиг ряд неудач в Чехии и
Венгрии.
Из далекого Каракорума пришло
известие о смерти великого хана
Угедея - сына Чингисхана.
Это был удобный предлог, чтобы
прекратить трудный поход. Батый
повернул свои войска обратно на
восток.

Решающую всемирно-историческую роль в спасении европейской цивилизации от
монгольских орд сыграла героическая борьба против них русского и других народов
нашей страны, принявших на себя первый удар захватчиков. В ожесточенных боях
на Руси погибла лучшая часть монгольского войска. Монголы утратили
наступательную мощь. Они не могли не считаться с освободительной борьбой,
развернувшейся в тылу их войск.
А.С. Пушкин справедливо писал: "России определено было великое
предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и
остановили их нашествие на самом краю Европы... образующееся просвещение
было спасено растерзанной Россией".

Русские земли под властью Золотой Орды
Внук Чингизхана - Батый - основал государство Золотая Орда.
Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша (Крым,
Северный Кавказ, часть земель Руси, расположенных в степи, бывшие земли
Волжской Болгарии и кочевых народов, Западную Сибирь и часть Средней Азии).
Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в
переводе на русский язык обозначает дворец).
Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных
под властью хана. Управляли ими братья Батыя и местная аристократия.

Столица Золотой Орды "Сарай-Бату"
Столицей был город Сарай (в переводе – дворец), располагался он недалеко от
нынешнего города Астрахань.

Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались
военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного
населения, монголы переняли тюркский язык. Местный тюркоязычный этнос
ассимилировал пришельцев-монголов. Образовался новый народ - татары. В первые
десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.
Золотая Орда была одним из самых крупных государств своего времени. В начале
XIV столетия она могла выставить 300-тысячное войско. Расцвет Золотой Орды
приходится на правление хана Узбека (1312-1342).
В эту эпоху (1312) государственной религией Золотой Орды стал ислам.
Затем так же, как и другие средневековые государства, Орда переживала период
раздробленности. Уже в XIV в. отделились среднеазиатские владения Золотой
Орды, а в XV в. выделились Казанское (1438), Крымское (1443), Астраханское
(середина XV в.) и Сибирское (конец XV в.) ханства.
Степняки-монголы не собирались жить среди русских лесов. Поэтому
они предпочитали управлять через местную знать, полностью
зависящую от них.

Русские земли не вошли в состав, но они попали в вассальную зависимость
от Орды. В 1242 г в северо-восточные княжества были отправлены послы, с
требованием явиться к Батыю.
Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в
своих землях. Самым привлекательным был ярлык на владимирское княжество, т.к.
теперь не киевский князь, а владимирский имел право на старшинство. Поездки
русских князей в Орду сопровождались унижениями и часто заканчивались их
смертью.
Ярлы
к

Знаком ханской власти была также пайцза
(на Руси ее именовали басмой) -
верительная грамота хана.
Пайцзы выдавались ордынским чиновникам,
получившим особые полномочия от хана. В
зависимости от полномочий обладателя
пайцзы делались из золота, серебра, меди или
дерева и различались рисунком (лев, дракон и
т.д.). Русские князья зависели от воли хана так
же, как ордынские вельможи. По воле хана
они могли быть и возведены на престол, и
казнены.
Пайцза XIII века.
На ней надпись: «Силою вечного Неба
имя Мункэ-хана да будет свято».

Русские князья перенимали монгольские порядки, в соответствии с которыми воля
хана была законом, а беспрекословное повиновение ему – безусловной
обязанностью подданных. Сами будучи рабами ханов, они не могли терпеть былых
прав за своими подданными. К тому же князей теперь окружали выходцы из
низших слоев населения, привыкшие к повиновению.
Так подчинение Орде резко усилило деспотизм княжеской власти.

Разоренные монголами русские земли были вынуждены
признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не
прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с
захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от
создания на Руси своих административных органов
власти.
Русь сохранила свою государственность. Этому
способствовало и наличие на Руси собственной
администрации и церковной организации. Кроме того,
земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в
отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия,
Причерноморья.
Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков
- руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью
русских князей.
Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай
(зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в
непокорную землю.
Достаточно сказать, что только за последнюю четверть XIII в. было организовано 14
подобных походов в русские земли.

Некоторые русские князья, стремясь поскорее
избавиться от вассальной зависимости от Орды,
стали на путь открытого вооруженного
сопротивления. Однако сил свергнуть власть
захватчиков было еще недостаточно.
Так, например, в 1252 г. были разбиты полки
владимирских и галицко-волынских князей.
Это хорошо понимал Александр Невский, с
1252 по 1263 г. великий князь Владимирский.
Он взял курс на восстановление и подъем
экономики русских земель.
Политику Александра Невского поддержала и
русская церковь, которая видела большую
опасность в католической экспансии, а не в
веротерпимых правителях Золотой Орды.
Сбор дани с конца ХIII в. был передан в руки
русских князей.

