Царь древних афин. Кодр, последний афинский царь, на котором закончилась эпоха мифов. Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова тесей

Глава десятая

Афины: первые цари

Главные действующие лица

Кекроп - Первый царь Афин.

Афина - Богиня, покровительница Афин.

Посейдон - Бог морей, оспаривал у Афины господство в Аттике.

Фаэтон - Сын Гелиоса и Климены, погиб, управляя солнечной колесницей.

Адонис - Возлюбленный Афродиты, растерзан вепрем.

Эрихтоний - Царь Афин, сын Геи-Земли.

Прокна и Филомела - Сестры, превращенные в птиц.

Эрехфей - Царь Афин.

Эгей - Царь Афин, отец Тесея.

Афинские цари:

Кехрей I.

Амфиктион.

Эрихтоний.

Пандион I.

Эрехфей.

Кекроп II.

Пандион II.

Метиониды.

Согласно труду Павсания, первым царем Аттики, области в древней Греции, объединенной под властью Афин, был Актей. А вот согласно Паросской хронике, первым царем Аттики был Кекроп, женатый на дочери Актея Агравле (Аглавре). Кекроп, рожденный Геей-Землей, был получеловеком-полузмеей. При нем произошел спор между Посейдоном и Афиной за обладание Аттикой (на сюжет этого мифа создана рельефная пластика, украшавшая Парфенон; ее остатки в настоящее время находятся в Британском музее). Посейдон, состязаясь с Афиной в дарах жителям Атгики, выбил трезубцем на Афинском акрополе источник морской воды, а Афина посадила оливу. Подарок этот признали лучшим, и Афина получила право на владение Аттикой, главный город, который назвала своим именем.

У Кекропа и Агравлы родились три дочери: Агравла (II), Герса и Пандроса. Агравла (II) от Ареса родила дочь Алкиппу, и когда сын Посейдона Галлирофий попытался обесчестить ее, Арес его убил, за что был привлечен Посейдоном к суду. Суд состоялся на одном из афинских холмов (Ареса оправдали), и с тех пор этот холм стал называться Ареопагом (холмом Ареса). Такое же название получил и учрежденный в Афинах суд (реально существовавший), отправлявший уголовное судопроизводство.

У дочери Кекропа Герсы было много потомков, и среди них - Фаэтон и Адонис.

Кефал, сын Герсы, стал возлюбленным Эос, родившей ему сына Титона, ставшего отцом Фаэтона. Однако, по Гесиоду, Фаэтон - сын Кефала и Эос.

…она родила Фаэтона,

Светлого, мощного сына, бессмертным подобного мужа.

Был он с земли унесен Афродитой улыбколюбивой

В то еще время, как был беззаботно-веселым ребенком,

В нежном цветении детства прекрасного. Храмы святые

Он по ночам охраняет, божественным демоном ставши.

А вот согласно «Метаморфозам» Овидия, Фаэтон - сын Гелиоса и Климены. Но, видимо, Фаэтон сам определенно не знал, кто же на самом деле его родители, и потому обратился за разъяснениями к Гелиосу, которого стал умолять доказать перед всей вселенной его происхождение. Гелиос не только подтвердил Фаэтону, что он на самом деле его отец, но и пообещал исполнить любое его желание.

Только он кончил, а тот колесницу отцовскую просит,

Права лишь день управлять крылоногими в небе конями.

От такой просьбы Гелиос пришел в ужас, но не мог отказаться от обещания. Неопытный Фаэтон не совладал с быстрым бегом коней, и солнечная колесница стала неуправляемой. Она то поднималась к звездам, то опускалась к самой земле, в результате чего от нестерпимого жара загорелись леса, реки высохли, моря обмелели, кожа жителей Эфиопии почернела, а Северная Африка превратилась в пустыню. Увидев, что все живое может погибнуть, Зевс поразил Фаэтона перуном, и тот, подобно падающей звезде, упал в реку Эридан (По). Сестры Фаэтона Гелиады долго оплакивали смерть брата, и боги превратили их в тополя, а слезы, продолжавшие капать с этих деревьев, превратились в капли янтаря. Печалился о гибели Фаэтона и его друг и родственник Кикн, и боги превратили его в белоснежного лебедя (kyknos ).

Фаэтон, согласно Овидию, - прапрадед Адониса и прадед Кинира, который зачал Адониса, вступив в кровосмесительную связь со своей дочерью Миррой или Смирной.

Страшное буду я петь. Прочь, дочери, прочь удалитесь

Вы все, отцы! А коли песни мои вам сладостны будут,

Песням не верьте моим, о, не верьте ужасному делу!

К Мирре сватались многие женихи, но она испытывала страсть лишь к родному отцу. Однажды, воспользовавшись удобным отрезком времени - когда супруга Кинира в течение девяти дней по религиозным причинам воздерживалась от любовных утех, - кормилица Мирры напоила Кинира и устроила ему ночью в кромешной тьме свидание с таинственной воздыхательницей, пожелавшей остаться неузнанной.

Плоть принимает свою на постыдной постели родитель,

Гонит девический стыд, уговорами страх умеряет.

Милую, может быть, он называет по возрасту «дочка»,

Та же «отец» говорит, - с именами страшнее злодейство!

Ночные свидания следовали одно за другим, и наконец Кинир, снедаемый любопытством, сходил за светильником и узнал в таинственной воздыхательнице свою дочь (к тому времени успевшую забеременеть). Потрясенный ужасной правдой, Кинир так разъярился, что бросился на Мирру с мечом, и она еле спаслась, стремглав выбежав из дворца. Когда же увидела, что отец настигает ее, Мирра взмолилась к богам, заклиная о помощи, и те превратили ее в мирровое дерево. Говорят, что смола этого дерева - слезы несчастной Мирры.

Сын Мирры, получивший имя Адонис, появился на свет толи благодаря дикому кабану, расколовшему дерево, в которое превратилась многострадальная Мирра, то ли благодаря Афродите, богине деторождения, исполнившей свое назначение. Как бы там ни было, крошечный Адонис оказался у Афродиты, она заключила его в ларец и передала Персефоне, а когда узнала о том, что мальчик растет очень красивым, то попросила Персефону его вернуть, но владычица подземного царства наотрез отказалась. Тогда Афродите пришлось обратиться к Зевсу, и тот повелел Адонису одну треть года проводить с Афродитой, другую - с Персефоной, а третью - по своему усмотрению. Но Адонис и свободное время стал уделять Афродите, спускаясь к Персефоне в Аид лишь на наиболее суровую часть года, а все весенние и летние месяцы оставался спутником Афродиты. Адонис, ставший возлюбленным богини, погиб на охоте от клыков дикого кабана. Убитая горем Афродита учредила в память о нем ежегодный праздник - адонии, а кровь Адониса превратила в анемон,

…цветок кровавого цвета.

Схожие с ними цветы у граната, которые зерна

В мягкой таят кожуре, цветет же короткое время.

Слабо держась на стебле, лепестки их алеют недолго,

Их отряхают легко названье им давшие ветры.

Говорят, что и красные розы появились лишь после смерти Адониса. Афродита так спешила к своему умиравшему возлюбленному, что поранила ноги о шипы белых роз, и с тех пор эти цветы стали красными.

После смерти Кекропа царем Афин стал Кранай, тоже сын Геи-Земли, царствовавший, как считается, во время Девкалионова потопа. Краная сменил Амфиктион, который был сыном или Девкалиона, или Геи-Земли. Он царствовал в течение двенадцати лет, после чего его изгнал Эрихтоний, чье имя также указывает на связь с землей (греч. khthon значит «земля»), Своему рождению этот царь обязан такой истории. Как говорят, однажды Афина пришла к Гефесту, чтобы заказать себе новое оружие и доспехи. Имевший слабость к девственницам, Гефест попытался овладеть ею, но Афина сумела вырваться, и семя Гефеста пролилось ей на бедро. Она с омерзением вытерлась клоком шерсти, бросила его подле себя, и семя оплодотворило вечно животворящую Гею-Землю, которая передала родившегося младенца Афине. Богиня назвала того Эрихтонием и, спрятав в священный ларец, передала дочерям Кекропа Агравле, Пандросе и Герсезаказав не открывать ни при каких обстоятельствах. Но девы, сгорая от любопытства, все же заглянули в ларец. Увидев ребенка с полузмеиным-получеловеческим телом, они от ужаса потеряли рассудок и бросились вниз с акрополя.

