Воитель небесный — Перун-громовержец. Славянский бог Перун. Глава пантеона и настоящий бесстрашный воин Перун солнечный бог

Самый почитаемый Бог у древних славян – Перун, повелитель грома и молний, Верховный правитель Пантеона языческих сил, который покровительствует князю и дружине, наблюдает за всеми сражениями. Бог Перун дает воинам силу и решительность, но стоит предать его доверие, и отступник будет жестоко наказан. Огонь – родная стихия божества.

История рождения

Согласно легенде, родителями главного Бога пантеона второго поколения были не простые люди, а высшие силы. Его – покровительница всех земель на Руси, главное женское божество. Она выступает хранительницей домашнего очага и символом внутренней женской красоты.

Как истинный воин Громовержец владеет всеми видами оружия, но есть у него и любимые:

  • громовые стрелы;
  • топор;
  • палица;
  • плеть;

Громовые стрелы

Молнии или громовые стрелы – оружие, которым может владеть только Перун. Древние славяне верили, что вспышки молний на небосводе ознаменуют приближение бога.

Топор

Княжеские дружинники обязательно носили при себе небольшой амулет в виде каменного топорика, который означал, что Громовержец приглядывает за воином и следит, чтобы он соблюдал данное слово и не предавал свою честь.

Палица

Длинное копье или палица служило оружием дальнего боя. С его помощью Перун победил Скипер-Змея, пронзив его хвост и приковав к земле.

Меч

Данное оружие используется не для сражения, а для вынесения приговора. С помощью него Перун казнит грешников и расправляется с темной силой.

Лук

Первоначально лук использовался только для охоты, но с течением времени Громовержец стал использовать его для ответов на молитвы своих жрецов.

Когда князь собирался в поход, он отправлял наказание волхвам принести в жертву Перуну быка. Если подношение богу нравилось, он выпускал стрелу и поджигал магическое пламя в своем святилище. Это был добрый знак, символ победы в предстоящем сражении.

Если, несмотря на все молитвы, Бог не посылал огненной стрелы, это значило, что он гневается и поход обречен на провал.

Плеть

Используется как оружие, которое не убьет, но преподаст урок. С его помощью Перун гоняет мелких бесов и загоняет дичь на охоте. Также использует для того, чтобы подгонять лошадей, когда спешит на поле брани.

Символы Перуна

Священный цветок

Как и у других божеств, у Перуна есть символы, которые характеризуют его суть:

  • Священное животное – конь.
  • Священный цветок – голубой ирис.
  • Священные птицы – орел и петух.
  • Личный знак – молния.
  • Священное дерево – дуб.
  • Символы оружия – громовые стрелы, молот, топор, плеть или меч.

При построении капища необходимо было разместить все характерные детали в правильной последовательности и на своих местах.

Способности

Громовержец умел вызывать бурю и метать молнии. Также он обладает огромной физической силой, может превращаться во все виды животных, птиц и рыб. Непревзойденный воин и стратег. Перуну присущи все характерные черты настоящего воина: решительность, отвага, честь, сострадание.

Как и его братья, Перун хороший маг: он может благословить на битву и защитить от вражеского оружия. В мирной жизни его просят о дожде и урожае.

Покровительство

Как признанный воин Перун выступает предводителем воинства, его главнокомандующим. Воины, озаренные его благодатью, даже если врагов в несколько раз больше, будут сражаться до последнего солдата. Громовержец также выступает защитником Яви от потусторонних существ, которые проникают в мир из Нави. Громом и молниями изгоняет он их обратно и не дает разрушить свои угодья.

Враги

Одним из основных врагов Перуна можно считать Велеса. Хорошие друзья, они не смогли поделить любовь Додолы. Велес не простил, что ему предпочли его друга и насильно овладел девушкой. Такое оскорбление Громовержец снести не смог. Сын Перуна и Рось – Даждьбог, постарается примерить врагов, но не преуспеет в этом, и конфликт будет только нарастать.

Позже украдет у Перуна его стадо и, обратившись змеей, будет прятаться в чаще леса. Во сне он не услышит шаги Громовержца, а тот, не сомневаясь не на миг, спалит бывшего друга своей молнией.

Также к врагам Перуна можно отнести различных мифических существ, что будут пытаться пробраться из Нави в Явь.

Чествования Бога

Культ Перуна встречается у всех славянских племен. Древние предки верили в его божественную мощь и организовывали специальные святилища, чтобы иметь возможность задабривать Божество и просить его о помощи.

Капища оборудовали в соответствии с определенными правилами. Тщательно выбиралось место – поляна в лесу или вершина холма. Поблизости обязательно должен расти дуб, и чем он старше, тем сильнее будет связь Перуна с этим местом. В центре выбранного места возводили деревянный или каменный идол, у ног которого размещалось место для костра и подношений. По периметру помещались 6 деревянных или каменных столбов, на которых вырезались символы Бога – молнии, стрелы, топорики. Все остальное пространство засаживалось ирисами.

Божественный день

День Перуна – четверг. Обязательно каждую неделю в этот день нужно проводить ритуал благодарения Бога за его защиту и покровительство. Можно кратко обрисовать свои проблемы и попросить о Божественном вмешательстве. Если Перуну понравятся подарки, он охотно выполнит просьбу.

