Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием игровой технологии и технологии моделирования Тема «Домашние животные осенью. Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми старшего

Ирина Орлова
Подгрупповое логопедическое занятие с использованием игровой технологии по ФГОС

Презентация подгруппового логопедического занятия с использованием

игровой технологии по ФГОС

Подготовила учитель- логопед МБДОУ ЦРР д/с № 18 Орлова И. М.

Цель : автоматизация звука Ш в слогах, словах и фразах.

Задачи :

Образовательная :

Уточнить представления о звуке [ш];

Закрепить навык правильного произношения звука Ш в слогах, словах и фразах;

Закрепить умение определять место звука в слове;

Закрепление правильного согласования имен прилагательных с существительными по родам и падежам;

Продолжать учить составлять предложения по опорным словам.

Коррекционно-развивающая

Формировать плавный длительный выдох;

Развивать интонационную выразительность;

Развивать чувство ритма, память, восприятие, внимание и мышление.

Развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, тактильный и зрительный гнозис, воображение.

Воспитательная :

Формировать положительную мотивацию на занятии ;

Воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову.

Актуальность : В условиях введения стандартизации дошкольного образования и обеспечения нового, качественного подхода к содержанию организации деятельности детей, предотвращение однообразной и монотонной работы по закреплению произношения звука, необходимость использования интересного материала и проведение процесса обучения в виде игры является несомненно актуальным. Игровые упражнения , направленные на автоматизацию звука, способствуют совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти, движений кисти и пальцев рук, развитию внимания и наблюдательности, памяти и мышления. А. П. Усова отмечала, что «каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, действия

организованы». Игра или игровые упражнения , используемые педагогом , обеспечивают

заинтересованное восприятие изучаемого материала и

привлекают дошкольников к овладению новым знанием

Организационный момент.

Дети заходят в кабинет и

обнаруживают на полу письмо.

Что за странное письмо?

(Логопед читает )

В гости в лес нас приглашают,

Поиграть там предлагают.

Интересно, кто нас приглашает?

Отправимся в гости? (Да)

На чём же мы отправимся? (На поезде, на автобусе, на машине, на пароходе.)

Развитие дыхания :

Формирование плавного и длительного выдоха

Игровое упражнение «Паровозик громче и дольше подаёт сигнал»

Логопед : Паровозик (машина, пароход и. т. д) отправляется и подаёт сигнал отправки. (Логопед предлагает каждому ребёнку подуть в свой пузырёк не надувая щёк)

Вот мы и добрались до леса. Давайте я прочитаю дальше приглашение :

«Ждём вас в домике лесном, поиграем, отдохнём» .

Перед тем, как поиграть надо хорошенько размяться. (Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам, расположенным вокруг юлы)

Артикуляционная гимнастика

Заводная юла, в сказку позови.

Цель : активизация мышц языка.

Дети сидят на стульчиках лицом к педагогу.

Педагог говорит : «Жил язычок в своем домике. Проснулся и осмотрелся. Выглянул за калиточку (язычок высовывается из открытого рта, посмотрел наверх, светит ли солнышко (кончик языка поднимается вверх, потом посмотрел вниз,нет ли луж на земле (кончик языка опускается вниз) . Понравилось язычку на улице и захотел он погулять (кончик языка поворачивается вправо, влево, вверх, вниз) . Устал язычок и решил поесть, чтобы сил больше набрать. И стал молочко лакать, как кошечка (языком производит лакательные движения) . Наелся язычок, а губки испачкал молочком. Почистил губки, сначала верхнюю, потом нижнюю (облизывание кончиком языка верхней и нижней губы) . А теперь почистил зубки верхние и нижние (такое же облизывание зубов под губами) . Сделал все язычок и опять решил поиграть. Увидал качели и стал качаться на них (поднимание и опускание лопатообразного языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте) вверх-вниз, вверх-вниз, все выше и выше (постепенно поднимается высунутый язык к носу и опускается к подбородку) . Перестал качаться на качелях и решил покататься на лошадке (щелкает кончиком языка за верхними зубами) . Устал язычок и пошел в свой домик спать. Закрыл калиточку (язык распластать во рту и сомкнуть губы) ».

Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с собой возьмём звук … (Дети узнают звук Ш по беззвучной артикуляции и произносят его.)

Анализ артикуляции звука [ш].

Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [ш]? (Губы «Колечком» , зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку» .)

Характеристика звука [ш].

Давай расскажем о звуке [ш].

Звук [ш] - согласный или гласный? (согласный) ;

Какая преграда у звука [ш]? (зубки, язык) ;

Звонкий или глухой? (глухой) ;

Твёрдый или мягкий? (твёрдый) ;

Воздушная струя тёплая или холодная? (тёплая)

Каким цветом обозначаем? (синим) .

Игра «Пройди по дорожке» (на развитие фонематического восприятия) :

Идём по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук Ш. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (Логопед медленно читает стихотворение, а ребёнок каждое слово со звуком Ш обозначает фишкой-кружком, выкладывая дорожку.)

Для… Мишутки…малыша…

Маша…вяжет… теплый…шарф…

Шарф… на… шею… он …повяжет…

И… спасибо… Маша… скажет…

Молодец, у тебя внимательные ушки!

Логопед : Ребята, посмотрите, нас встречает Матрёшка.

Игра «Чудесный мешочек» - развитие мелкой моторики.

Логопед : - У Матрёшки есть чудесный мешочек хочет поиграть с нами. Затем логопед предлагает детям по очереди найти предмет в мешочке и на ощупь определить находку, комментируя её.

Например : - Я нашёл башню

Оборудование : чудесный мешочек и мелкие игрушки (башня, шарик, катушка, шишка, машинка, и др.)

Игра «Матрёшкина избушка» :

Вот и дошли мы до дома Матрёшки. Но тут, откуда ни возьмись, налетел ураган и всё, что было в домике перевернул и разбросал. Нужно помочь Матрёшке навести порядок и разложить по местам картинки. Давайте попробуем назвать картинки и разделить их названия на части. Мы будем складывать картинки : в шкаф с одной полкой положим картинки с одним слогом в названии , в шкаф, где две полки, положим картинки с двумя слогами, в шкаф с тремя полками уберем картинки с тремя слогами в названии». Дети выполняют слоговой анализ слов : шарф, душ, ковш, шапка, кошка, шуба, подушка, машина, шиповник и раскладывают картинки к соответствующему макету шкафа.

Игра «Большой – большая» :

Посмотри на картинки и ответь, про что можно сказать «большой» ? (Ребенок произносит словосочетания «большой шарф» , «большой ковш» , «большой душ» , «большой шиповник» .)

А про что можно сказать «большая» ?

(«Большая шапка» , «большая кошка» ,

«большая подушка» , «большая шуба» ,

«большая чашка» .) – Спасибо Матрёшке за гостеприимство, но нам пора уже возвращаться в детский сад. Динамическая пауза

Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах. Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая, поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей) . Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел» . Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят : «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно : ш, ш, ш - выпустил пар) . Затем дается звонок, свисток - и движение возобновляется. Можно усложнить игру - дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро, товарный - шшшу-шшшу (медленно) . -Посмотрите, поезд останавливается, а на перроне нас встречают артисты цирка.

Игра «Артисты»

Цель : развитие интонационной выразительности

Выбираются картинки символы :«мышка» – говорит высоким голосом,

Ребёнок выкладывает на стол 3 любых картинки из 15 со звуком Ш,

накрывает их любым символом и называет «спрятанные картинки» ,

Игра «День и ночь»

Долго ли коротко мы добирались до дома…

Логопед убирает картинки со стола, поясняя :

Ночь настала – сразу всё пропало :

Белая ромашка., смелая букашка,

Спелая шишка, серая мышка.

Скользкая лягушка, звонкая кукушка,

На болоте камыши. Возле речки шалаши.

Затем логопед продолжает рассказ , а дети сами договаривают словосочетания, глядя на картинки., которые выкладываются на стол день прошёл – сразу всё нашёл :

Белую, смелую ….