Достигнув зрелого возраста, Эрихтоний изгнал Амфиктиона, стал афинским царем и ввел в своем городе культ Афины. На акрополе он воздвиг деревянную статую этой богини и учредил в ее честь Панафинеи, основной праздник города. Говорят также, что Эрихтоний первым стал пользоваться колесницей, запряженной четверкой лошадей, и после смерти был вознесен на небо в виде созвездия Возничего.

Следующим царем Афин стал сын Эрихтония Пандион I. У него были две дочери - Прокна и Филомела, а также два сына - Эрехфей и Бут. У Пандиона I возник пограничный спор с царем Фив Лабдаком, и он обратился за помощью к Терею, сыну Ареса. После того как спор решился в пользу Афин, Пандион отдал Проклу в жены Терею, но супружество счастья не принесло, и потому

…ни брачной Юноны,

Ни Гименея, увы, не видали у ложа, ни Граций.

Нет, Эвмениды для них погребальное пламя держали,

Нет, Эвмениды постель постилали для них, и, зловеща,

К кровле припала сова и над брачным сидела покоем.

Все же в результате этого брака у Терея и Прокны родился сын Итис.

Спустя некоторое время Терей почувствовал эротическое влечение к сестре Прокны Филомеле. Изыскав возможность, он увлек ее в лес и там обесчестил, после чего из предосторожности отрезал ей язык и заточил в хижине. Прокне же он сообщил, что Филомела умерла. Однако Филомела нашла способ сообщить о себе сестре: она выткала свою ужасную повесть на покрывале и тайно переправила Прокне. Отыскав Филомелу, Прокна решила жестоко отомстить мужу. Она убила своего сына от Терея Итиса, приготовила из расчлененного мяса кушанье и подала мужу.

Сам же Терей, высоко восседая на дедовском кресле,

Ест с удовольствием, сам свою плоть набивая в утробу.

Ночь души такова, что - «Пошлите за Итисом!» - молвит.

Терею поднесли отрубленную голову Итиса. Придя в ужас и сообразив, чью плоть он ел, Терей схватил меч и бросился на сестер. Прокна и Филомела, преследуемые Тереем в хижине, выбежали во двор, взмолились к богам, и те превратили всех троих в птиц: Прокну - в соловья, Филомелу - в ласточку, а Терея - в удода. С тех пор Прокна в образе соловья беспрестанно скорбит по Итису, издавая звуки «Itu! Itu!», а ищущий ее удод кричит: «Рои? Рои?» («Где? Где?»).

Пандиону I наследовал Эрехфей, ставший еще и жрецом Афины. Согласно Паросской хронике, в правление Эрехфея в Аттике впервые появилась богиня Деметра. Она учредила Элевсинские мистерии, а также дала Триптолему, сыну элевсинского царя Келея, посевное зерно и научила его земледелию. В то же время по Аттике путешествовал Дионис, бог виноградарства. Он подарил лозу местному жителю Икарию, да еще научил его, как делать вино. С тех пор жители Атгики стали заниматься землепашеством и виноделием.

Дочь Эрехфея Прокрида вышла замуж за Кефала, сына Гермеса. Случилось так, что в Кефала влюбилась богиня Эос. Похитив его, она попыталась добиться от него ответного чувства, но Кефал любил лишь одну Прокриду. Тогда Эос убедила его испытать верность жены. Богиня изменила внешность Кефала, и он, вернувшись домой и преподнеся жене подарки, сумел ее соблазнить. Когда Кефал открылся Прокриде, она от стыда покинула его дом и ушла в горы, где стала спутницей охотницы Артемиды. Богиня подарила Прокриде гончую по кличке Лелап и копье, которое всегда попадало в цель.

Спустя какое-то время Кефал, осознав свою глупость, помирился с женой, и она отдала мужу свое копье. Кефал часто уходил с утра на охоту, а когда днем наступала жара, искал в тени защиту от зноя, приговаривая: «Струйка!.. приди! Будь, усталому, мне врачеваньем!»… «Приди… всех лучшая!» Нашелся человек, который услышал эти слова Кефала и, решив, что тот зовет какую-то нимфу, сообщил об этом Прокриде.

Прокрида решила проследить за Кефалом и однажды, когда он был на охоте, спряталась в кустах и стала ждать, когда появится ее муж. Наконец она увидела Кефала и услышала, как он говорит: «Приди, всех лучшая!» Прокрида зашевелилась в кустах, а Кефал, решив, что в них прячется дикий зверь, бросил на звук копье, не знающее промаха. Копье поразило Прокриду, и она умерла, успев понять из слов мужа, что заблуждалась.

Аполлодор предлагает другую версию этого мифа, изображая Прокриду корыстной женщиной и неверной женой. Согласно Аполлодору, Прокрида, прельстившись подаренным ей золотым венцом, уступила домогательствам афинянина Птелеона. Когда измена открылась, ей пришлось перебраться на Крит. Там она вступила в любовную связь с царем Миносом, но затем, испугавшись угроз его жены Пасифаи, вернулась в Афины и помирилась с Кефалом. Они стали вместе охотиться, и однажды Кефал случайно убил ее. Он предстал перед ареопагом, который приговорил его к вечному изгнанию за убийство.

Эрехфею пришлось воевать со своим правнуком Эвмолпом. Того новорожденным младенцем бросили в море, но его спас Посейдон и отдал на воспитание своей дочери Амфитрите, обосновавшейся в Эфиопии. Когда Эвмолп вырос и возмужал, началась война между Афинами и Элевсином. Эвмолп по просьбе элевсинцев пришел им на помощь, вторгся со своим войском в Аттику и стал претендовать на верховную власть в Афинах, ссылаясь на то, что господство над Аттикой принадлежит не Афине, а Посейдону.

Обеспокоенный сложившимся положением, Эрехфей обратился за советом к оракулу, и тот ответил, что если Эрехфей хочет взять верх, он должен принести в жертву Афине одну из своих дочерей. Однако после того как одна из дочерей Эрехфея была принесена в жертву, две ее сестры тут же покончили с собой, поскольку раньше все трое дали друг другу клятву умереть вместе. В состоявшейся битве между афинянами и элевсинцами Эрехфей убил Эвмолпа, за что его поразил Посейдон (или Зевс). По другой версии, Эрехфей убил не Эвмолпа, а его сына, а Эвмолп, уцелев в сражении, остался в Элевсине.

Следующим афинским царем стал старший сын Эрехфея Кекроп II. Он взошел на престол не по праву первородства, а по решению Ксуфа, своего родственника, выбранного после кончины Эрехфея третейским судьей. Это решение пришлось не по нраву братьям Кекропа, и Ксуфа изгнали из города.

А вот по версии Еврипида, изложенной в пьесе «Ион», Эрехфею наследовал Ксуф, главное действующее лицо этой пьесы. У жены Ксуфа Креусы от Аполлона был сын, рожденный ею еще до замужества; этого сына ей пришлось бросить. Однако Аполлон позаботился о младенце и перенес его в Дельфы, где он стал храмовым прислужником. Поскольку Креуса, ставшая к тому времени женой Ксуфа, оставалась бездетной, супруги пришли в Дельфы, чтобы узнать у оракула, как обрести сына. Ксуф получил ответ, что первый, кого он встретит, выйдя из храма, есть его сын, и этим первым оказался Ион. Тогда Креуса, крайне недовольная тем, что у Ксуфа объявился сын, а у нее сына нет, решила убить Иона. Ее попытка, к счастью, не удалась, как и попытка Иона, узнавшего о намерении Креусы, отомстить. В конце концов произошло взаимное опознание Креусы и ее сына, условившихся хранить происхождение Иона в тайне от Ксуфа, после чего все трое возвратились в Афины.

По другой версии, у Кекропа II был сын Пандион II, которого в результате переворота изгнали из Афин сыновья его дяди Метиона (Метиониды). Пандион II нашел убежище в Мегаре, где женился на Пилии, дочери царя Пиласа, которая родила ему четверых сыновей. Когда Пилас перебрался в Пелопоннес, где основал город Пилос, Пандион II стал царем Мегары. После смерти Пандиона II в Мегаре воцарился его сын Нис, а другие его сыновья Эгей, Лик и Паллант пошли войной на Афины и изгнали Метионидов, после чего царем Афин стал Эгей.