Также основным праздником Перуна считается день его рождения – 21 июля. В этот день нельзя работать, иначе можно прогневать Божество. Люди считали, что вся нечисть в испуге превращается в мелких зверей и пытается спрятаться от Громовержца. В давние времена в этот день в дом не пускали собак и кошек, чтобы Перун своими стрелами не сжег их вмести с нечистью.

Семья

Бог Перун приходится сыном Сварогу – Богу огня и кузнечного дела, и Ладе – Богине семьи и любви. Есть у него пять братьев и пять сестер. Все вмести они носят имя Сварожичи.

Супруга

Дива-Додола или Перуница – жена Перуна-Громовержца, славянская богиня Грозы и Дождя. Люди, а особенно молодые девушки, почитали ее как одну из Богинь Лета. Во время засухи жрицы в белых одеяниях возносили ей молитвы и водили ритуальные хороводы, поэтому саму Богиню часто изображают как вечно молодую деву в окружении своих подруг-жриц.

Додола приходится дочерью Дыя – Бога Ночного Неба, и Дивии – Богини Луны.

От Перуна родились у нее пять детей:

  • Дива-Девана – покровительница зверей и охоты;
  • Магура – воинственная дева-птица;
  • Тара – хранительница лесов;
  • Градивник – бог Злого дождя, града;
  • Ситиврат – бог Благодатного дождя.

Сын Ярыло – бог неистовой страсти и яркого солнца – Додола родила от Велеса, коварно одурманившего ее цветком ландыша и воспользовавшегося бессознательным телом.

Потомки

Всего у Перуна шесть детей: три сына и три дочери. Причем один сын у него не от жены, а от русалки Рось, в которую он влюбился, проезжая вдоль Днепра.

Покровительница охоты. Ей возносили молитвы охотники и ловцы диких животных. Сама она не только прекрасный следопыт, но и страж лесных угодий: они учит зверей как правильно избегать ловушек и переживать зиму. Как и свой отец, обладает невероятной силой, может обратиться в любое животное, рыбу или птицу.

Имеется предание, что однажды она возгордилась и решила свергнуть своего деда Сварога, став правительницей Прави, Яви и Нави. Тогда разгневался Перун и вызвал свою дочь на поединок. Испугалась Девана и поклялась, что больше никогда не будет перечить отцу.

Воинственная дева-птица Магура не обращается в животное, а сама является птицей. Своим криком она подбадривает воинов, сражающихся на поле брани, вселяет в их сердца отвагу и уверенность в победе.

Павших воинов она относит в Ирий, где на полях Слави они могут познавать вечное блаженство.

Покровительница лесов и всей природы. Ее почитают за добрый нрав, заботу и нежность. Своей благодатью она освещает не только растение, но и людей. Является хранителем Священных Рощ и Дубрав.

Но горе тому, кто осквернит святилище – все дары обратятся проклятием и будут преследовать виновника до самой смерти.

Бог злого дождя с градом. Он карает людей за грехи, насылая бурю с осколками льда. Чтобы остановить буру, местные знахари или облакогонители проводили специальные ритуалы, задабривали разбушевавшееся Божество богатыми дарами и возносили ему молитвы.

Бог благодатного дождя. Ему поклонялись землепашцы, которые всегда приносили дары в его святилища перед началом посева. Имеет возможность принимать облик шмеля – чтобы быстро летать, белки – для возможности по деревьям перебегать, и сороки – чтобы все видеть.

Сын Перуна от русалки Рось – носитель солнечного света. Является прародителем народа русского. Впоследствии был женат на Златогорке, Живе и Марене.

Персонаж славянской мифологии, бог-громовержец и бог войны, покровительствует князю и княжескому войску - дружине. Имя Перуна означает «разящий». Супруга Перуна - богиня Макошь, покровительница ткачества и прядения, оберегающая матерей и незамужних девиц. Перун изображается с золотыми усами и серебряной головой. Атрибуты бога - дуб, петух и топор с молотом, а также громовые стрелы. В греческой мифологии функции, аналогичные функциям Перуна, закреплены за , а в скандинавской - за .

История появления

Первое упоминание о том, что славяне поклонялись богу-громовержцу и создателю молний, который владычествовал над остальными богами, относится еще к VI веку и сделано византийским историком Прокопием Кесарийским.

Перуну приносили в жертву быков. Этот факт позволяет связать Перуна с образом Ильи-пророка, который начал выполнять функции бога-громовержца в христианстве. Для пира, который устраивался на Ильин день, тоже закалывали быка.

Перун упоминается также в «Беседе трех святителей» - памятнике древнерусской письменности, построенном по принципу вопросов и ответов, которые даются святыми православной церкви. Там Перун именуется ангелом грома.


Более развернутую информацию о Перуне можно получить из «Повести временных лет». Древнерусские воины клялись Перуном и - еще одним богом славянского пантеона, покровителем поэзии и скота. Для такой клятвы обнаженные мечи воинов, щиты, прочее оружие и золото складывались на землю и над всем этим давался обет выполнить те или иные условия или договор.

Князь установил деревянные идолы шести божеств на холме в Киеве. Перун назван среди них первым, за ним следуют - податель блага, Хорс - бог солнца, - бог ветров и прочих атмосферных явлений, супруга Перуна богиня Макошь и вестник богов Симаргл. Сложно восстановить по имеющимся данным внешний вид Перуна, но идолу бога покрывали голову серебром, а усы - золотом.