Последствия монгольского завоевания и
золотоордынского ига для Руси
Разные точки зрения
1) Монгольское нашествие не оказало на Русь
никакого воздействия, что ее культура, которая
сложилась до времени нашествия, сохранила свой
национальный облик, европейский по своей
направленности.
Во многом был прав Пушкин, заметивший, что
“татары не походили на мавров. Они, завоевав
Россию, не подарили ей ни алгебры, ни
Аристотеля”. Монгольское нашествие не принесло с
собой ни просвещения, ни культурных ценностей,
значащих больше, чем те, которые были разрушены.
Этой же точки зрения придерживались историки
Сергей
Соловьев
(1820-1879)
Сергей Соловьев и Василий Ключевский.
Василий
Ключевский

2) Противоположные взгляды высказывали писатель и автор “Истории государства
Российского” Н. М. Карамзин (1766-1825) и историк Н.И.Костомаров
(1817-1885).
Карамзину принадлежит фраза: “Москва обязана своим величием ханам”,- в
чем тоже есть своя доля истины. Сторонники этой точки зрения отмечали влияние
монголов на юридические и политические стороны российской действительности.
Н. М. Карамзин
Н.И.Костомаров

Монгольское иго привело к потере демократического управления на Руси.
Прекратили существование городские собрания, народные вече (за исключением
Новгорода и Пскова). Но когда русские вассалы получили от хана право самим
собирать для него налоги, компетенция Великого князя Руси расширилась. Еще
больше она выросла при Дмитрии Донском, который стал фактически единым и
автономным правителем.
За монгольский период великий русский князь стал более сильным правителем,
чем его предшественники.
Таким образом, монголо-татарское иго было одним из факторов
образования самодержавия на Руси.

Монголо-татары укрепили на Руси идею верховной власти. При этом
власть монгольского хана была ничем не ограничена, носила абсолютный,
деспотический характер. И этот принцип единовластия стал все глубже внедряться
в политическую культуру русского народа. Власть, стоящая в центре всего, сама
порождает право, находится вне и над правом.
Царь стал понятием не правовым, а вероучительным (власть от бога).
Титул «царь» был принят с 1547 по 1721 год.
Грамота константинопольского
патриарха об утверждении за
Иваном IV царского титула

Русский народ, уже почти два века живший в условиях непрерывных войн, устал
от шаткости и непредсказуемости своего существования и возжелал надежного
защитника. В картине мира в качестве спасителя возник - имевший к тому
времени уже глубокие христианско-православные и ордынские корни - образ
авторитарного правителя.
Н.С.Трубецкой считает, что Московское государство возникло благодаря
татарскому игу. Дескать, монгольское иго вывело русский народ из бытия мелких
разрозненных племенных и городских княжеств на широкую дорогу
государственности. Монголы, по его мнению, дали покоренным русским землям
основы политической культуры, централизм, самодержавие, крепостничество. Это
привело к созданию нового этнотипа, психологии русского человека.

Г. В. Вернадский считает, что именно монголы привели к исчезновению
демократических элементов в жизни городов: усилилась власть князя в городской
области, затем Москва смогла расширить свое влияние за счет других, соседних
городов и земель.
Когда же Москва поглотила все удельные княжества, они оказались во власти
московского князя. Бояре, владевшие крупными земельными наделами, потеряли
право переходить к другому князю в случае недовольства своим правителем.
Монголы, обладавшие большим опытом единоличного правления и жестокого
безоговорочного подчинения верховному хану, наглядно продемонстрировали силу
этого устройства. Со своей стороны население чувствовало, что добиться
освобождения можно только объединившись вокруг сильного правителя.
Г. В. Вернадский отмечает, что под влиянием монгольских порядков в
московском княжестве были введены смертная казнь и телесные наказания, а
впоследствии и воинская повинность.

Возникло новое психологическое состояние народа, которое можно было бы
назвать «национальной депрессией».
Невозможность открытой борьбы с более сильным противником, тяготы и ужас
подневольного состояния хорошо оправдывалось православной церковью - страдая
на земле, обеспечиваешь в посмертии себе рай.
Предельно жестокие ко всем, кто сопротивлялся им, монголы требовали только
одного - полного, беспрекословного и раболепного поклонения. Однако Великая
монгольская держава вовсе не было религиозной системой, а лишь культурнополитической. Поэтому она и навязывала покоренным народам только законы
гражданско-политические («Чингисова яса»), а не религиозные.

Для Орды была характерна широкая веротерпимость, более того -
покровительство всем религиям. Требуя покорности и дани, полагая вполне
естественным жить за счет побежденных народов, монголы не собирались
покушаться ни на их веру, ни на их культуру. Они не только разрешали всем
иноверцам свободное отправление религиозных обрядов, но и относились с
определенным уважением ко всем религиям вообще.
Вот почему православная церковь в России сохранила полную свободу
деятельности и получила полную поддержку от ханской власти, что и было
подтверждено особыми ярлыками (жалованными грамотами) ханов.

В благоприятном положении оказались и монастыри - они были ограждены от поборов и
разорений. Их число начало возрастать, но особенно бурный рост начался с середины XIV
века, когда на Руси возникло сильное стремление к монастырской жизни. Отшельники бежали
в дикие места, к ним присоединялись другие и так возникала обитель. Осваивались и
заселялись все новые и новые земли вплоть до Северного моря.