Эгей, несмотря на то что был дважды женат, детей не имел и, опасаясь, что останется без престолонаследника, обратился за советом к Дельфийскому оракулу.

Тот ответил такими словами:

Винного меха конец не развязывай, доблестный воин,

Прежде чем ты не подымешься вновь на акрополь Афинский.

Не уразумев смысла ответа, Эгей отправился обратно в Афины и, когда проходил через Трезен, ему оказал гостеприимство мудрый Питтей. Он понял ответ оракула и, напоив гостя допьяна, уложил спать со своей дочерью Этрой. Перед тем как уйти, Эгей положил под тяжелый камень меч и сандалии, наказав Этре, если родится сын, отправить мальчика к нему в Афины, когда вырастет и сможет, сдвинув камень, забрать оставленные под ним вещи, которые послужат для его опознания. У Этры и в самом деле родился сын, получивший имя Тесей и ставший величайшим афинским героем. Правда, говорят, что отцом Тесея был Посейдон, познавший Этру в ту же самую ночь, что и Эгей.

Эгей вернулся в Афины, где в скором времени приютил у себя Медею (после того как она убила своих детей), а затем и женился на ней. Медея родила ему сына.

Постклассическое наследие

К мифам, рассказанным в этой главе, в постклассическое время обращались многие деятели искусства и даже ученые. Так, миф о Фаэтоне привлек внимание Микеланджело, написавшего картину «Падение Фаэтона», а также Рубенса, на картине которого на фоне вселяющего ужас грозного неба и земли, охваченной пламенем, изображен восседающий в солнечной колеснице растерянный Фаэтон, которого поражает яркая молния. Как ни странно, но Фаэтон, не справившийся с управлением колесницей, стал эпонимом экипажа с открытым верхом (фаэтона).

А вот образ Адониса породил даже научные споры, проистекшие из работы английского антрополога Джеймса Джорджа Фрэзера, который, взяв на вооружение сравнительно-исторический метод, рассудил, что Адонис является символом смены времен года и их влияния на занятие земледелием. У Фрэзера Адонис стал своего рода духом растительности. Но в недавнее время французский историк и антрополог Марсель Детьен, использовав приемы структурализма, выступил против суждения Фрэзера, придя к заключению, что Адонис - воплощение мимолетности, недолговечности и бесплодия. Этот пример показывает, что толкование мифов постоянно меняется под влиянием новых научных знаний и построений.

Миф об Адонисе нашел воплощение во множестве произведений постклассической живописи. Так, например, в 1635 году Рубенс написал картину «Венера и Адонис» (в настоящее время хранящуюся в Нью-Йорке). Изображенная на картине Венера (Афродита) пытается удержать Адониса, собравшегося на охоту. Ее черный плащ словно предупреждает о смертельной опасности. За сценой наблюдает обескураженный Купидон (Эрот). Его лук и стрелы лежат на земле. Он знает, что Адонису и Венере больше не суждено испытать взаимного эротического влечения.

Адонис погиб на охоте, и, согласно Овидию, Афродита превратила его кровь в анемон. В произведении Шекспира «Венера и Адонис» богиня прижимает анемон к груди и горестно восклицает:

Миф о Прокне и Филомеле получил неожиданное воплощение в кинофильме Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник» (1989). В этом фильме повар Ришар держит ресторан, в котором ежедневно обедают главарь местных гангстеров Альберт Спика и его жена Джорджина. Устав от издевательств своего властного, грубого и порочного мужа, Джорджина влюбляется в другого постоянного посетителя ресторана, скромного Майкла. Узнав об измене жены, Альберт в ярости клянется убить и съесть Майкла. Подельники Альберта находят Майкла и зверски убивают его. Тогда пришедшая в отчаяние Джорджина уговаривает Ришара приготовить из плоти Майкла жаркое, заставляет Альберта съесть приготовленную еду и гневно награждает его метафорическим восклицанием: «Каннибал!».

Между мифом о Прокне и Филомеле и фильмом Питера Гринуэя прослеживается явное сходство сюжетов и основных персонажей: у обоих мужей (Терея и Альберта) безнравственные наклонности (у одного к любострастию и обжорству, у другого - к насилию и тому же чревоугодию); оба мужа причастны к насилию над дорогим дня его жены человеком (Филомела обесчещена и искалечена, а Майкл зверски убит); обе жены (Прокна и Джорджина) мстят мужьям (подают им еду из человеческой плоти). Между мифом и фильмом есть, конечно, и разница: Терей в итоге превращается в птицу, а Альберт умирает; Прокна и Филомела также превращаются в птиц, а Джорджина продолжает жить. И все же фильм Гринуэя является прекрасным примером того, как на сюжет мифа можно сочинить новый рассказ, возможно, не менее интересный и назидательный, что несомненно представляет собой предмет для анализа компаративистов, психоаналитиков и структуралистов.

Из книги Атлантида [История исчезнувшей цивилизации] автора Спенс Льюис

Глава 7 ЦАРИ АТЛАНТИДЫ Из рассказа Диодора Сицилийского, а также из повествований Платона мы немного можем узнать о царской династии Атлантиды. Платон ручается, что такая династия действительно существовала, но ничего не говорит об именах ее представителей, за

Из книги Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях автора Эстес Кларисса Пинкола

Из книги Век Константина Великого автора Буркхардт Якоб

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Из книги Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года автора Ивченко Лидия Леонидовна

Глава десятая ПОХОД Легко начать войну, но трудно определить, когда и чем она кончится. Наполеон в разговоре с русским посланником в Париже князем А. Б. Куракиным В ночь с 12 на 13 июня грозные силы неприятеля, переправившись через Неман, вторглись в пределы России. Под

Из книги Кельты анфас и в профиль автора Мурадова Анна Романовна

Из книги Эротизм без берегов автора Найман Эрик

<ександр> Ал<ександрович>. Он, видимо, что-то знал и обращался с нами грубо, прямо заявив, что у них на даче нам негде ночевать. Впрочем, Пекарский обезоружил его своей покорностью.- Это ничего, не беспокойтесь, Ал<ександр>

Из книги Вокруг «Серебряного века» автора Богомолов Николай Алексеевич

Глава десятая IМрачно встретил нас Ал<ександр> Ал<ександрович>. Он, видимо, что-то знал и обращался с нами грубо, прямо заявив, что у них на даче нам негде ночевать. Впрочем, Пекарский обезоружил его своей покорностью.- Это ничего, не беспокойтесь Ал<ександр>

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

Глава 7 Афины Шедевры не рождаются сами собой, в одиночку, они – итог многолетней работы мысли, выношенной сообща, всем народом, так что за голосом одного стоит опыт многих. Вирджиния Вульф. Своя комната «Ночь выдалась темная и дождливая…» Так начинается роман писате ля

Из книги Повседневная жизнь сюрреалистов. 1917-1932 автора Декс Пьер

Глава 8. Афины The Athenian Agora: A Guide to the Excavation and the Museum. 4th ed. American School of Classical Studies, Athens) / Ed. J. M. Camp II. Athens, 1990. Camp II J.M. The Athenian Agora: Excavations in the Heart of Classical Athens. London: Thames&Hudson, 1986 and rev. repr. Camp II J.M. The Archaeology of the Athens. New Haven; London: Yale University Press, 2004.The City Beneath the City: Antiquities from the Metropolitan Railway Excavations

Из книги Настольная книга творческого человека автора Волокитина Княженика

Глава десятая Защита бесконечности Луи Арагон, остававшийся на втором плане в «Явлении медиумов», как и во время первых опытов с автоматическим письмом (его отсутствие в ключевой момент хотя и не зависело от его воли, но согласовывалось с более или менее осознанной

Из книги автора

Глава десятая. Last but not least Начинать новую жизнь нужно не с первого числа, не с понедельника и не завтра. Её нужно начинать сейчас. Каждый день. Каждый день становиться лучше себя вчерашнего, прошлого, прежнего.Когда у меня опускаются руки, и мне кажется, что у меня ничего

Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г.