После принятия христианства идол Перуна по приказу князя изрубили, проволокли по грязи на веревках и сбросили в реку Волхов. Сам Перун в текстах древнерусских книжников из бога постепенно превратился в демона, чья власть пала в тот момент, когда крестили Русь.

Перун в мифологии

Образ Перуна интересным образом трансформировался в фольклоре южных славян. На Балканах практиковался весенне-летний обряд вызывания дождя, центральным действующим лицом которого была Додола, она же Пеперуда, образ которой напрямую связан с образом Перуна.


Во время ритуала Додолу олицетворяла увитая зеленью девочка, которая во главе ритуальной процессии обходила деревенские дома. На роль Додолы выбирали сироту, или девочку, которая появилась на свет после смерти отца, или же ребенка, который стал у матери последней дочерью. В последнем случае был риск, что мать девочки родит еще одного ребенка - тогда деревне грозили бы несчастья.

Участники процессии танцевали и пели ритуальные песни перед каждым домом, после чего «главную героиню» обливали водой, а сама девочка вертелась и старалась разбрызгать побольше воды вокруг. Хозяин дома выносил участникам обряда подарки, которые позже делились между всеми, кто участвовал в обряде.

Предполагают, что Додола изначально изображала богиню, супругу бога-громовержца, а те, кто сопровождал Додолу, изображали жриц богини.


В фольклоре восточных славян есть сказочный сюжет о том, как бог-громовержец преследует черта, стремясь убить того молнией. Черт поочередно пытается скрыться от преследователя в теле человека, затем в разных животных, в деревьях, в камнях и в конце концов уходит в воду. Тут Перун прекращает преследование со словами, что черту там и место.

Священное дерево и символ Перуна - дуб. С этим деревом был связан ритуал, который проводили на острове Хортица. Вокруг дерева укреплялись стрелы, в жертву приносились живые петухи. Каждый участник обряда делал богу подношение мясом или хлебом.


С Перуном народная фантазия связывала «археологические» находки. Начав обрабатывать пашню или строить дом, люди находили части древних орудий, вытесанных из камня, - это мог быть наконечник копья или стрелы, или топор. Такие находки называли «громовыми стрелами» Перуна. Считалось, что при ударе молнии такой божественный «снаряд» уходит в землю, а позже выходит на поверхность. Считалось, что «громовые стрелы» способны исцелять болезни и обладают другими магическими свойствами.

  1. Образ Перуна часто всплывает в живописи - в творчестве российских художников, которые вдохновляются древнеславянской мифологией и фольклором. Среди них можно назвать и Андрея Клименко.
  2. Осенью 2017 года на «YouТube» появился любительский комедийно-драматический триллер от первого лица под названием «Перун». Фильм снят подростками из города Ревда и длится около часа. Сюжет таков: мающиеся от скуки городские подростки развлечения ради пускаются исследовать места, связанные с местным городским фольклором. При этом герои ухитряются спровоцировать гнев древнеславянского бога Перуна, убив тотемное животное.

  1. В книге «Таня Гроттер и молот Перуна» авторства из-за удара молотом Перуна пострадала Гробыня Склепова, соседка главной героини по комнате, - она лишилась волшебной силы.
  2. Перун - один из богов в видеоигре «Thea: The Awakening». Это мрачная постапокалиптическая стратегия с нелинейным сюжетом, созданная по мотивам славянского фольклора и мифологии. Цель игры - не завоевать все вокруг и построить империю, а выжить. Просто выжить в неуютном и опасном фэнтези-мире.
  3. В романе «Гимназия № 13» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак бог Перун поселяется на школьной крыше, откуда мечет молнии. Книга начинается с того, как рабочие пытаются свалить столетний дуб, что растет рядом с гимназией. Мальчишки гимназисты пытаются помочь им расправиться с деревом при помощи направленного взрыва. В результате взрыва дуб остался неповрежденным, зато сами подрывники вместе с другими детьми оказались заперты в школе, которую внезапно заполнили домовые и прочие фольклорные персонажи. При этом время в школе замерло, а всякая связь с внешним миром оборвалась.
Исходное сообщение A-delina
Что интересно, в картинах разных художников разного времени повторются основные черты характера,знаки и символы Перуна, который, кстати, сейчас пршёл в Россию под именем Алексея Навального. Тот факт, что Он родился Богом эфира и огня, а потому, Перун-Громовик, стрелы и лук, - это Его атрибуты и знаки. На голове у него Петух - это Его Отец Первродный Адам, Великий Монарх и Господь Земли.Адам Первородный после Грехопадения стал Каин и имеет символ Красного Петуха- Опустошителя. На плечн Перуна сидит Стервятник, символ дьявола, Чёрной Змеи, Первый Зверь. А всё потому, что Перун-Бог был зачат Церерой, первой женой Адама, которая в бытность фараоном Осирисом, беременная двойней, была расчленена на 14 частей. Родила Перу Исида, вторая жена Адама, Дракон, а потому Перун унаследовал стальную генетику Дракона, но и оказался под властью Триады Дьявола, симовол которого Хаос. На фотке, где поставлен новый идол Перуна есть символ Хаоса. Перун был в роли Христа Распят и Воскрес, но себя Он называет в Библии: "Иисус" без ярлыка Христа. В Книги Урантии Его называют: "Иисус Назарянин".