Последствия монголо-татарского ига
1. Монгольское иго приостановило культурное развитие страны: были разорваны
традиционные связи с Византией и Западной Европой.
2. Русь во многом отстала от стран Западной Европы: здесь еще не сложился
внутренний рынок, не было цехового объединения ремесленников, как на Западе.
Феодальная раздробленность не способствовала созданию союзов феодалов, тем
более образованию собственных политических институтов, таких, как парламент,
который мог влиять на политику государства.
3. Было уничтожено и угнано в плен большое количество населения
4. Разрушены города.
5. Пострадало от нашествия русское зодчество. Из-за отсутствия средств и
мастеров-строителей на полвека полностью прекратилось каменное строительство.
И даже возобновленное в конце XIII века, оно утратило многие прежние приемы
строительной техники. Так, например, в XIV-XV веках московские мастера вновь
вернулись к кладке стен из тесаного камня, хотя уже в первой половине XIII века
владимиро-суздальские зодчие умели строить из камня и кирпича, плотного
известняка и известкового туфа. Полностью исчезло самобытное искусство
белокаменной резьбы, украшавшей строения ХП-ХШ веков.

6. В ходе многочисленных набегов погибло огромное множество памятников
письменности.
7. Пришло в упадок летописание. По словам Д. С. Лихачева, оно «сужается,
бледнеет, становится немногословным, лишается тех выдающихся политических
идей и того широкого общерусского горизонта, которыми обладали русские
летописи в XI и XII веках».
8. Образованность и грамотность сохранял только тонкий слой православного
духовенства, пощаженного «удивительной сметливостью татар» (А. Пушкин). Оно
одно «в течение двух мрачных столетий питало бледные искры византийской
образованности. В безмолвии монастырей иноки вели свою беспрерывную
летопись». «Монголы, - писал Пушкин, - не походили на мавров. Они, завоевав
Россию, не подарили ей ни алгебры, ни Аристотеля».
9. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда
освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные
благодатные почвы получили название "Дикое поле".
10. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание
мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое
развитие.
11. Замедлились темпы культурного развития русских земель. X- первая треть ХIII вв.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Древнерусская культура развивалась в
постоянном
взаимодействии
с
культурами окружающих народов.
Культура является религиозной.
Культура опиралась на многовековую
историю развития культуры восточных
славян. Именно в эпоху славянской
древности были заложены начала
русской духовности, языка, культуры в
целом.

ЛИТЕРАТУРА
АРХИТЕКТУРА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Древнерусская литература

пергамен
киноварь
миниатюра
финифть

Оклады рукописных книг

Остромирово Евангелие XI в.

Изборник Святослава XI в.

Мстиславово Евангелие XII в.

Жанр - это исторически сложившийся
тип
литературного
произведения,
отвлечённый образец, на основе
которого создаются тексты конкретных
литературных произведений.

летопись

Древнейшая русская летопись - "Повесть
временных лет". Ее автором считают
монаха Киево-Печерского монастыря
Нестора и датируют 1113 г.

Повесть временных лет дошла до нас в
рукописных копиях не старше XIV в.
Наиболее известные из них –
Лаврентьевская, Ипатьевская
Радзивилловская летописи.

Лаврентьевский список 14 в.

Лаврентьевский список приглашение Рюрика и его братьев

Ипатьевский список 14 в.

Радзивилловский список 15 в. Месть княгини Ольги

Житие (агиография)

жизнеописание знаменитых духовных
и светских лиц, канонизированных
христианской церковью

Слово (поучение, речи)

произведение, относящееся к жанру
красноречия.
торжественное красноречие
"Слово о законе и благодати«
нравоучительное красноречие –
"Поучение Владимира Мономаха"

«Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона (приблизительно 1049 год.)

Владимир Мономах «Поучение детям» (примерно 1096 год.)

"Слово о полку Игореве"

"Слово о полку Игореве"
В основе сюжета - поход 1185 года
русских князей на половцев,
предпринятый новгород-северским
князем Игорем Святославичем.
«Слово» было написано в конце XII
века, вскоре после описываемого
события (часто датируется тем же 1185
годом, реже 1-2 годами позже).

"хождения"

"хождения"
разновидность литературы путешествий
Их главное назначение - рассказать о
христианских
святынях,
в
них
содержатся также сведения о природе,
климате, обычаях других стран.
"Хожение
Палестину.
игумена
Даниила"
в

"Слово Даниила Заточника" вторая половина XII в.

"Слово Даниила Заточника"
вторая половина XII в.
Узник Лаче-озера, Даниил Заточник
обращается к князю, старается вновь
заслужить княжескую милость и
доказать князю свою полезность в
качестве мудрого советника.

" Молением Даниила Заточника " 30-х гг. XIII в.

" Молением Даниила Заточника "
30-х гг. XIII в.
Оно адресована Ярославу Всеволодичу,
в то время князю Переяславля
Залесского. Автор этой редакции дворянин, представитель новой
категории в рядах господствующего
класса. Характерной чертой "Моления"
является негативное отношение к
высшей знати - боярам.