Часть 2: продолжение.
Тесей (Тезей, Фесей), мифический герой Аттики, был сыном Эгея, царя афинского, и Эфры (Этры), дочери Питфея; впоследствии сам стал царём Аттики и Великим преобразователем Афин .
Род Тесея происходил со стороны отца от Эрехтея (от первых автохтонов Греции), а со стороны матери - от Пелопа ("Тесей"). В примечании к сочинению Плутарха говорится, что Тесей считался шестым потомком Эрехфея (Эрехтея), которого, как ни странно, комментатор путает с Эрихтонием. Пелоп же был сыном Тантала, который прибыл на греческую землю из Лидии и приобрёл такое влияние, что по его имени был назван весь полуостров . По Плутарху ("Тесей"), Питфей, сын Пелопа и дед Тесея, некогда "основал небольшой город Трезена и славился как человек самый мудрый и учёный в своём веке".
Относительно времени жизни Тесея, которого Плутарх по значимости для истории Афин сравнил с Ромулом, древний историк писал следующее: " Оба они родились во мраке неизвестности; оба почитаются рождёнными от богов". Оба они сочетали храбрость с благоразумием: "Один построил Рим, другой населил Афины...; и тот и другой похищали женщин; ни один не избежал домашних несчастий и вражды с родственниками; перед самой кончиной навлекли они на себя негодование своих граждан". В жизни обоих можно признать истинным лишь только то, что менее всего "странно и чудесно".
Отец Тесея, Эгей был дважды женат, но ни одна из жён не родила ему ребёнка . Когда он обратился к Дельфийскому оракулу с вопросом, как получить наследника, тот предупредил царя, чтобы он не развязывал концы винного меха, пока не вернётся в Афины, или ему однажды придётся умереть от печали. Эгей не понял смысла прорицания оракула и на обратном пути в Афины заехал в Трезену к Питфею ("Тесей")
Его мудрый друг Питфей понял смысл предсказания оракула и, напоив гостя, который направлялся к себе домой, уложил его спать со своей дочерью Эфрой . Спустя некоторое время той же ночью Посейдон также овладел ею. Перед отъездом Эгей привалил свой меч и сандалии большим валуном и предупредил Эфру, что, если родится мальчик, который сможет, когда подрастёт, сдвинуть этот камень и достать эти вещи, его следует вместе с ними тайно отослать в Афины. А до тех пор Эфра должна хранить молчание, чтобы племянники Эгея, пятьдесят сыновей Палланта (младшего сына Пандиона), не погубили ребёнка.
Паллант в это время правил в южной Аттике . У него было пятьдесят сыновей (паллантиды), которые оспаривали власть Эгея в Афинах, презирая его за бездетность и не считая его прямым потомком Эрехтея ("Тесей").
Тесей рос в Трезене, где его дед Питфей осторожно распространял слух, что отцом мальчика являлся Посейдон , поскольку трезенцы особо почитали этого бога . Имя Тесея означало "положение" и "усыновление" . По Плутарху , "Тесей во время пребывания своего у Питфея имел наставником своим некоего Коннида, которому и поныне афиняне приносят в жертву овна за день до Тесеева праздника". Таким образом, они помнили и почитали его, как писал Плутарх, с большею справедливостью, нежели скульптора Силланиона и живописец Паррасия, "которые сделали лишь изображения и кумиры Тесея", т.е. скульптуру и изображение Тесея.
Однажды Геракл, двоюродный брат Тесея, обедая в Трезене с Питфеем, снял с себя львиную шкуру и повесил на спинку стула . Вошедшие со двора мальчишки при виде шкуры с криком бросились прочь, и лишь один семилетний Тесей быстро схватил лежавший на поленнице топор и смело пошёл на зверя. Когда Тесею исполнилось шестнадцать лет, Эфра подвела сына к валуну, под которым Эгей спрятал свой меч и сандалии, и рассказала об отце. Тесей без труда откатил валун и забрал оставленные для него вещи. После этого он отправился в Афины, но не морским путём, а посуху.
Тесей, как писал Плутарх , гордился своим двоюродным братом и мечтал совершить подвиги, подобные подвигам Геракла. Матери обоих героев "были двоюродные сестры. Этра была дочерью Питфея, Алкмена же [мать Геракла] дочь Лисидики. Лисидика и Питфей были дети Пелопа и Гипподамии".
Однако в классической мифологии , родословная Геракла несколько иная: Алкмена - дочь микенского царя Электриона и Анаксо, жена тиринфского царя Амфитриона и мать Геракла; а Электрион был сыном Персея и Андромеды; Электрион женился на тиринфской царевне Анаксо, которая родила ему восемь сыновей и красавицу Алкмену. Красотой Алкмены прельстился Зевс, и, как положено, через девять месяцев родился мальчик, которого назвали Гераклом.
Таким образом, родство Тесея и Геракла скорее определялось не генетически, а мифологически : Тесей считался сыном Посейдона, а Геракл - сыном Зевса; при этом Посейдон и Зевс были родными братьями. Потому Тесей, как писал Плутарх , "почитал для себя постыдным избегать очевидных опасностей тогда, когда Геракл искал повсюду злодеев и от них очищал моря и земли".
Согласно Плутарху , "дорога в Афины сухим путём была весьма опасна", но Тесей отказался плыть морем, чтобы, подобно Гераклу, "смелыми и похвальными трудами доказать... благородство своего происхождения". На пути в Афины Тесей "решил никого не обижать, но наказать тех, кто против него употребил бы насилие" и с такими мыслями совершил много подвигов: убил известных разбойников Греции - Перифета, Синиса, Скирона и Прокруста . Дочь Синиса, Перигуна, прятавшаяся в зарослях дикой спаржи и тростника, с одного взгляда влюбилась в Тесея, простила ему убийство отца и в положенный срок родила ему сына Меланиппа , который стал знаменитым бегуном, победившим на Немейских играх, учреждённых в честь погибшего Офелета во времена похода семерых против Фив. Впоследствии, как писал Плутарх , Тесей выдал Перегуну замуж за Деионея, сына Эврита, царя эхалийского, а от Меланиппа родился сын Иокс, который разбил в Карии поселение и явился родоначальником иоксидов, "которые сохраняли обычай не рвать и не жечь тростника и дикой спаржи, но почитать их священными".
Вблизи Кроммион (городка между Коринфом и Мегарами) Тесей избавил местное население от свирепой и страшной дикой свиньи, порождения Тифона и Эхидны . В Аркадии он столкнулся с царём Керкионом, наводившим ужас своей жестокостью : он заставлял всех прохожих бороться с ним и убивал их в ходе поединка, либо после него. Тесей схватил Керкиона за колени и ударил головой о землю. Смерть аркадского царя Керкиона была мгновенной.
Здесь важно отметить, что Тесею, во время его путешествия в Афины и вступления в первый брак, было всего шестнадцать лет.
На берегу небольшой реки Кефисс, уже в в Аттике, сыновья Фитала совершили над Тесеем обряд очищения от пролитой крови и оказали ему гостеприимство . Сам Фитал прославился тем, что некогда принял в свой дом Деметру, за что получил от неё в дар смокву (инжир), научил афинян сажать его и обрабатывать, за что они оказали ему и его потомству великие почести.
Инжир в древности называли смоковницей, или фиговым деревом, которое на побережье Средиземного моря достигало 8 метров высоты и произрастало в диком состоянии в Сирии и Малой Азии, искусственно разводилось в Крыму и на Кавказе; его культивировали в Азии, распространили в Америку и другие страны . В греческой мифологии плоды инжира и виноградные грозди считались атрибутами Диониса и фаллического бога Приапа - бога плодородия, производительных сил природы, сына Афродиты и Диониса, родившегося с уродливым маленьким тельцем и огромными гениталиями. Чуждый всем за своё уродство Приап входил в свиту Диониса в его вакхических странствиях.
После очищения у Фиталидов Тесей вошёл в Афины одетый в чистые длинные одежды, с аккуратно уложенными волосами . Там он застал власть Эгея в состоянии упадка. У царя не было законного наследника, поэтому пятьдесят сыновей его брата Палланта строили планы по захвату трона. Эгей жил с Медеей, которая рассчитывала, что трон достанется их сыну Меду, несмотря на иностранное происхождение его матери. Волшебница Медея сразу узнала Тесея и, опасаясь, что её планы на судьбу собственного сына сорвутся, убедила Эгея, что пришелец - наёмный убийца или лазутчик. На пиру Эгей должен был предложить Тесею чашу вина, заранее приготовленную Медеей. В чаше был яд аконит. В последний момент, когда Тесей обнажил меч, чтобы отрезать кусок поданного к столу жареного мяса, царь по вырезанным на рукояти меча змеям узнал сына и отшвырнул чашу с ядом. Он обнял Тесея, созвал народное собрание и на нём объявил его своим сыном. Тесей хотел отомстить Медее, однако она ускользнула от него, окутав себя волшебным облаком, и вместе с сыном покинула Афины.
Появление Тесея лишало сыновей Палланта надежды править Афинами, потому они во главе со своим отцом открыто выступили против Эгея . Паллант с двадцатью пятью сыновьями и большим войском пошли на город, а другие 25 сыновей залегли в засаде. Узнав о планах Паллантидов, Тесей напал на скрывавшихся в засаде и всех перебил. После этого Паллант с оставшимися сыновьями взмолились о мире. Унаследовав после смерти Эгея афинский трон, Тесей, чтобы укрепить свою власть, казнил всех своих противников, но оставшихся Паллантидов и их отца не тронул. Спустя несколько лет он убил их из предосторожности и был оправдан судом, расценившим это убийство как "обоснованное".