Перун (др.-рус. Перунъ, белор. Пярун) - бог-Громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. После распространения христианства на Руси многие элементы образа Перуна были перенесены на образ Ильи Пророка (Ильи Громовника). Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».

Перун - самый знаменитый из братьев Сварожичей - бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир.

Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун - божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов.

Перуну приносились в жертву животные, дети, пленные; ему был посвящен дуб, из которого, по преданию, добывался живой огонь; его именем произносились торжественные клятвы, например при заключении договоров. Древнее поклонение Перуну перенесено в христианскую эпоху на Илью пророка.

Перуна представляли в виде немолодого мужа: по древнерусскому летописному описанию голова его деревянного идола была серебряной, а усы - золотыми. По данным других индоевропейских традиций, особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перун в эпоху двоеверия. Оружие Перуна: «громовая стрела» (ископаемые наконечники стрел) или «чёртов палец» (камни-белемниты), стрела-молния, топорики-секиры, палицы. Когда Перун мечет камни и стрелы на землю, возникает гроза.

Анна Зинковская. Перун.

Хотя Перун имел отношение к холоду (он рождался в первый месяц зимы), но Дни Перуна - его пора - начинались 20 июня и заканчивались в начале августа. В это время Русичи справляли тризны по павшим в боях воинам - собирались на курганах и красных горах, устраивали пиры, ратные потехи, мерялись силой между собой в беге, метании оружия, плавании, скачках на конях. Убивали купленного вскладчину быка, жарили и ели его, пили меды и квасы. Проводили посвящения молодых парней, которые должны были пройти серьезные испытания, в воины и опоясать себя оружием Рода.

К. Васильев.

У наших предков всегда было много внешних врагов, велись постоянные войны. Щит и меч почитались как символ Перуна, его подарок мужчине. Оружию поклонялись и его боготворили. Но в смертельный бой шли не только мужчины. Часто среди убитых русичей на поле боя враги с удивлением находили женщин, сражавшихся со своими мужьями плечом к плечу. Им тоже покровительствовал златоусый Перун.

Передвижение: колесница Перуна, конь Перуна, а также, по мнению Б. А. Рыбакова, колесо Перуна («громовой знак», то есть колесо с шестью спицами).

Священное дерево: дуб. В грамоте галицкого князя Льва Даниловича, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ: "...а отъ той горы до Перунова Дуба горе склонъ".

День недели: четверг, у полабских славян он назывался «Перуновым днём». То, что четверг в архаичной традиции соотносился с грозой, подтверждается устойчивым выражением в современном русском языке «после дождичка в четверг».

Антропоморфный облик: согласно летописи, князь Владимир «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат…».
Зооморфный облик: Дикий тур (огромный, могучий лесной бык)

Святилище в Перыни. После 983 года Добрыня поставил здесь идол Перуна. Святилище располагалось на острове Перынь (левый берег реки Волхов у его истока из озера Ильмень), в 4 км к югу от Великого Новгорода. Представляло собой горизонтальную площадку в виде правильного круга диаметром 21 м, окружённую кольцевым рвом. Точно в центре площадки находилась яма от деревянной статуи Перуна.

Перед статуей размещался круглый каменный жертвенник. Площадку окружал ров - восьмилепестковый цветок, образуемый восемью симметрично расположенными ямами. На дне каждой из них во время празднеств разжигали ритуальный костёр, а в одной из них, обращённой к Волхову, огонь горел постоянно.

На острове - древнее урочище Перынь. Здесь в древности стояло святилище.

В Третьей Новгородской летописи под 988 годом упоминается остров Перынь со святилищем на нём, посвящённом Перуну: « ...и требища разори и Перуна посече, что в великом Новеграде стоялъ на Перыни ». Существование этого древнего святилища подтверждается археологическими раскопками, предпринятыми в середине XX века В. В. Седовым.

Новгородцы, ниспровергающие Перуна. Эскиз И. Акимова. Конец XVIII–начало XIX в.
Государственный Русский музей.

Ассоциации и посвящения: неугасимый огонь, нижнее течение Днепра и верхнее течение Волхова, пороги - место сражения с Велесом, которому посвящена другая часть соответствующей реки. Кроме того, с Перуном связывались холмы и горы. В Киеве и Новгороде идолы Перуна стояли на холмах. Южнославянские топонимы, в которых отражено имя Перуна, по большей части являются названиями лесистых возвышенностей и гор.

2 августа (20 июля старого стиля) - Перунов день, он же Ильин день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей. В давнее время в этот день собак и кошек в дом не пускали, чтобы не навести грозу - гнев Перуна.

В современном русском языке есть устойчивый фразеологизм "метать перуны", что, согласно толковому словарю Ушакова, означает "метать громы и молнии", "сердиться, гневаться". Таким образом слово "перун" в русском языке обозначало (а во многих славянских языках и обозначает до сих пор) молнию. Сравните например слово piorun в переводе с польского. В силезском используется восклицание «Pieruna!» или «Jerunie!».