Архитектура

архитектура
X-XII вв.
архитектура первой
трети XII- первой трети
XIII

Архитектура X-XI

многоглавие
крестово-купольный храм
неф
алтарные апсиды
барабаны куполов

ДЕСЯТИННАЯ ЦЕРКОВЬ (ЦЕРКОВЬ БОГОРОДИЦИ) в Киеве (X в.)

Церковь
рухнула
во время взятия
Киева монголами
в 1240-м году,
когда в ней
укрылись жители
города.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР в ЧЕРНИГОВЕ 1036 г.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ (1037-1056)

Собор Святой Софии в Киеве (современное состояние)

макет
В XI в. Софийский собор был
тринадцатикупольным.
Число глав (куполов) было
глубоко символично.
Тринадцать куполов
символизировали Иисуса
Христа и двенадцать
апостолов.

Церковь была построена из плинфы (широкий и плоский обожжённый кирпич). Мрамора Русь ещё не знала

Церковь была построена из плинфы
(широкий и плоский обожжённый кирпич).
Мрамора Русь ещё не знала

Храм св. Софии. Апсиды.

Храм св. Софии. Хоры.

Храм св. Софии.
Интерьер.

СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ (1045-1050)

Новгород был одним из древнейших
центров русской письменности, а
библиотека Софийского собора – одной
из
самых
крупных
книжных
сокровищниц на Руси. Здесь хранились
редкие рукописные и старопечатные
книги. Среди них – Остромирово
Евангелие.

СВЯТО-УСПЕНСКИЙ СОБОР КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ (1073-1078)

Киев. СвятоУспенский собор
Киево-Печерской
лавры

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ (XI в.).

Золотые ворота в Киеве (XI в.).
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ (XI
в.).

Архитектура XII в.

Владимиро-суздальское зодчество
Новгородское зодчество

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО

ВЛАДИМИРОСУЗДАЛЬСКОЕ ЗОДЧЕСТВО
А. религиозные сооружения
Б. светские сооружения

Спасо-Преображенский собор в Переславль-Залесском (1152-1157)

Успенский собор на р. Клязьме во Владимире (1158-1160)

Успенский собор на р. Клязьме,

Архитектурное оформление

церковь Покрова на Нерли 1165 г.

Церковь Покрова на Нерли.
Реконструкция.1165.

Дмитриевский собор во Владимире 1197 г

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском 1230 – 1234 г.

Георгиевский собор в ЮрьевеПольском 1230 – 1234 г.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Георгиевский собор в ЮрьевеПольском

Дворец Андрея Боголюбского

Золотые врата во Владимире

Новгородская и псковская архитектура

Уменьшение объемов.
Упрощение конфигурации каменных зданий.
Многоглавые церкви вытеснены одноглавыми.
Храмы строили не по княжескому заказу, а на
средства бояр и купцов или прихожан одной
улицы(уличан).
Упрощение техники строительства и
декоративной отделки позволяли в короткие
сроки строить экономичные сооружения,
соответствовавшие материальным
возможностям и эстетическим представлениям
заказчиков.

Новгород. Юрьев монастырь.XII век.

Георгиевский собор в Юрьевом монастыре в Новгороде

Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове

Сбор Спасо-Мирожского монастыря в Пскове.
Около 1156 г.

церковь Спаса на Нередице

Церковь Параскевы Пятницы 1207

НОВГОРОДСКИЙ СТИЛЬ
-мощь, монументальность
-Невысокие, крепкие
-Пяти- или одноглавые
-Вместо закомар скатное перекрытие
-Украшения: ниши, арки, кресты, розетки
-Арки и треугольники на барабанах
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКИЙ СТИЛЬ
- Храмы стали выше и стройнее
- Стены более тонкие и лёгкие
- вместо скромных украшений
богатая каменная резьба на стенах
- Аркатурный пояс
- Вытянутые барабаны

Пятницкая церковь в Чернигове

Трехнефное
башнеобразное,
устремленное ввысь
однокупольное здание.
Толстые стены
выложены кирпичом
особой техникой
«в ящик» (снаружи и
изнутри ряды кирпичей,
а промежутки между
ними заполнены
раствором).

церковь Петра и Павла в Смоленске

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО

Христос-Пантократор
Архангелы
Апостолы
Евангелисты
40 мучеников
Деисус
Богоматерь-Оранта
Благовещение
Евхаристия
Отцы церкви
Система расположения росписей.

Мозаика

В Софийском соборе в Киеве
сохранилась мозаика с изображением
огромной фигуры богоматери Оранты.

Схема размещения мозаик:

Мозаика Софийского собора в Киеве 11 в.

Мозаики Софийского собора в Киеве 11 в.