Подвиги Тесея на этом не закончились. Он узнал, что в Марафоне обитает огнедышащий свирепый белый бык Посейдона, убивающий людей . Среди жертв быка оказался даже критский царевич Андрогей, сын Миноса. Быка этого привёз с Крита Геракл и выпустил на свободу в долине Аргоса, откуда тот добрался до Марафона. Тесей отправился в Марафон, а по пути попал в бурю и ему пришлось остановиться у старой пряхи по имени Гекала, которая пообещала принести в жертву Зевсу барана, если Тесей останется живым. Тесей отыскал быка, смело ухватил его за смертоносные рога и победно притащил в Афины, где принёс его в жертву. Он хотел отблагодарить Гекалу, но старушка умерла, не дождавшись его победы. Тогда Тесей установил в её честь праздник - Гекалесии.
Особенно чтили афиняне Тесея за освобождение Афин от дани Миносу . Критский царь Минос, из мести за убийство под Афинами его сына Андрогея, предпринял поход на Афины и заставил афинян присылать каждые девять лет по семи юношей и семи девушек на съедение Минотавру, чудовищу, получеловеку и полубыку, рождённому царицей Пасифаей от убитого Тесеем белого быка.
Минотавр содержался в критском лабиринте . Юноши и девушки, привозимые на Крит из Афин, по самому трагическому повествованию, были пожираемы Минотавром в лабиринте. По другой версии ("Тесей"), они блуждали по нему и, не находя выхода, погибали там. Филохор (историк, живший за 200 лет до н.э.) утверждал, что критяне опровергали предание о пожирании заложников Минотавром и говорили, что лабиринт был обычной темницей, из которой не могли убежать узники, и что они в нём не были подвержены никакому наказанию; что Минос устраивал игры в память сына своего Андрогея и награждал победителей молодыми афинянами, которые до того содержались в лабиринте. В первых играх одержал победу полководец Тавр, бывший при Миносе в великой силе, человек надменный и жестокий, который с афинскими юношами поступал презрительно и строго. Аристотель сам в сочинении "Государственное устройство Боттии" [располагавшейся на берегу Фракии, вблизи города Фессалоника] не верит, что юноши были предаваемы смерти Миносом, но думает, что они проводили всю жизнь свою в рабстве. Также повествует он, что критяне, исполняя некоторый древний обет, некогда посылали в Дельфы своих первородных детей, в числе которых были потомки этих афинских рабов, но не смогли сами прокормиться и отправлялись в Италию и поселились в Иапигии [ныне Апулия - область в Италии]; откуда переселились во Фракию и прозваны боттийцами. По этой причине девы боттийские во время жертвоприношений припевают: "Пойдём в Афины!".
Когда Минос в третий раз потребовал присылки человеческих жертв для Минотавра, Тесей вызвался добровольно отправиться в числе других и обещал отцу (Эгею) убить Минотавра . Корабли, на которых отправляли четырнадцать жертв, обычно оснащались чёрными парусами, но на этот раз Эгей вручил сыну белый парус (по другой версии, пурпурный), который, в случае успеха, он должен был поднять по возвращении. На Крите Тесей победил полководца Тавра, а в лабиринте он одолел чудовище и вышел из запутанных ходов лабиринта при помощи нити, полученной им от дочери Миноса, Ариадны. Ариадна тайно бежала с Тесеем с Крита, но он оставил её одну на острове Наксос по неизвестным причинам. По мнению Плутарха ("Тесей"), Минос настолько был доволен победой Тесея над Тавром (который, по слухам, сожительствовал с Пасифаей), что вернул Тесею юношей и освободил Афины от дани.
Минос мстить Тесею за Ариадну тоже не стал, что указывало на допустимость его поступока, который укладывался в существовавшие тогда этические нормы. Сами греки так и не поняли Тесея: в одних источниках он представлялся отважным и справедливым, в других - неверным возлюбленным, бросившим Ариадну на пустынном берегу острова .
Плутарх считал ("Тесей"), что все повести об отношениях между Тесеем и Ариадной имели малую достоверность: одни говорили, что Ариадна вышла замуж за Онара, жреца Диониса, будучи покинутой Тесеем, прежде влюбившегося, по словам Гесиода, в прекрасную Эгле; другие утверждали, что Ариадна родила от Тесея Энопиона и Стафила, и Энопион построил себе новый город. Писатели с Наксоса утверждали, что было два Миноса и две Ариадны: одна из них была женой Диониса на острове Наксос и родила Стафила; другая, младшая, похищенная Тесеем и привезённая им на остров Наксос, умерла там; второй не оказывают таких почестей, как первой. Праздники в честь старшей отправлялись с весельем и играми, праздники последней смешивались с печалью и унынием, ибо первая удостоилась бессмертия, а вторая подверглась общей участи.
Наконец, существовала ещё одна Ариадна, которая правила Критом после гибели Миноса и его сына Девкалиона и с которой Тесей впоследствии заключил мирный договор (см. ниже). Поскольку она получила критский трон по праву наследования, можно предположить, что она была дочерью Миноса и, следовательно, не умерла на острове Наксос, а выжила и вернулась назад.
После Наксоса Тесей сперва отправился в Делос, а затем уже в Аттику ("Тесей"). В Делосе Тесей "принёс жертвы Аполлону, посвятил Афродите кумир, полученный им от Ариадны, и вместе с юношами завёл пляску, которая и поныне в употреблении у жителей Делоса; эта пляска представляет разные извороты лабиринта: производятся мерные движения то в одну сторону, то в другую. Этот танец делосцы называют "журавль"". В пояснении к записи Плутарха говорится, что от этого пошёл обычай у афинян отправлять ежегодно в Делос посольство для принесения жертв, а пляска, которую устроил Тесей, называется "журавль" потому, что журавли летают кругообразно. Новейшие путешественники нашли, что она и поныне сохраняется у греков в употреблении, которые называют её "кандией" и "критской пляской". В Делосе был также жертвенник Кератон, составленный из левых рогов животных (кинфских козлят). Отличительной особенностью жертвенника заключалась в том, что рога не были ни связаны, ни склеены между собой. По свидетельству Плутарха, "Тесей также плясал во круге жертвенника Кератона".
По возвращении в Афины Тесей забыл о своём обещании отцу поднять белый (пурпурный) парус . Эгей, наблюдавший корабль с акрополя, увидел чёрные паруса и лишился чувств, а потом, придя в себя, бросился вниз и разбился насмерть (по другой версии - бросился с утёса в море, которое с тех пор зовётся Эгейским).
Корабль, на котором отплыл и вернулся Тесей, был, по свидетельству Плутарха ("Тесей"), тридцативёсельный; афиняне хранили его в целостности до времен Деметрия Фалерского, который жил за 280 лет до н.э. Говорили, что афиняне продолжали посылать этот корабль на Делос, хотя сам Плутарх писал, что "старые доски снимали, на место их клали новые так, что корабль этот служил философом примером" вечного обновления. В честь возвращения Тесея был учреждён праздник Осхофорий, который справлялся следующим образом: избирали нескольких юношей благородного племени при живых родителях. Они брали в руки виноградные ветви с гроздями и бежали из храма Вакха к храму Афины Скирадии вблизи Фалирейской пристани, к которой причалил корабль Тесея. Кто первый туда прибегал, тому давали чашу вина, смешанного с мёдом, сыром, мукой и маслом. За ними следовал хор, поющий песни в честь юношей. Несколько женщин из числа богатейших сопровождали их с корзинами в руках. Всеми предводительствовал провозвестник, держа трость, обвитую ветвями.
Унаследовав афинский престол, Тесей объединил вокруг Афин всю Аттику, до этого разделённую на двенадцать общин, причём каждая решала свои дела самостоятельно, обращаясь к афинскому царю только в случае необходимости . Чтобы эти общины подчинились Афинам, Тесею пришлось обратиться к каждой из них в отдельности. Простые граждане и бедняки готовы были признать его власть, а остальных он привёл в подчинение - кого убеждением, а кого и силой.
Плутарх по этому поводу писал ("Тесей"): Тесей "собрал всех населявших Аттику жителей в один город и составил из них один народ. До этого времени жили они рассеянно и с трудом собирались тогда, когда надлежало советоваться о благе общем... Тесей переходил из селения в селение, из семейства в семейство, уговаривал и увещевал их. Простые и бедного состояния люди принимали охотно его советы; сильным обещал он правление демократическое, а не самодержавное, предоставляя себе право предводительствовать на войне и быть хранителем законов; всем другим надлежало иметь равные права... Он уничтожил разные пританеи, советы и судилища и построил один, для всех общий пританей и совет на том месте, где стоит и поныне". В комментариях говорится, что в пританее давались пиршества по поводу какого-нибудь случая. В середине огромного здания был своего рода храм, посвященный Гестии, в честь которой поддерживался неугасимый огонь. Гестия у греков олицетворяла собой вселенскую Богиню-мать с мировым космическим очагом, вокруг которого располагались планеты, носящие имена других богов.
Именно Тесей дал Афинам их нынешнее название и при покровительстве благодарной ему за это богини Афины учредил Панафинейские игры*, сделав их доступными для всей Аттики . В комментариях к "Тесею" Плутарха говорится , что некоторые переводят это место в известном мифе иначе: " Крепость и город [он] назвал Афинами". А сам Плутарх писал: "Весь город назвал [он] Афинами и учредил общее жертвоприношение, которое называется Панафинеей".