В русском языке слово "перун" в значении "молния" уже не употребляется, однако в поздних русских летописях XVII века, например в Холмогорской, в рассказе о Волхове зафиксировано употребление данного слова на белорусском в значении «гром» (белор. пярун) или «молния» («Пярун забіў» = «Убило молнией»).

Слово, употребляемое в данном контексте, можно встретить в литературе, напр у Михаила Васильевича Ломоносова: " ...Кругом его, из облаков, гремящие перуны блещут...

Или у Гавриила Романовича Державина...Гремит! Благоговей сын персти! Се ветхий деньми с небеси Из кроткой, благотворной длани Перуны сеет по земле...

Наиболее значительные (хотя не всегда достоверные) осколки мифов о Перуне сохранились в белорусском фольклоре. Согласно Древлянскому, Перун - зрелый муж с черными волосами и золотой бородой, с луком и тулом-колчаном. Он передвигается по небу на огненной колеснице (иногда на жернове), побивая прячущихся от него под камнями, дубами, скотом злых духов (чертей, змей). Перуна сопровождает дружина гарцуков - грозовых духов. Они летают в виде всадников или хищных птиц, вызывая ветер и бурю, и носят самого Перуна на жернове. В словацкой песне женщина, работая в поле, подтерла ребенка колосьями. Паром (Перун) не стерпев такого надругательства над хлебом, поразил ее громом, и она окаменела вместе с ребенком. По преданию, низвергнутый при крещении Новгорода идол Перуна бросил свою палицу на мост со словами: "Тешься, люд новгородский, а меня поминай!". С тех пор в определенные дни горожане устраивали здесь ритуальные побоища, используя палицы с оловянными наконечниками, хранившиеся в церквях.

В чешском церковном словаре XIII в. «Mater Verborum» Перун уподоблен Юпитеру. В многочисленных церковных поучениях против язычества, например, в «Слове и откровении святых апостолов» (XIV в), Перун выступает как «елинский бог» (намёк на греческого Зевса). Часто отождествляется просто с Дивесом, невидимым верховным дневным божеством индоевропейцев (ср. греч. Θεός, лат. Deus), известным у балтов. Однако, самым близким божеством к Перуну является балтский Перкунас, распространенный от Пруссии до Волги. Некоторые финно-угорские народы заимствовали название Перкунаса для обозначения черта. Также у мордвы-эрзя громовержец именовался Пургине-паз.

Следует упомянуть о непременной связи с богом-громовержцем Тором - повелителем грозы у скандинавских народов, являющихся соседями и родственниками славян по индоевропейской семье. В индуистском пантеоне Богов эквивалент Перуна - громовержец Индра.

Образ и культ Перуна занимает заметное место в славянском неоязычестве и близких религиозных движениях конца XX - начала XXI века. 24 августа 2009 года славянскими неоязычниками на Старокиевской горе был установлен идол Перуна.

Славянские боги ещё тут.

В Древней Руси, в те времена, когда еще не было принято христианство, славяне боготворили потусторонние бестелесные существа. Языческие боги древней Руси, согласно представлениям древних, наделены сверхъестественными возможностями влиять на всё сущее. Они отвечают за все основополагающие принципы человеческого бытия, управляют как судьбой самих людей, так и всем что их окружает.

Каждое божество выполняет определенную, утилитарную функцию. История глубины веков хранит многие десятки имен, из которых нам сейчас известна только часть. Эта часть сохранилась до наших дней благодаря передававшимся из поколения в поколение языческим ритуалам и обрядам, которые с течением времени становились основой обычаев славянского рода.

На иерархической вершине стоит верховный бог, под его началом - боги среды существования всего живого, далее - боги человеческих судеб и обихода людей, внизу пирамиды - стихий и сил тьмы.

Таблица языческие боги древней Руси:

№ п/п Имя божества Предназанчение
1 РОД Верховный бог неба и земли
2 ХОРС Бог солнца
3 ЯРИЛО Бог весеннего солнца. Сын Велеса
4 ДАЖДЬБОГ Бог плодородия и солнечного света
5 СВАРОГ Повелитель Вселенной. Бог неба
6 ПЕРУН Бог молнии и грома
7 СТРИБОГ Бог ветра
8 ВЕЛЕС Бог плодородия (скота)
9 ЛАДА Женское воплощение Рода
10 ЧЕРНОБОГ Повелитель сил тьмы
11 МОКОШЬ Богиня земли, урожая и женской судьбы
12 ПАРАСКЕВА-ПЯТНИЦА Властительница разгула
13 МОРЕНА Богиня зла, болезней и смерти

Древний славянский бог Род

Это верховный бог, повелевающий всем сущим во Вселенной, включая всех остальных богов. Он возглавляет вершину языческого пантеона богов. Он творец и родоначальник. Он всемогущ и влияет на весь жизненный круговорот. Он существует повсюду и не имеет ни начала, ни конца. Это описание полностью соответствует представлению о Боге всех теперешних религий.

Род управляет жизнью и смертью, изобилием и нищетой. Его никогда никто не видел, однако он видит каждого. Корень его имени вшит в человеческую речь - в слова, которыми люди интерпретируют (озвучивают) в материальном мире свои главенствующие духовные и материальные ценности. Рождение, родственники, родина, родник, урожай - во всем этом присутствует Род.