Спелую, серую,

Скользкую, звонкую,

На болоте, возле речки…

Снова «наступает ночь» , и детям нужно ещё раз самостоятельно закончить словосочетания

Ночь настала – и опять не стало … (чего)

День придёт – красоту вернёт … (чему)

По памяти., без опоры на картинки дети восстанавливают последовательность словосочетаний, изменяя по падежам.

Гимнастика для глаз. «Кошка»

Вот окошко распахнулось, Разводят руки в стороны.

Кошка вышла на карниз. Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.

Посмотрела кошка вверх. Смотрят вверх.

Посмотрела кошка вниз. Смотрят вниз.

Вот налево повернулась. Смотрят влево.

Проводила взглядом мух. Взглядом проводят «муху»

Потянулась, улыбнулась от левого плеча к правому.

И уселась на карниз. Дети приседают.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота. Смотрят прямо.

И закрыла их руками. Закрывают глаза руками.

Итог занятия .

Какой звук ты сегодня произносил чаще всего?

В какую игру хотел бы поиграть ещё раз?

Что было трудным для тебя?

Вывод :

Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одним из преимуществ игры является то, что она

всегда требует активных действий каждого ребенка.

Материалы :

Лебедева И. Л. «Трудный звук, ты наш друг» . Звуки Ш,Ж,Щ. Практическое пособие для логопедов , воспитателей, родителей М.: Издательский центр «Вентана – Граф» , 2011

Презентации Почаловой А. И., Люлько О. А, Вечкуткиной С. А

ТкаченкоТ. А. Журнал "Дошкольное воспитание"№3 1989 год. Статья : "Физминутки в логопедических занятиях с детьми ".

Интернет

http://ds82.ru/

http://go.mail.ru

http://www.liveinternet.ru/

http://nsportal.ru/

Занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи с использованием игровой технологии и технологии моделирования

Тема «Домашние животные осенью»

учитель - логопед

ГБДОУ детский сад №93 Калининского района Санкт-Петербурга

Программное содержание занятия:

Коррекционно – образовательные задачи:

Совершенствовать связную речь: умение составлять описательный рассказ о животном по картинкам – моделям.

Уточнять и активизировать словарный запас по лексической теме «Домашние животные».

Развивать навык слогового анализа слов; умение подбирать слово к слоговой модели.

Развивать умение подбирать названия действий и признаков к названиям животных.

Коррекционно – развивающие задачи:

Развивать психические процессы: логическое мышление, внимание, память.

Развивать общую моторику в игре с мячом.

Развивать мелкую моторику и графические навыки.

Коррекционно – воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к домашним животным.

Воспитывать коммуникативные навыки, умение выслушивать друг друга.

Материалы и оборудование:

- игрушки (пёс, коза, лошадь, корова, свинья);

- три загона для животных, построенные из кирпичей;

- слоговые модели слов: целая полоска, разделённая на две части, разделённая на три части;


Предметные картинки с изображением косточки, овощей, сена и овса;

Карточка – модель для составления описательного рассказа о животном:

Карточки на каждого ребёнка с обводками – клубочками; цветные карандаши.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Активизация словарного запаса.

Игровая технология. Игра «Угадай – ка». Логопед предлагает детям отгадать загадки:

Послушайте, о ком я вам расскажу. Если вы узнаете, кто это, поднимите руку.

Логопед называет по два действия домашних животных:

Лает, грызёт;

Блеет, пасётся;

Ржёт, скачет;

Мычит, бодает;

Хрюкает, ходит.

По этим словам дети отгадывают животное. Тот ребёнок, кто правильно назвал животное, получает игрушку, и по заданию логопеда называет другие действия:

Что ещё может делать?

2. Сообщение темы занятия. Активизация словарного запаса.

Логопед предлагает детям назвать тех, о ком отгадали загадки, одним словом.

Дети называют обобщающие слова – «домашние животные».

Логопед предлагает детям объяснить, почему их называют домашними. Дети дают объяснения: «Это домашние животные, потому что они живут у хозяина».

Логопед напоминает детям о том, что сейчас осень, когда хозяева должны подготовить для своих питомцев на зиму корм, утеплить жилища, и предлагает детям сегодня быть хозяевами для своих игрушечных животных.