*Прежде городские жители отправляли праздник Афиней в честь богини Афины . Тесей сделал его общим для всей Аттики - и потому ему было присвоено название Панафиней.
Во времена Ксенофонта (V-IV вв. до н. э.) ("Пир", 1) этот праздник называли уже Панафинейскими играми, на которые собирались люди "высокой нравственности". В комментариях к сочинению Ксенофонта отмечено, что Панафинеи были одним из важнейших афинских праздников в честь богини Афины. Первоначально он проводился ежегодно; но со времени Писистрата (VI в. до н.э.) Панафинеи стали проводиться 1 раз в 4 года, праздновались с особым блеском и получили название "Великие Панафинеи"; а ежегодный праздник с тех пор стал называться "Малыми Панафинеями". Великие Панафинеи продолжались несколько дней; в первые дни происходили разные состязания - гимнастические, конные и музыкальные; к числу первых принадлежал и панкратий - сложное состязание, состоявшее из борьбы с кулачным боем. Участники состязаний делились по возрасту на три группы: детей, "безбородых" (т.е. юношей) и "мужей" (т.е. взрослых).
В комментариях к "Тесею" Плутарха дается несколько иное пояснение : Большие Панафинеи праздновались через каждые пять лет 23 числа месяца гекатомбеона, а Малые - ежегодно 20 числа месяца фаргелиона. На Больших выносили таинственный пеплос, или покрывало Афин, на котором были изображены победы богов над гигантами и достопамятные подвиги героев.
Аттичные месяцы (гекатомбеон, метагейтнион, боэдромион, пианепсион, мемактерион, посейдеон, гамелион, антестерион, элафеболион, мунихион, фаргелион, скирофорион и 13-й, эмболисмический, месяц - 2-й посейдеон) начинались с новолуний . Начало года обычно относили к месяцу летнего солнцестояния (июнь). Добавочный месяц вставлялся перед началом весны.
В комментариях к "Тесею" Плутарха поясняется, что гекатомбеон - первый месяц в афинском календаре, приходился на июнь-июль; матагитнион (македонский горпей) соответствовал августу-сентябрю, боэдромион - сентябрю, а мунихион соответствовал апрелю-маю современного календаря.
Гесиод в каждом месяце выделял 30 дней, из которых некоторые дни считались священными (они посвящались богам : 4 число каждого месяца - Гермесу, 7 - Аполлону, 8 - Посейдону, 9 - день освобождения, посвящался Гере, Прометею и Персефоне). Осталось непонятным выражение Гесиода "день перед первым числом" считался священным и в то же время 30-е число каждого месяца - это "день наилучший для обозренья свершенных работ", т.е. 30-го числа каждого месяца греки подводили итог сделанному за месяц, а про 31-е число древний поэт ничего не писал, единица же уже была числом Зевса . Вероятно, 30 числа каждого месяца греки не только "обозревали свершённое" за месяц, но и отчитывались перед Громовержцем за сделанное. Поэтому думать, что ранняя история греческого календаря остаётся практически неизвестной, как полагал Э. Бикерман , нет никаких оснований. Этот же автор отметил Гомера, от которого стало известно, что появление новой Луны сопровождалось празднеством, но он не упоминал названий месяцев и не считал число месяцев в году, хотя счислял число (лунных) месяцев беременности, как мы делаем это до сих пор.
Таким образом, можно вполне допустить, основываясь на числе олимпийских богов, которых было 12 по числу знаков Зодиака , что греки счисляли, как минимум, 360 дней в году + добавочный, редуцированный, месяц, хотя названия самих месяцев нам известны только с античных времён.