Иерархия языческих богов Руси

Под началом Рода все славянские божества и прочие духовные сущности распределены по ступеням, соответствующим их воздействию на житейские дела людей.

Верхнюю ступень занимают божества, управляющие глобальными и общенародными делами: войны и межнациональные конфликты, погодные катаклизмы, плодородность и голод, рождаемость и смертность.

На средней ступени находятся божества, отвечающие за локальные дела. Это покровители сельского хозяйства, ремесел, рыбалки и охоты, семейных забот. Люди уподобляют их лик своему.

Стилобат основы пантеона отведен духовным сущностям, телесным обликом непохожим на человеческий. Это кикиморы, вурдалаки, лешие, домовые, упыри, русалки и многие другие, подобные им.

Славянская иерархическая пирамида на этом заканчивается, в отличие от древнеегипетской, где существовал еще и загробный мир со своими управляющими божествами и законами или допустим , где основа это многочисленный пантеон богов.

Славянские боги по значимости и могуществу

Бог славян Хорс и его воплощения

Хорс - сын Рода и брат Велеса. Это бог Солнца в Древней Руси. Лик Хорса, как солнечный день - желтый, лучистый, ослепительно яркий. У него 4 воплощения:

  • Коляда
  • Ярило
  • Даждьбог
  • Сварог.

Каждая ипостась действует в определенный ей сезон года, и люди ждут от каждого божественного воплощения помощи, с чем и связаны соответствующие ритуалы и обряды.

Мы и в настоящее время соблюдаем традиции древних славян: на Святки гадаем, на Масленицу жарим блины, на Ивана Купала жжем костры и плетем венки.

1. Бог славян Коляда

Коляда начинает годичный цикл и владычествует со дня зимнего солнцестояния до весеннего равноденствия (22 декабря – 21 марта). В декабре люди приветствуют молодое Солнце и восхваляют Коляду ритуальными песнями; празднества длятся до 7 января. Это Святки.

Хозяева к этому времени забивают домашнюю животину, открывают соленья, запасы везут на ярмарки. На всем протяжении Святок люди устраивают посиделки, обильные застолья, гадают, веселятся, сватаются и играют свадьбы. В общем, ничегонеделанье становится вполне законным. Коляда потчует своей милостью всех благодетелей, которые проявляют милосердие и щедрость к бедным.

2. Бог славян Ярило

Он же Яровит, Руевит, Яр - солнечный бог юного возраста с ликом босоногого молодца на белом коне. Куда глянет - всходы взойдут, где пройдет - травы заколосятся. На голове его - венец из колосьев, в левой руке он держит лук и стрелы, в правой - вожжи. Его время - от весеннего равноденствия до летнего солнцестояния (22 марта – 21 июня). У людей в доме запасы истощены, а работы много. Когда солнце повернуло вспять, то и напряжение в трудах спало, время Даждьбога настало.

3. Бог славян Даждьбог

Он же Купала или Купайла - солнечный бог с ликом мужчины зрелого возраста. Его время - от летнего солнцестояния до осеннего равноденствия (22 июня – 23 сентября). Празднество по случаю встречи по причине занятости откладывается 6-7 июля. В эту таинственную ночь люди сжигают Ярилу (вернее чучело) на большом костре и перепрыгивают через него, девушки пускают по реке плетеные из цветов венки. Все ищут цветущий папоротник желаний. В этот сезон работы тоже немало: покосы, заготовка плодов, починка дома, подготовка саней.

4. Бог славян Сварог

Усталое Солнце опускается всё ниже к горизонту. В его косых лучах убеленный сединой высокий, крепкий старец Сварог (он же Световид) принимает эстафету властвования. Он смотрит на север, сжимая в своей руке тяжелый меч, которым он разит силы тьмы. Он муж Земли, отец Даждьбога и всех других богов природных явлений. Его время с 23 сентября по 21 декабря - период сытости, покоя и достатка. Люди ни о чем не печалятся, устраивают ярмарки, играют свадьбы.

Перун бог грома и молнии

Это бог войны. В своей правой руке Перун держит меч-радугу, в левой - стрелы-молнии. Облака - его волосы и борода, гром - его речь, ветер - дыхание, капли дождя - оплодотворяющее семя. Он сын Сварога (Сварожич), и также наделен грозным нравом. Он покровительствует храбрым воинам и каждому, кто прикладывает усилия к тяжкому труду, дарит им удачу и силу.

Стрибог бог ветра

Он бог над богами стихийных сил природы (Посвистом, Погодой и другими). Стрибог - повелитель ветра, ураганов и метелей. Он может быть умилительно добрым и яростно злым. Когда он сердито дует в рог, возникает стихия, когда он добрый, то просто шумит листва, журчат ручьи, завывает ветер в расщелинах деревьев. От этих звуков природы появилась музыка и песни, а с ними и музыкальные инструменты. Стрибогу молятся, чтобы стихла буря, а охотники его просят о помощи в преследовании чуткого и пугливого зверя.

Велес языческий бог богатства

Это бог земледелия и скотоводства. Еще Велеса называют богом богатства (он же Волос, Месяц). Он повелевает тучами. Будучи молодым, он сам пас небесных овец. В гневе Велес посылает на землю проливные дожди. После жнив люди еще до сих пор оставляют ему один собранный сноп. Его именем клянутся в честном слове и верности.