Логопед спрашивает каждого ребёнка о том, какой его питомец, и дети подбирают прилагательные. Они могут называть цвет, размер животных, называть другие их качества. Логопед задаёт детям наводящие вопросы, например:

Твой пёс сторожит дом. Значит, он какой?

Ребёнок называет слово «сторожевой».

3.Развитие слогового анализа слов. Технология моделирования (модель слова).

Логопед предлагает детям расставить животных по загонам и показывает три постройки из кирпичиков. Около каждой постройки находится слоговая модель слова: целая полоска, разделённая на две или на три части. Логопед уточняет, что обозначает каждая модель: целое слово из одного слога, слово из двух слогов или из трёх слогов. Каждый ребёнок делит название животного на слоги, определяет количество слогов и размещает игрушку в соответствии со схемой слова.

4. Развитие грамматического строя речи.

Игровая технология. Игра «Накорми питомца». Логопед предлагает «хозяевам» накормить своих питомцев. Для этого нужно правильно выбрать корм для животного и рассказать о том, кому этот корм нужно дать. Логопед предлагает детям не забывать, какие они придумали слова о том, какой их питомец, и не только называть животное, которому дадут корм, но и говорить о том, какому животному.

Среди картинок с изображением разного корма для животных каждый ребёнок выбирает одну картинку и говорит, кому даст этот корм:

Я дам косточку сторожевому псу.

Я дам сено рогатой козе.

Я дам овощи розовой свинье.

Я дам овёс быстрой лошади.

Я дам сено пятнистой корове.

5. Физминутка. Развитие общей моторики.

Логопед говорит детям:

Накормили вы своих питомцев. Каждый хозяин любит своих животных, а они приносят ему пользу. Давайте будем разных животных ласково называть.


Игровая технология. Игра с мячом «Назови ласково». Дети вместе с логопедом встают в круг. Логопед называет домашнее животное и бросает мяч одному из детей. Ребёнок, поймавший мяч, называет это животное ласково и бросает мяч логопеду. Логопед называет другое животное и бросает мяч следующему ребёнку.

6. Развитие связной речи.

Дети после игры с мячом садятся на свои места. Логопед говорит о том, что каждый хозяин должен очень хорошо знать своего питомца и всегда любит о нём рассказывать.

Давайте сейчас каждый из вас придумает рассказ о своём животном. А всё рассказать по порядку поможет вам эта карточка.

Технология моделирования. Логопед показывает модель для составления рассказа о животном.

Дети рассматривают картинки, а логопед уточняет, что обозначает каждая картинка:

Сначала нужно рассказать о том, как называется ваше животное, дикое оно или домашнее. Потом нужно рассказать о том, как оно выглядит, какие есть у него части тела. Затем нужно рассказать о том, какое жилище строит ему хозяин, чем его кормит. После нужно рассказать о том, как называются детёныши этого животного. И в самом конце нужно рассказать о том, какую пользу приносит это животное.

Каждый ребёнок по модели составляет короткий рассказ об одном из животных. Логопед при необходимости помогает детям в построении фраз.

7. Развитие мелкой моторики и графических навыков.

Логопед хвалит детей за то, что они хорошо знают своих питомцев и придумали рассказы про своих животных. Затем логопед говорит:

Но у нас здесь нет одного домашнего животного, которое у многих людей живёт в квартире. Догадались вы, какое это животное?

Дети вспоминают про кошку. Логопед говорит о том, что кошки любят играть с клубочками, и предлагает нарисовать клубочки.

Логопед раздаёт детям картинки для обводки круговых линий в форме клубочка и цветные карандаши и говорит:

Клубки бывают разноцветные, поэтому вы можете выбрать любой карандаш. Начать нужно с середины и соединять все точки так, чтобы получился клубочек.

Дети берут карандаши и обводят круговые линии по точкам. Логопед следит за осанкой детей, за правильным захватом карандаша.

8. Итог занятия.

Логопед собирает рисунки детей, отмечает работу каждого ребёнка.

Затем логопед подводит итог занятия: спрашивает детей, о ком говорили сегодня, что делали; оценивает деятельность детей.