Кроме того, Тесей "установил Метэкии, или праздник переселения, и жертвы, которые и поныне приносят в шестнадцатый день месяца гекатомбеона. После того сложил он царскую власть так, как обещал народу, и начал устраивать правление, посоветовавшись наперёд с богами" ("Тесей"). Фукидид называл Метэкии праздником общего поселения.
Подражая Гераклу, провозгласившему своего отца Зевса покровителем Олимпийских игр, Тесей объявил отца Посейдона покровителем Истмийских игр . Иные утверждали, как поясняется в комментариях к "Тесею" Плутарха , что эти Игры были установлены коринфским царём Сисифом ещё за 550 лет до Тесея, и афинский царь лишь возобновил их и посвятил Посейдону. В этом споре для нас важна цифра "550 лет" между установлением Игр Сисифом и их возобновлением Тесеем, т.е., по сути, временным промежутком между царствованием Сисифа и Тесея. Истинная причина пристрастия Тесея к Истмийским играм ещё сложней. Как писал Плутарх ("Тесей"), Игры эти, отправляемые прежде в память о погибшем в море Меликерте, "происходили ночью и более были подобны священным обрядам, нежели позорищам, или торжествам". Потому некоторые говорили, что Тесей "установил Истмии для очищения себя от убийства Скирона, родственника своего, который был сыном Канета и Гениохи, дочери Питфея". Другие утверждали, что Тесей "установил эти игры в память умерщвления Синиса". О причастности коринфян в установлении Истмийских игр свидетельствует фраза, по которой Тесей "определил, чтобы коринфяне уступали председательство афинянам, присутствующим на Истмиях, и столько места, сколько может занять распростёртый парус корабля, именуемого феорида" (феоридой назывался корабль, отправляемый ежегодно с несколькими афинянами для их присутствия на общенародных играх или при других священных торжествах).
Как бы там ни было, Истмийские игры прижились в Греции и продолжались ещё в историческое время : они сопровождались праздником в честь Посейдона и проходили раз в 2 года летом в роще близ Коринфа, где находился храм истмийского Посейдона. На время Истмийских игр провозглашался священный мир, но т.к. некоторые греческие племена (элейцы) не принимали участия в играх, их популярность была меньше, чем у Олимпийских и Пифийских состязаний, в которых принимало участие всё греческое население. Истмийские игры состояли из гимнастических, конных, поэтических и музыкальных состязаний. Победители получали венки из сельдерея или пинии (сосны), в которые вплеталась пальмовая ветвь. Истмийские игры прекратились с победой христианства.
Тесей присоединил к Афинскому царству Мегару, ранее принадлежавшую его дяде Нису, а также унаследовал Трезен после своего деда Питфея . Тесей стал первым афинским царём, который начал чеканить деньги, и на его монетах было изображение быка, или вола в назидание всем, как полагал Плутарх ("Тесей"), что для их приобретения надо трудиться.
"Чтобы более умножить число жителей, Тесей давал всем равные права. Известное общенародное провозглашение: "Сюда придите все народы!" установлено Тесеем, который учредил некоторым образом всеобщее гражданство. Однако не оставил демократии беспорядочной, смешанной из стёкшегося отовсюду народа, без всякого различия состояний. Он первый разделил народ на эвпатридов (благородных), на геоморов (землевладельцев) и на демиургов (ремесленников). Эвпатридам дал право выбирать начальствующих, быть наставниками в законах, истолкователями всего, касающегося до богослужения и священных обрядов, и таким образом ввёл между всеми равновесие, ибо эвпатриды превосходили других достоинством, геоморы - пользой и демиурги множеством своим. Мнение Аристотеля, что Тесей прежде всех склонился в народоправлению и отказался от самовластия, подтверждает Гомер, который, исчисляя корабли греческие, одних афинян называет "демос" .
"Присоединив Мегариду к Аттике, воздвигнул он в Истме столь известный всем столп, на котором надписал два стиха, показывающие пределы двух областей. На восточной части было написано" : "Иония здесь, не Пелопоннес". На западной: "Здесь Пелопоннес, а не Иония", тем самым определив границы своих владений. Говорили , что этот столп существовал до царя Кодра, во время которого был разрушен Гераклидами, некогда нашедшими приют у афинян, а впоследствии отобравшими у них Мегару. Много позднее, подражая Тесею, римский император Адриан (76-138 гг. н.э.) воздвигнул в Афинах памятник между древним и новым городом, на котором на одной стороне надписал: "Здесь Афины, древний град Тесея", а на другой стороне: "Здесь град Адрианов, а не Тесея". Вот такие шутки позволяли себе древние!
Одним из славных подвигов Тесея был поход против амазонок, воинственных женщин, у которых он увёл царицу Антиопу, и она стала его женой . В отмщение за это амазонки пошли войной на Аттику во главе с её сестрой Ипполитой, осадили Афины и проникли в город ; решительная битва, в которой Тесей одолел их, была посреди города . Однако, прежде чем осадить Афины, по мнению Плутарха ("Тесей"), амазонки должны были сперва овладеть всей областью, а то, "что они стояли лагерем в самом городе, то подтверждается как именами мест [их городского сражения - Мусейон и Пникс, - вблизи Акрополя], так и гробницами падших на сражении... Сражение это дано было в месяце боэдромионе, в который афиняне и поныне отправляют Боэдромий" - бег и крики в память радостных восклицаний, которые издавали афиняне, когда пришёл к ним на помощь Ксуф, правитель Пелопоннеса.
Одни говорили , что Тесей принимал участие в походе Геракла против амазонок и в качестве своей добычи получил царицу амазонок Антиопу. Другие утверждали, что Тесей посетил страну амазонок на несколько месяцев позже Геракла и что Антиопа пришла приветствовать его дарами, но едва взошла на корабль, как Тесей поднял якорь и похитил её. Плутарх ("Тесей") больше склонялся ко второй версии, по которой Тесей отплыл на своих кораблях, пристал к их берегу, и, будучи склонными к любви, амазонки "не только не убежали..., но ещё прислали ему подарки. Тесей просил войти на корабль амазонку, принёсшую их, и тотчас отплыл, взяв её с собой". Согласно основному греческому мифу , Геракл плавал к амазонкам за поясом Ареса, и в его команде Тесей не значился, а вот на обратном пути Геракл посетил Трою и освободил там дочь троянского царя Гесиону, предназначенную в жертву Посейдону. Все эти события происходили задолго до Троянской войны, однако они послужили предысторией к её истории, к которой Тесей тоже не имел никакого отношения.
В состоявшемся сражении между афинянами и амазонками Антиопа, уже родившая Тесею Ипполита, сражалась на стороне Тесея и погибла от стрелы, пущенной амазонкой Молпадией, которую впоследствии убил Тесей . Впрочем, существует версия, по которой Антиопа погибла значительно позднее. Её же сестра Ипполита попала в плен и стала женой Тесея (потому некоторые считают, что именно она, а не Антиопа, была матерью его сына Ипполита). Причём с Ипполитами в греческих мифах тоже достаточно наслоений: одну Ипполиту, царицу амазонок, убил ещё Геракл, а другая стала женой Тесея.
Как бы там ни было, афиняне, вероятно, не простили своему царю войны с амазонками, поскольку при всех дальнейших положительных преобразованиях Афин и Ионии в целом началась история постепенного падения Тесея, в которой немаловажную роль сыграл его ближайший друг Пирифой - царь фессалийских лапифов (фессалов), помогавший ему в борьбе с амазонками, поскольку, прежде чем попасть а Аттику, им пришлось пройти через Фессалию . Следует отметить, что амазонки, так же как и фессалийские кентавры, согласно греческим мифам, умели ездить верхом на лошадях, в то время как ахейцы во времена Геракла и Тесея пользовались преимущественно колесницами, а всадников называли грубыми и неотёсанными "кентаврами". Тесей помог Пирифою изгнать кентавров из Фессалии в Аркадию, где с ними потом столкнулся Геракл.
Укрепляя связи с соседями, Тесей приютил у себя фиванского царя Эдипа, напал на Фивы и заключил в темницу регента Креонта (по другой версии, убил его) .
Эдип привлекал афинян необычностью своей трагической судьбы . Сам Эдип был высоко порядочным, но род его был проклят, и ему пришлось испытать тяжкую участь; Эдип стал невольным убийцей своего отца и женился на родной матери. Изгнанный сыновьями из своего города Фивы, сопровождаемый верной дочерью Антигоной, пробрался он к правителю Афин - Тесею, который приветливо встретил его в священной роще в Колоне. В трагедии Сорфокла "Эдип в Колоне", умирающего Эдипа граждане Афин ценили уже за то, что его тело стало талисманом: "Благодарит Тезея Эдип и обещает ему свою защиту. Он говорит, что могила его будет всегда верной защитой афинян".
Существует миф , по которому после войны с амазонками Тесей заключил мир с критским царём Девкалионом (сын Миноса и Пасифаи) и женился на его сестре Федре. Ревнивая Антиопа, которая была незаконной женой Тесея, ворвалась на свадебный пир и стала угрожать перебить гостей, за что была убита Тесеем. По свидетельству Плутарха ("Тесей"), другие говорили, что Антиопу умертвил Геракл, но в любом случае, Тесей женился на Федре после смерти Антиопы, от которой имел сына Ипполита.