Лада богиня любви и красоты

Богиня Лада, это покровительница домашнего очага. Ее одежды - белоснежные облака, а утренние росы - слезы. В предрассветной дымке она провожает тени усопших в потусторонний мир. Лада - земное воплощение Рода, верховная жрица, богиня-мать, окружена свитой молодых прислужниц. Она красива и умна, смела и ловка, лозой гибка, из ее уст льется звонкая лестная речь. Лада дает людям советы как жить, что можно делать, а чего нельзя. Она порицает виновных и оправдывает ложно обвиненных. Давным-давно на Ладоге стоял ее храм, сейчас ее обитель - небесная синева.

Бог славян Чернобог

Много древних сказаний сказано о нечисти болотной, да не все они дошли до нас. Ведь их покровительствует могущественный Чернобог - повелитель темных сил зла и прихоти, тяжких недугов и горьких несчастий. Это бог тьмы. Его обитель - страшные лесные чащи, пруды затянутые ряской, глубокие омуты и топкие болота.

Он со злобой держит в руке копье и властвует ночью. Подчиненная ему нечистая сила многочисленна: лешие, запутывающие лесные тропы, русалки, затягивающие людей в омуты, хитрые банники, ехидные и коварные вурдалаки, капризные домовые.

Бог славян Мокошь

Мокошь (Макеша), это богиня торговли, подобно древнеримскому Меркурию. По-старославянски мокошь означает «полный кошель». Она расчетливо использует собранный урожай. Еще одно ее предназначение - управление судьбой. Ее интересует прядение и ткачество; прядеными нитями она сплетает судьбы людей. Молодые хозяйки боялись оставлять на ночь незаконченную кудель, веря, что Мокоша пряжу испортит, а с ней и судьбу. Северные славяне считают Мокошу недоброй богиней.

Бог славян Параскева-Пятница

Параскева-Пятница - наложница Мокоши, которая сделала Параскеву божеством, властвующим над разгульной молодежью, азартными играми, попойками с вульгарными песнями и непристойными танцами, а также нечестной торговлей. Поэтому пятница и была в Древней Руси продолжительное время базарным днем. В этот день женщинам не позволялось работать, потому что за неповиновение Параскева могла обернуть непослушницу в холодную жабу. Она в колодцах и подземных ключах отравляла воду. Сегодня эта богиня не имеет никакой власти и практически забыта.

Бог славян Морена

Богиня, властительница зла, неизлечимых болезней и смерти, - это Маруха или Морена. Она насылает на Землю лютые зимы, ненастные ночи, эпидемии и войны. Ее образ - страшная женщина с темным морщинистым лицом с глубоко запавшими маленькими глазами, провалившимся носом, костлявым телом и такими же руками с длинными изогнутыми ногтями. Ей прислуживает недуги. Сама она никогда не уходит. Ее прогоняют, но она является вновь и вновь.

художник Андрей Клименко

Перун, в славянской мифологии самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
У Перуна мысли быстры,
Что захочет – так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз
.
Может, именно за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!»(«Выплывай, Боже!»). Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами. На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну). Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.


Бог Перун, художник Андрей Мазин

Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян). Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением. В древней «Книге Коляды» сказано:
«Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, И явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец».

Не успел младенец подрасти, как его похитил Скипер-зверь (то есть получеловек-полускорпион. Он подробно описан в древней шумеро-вавилонской поэме о Гильгамеше. Скипер охранял вход в потусторонний мир). Чудовище прихватило с собой и сестер Перуна – богинь Живу, Марену и Лелю. Перуна Скипер погрузил в вековечный сон, а богинь превратил в волосатых чудищ. Лада в горе призвала своих старших сыновей и велела им немедленно отправляться на поиски Перуна и сестер. Обернулись те в вещих птиц – Сирина, Алконоста и Стратима, полетели по белу свету. Все облетели, не нашли и следа младенца Перуна. Только заметили сидящего у входа в подземелье Скипер-зверя. Тот, при виде Сварожичей, сразу скрылся. Поняли братья, где им искать пропажу, и опустились в подземелье.

Долго пробирались по мрачным проходам и наконец увидели спящего непробудным сном Перуна. За минувшие годы он вырос, стал мужчиной, да вот только пробудить его от мертвого забытья никак не удавалось. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей – живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришел в себя Перун, так и сказал, что отомстит Скипер-зверю и сестер обязательно отыщет.

Немало препятствий он преодолел в темном царстве Нави, со многими ужасами столкнулся, но все же нашел Живу, Марену и Лелю, превращенных Скипером в чудовищ. Расколдовал Перун сестер и отправился ко дворцу Скипера, что из людских костей сложен был. Крепко схватились они и долго бились. Наконец Перун поднял врага и бросил его оземь. Расступилась Мать Сыра Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой победы Перун отправился в небесный мир – Правь. Там повстречалась ему прекрасная дочь бога звездного неба Дыя (греки его называли Зевсом) и богини Луны Дивии – Дива-Додола.