перспектива, символика жестов и
цвета.
главное внимание уделялось
изображению лица и рук

ИКОНЫ
Двусторонняя икона середины XII века.:
Спас Нерукотворный и Поклонение кресту

Устюжское
Благовещение -
Спас Нерукотворный

Новгородская школа иконописания

Святой Георгий
храмовый образ Юрьева
монастыря в Новгороде
1030 год - основание Юрьева
монастыря
На
основе
рентгенографии
иконы
делается вывод о близости её
первоначальной живописи с
фреской
«Великомученик
Георгий» из Софии Киевской.
30-40 годы XII века -
освящение Георгиевского
собора Юрьева монастыря
свитой верёвочки.
ПОНЯТИЯ
ЭМАЛЬ –
стекловидная масса,
которая в зависимости
от добавления окислов металлов
при обжиге приобретает тот или иной
ЗЕРНЬ –
ювелирная техника,
узоры из маленьких
металлических шариков.
СХЕМА

Я КУЛЬТУ РЫ КУЛЬТУРА РУСИ В IХ - НАЧАЛЕ ХIII В. (ДОМОНГОЛЬСКИЙ ПЕРИОД)

Письменность  По сообщению средневековых автором письменность у славян существовала до принятия христианства.  Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения.  Во второй половине IX в. Кирилл и Мефодий создали глаголический алфавит (глаголицу), который был вскоре переработан ими с использованием греческого письма, так появилась нынешняя азбука, кириллица, которой мы пользуемся до сих пор (была упрощена Петром г.). Самые ранние сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор между Византией и Олегом был написан на двух языках – греческом и славянском. затем в 1918 I, Памятник святым равноапостольным братьям Мефодию и Кириллу в Москве на Славянской площади

Где учили грамоте? (богословие,  Основными центрами обучения грамоте были школы при монастырях и церквах, где осваивали не только навыки чтения и письма, но и высшие науки того времени диалектику, риторику и т. п.). грамматику,  Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром школы в Киеве, где обучалось более 300 детей. В княжеских теремах Киева получила образование дочь Ярослава Мудрого Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

Материалы для письма харатья, заставки В то время писали на пергамене (иначе его называли кожа, мех). Пергамен изготовляли, как правило, из специально выделанной телячьей кожи. Текст начинали писать с большой красной буквы - пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). украшали рисунками, называемыми миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). обтягивали (до сих Книги часто которые

Литература  Самый ранний памятник письменности – «Остромирово Евангелие». Оно было написано в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира, по имени которого и получило свое название. 1073 и 1076 рукописная  «Изборники» годов ­ древнерусская книга. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был дьяк по имени Иоанн, имя второго неизвестно.

ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ  летописание  житие (агиография)  слово (поучение)  торжественное красноречие  нравоучительное красноречие  хождения (хожения)

 Л топись ее Летописание (или летоп сецие древнерусской) - это исторический жанр литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название - летопись.  Крупнейший летописный свод – «Повесть временных лет», составленная монахом Киево­ Печерского монастыря Нестором в начале XII в.  Главный вопрос, поставленный в начале летописи: «Откуда есть пошла русская земля и кто в Киеве начал первым княжити?»

ЖИТИЯ СВЯТЫХ  Важными для древнерусского человека были жития святых.  Начала создаваться житейская литература. Среди них – «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево­Печорского монастыря Феодосия. Памятник Борису и Глебу у стен Борисоглебского монастыря в Дмитрове Псковская икона XIV век (Русский музей)

СЛОВО (ПОУЧЕНИЕ)  Слово (поучение) – произведение, относящиеся к жанру красноречия.  На Руси существовали торжественное красноречие – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона (обосновывающее значимость и христианства прославляющее Русскую землю и князей) и нравоучительное – Мономаха» «Поучения (политическое и нравственное завещание великого князя). красноречие Владимира принятия

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ  «Слово о полку Игореве» посвящено походу новгород­ князя Игоря северского Святославича против половцев в 1185 г. Важнейшую причину тяжелого поражения Руси автор видит в распрях между их неподчинении великому киевскому князю.  князьями в Н. К. Рерих «Поход Игоря». 1942 г. Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 г.

ХОЖДЕНИЯ (ХОЖЕНИЯ)  Хождения (хожения) – о путешествиях, святынях, достопримечательностях, природе, обычаях других стран («Хожение игумена Даниила в Палестину»). рассказывают христианских  Паломничество игумена Даниила сформировало понимание человеком мира и своей души. в Палестину средневековым русским

МУЗЫКА 2 направления:  народная (языческая) музыка – языческое обрядовое пение, сопровождавшееся игрой на дудках, бубнах, гуслях. При княжеских дворах появились скоморохи – первые актеры, соединявшие в себе певца, музыканта, плясуна, сказителя, акробата. Скоморохи играли на гуслях, трубах, рожках, свирелях, волынках, бубнах;  христианское строго пение богослужебное – распространилось после принятия христианства и сразу стало профессиональным занятием. В первое время в церковных и южнославянские певцы. Пение проходило без игры на музыкальных инструментах, более того, традиция восточного осуждала инструментальную музыку. христианства службах участвовали греческие

АРХИТЕКТУРА  С принятием христианства стали возводиться храмы. Первые – деревянные, они не сохранились. В X в. был построен 1­й каменный храм – Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.) Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года

 Самым ранним из сохранившихся памятников является 13­ купольный кирпичный собор Святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (30­е гг. XI в.). Колокольня Софийского собора на Софийской площади Апсиды собора. Открытая древняя кладка Вид на Софийский собор (современный вид)

СОБОР СВЯТОЙ СОФИИ В НОВГОРОДЕ  Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050 годах. Является одним из древнейших сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Софийский собор (южная сторона) до реставрации 1893-1900 гг. Софийский собор (современный вид)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками.  Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке.  Мозаика - изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре Софийского собора в Киеве, XI век Фреска Софийского собора в Киеве. 1040­ые ­ начало 1050­ых гг.