Не забывайте о том, что люди должны заботиться о домашних животных, любить и беречь их.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Киселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида»

Выполнил: учитель-логопед высшей категории Карпова Светлана Васильевна

Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Особое значение игра приобретает в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Наша задача – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!» . Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

В своей работе я использую игровые технологии для:

  • повышения мотивации к логопедическим занятиям,
  • повышения результативности коррекционно-развивающей работы,
  • повышения работоспособности детей во всех формах и видах занятий,
  • развитие любознательности, интереса к русскому языку.

В начале занятия ставится дидактическая задача в игровой форме. Она выступает как средство побуждения, стимулирования детей к совместной деятельности. Например, появляется гость (Лунтик, Звуковичок, персонажи мультфильмов) , приходит письмо с заданием для детей, создается сказочный сюжет, используется сюрпризные моменты.

Нами разработан и систематизирован наглядный игровой материал, подобраны разнообразные игрушки, дидактические, настольно- печатные, словесные и компьютерные игры, презентации, программы «Игры для Тигры» , «Учимся говорить правильно» . Они являются эффективным средством обучения и развития детей.

На логопедических занятиях я использую игровые технологии для развития артикуляционного аппарата, для выработки плавной направленной воздушной струи, для развития мелкой и общей моторики, звукопроизношения, для развития лексико-грамматических категорий и обучения грамоте.

Влияю на развитие речи с помощью обогащения сенсомоторного опыта детей, включая в работу все их анализаторы. А деятельность всех анализаторов при их взаимодействии успешно влияют на развитие речи. В своей практике используем игры, которые удовлетворяют потребности детей в движениях, в творчестве, корректируют речевые и двигательные нарушения, улучшают память, внимание, восприятие.

Рассмотрим более подробно некоторые игровые технологии, используемые в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Мастер-класс с использованием игровых технологий по развитию артикуляционного аппарата.

1. Игровые технологии для развития артикуляционного аппарата

Детям трудно дается выполнение артикуляционных упражнений, это отнимает много энергии, требует усидчивости и терпения. Чтобы привлечь ребенка к данному процессу, материал должен более занимательным и увлекательным. При этом применяем различные методы и приемы:

  • биоэнергопластика - это содружественное взаимодействие руки и языка,
  • «Сказка о Веселом Язычке» - комплекс артикуляционных упражнений,
  • «Веселая зарядка для язычка» - упражнения в стихотворной форме по лексическим темам.
  • практикую выполнение артикуляционной гимнастики в сопровождении музыки.

При знакомстве с темой «Путешествие в Простоквашино» (домашние животные) с детьми выполняем артикуляционные упражнения.

«Кошка»

Кошка очень любит молоко, она его лакает из блюдца язычком. Вот так…

Высунуть изо рта широкий язык и совершать им лакательные движения, при этом ладони рук сложить в виде чаши, поднеся ее к лицу, изобразить, что это миска с молоком.

Кошка молоко лакала,

После ротик облизала.

Круговым движением языка облизать губы.

Умылась кошка и пошла на охоту.

Возле норки лежит,

Мышку в норке сторожит.

Вылезет мышка из норки,

А кошка ее –хвать! И поймает. Вот так…

Губы в улыбке, медленно высовывать изо рта заостренный кончик языка, затем «поймать мышку» -прикусить язык зубами (язык изображает мышку, а зубы- кошку)

Кошку Мурку мы похвалим,

Бантик розовый подарим. Вот такой…

Открыть рот, упереться широким кончиком языка в нижние зубы, а среднюю часть языка выгнуть в виде горки и «выкатить» изо рта наружу, затем прикусить язык, находящийся в таком положении, верхними зубами; зажатая между зубами часть языка будет напоминать бантик.

При знакомстве с темой «Какой бывает транспорт?» выполняем артикуляционное упражнение.

Посмотрите, самолет отправляется в полет.

Самолет летит, гудит, смелый летчик в нем сидит.

Прикусить зубами широкий кончик языка и длительно произносить звук Л, при этом поднять руки в стороны и покачивать ими, как крыльями.

Ну, а это парашют.

Вниз нас спустит в пять минут.