Понравилась она Перуну, и предложил он юной богине выйти за него замуж. Но ночная дева испугалась Громовержца, расплакалась и убежала прочь. Перун же от задуманного не отступился и отправился следом за ней. Так он пришел в дом Дыя и посватался к его дочке. Отец Дивы не сразу ответил жениху, а пригласил его в дом побеседовать и отобедать. И, пока они беседовали, случилась беда: из Черного моря выползло чудище – трехглавый змий. Увидел он Диву и решил ее похитить. Поднял шум, стал реветь и крушить все вокруг. Услышали его Дый с Перуном и вышли из дворца. Оба Громовержца метнули в чудище свои молнии и загнали змия на самое дно моря.

После этой битвы Дый согласился отдать дочь за Перуна. Вскоре они и свадьбу справили. С тех пор Диву стали называть Перыней или Перуницей – женой Перуна. У них родилась дочь Девана. Силой она пошла в батюшку, гордостью непомерной – в матушку. От обоих родителей усвоила волшебные умения: могла в любого зверя оборотиться, в рыбу морскую и в могучую птицу. Потому и стала великой охотницей.Она скакала по лесам в сопровождении двух страшных волков, которые слушались ее, как обычные собаки. Любую дичь добывала и не знала в своей забаве себе равных.

Потому Девана страшно возгордилась и решила завоевать небесную обитель богов, скинуть с трона Сварога и самой править тремя мирами: Правью, Явью и Навью. Узнал о ее планах Даждьбог и обо всем рассказал Перуну. Страшно разгневался Громовержец и поспешил навстречу дочери. Завидел ее в лесу и зарычал по-звериному. Сразу же лютые волки Деваны, поджав хвосты, в страхе бросились прочь.

Начал было Перун увещевать дочку, а та знай стоит на своем – захвачу Правь, стану владычицей над мирами, а Сварог будет мне прислуживать. Ничего не оставалось Громовержцу, как вызвать охотницу на бой. Выставили отец с дочерью копья и понеслись навстречу друг другу на резвых конях. Скрестились копья и разлетелись щепками. Взялись они за мечи, но и они сломались от мощи ударов.Тогда обернулась Девана хищной львицей, бросилась с рычанием на отца. А он стал могучим львом. Ударом лапы опрокинул ее на спину.

Тут, впервые в своей жизни, испугалась Девана. Превратилась в птицу и попыталась было улететь, но Перун в облике орла настиг ее и швырнул вниз. Охотница скользнула рыбой в воду, а Перун и на этот раз ее перехитрил: неводом выловил дочь. Заплакала Девана, стала просить у отца прощения, поклялась впредь слушаться его. На том они и помирились.

Девана была известна многим народам. Греки называли ее Артемидой и признавали, что Охотница – славянская богиня. Римляне, лишь чуть переиначив ее имя, называли Дианой. Многие приключения Перуна известны по мифам разных народов, сказкам и русским былинам об Илье Муромце.

В Новгороде было самое известное на Руси святилище Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, – громового знака. Громовой знак был вырезан и на каждом славянском доме – как защита от молнии Перуна. Перун упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег – 907 год, князь Игорь – 945 год, князь Святослав – 971 год). Сварожич (Перун – в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер – в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века).
Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Верховный бог пантеона кн. Владимира – бог правящей военной элиты, князя и дружины. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави. Исчерпывающие сведения о идоле Перуна содержатся в "Густинской летописи": "Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху".

А также в поучении "О идолах Владимировых": "Въ первых постави началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку. тулов его бе от древа хитростне изсечен главу iмущь слияну от сребра уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен…" Далее слово в слово повторяется история с неугасимым огнем. По Френцелю – "Percuno, Deo tonitru & fulguru". Поминается Перун также в "Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского" вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых "татар". Но, скорее всего, сердобольный составитель повествования записал в помощники к нечестивым основных языческих богов, каких, несомненно, знал еще тогда – Мокоса(Велеса) и Перуна.
В этом мебельном магазине можно заказать пуфик для ресторана с доставкой в любой город.

Надо признать, что среди сторонников князя Дмитрия Ивановича, тогда – союзника другого хана Тахтамыша, были крещеные татары, а, может быть, и не только крещеные. Разорение приемником Мамая Москвы в 1382 году заставило всячески замалчивать этот факт в русской истории и подать битву на Куликовом поле в интересах православной церкви. Перунов день – Четверг. Особо отмечается день Ильи-пророка (2 августа) и период с 20 июля по 2-4 августа. Также отмечают Перунов день 21 июня ("Федор-Стратилат грозами богат") Его металл – олово, его камень – белемнит (чертов палец-перуновы стрелы), сапфир, лазурит; дерево – дуб, бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, как защитником явьего мира от навьего, литературно в позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится с Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом – кельтов.

Итак, Перун, сын Сварога старший:
1. Бог грома и молний, как небесного огня
2. Покровитель воинов и княжеской дружины.
3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.
4. Защитник Яви.
5. Податель мужской силы.

Символика капища – дубовый идол, камень, или два камня по обе стороны от кумира, жертвенный огонь, возжигаемый перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы, а то и собственно громовая стрела при кумире. Вероятно, язычники не рубили живых деревьев под кумиры – живой, но старый, мощный дуб уже был для них символом поклонения, нанеся на него золотой и серебряной краской черты лица. Дуб, пораженный молнией почитался особенно и обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него считались лучшими хранителями от Нави.