РЕМЕСЛО  Археологические раскопки показали, что на Руси наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла.  Была освоена сложнейшая техника обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи.  Развивалось оружейное дело: мечи, топоры боевые, шлемы и т.д.  Появилось ювелирное производство кресты, перстни). (кольца, браслеты,  Изделия украшали сканью (узор из золотой или серебряной проволоки на металлической основе) или зернью – узором из золотых или серебряных зерен.  Также научились делать стеклянные украшения, овладели гончарным ремеслом, плотницким, кожевенным, сапожным, портновским делом и др.

ЛИТЕРАТУРА  Кацва, Л.А. История Отечества: справочник для старшеклассников поступающих в вузы: полный курс подготовки в выпускным и вступительным экзаменам / Л.А. Кацва, под ред. В.Р. Лещинера. М., 2001. - С. 35­44.  Борисов, Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII века: учебник. 10 класс / Н. С. Борисов. М., 2009. – С. 43­55. Электронные ресурсы http://www.historicus.ru/kultura_i_iskusstvo_drevnei_ rusi/ http://russia.rin.ru/guides/5813.html

Письменность Кириллица – одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. (Слово "азбука" происходит от названия первых двух букв кириллицы: "аз" и "буки"). Кириллица была создана в конце IX века на основе греческого уставного письма славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. Введенная на Руси в связи с крещением Великого князя Владимира Святославича Святого (988 год), кириллица легла в основу русского алфавита. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Берестяные грамоты Берестяные грамоты – русские письма и документы XI-XIII веков, нацарапанные на березовой коре (бересте). В XX веке древние берестяные грамоты были найдены в Смоленске, Пскове, Витебске, Старой Русе, Твери, но больше всего их было обнаружено при раскопках в Новгороде, так как земля здесь благоприятствует длительной сохранности древесины. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Рукописные книги Рукописные книги составляли из отдельных, написанных вручную листов, которые сшивали в тетради и переплетали. Такие рукописи прикреплялись к деревянным доскам – переплетам. Доски снаружи обтягивали кожей или тканью, укладывали в драгоценные оклады. Материалом для русских рукописных книг до XIV века служил пергамент, а затем – бумага. Русские писцы употребляли чернила из сажи ("копченые") и из отвара дубовой или ольховой коры. Для просушки чернил использовался мелкий кварцевый песок, которым посыпали законченный лист. Слова в рукописной строке не разделяли, а абзацы выделяли инициалом – буквой, написанной киноварью. Тип почерка русского писца с четким, почти квадратным начертанием каждой буквы назывался уставом. С появлением бумаги процесс письма упростился, и уставное письмо сменилось округлым, с наклонным начертанием букв – полууставом, а для деловых бумаг появилась скоропись. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Просвещение При Ярославе Мудром в Киеве и Новгороде были построены соборы Святой Софии. Около Киева был основан Киево- Печерский монастырь. Его монахи писали летопись и переписывали книги. Ярослав Владимирович сам умел читать и заставлял учиться других. В Новгороде и Киеве по его указу отобрали около 300 детей и отдали "учиться книгам". В соборе Святой Софии хранилась собранная Ярославом библиотека славянских и греческих книг. Ярослав известен и как первый русский законодатель. В его княжение был выпущен свод законов, вошедший в историю под названием "Русская Правда". Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Литература Остромирово евангелие" "Остромирово евангелие" – древнейший дошедший до нас датированный памятник русской письменности. Он был составлен в годах по заказу новгородского княжеского посадника Остромира. "Остромирово евангелие" – сборник недельных евангельских чтений. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Заставка «Остромирова Евангелия Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Фрагмент из текста «Остромирова Евангелия» Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Страница из «Остромирова Евангелия» Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, летописец. (ок.1050-ок.1113) Нестор считается крупнейшим историком средневековья. Н.М. Карамзин назвал Нестора "отцом русской истории". В работе над главным трудом своей жизни – "Повестью временных лет" – Нестор использовал в качестве исторического источника официальные византийские хроники, народные предания, тексты великих князей. "Повесть временных лет" охватывает период правления семи великих князей: почти два с половиной столетия (годы). Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Святые Борис и Глеб "Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" (автор: монах Нестор) Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В. СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Борисоглебский Собор в Чернигове Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


«Слово о полку Игореве» Дружина князя Игоря Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