Положить на кончик носа маленький кусочек ватки. Высунуть изо рта широкий кончик языка, придав ему форму чаши, и подуть с языка вверх на кончик носа. Ватка должна подлететь вверх.

По шоссе спешат машины, «Би-би!»

Мотоциклы.

Подуть на губы, вызывая их вибрацию со звуком, напоминающим работающий двигатель, в руках держать воображаемый руль.

По железной дороге мчатся поезда:

«Чух-чух-чух» , вращать руками, как колесами

«Ту-ту-ту!» помахать рукой в знак прощания

Даже под землей теперь ездят поезда.

В самом деле?

В самом деле!

Выезжает из туннеля. Вот так…

Высунуть изо рта длинный узкий кончик языка, а затем убрать его обратно.

2. А сейчас представлю игровы технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется длительный, сильный, направленный выдох. Дыхательные мышцы тренируются со звуком и без него.

Для развития дыхания используются самые разнообразные игры: «Сдуй лягушку в болото» , «Открой картинку» , «Веселые лыжники» , «Сдуй снежинку с рукавички» , малышам нравится надувать мыльные пузыри, отправлять в плавание бумажные лодочки т.д.

Выполним упражнение «С горки»

Цель: тренировать фиксированный выдох.

Оборудование: мячи-гиганты.

Садимся на мячи-гиганты. Выпрямили спинку. В прыжке делаем глубокий вдох носом. Приземляясь, на выдохе произносят «у-у-ух!» (санки свалились в сугроб) . Выполним упражнение вместе.

А сейчас предлагаю выполнить упражнение «Насос»

Цель: формировать фонационное дыхание с сопротивлением.

Оборудование: мяч-гигант.

Нам понадобится мяч-гигант. Встать перед мячом, руками опираясь в него, делаем вдох через нос. Одновременно надавливаем руками на мяч и выдыхая, произнося звук «с-с-с»

3. Игровые технологии для развития фонематического слуха при

подготовке к обучению грамоте.

В работе использую разнообразные игры с мячом. Они удовлетворяют потребности детей в движениях, тем самым развиваем мелкую и общую моторику, глазомер, ловкость, точность движений, что способствует коррекции звукопроизношения, развитию звукового анализа слова, определению первого и последнего звуков в словах.

Приглашаю тех, у кого картинки с мячом.

Предлагаю Вам сыграть в игру с мячом «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги» .

Сейчас будем произносить слова по слогам, одновременно отбивая слоги мячом. Вот так… ма-ши-на.

Я показываю игрушку, вы называете ее, отбивая слоги мячом (матрешка, корова, неваляшка, мяч, кукла) .

А сейчас предлагаем вашему вниманию игры на развитие фонематического слуха с использованием ИКТ. Внимание на экран.

Игра «Разложи картинки по корзинкам» (дифференциация звуков С-Ш)

Разложите картинки по корзинкам со звуками С-Ш. Собака- в какую корзинку положим? (стол, колесо, лошадь, матрешка) И т.п.

Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий в логопедической практике положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом.

Благодарю за внимание!!!

МБДОУ №22 «Синяя птица» Учитель – логопед Дунаева Н.С.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные технологии:

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.
  • Технология логопедического массажа.

В своей работе я широко использую игровые технологии. Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо решать логопеду в работе с детьми.

Цель данной технологии направлена на развитие следующих навыков:

  • воображения
  • внимания
  • памяти
  • мышления
  • умения сравнивать
  • сопоставлять
  • находить аналогии.

Использую следующие виды игр:

  • Дидактические
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Словесные
  • Игры на развитие психических процессов
  • Фонематического слуха и звукового анализа
  • Слоговой структуры, по обучению грамоте.

В результате работы мы добьёмся следующих результатов:

  • Повышение познавательной активности
  • формирование мотивации учебной деятельности
  • Улучшения речи и.т. д

Применение компьютерных игр, программ может стать ещё одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции её недостатков.

Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» является принципиально новым продуктом на российском образовательном рынке. Данная инновация в коррекционном процессе сразу дала положительные результаты по работе над звукопроизношением, лексико-грамматическим строем речи, связной речью и при обучении элементам грамоты, то есть по всем направлениям работы логопеда. Это дало возможность работать над процессами высшей психической деятельности: памятью, вниманием, мышлением. Эффективно повысилось у детей желание заниматься.