После побоища Игоря Святославича с половцами Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Плач Ярославны Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве. Была заложена в 989 году сразу после крещения Великого князя Владимира Святославича Святого. Церковь Успения Богородицы была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Специально для нее из Греции привезли драгоценную утварь. Киевская церковь Успения Богородицы, ставшая местом погребения князя Владимира Святославича и его супруги, была разрушена в 1240 году, при нашествии на Киев хана Батыя. Храм превратился в развалины. На их месте в XVII веке киевский митрополит Петр Симеонович Могила построил скромную церковь Рождества Богородицы. Впоследствии, когда церковь обветшала, ее срыли до основания. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Развалины Десятинной церкви перед её окончательным срытием Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Десятинная церковь в Киеве. Современная реконструкция. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Храм был заложен в 1037 году Великим князем Ярославом Владимировичем Мудрым в память о победе над печенегами. К площади перед собором сходились все дороги, ведущие в город. Софийский собор неоднократно подвергался грабежам и опустошениям, едва не был разрушен, его стены много раз надстраивали и переделывали. Сейчас внешний вид храма абсолютно не похож на прежний, но в его внутреннем убранстве сохранилось многое от первоначальной постройки и древних украшений. Софийский собор в Киеве Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Древняя мозаика, частично сохранившаяся на стенах Софийского собора в Киеве, – наиболее ценный элемент храма. В центральной апсиде(своде) главного алтаря собора помещено мозаичное изображение Богоматери Оранты (Богоматерь со вскинутыми к небу руками), называемое "Нерушимая Стена". Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Ниже располагается мозаика, на которой в верхнем ряду изображено причащение апостолов хлебом и вином во время Тайной вечери. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Софийский собор в Новгороде Софийский собор в Новгороде был заложен в 1045 году. Построен – в По преданию, расписывавшие собор художники хотели изобразить правую руку Иисуса Христа благословляющей, но на другой день, после того, как она была написана, пальцы руки оказались сжатыми. После трех безрезультатных попыток восстановить прежний вид руки мастера, по легенде, услышали небесный глас, повелевающий оставить десницу Спасителя сжатой, ибо она держит в себе судьбу Новгорода, и когда она раскроется, городу наступит конец. На нижних частях стен новгородского собора сохранились многочисленные надписи, процарапанные в разное время посетителями храма. Большинство надписей относится к XI-XIII векам. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Фрагмент большого сиона из Софийского Собора в Новгороде Икона «Пётр и Павел» из Софийского Собора в Новгороде Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода В 1198 году близ Новгорода, на берегу реки Спасовка, была построена каменная одноглавая церковь Спаса Преображения на Нередице. Храм, сильно разрушенный в годах, во время Великой Отечественной войны, ныне восстановлен, но фрески 1199 года на его стенах почти полностью утрачены. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Успенский собор во Владимире Построенный в годах по велению Великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского Успенский собор во Владимире не сохранился в первоначальном виде. Храм сильно пострадал во время пожара 1185 года и в годах был перестроен. Впоследствии он не раз перестраивался. В настоящее время собор пятиглавый, хотя по первоначальному плану он имел только одну главу. Внутреннее убранство храма, на сооружение которого князь Андрей Юрьевич выделил десятую часть своих доходов, сверкало золотом, серебром и драгоценными камнями. Его сравнивали с легендарным храмом библейского царя Соломона. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Дмитриевский собор во Владимире Построенный в годах при Великом князе Всеволоде III Юрьевиче Большое Гнездо каменный одноглавый Дмитриевский собор во Владимире хорошо сохранился до настоящего времени. По некоторым предположениям, неизвестный зодчий, соорудивший здание, был близко знаком с собором Святого Луки в Венеции: он украсил фасады храма похожими декоративными резными изображениями людей и зверей, белокаменным растительным орнаментом. На стенах Дмитриевского собора во Владимире сохранились фрески, относящиеся к 1197 году. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


"Золотые ворота" во Владимире "Золотые ворота" были возведены в 1164 году в западной части владимирской крепости, на главной дороге, ведущей в город. Они служили одновременно и оборонительным сооружением, и торжественным въездом. Белокаменную арку ворот венчала надвратная церковь с золоченым куполом. В те времена на противоположной стороне владимирской крепости возвышались, вероятно, столь же мощные и парадные "Серебряные ворота". Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Икона "Владимирская Богоматерь" Икона "Владимирская Богоматерь", по преданию, написана евангелистом Лукой. Была привезена на Русь из Греции и до 1155 г. находилась в Киеве. В 1155 году князь Андрей Юрьевич Боголюбский увез икону во Владимир. До 1395 года икона "Владимирская Богоматерь" находилась в Успенском соборе Владимира. В 1395 году образ перенесли в Москву. В 1480 году икону поместили в Успенском соборе Московского Кремля. Покровительству иконы приписывали спасение Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году, а также отражение нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году. Икона "Владимирская Богоматерь" относится к типу Богоматерь Элеуса – Умиление: дева Мария, изображена по пояс, на правой руке она держит младенца Христа, который, обхватив левой рукой шею матери, прижимается к ее щеке. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Икона "Смоленская Богоматерь" Написанная, по преданию, тоже евангелистом Лукой, икона "Смоленская Богоматерь" была принесена на Русь из Греции и хранилась в Успенском соборе в Смоленске. В 1238 году образ обнесли вокруг стен города, моля о спасении от нашествия хана Батыя. В 1812 году, во время Бородинского сражения, икона находилась при русском войске. Заступничеству образа приписывали также чудесные явления в Смоленске во время эпидемии холеры годов. Икона "Смоленская Богоматерь" относится к типу Богоматерь Одигитрия – Путеводительница: дева Мария, изображена по пояс, на руке она держит младенца Христа, который, сидя прямо, в левой руке держит свиток, а правой благословляет. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Икона "Федоровская Богоматерь" Икона "Федоровская Богоматерь", известная с 1164 года, первоначально находилась в церкви Федора Стратилата Федоровского монастыря близ Городца. Затем образ перенесли в Кострому, где икона находилась сначала в костромской церкви Федора Стратилата, а в 1239 году была перенесена в Успенский собор Костромы. В 1613 году перед этим образом Михаил Федорович Романов получил благословение на царство. Икона "Федоровская Богоматерь" относится к типу Богоматерь Одигитрия. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Устное народное творчество Красно поле пшеном, а беседа умом Острый язык – дарование, а длинный – наказанье Больше верь своим очам, нежели чужим речам. Доброе молчанье лучше плохого ворчанья. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. Мелет день до вечера, а послушать нечего. На языке медок, а на сердце ледок. Не всё то годится, что говорится. Не давши слова – крепись, а давши – держись. Проврался, что проворовался. Ученье – красота, а неученье – простота Ученье – свет, а неученье – тьма. Подготовил: учитель истории МОУ "СОШ 22" г. Балаково Чуватова И.В.


Руси домонгольского времени, культуру ХШ -XV вв. - времени формирования Русского централизованного государства, культуру XVI и культуру XVII столетий. Русскую культуру до конца XVII в. обычно характеризуют как средневековую. С петровских преобразований утверждается новая русская культура. Основной чертой ее был светский, рационалистический тип культуры. Как отдельные периоды развития новой культуры рассматриваются: культура первой четверти ХУШ в., середины - второй половины XVIII в., первой половины XIX в., второй половины XIX в., начала XX в.



Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она испытала несомненное влияние кочевых народов и Византии. Традиции Византии - одной из наиболее развитых стран тогдашнего мира - оплодотворили народную, основанную на языческом мировоззрении культуру Руси. Они были переработаны, преломлены на русской почве.


Во второй половине Х II - начале Х III в. русская культура стала испытала определенное влияние западноевропейской романской традиции. Монголо - татарское завоевание резко изменило характер контактов и направление культурных связей Руси. В культуре домонгольской Руси можно выделить три периода: культуру восточного славянства, культуру Киевской Руси, культуру русских земель и княжеств периода раздробленности.



Особенности развития русской культуры IX-XVII вв. Это время господства средневековой культуры. Для нее, во - первых, характерна общая замедленность темпов развития. Медленно совершенствуются производительные силы, господствует натуральное хозяйство, консервирующее существующий уровень общественных отношений.


Во - вторых, характерной чертой культуры этого времени является традиционализм. Народ - земледелец, наблюдая за сменой времен дня и года, за жизнью отдельного человека, видел их повторение, движение по замкнутому кругу. Вековой опыт был самым надежным гарантом от катастроф. Отсюда авторитет старины, того, что многократно повторялось; следование образцам


В - третьих, отличительной чертой средневековой культуры является господство в идеологии религиозного мировоззрения. Светские рационалистические (от лат. " рацио " разум) представления присутствуют лишь в зародыше; они наиболее заметны в городах и в народной, бытовой культуре.


В - четвертых, для этого периода характерно накопление знаний, но научного объяснения многие факты и явления еще не получили. Несмотря на определенные отличия в развитии Руси по сравнению с западноевропейскими странами, русская культура формировалась и развивалась в общем русле европейской культуры. Это объясняется однотипностью социально - экономического развития Руси и европейских стран, сходством социальной структуры. Наконец общим были и христианские вечные ценности, определявшие тип культуры.


К сожалению, многие памятники культуры до нас не дошли. Значительная часть их погибла в огне пожаров, нашествий, войн. Например, когда в 1382 г. монголы осаждали Москву, ее жители снесли книги в Кремлевский собор. Летописец записал: книг было так много, что они подпирали своды здания. Когда же Тохтамыш обманом ворвался в Кремль, то эти несметные книжные богатства сгорели. Гибли книги и в последующие века. В огне пожара 1812 г. погиб единственный список " Слова о полку Игореве ". Большое число памятников культуры было уничтожено фашистами в годы Великой Отечественной войны. Многие памятники культуры погибли и в результате действий властей, громивших их по " идейным " соображениям.


1%83%D1%80%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%B4%D0%BE%D0%BC %D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0% B3%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B0&rpt=image 1%83%D1%80%D0%B0+%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B8+%D0%B4%D0%BE%D0%BC %D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0% B3%D0%BE+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%B0&rpt=image html