Игровые задания направлены на формирование слухового восприятия навыков правильного произношения звуков родного языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Играя, ребенок расширяет знания об окружающей действительности, увеличивает словарный запас, развивает зрительное и логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Развивающие игры включают в себя следующие разделы:

  • Дыхание, воздушная струя (8игр)
  • Фонематический слух, звуко-буквенный анализ (12 игр)
  • Неречевой слух (7 игр)
  • Звукоподражание (4 игры)
  • Грамматический строй (6 игр)
  • Слоговая структура слова (5 игр)
  • Звукопроизношение (16 игр)
  • Связная речь (6 игр)
  • Моторика (3 игры)
  • Логика и внимание (9 игр)
  • Лексика (13 игр)

Для проведения занятий с детьми я подбираю задания по степени сложности, соответствующей возрасту и развитию ребенка.

Особенности программы:

развитие и коррекция речи;

все этапы развития речи: узнавание звуков окружающего мира, обучение правильному произношению звуков русского языка, развитие связной речи;

красочная графика, множество звуковых файлов;

несколько уровней сложности в каждом задании для детей с разным уровнем речеслухового развития;

Выбор игровой технологии обосновано тем, что игра – является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Разделы: Логопедия

Задачи:

  • Образовательные :
    • уточнить представления детей о звуке (Ш);
    • закрепить лексическую тему "Осень";
  • Коррекционные :
    • закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в словах, коротких предложениях.
    • развитие артикуляционной и мелкой моторики;
    • развитие фонематического слуха;
    • развитие речевого дыхания.
  • Развивающие :
    • закрепить умение определять место звука в слове;
    • развивать внимание, память, мышление и воображение;
    • упражнять в умении грамматически правильно изменять предложение.
  • Воспитательные :
    • формировать положительную мотивацию на занятии;
    • воспитывать навыки речевого общения друг с другом, умение слушать;
    • воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту.

Оборудование: игрушка медвежонок Мишка, домик мишки, лесные деревья, 4 зеркала, прищепки с насекомыми, вырезанные из картона дерево, норка, осенние листья, вырезанные из цветной бумаги, поднос, лесные орехи, 12 пеньков из картона, картинки на звук Ш, лукошко с шишками, предметные картинки со звуком (Ш), проектор, экран, музыкальное сопровождение.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, они улыбаются вам. И вы улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и мне. (Установление эмоционального контакта).

Дети и логопед встают в круг.

Логопед:

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?

– Ответь мне, назови свое имя ласково и 1-й звук в своем имени. (Мишенька – М...)

В гости в лес нас приглашает,
Поиграть там предлагает.

Логопед: Ребята, я сейчас увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Интересно, что она хотела сообщить? Ой, посмотрите, что это там?

Логопед находит письмо и читает его:

«Ребята, пишет вам Медведь Миша. У меня потерялся звук Ш. Теперь я говорю вот так: Сыска, мыска, саик. Помогите мне найти потерявшийся звук».

Собирайтесь скорее
В необычный поход,
Ждут вас тайны лесные,
В лес тропинка зовет.
Жду вас в домике лесном
Поиграем, отдохнем.

– Ребята, поможем Мише? (Да!). Давайте отправимся в лес, и поиграем в интересные игры. Но чтобы найти звук Ш необходимо выполнить интересные игры и задания.

По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.

Дети садятся на стулья. Логопед показывает изображение лесного домика.

Логопед: Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Это первое задание.

2. Артикуляционная гимнастика

«Лопаточка»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

«Качели»

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Вкусное варенье»

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

«Маляр»

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.

«Чашечка»

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

Логопед: Молодцы, ребята, справились с первым заданием! Но нас ждет следующее испытание.

3. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Чтобы четко говорить надо с пальцами дружить!

«Осенние листья»

4. Массаж пальцев лесными орехами

(Дети выполняют движения с орехами по стихотворному тексту.)

– Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.
– Научился я орешек между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
– Я орешек свой возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орешек сложно удержать!
– Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

Логопед: И с этим заданием справились, молодцы. Дети, посмотрите какие красивые в коробочке прищепки. Кто там сидит на них? (Насекомые и лесные звери) . Наступила поздняя осень. Какой месяц осени у нас сейчас? (Ноябрь) . А как готовятся к зиме насекомые и ежики? (Насекомые прячутся в кору деревьев, ежики в норку) . Давайте мы им поможем. Прицепите прищепки с героями туда, где они будут зимовать (звучит музыка).

5. Массаж лица

– А теперь приготовимся к путешествию и сделаем массаж лица.

Логопед: В какой лес мы с вами пришли? (Осенний, красивый, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный...) . И снова нас ждет испытание.

6. Дыхательное упражнение.Листопад

Логопед: В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы? (Листопад) Сейчас мы с вами тоже изобразим листопад. Я положу вам на поднос осенние листики, а вы должны будете их сильно сдуть с подноса, чтобы листики полетели и закружились в танце. Воздух набираем носиком а выдыхаем сильную воздушную струю ртом. (Повторяем 3 раза).

Звучит музыкальное сопровождение.

Логопед: Молодцы, сядем на пенечки, и поиграем немножко.

7. Развитие фонематического слуха

Игра называется "Поймай звук Ш". Логопед: приготовьте ушки и слушайте внимательно я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышишь звук Ш:

ш иповник, – кепка, – ш ляпа, – корова,– рубаш ка,– хлеб,
ш орты, – куртка,– кош ка, – собака,– книга, – лягуш ка,
ш околадка,– ручка, – карандаш , – пенал.

8. Произношение изолированного звука (Ш)

Логопед: Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш-ш-ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

9. Анализ артикуляции звука (Ш)

Логопед: Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

10. Характеристика звука (Ш)

Логопед: Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке (Ш):

  • Звук (Ш) – согласный или гласный? (согласный) ;
  • Звонкий или глухой? (глухой) ;
  • Твёрдый или мягкий? (твёрдый) ;
  • Каким цветом обозначаем? (синим) .

Логопед: Найдите на экране символ звука (Ш).

Дети показывают цветовое обозначение звука (Ш) (мальчик в синей футболке без колокольчика).

11. Физминутка. (Координация речи с движением)

Логопед: Встанем в круг разомнемся.

12. Упражнение "К какой схеме относится слово"

Определи место звука Ш в названиях картинок. Звук Ш в начале слова, в середине слова или в конце слова. Например: кошка

Звук Ш находится в середине слова. Начинаем с первой картинки:

(Дети определяют к какой схеме относятся слова).

И вот что у нас получилось:

13. Автоматизация произношения звука «Ш» в словах

Логопед: Поиграли, отдохнули, пора в путь и нас ждет следующее испытание.

Посмотрите сколько пенечков. Они с сюрпризом. Под каждым пенечком притаилась картинка. Каждый из вас должен поднять по три пенечка и произнести слово с картинки правильно три раза.

(Дети выполняют задание)

Логопед: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!

14. Автоматизация звука Ш в предложениях

Игра «Чьи игрушки?»

Логопед: Посмотрите на экран и познакомьтесь: это Даша, Паша, Маша, Миша и Наташа. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они. Например. У Светы кувшин. Это Светин кувшин.

У Даши лошадка. Это...
У Паши машина. Это...
У Маши мышь. Это...
У Миши шары. Это...
У Наташи петушок. Это...

Итог занятия

Логопед: Вот мы и пришли к домику нашего Мишки. Мишка мы шли к тебе и преодолевали испытания, выполняли задания, но со всем справились наши дети и нашли то, что ты потерял. Ребята, какой звук потерял наш Мишка? (Ш).

– Теперь он будет говорить правильно.

Давайте исправим его (Слайд с картинками слов: шишка, мышка, шарик. Дети называют.)

Логопед: Вам понравилось занятие?

Вы все были молодцами и Мишка приготовил для вас гостинцы. А чтобы вы его не забывали – подарит вам по лесной шишке. Сейчас мы попрощаемся с нашими гостями и тихонько отправимся в нашу группу.