По свидетельству Плутарха ("Тесей"), до Тесея афиняне имели торговые суда с ограниченной командой (не более пяти человек); только Ясону (по общегреческому соглашению) разрешалось иметь корабли с большей командой для истребления морских разбойников - пиратов. Став афинским царём, Тесей начал строить свой флот и после смерти Миноса, когда трон достался его сыну Девкалиону, напал на Крит и убил Девкалиона; после этого критское правление "перешло к Ариадне, с которой Тесей вступил в переговоры, получил обратно афинских юношей и заключил мир между афинянами и критянами; обе стороны обязались клятвой никогда не возобновлять войны". С этого времени Тесея считают родоначальником афинского морского флота.
Ещё Гесиод писал (634), что его предки "в поисках добрых доходов на легких судах разъезжали", но уже в своё время он рекомендовал всем (643-644): "Малое судно хвали, но товары грузи на большое: больше положишь товару - и выгоды больше получишь".
Брак Тесея с Федрой дополнительно скреплял дружбу между Афинами и Критом . Федра родила Тесею двух сыновей - Акаманта и Демофонта, - и она любила своего пасынка Ипполита. Однако целомудренный Ипполит, увлекавшийся охотой и почитаемый Артемидой, не платил Федре взаимностью. Говорили, что она домогалась его, была им отвергнута, повесилась, оставив записку, в которой обвиняла его в посягательствах на её честь. Получив записку, Тесей проклял сына, взмолился Посейдону, чтобы тот наказал Ипполита, приказал сыну покинуть Афины и никогда не возвращаться в родной город. Когда Ипполит ехал вдоль берега, гигантская волна обрушилась на берег, из её гребня возникло чудовище, которое погналось за его колесницей; не справившись с упряжкой Ипполит разбился насмерть. Говорили, что Артемида просила Асклепия вернуть его к жизни и тот победил смерть, тем самым отобрав Ипполита у Аида и этим обидев царя мёртвых.
В этой истории о Федре, Ипполите и Тесее важна не клевета царицы и не вспыльчивость главы семьи (подобные явления были часты в Древнем мире), а их возможность общения друг с другом через "записку". Следовательно, в те далёкие времена уже умели писать и читать, причём письмом греки пользовались, как следует из греческой мифологии , ещё до войны Семерых против Фив. Гомер записки клеветнического содержания называл "зловесными знаками", а в пояснении к его фразе говорилось, что древние греки и римляне до конца античности пользовались в быту для письма складными дощечками, намазанными воском, по которому острой палочкой, называвшейся "стилем", выцарапывались буквы. Из древних народов Средиземноморья только этрусские жрецы утверждали, что у них имелись "Священные книги", написанные ещё богами .
О браках Тесея ходила разная молва. Как писал Плутарх ("Тесей"), "эти браки не имели ни похвального начала, ни счастливого конца. Уверяют, что он похитил некую Анаксо из Трезены; что, умертвив Синиса и Керкиона, употребил насилие против дочерей их; что женился на Перибее, матери Аякса, потом на Феребее и на Иопе, дочери Ификла; что, влюбившись в Эглу, дочь Панопея,... оставил Ариадну - поступок, противный чести и справедливости. Всего более поносят похищение Елены, которое наполнило Аттику бедствиями войны и было причиной изгнания его и погибели".
Начало дружбы Пирифоя с Тесеем Плутарх описал так ("Тесей"): "Когда слава о великой силе и храбрости Тесея повсюду распространились, то Пирифой, желая её испытать, похитил волов его, пасшихся на Марафоне. Узнав, что Тесей, вооружённый, преследует его, он не предался бегству, но обратился против него. Взглянув один на другого, удивились они красоте друг друга, уважили взаимную смелость и удержались от сражения. Пирифой первый простёр руку, просил Тесея быть самому судьёй в этом похищении, обещаясь добровольно подвергнуться такому наказанию, какое на него наложит. Тесей простил его и предложил союз и дружбу, которую они утвердили клятвой".
Пирифой, сын Иксиона, царь племени лапифов (фессалов), отличался своей храбростью . Гомер называл лапифов героями, а Овидий рассказывал о их вражде с кентаврами.
Со временем у Пирифоя умерла жена Гипподамия (Деидамия), и два овдовевших героя решили вновь жениться уже на дочерях Зевса : Тесей выбрал себе спартанскую царевну Елену, сестру Диоскуров, а Пирифой помог ему похитить её.
"Тесею было пятьдесят лет,... когда он похитил Елену, ещё не достигшую брачного возраста" ("Тесей"). Елене было тогда всего двенадцать лет (а некоторые говорили, что ещё моложе), и, хотя она уже славилась своей красотой, замуж выходить ей было всё-таки рано ; поэтому Тесей отправил её в деревню Афидны (севернее Афин, близ Марафона), приставил к ней свою мать, наказав своему другу Афидну денно и нощно сторожить девочку и держать в тайне место её пребывания (по другой версии, Елена родила от Тесея дочь Ифигению, которую удочерила Клитеместра, старшая и уже замужняя сестра Елены). Тесей "хранил её и не хотел возвратить братьям её Диоскурам, которые требовали её обратно" . "Некоторые, желая скрыть это великое преступление", утверждали, что Елена была похищена не им.
После этого друзья решили добыть Персефону, жену Аида, чтобы она стала невестой Пирифою . Тесей и Пирифой спустились в подземное царство и, каким-то образом заставив Хирона, переправились через Стикс и, миновав сторожевого пса Кербера, оказались у дверей дворца Аида. Владыка царства мёртвых спокойно выслушал их наглое требование и, притворяясь гостеприимным, предложил им сесть. Ничего не подозревая, они сели, куда было предложено, и оказались на троне забвения. Они приросли к каменному трону настолько, что уже не могли с него встать, не покалечившись. Их бичевали эринии (богини мести) и терзал зубами Кербер, а Аид смотрел на всё это и усмехался.
Через четыре года Геракл, пришедший в царство Аида, чтобы, по велению Эврисфея, микенского царя, забрать Кербера, узнал двух друзей, когда они молча протянули к нему руки, моля о помощи . Пресефона любезно разрешила Гераклу освободить её незадачливых похитителей и забрать их с собой, если только он сможет. Геракл оторвал Тесея от камня и возвратил его на землю, но, когда попытался освободить Пирифоя, земля содрогнулась, и Геракл вынужден был отступить.
Существует версия, по которой Тесей и Пирифой никогда не спускались в Аид, а пытались похитить жену царя феспротов, который, вовремя узнав о их замысле, взял наглецов в плен, после чего бросил Пирифоя на съедение собакам, а Тесея заключил в темницу, откуда его вызволил Геракл .
Плутарх увидел в этом мифе другую реальность ("Тесей"): Тесей, "дабы оказать Пирифою взаимную услугу, отправился с ним в Эпир для похищения дочери Аидонея, царя молоссов, который называл жену Персефоной, дочь - Девой, а пса своего - Кербером". Узнав, что Пирифой и Тесей прибыли в Эпир, чтобы похитить дочь царя, тот поймал их, "Пирифоя тотчас предал Керберу, а Тесея держал в оковах". В комментарии поясняется, что молоссами называлось племя в Эпире, проживавшее вблизи Амвракийского залива. Сам Эпир представлял собой область на западе Греции, на побережье Ионийского моря.
Вернувшись в Афины, Тесей обнаружил, что от его былой популярности в городе не осталось и следа . Пока он находился "в царстве Аида" спартанцы во главе с Диоскурами, братьями Елены, вторглись в Аттику, разорили Афидны, где прятали Елену, и вместе с сестрой увезли в Спарту в качестве рабыни Эфру (Этру), мать Тесея. Власть в Афинах захватил Менесфей, правнук Эрехфея, снискавший себе расположение народа тем, что напоминал аристократам о той власти, которую они потеряли, а бедным говорил, что у них украли отечество и родные святыни, и сами они стали игрушкой в руках проходимца неизвестного происхождения по имени Тесей. Акамант и Демосфон, сыновья Тесея, вынуждены были бежать из Афин и нашли приют в Эвбее у Элефенора (царя абантов на Эвбее).
Характеризуя нового царя Афин, Плутарх писал ("Тесей"): "Менесфей, сын Петеоя [Петея], внук Орнея и правнук Эрехтея, первый из людей, как говорят, начал угождать народу и привлекать его на свою сторону льстивыми словами. Он старался возмутить сильнейших афинян против Тесея, на которого они давно уже негодовали, быв уверены, что он отнял у них всю власть и силу, какую имели в разных племенах, и, заключив их в стенах одного города, сделал подданными и рабами своими. Простолюдинов возбуждал к мятежу, представляя им, что они пользуются лишь мечтательной свободой и что в самом деле лишены своих отчизн и священных обрядов и вместо многих добрых и законных владык должны повиноваться одному - пришельцу и чужеземцу". Себе в помощь Менесфей призвал тиндаридов из Спарты, иначе называвшихся диоскурами, числом, которое составило перевес в Аттике, предав тем самым не только Тесея, но и Афины и всех афинян.
Считается, что Плутарх был не совсем точен в хронологии смены власти в Афинах : первично трон узурпировал отец Менесфея - Петей, сын Орнея, внук Эрехфея и Праксифеи, а тот уже передал царство своему сыну - Менесфею.
Политика Менесфея неоднократно применялась в последующие времена и до сих пор используется в наше время, когда требуется сменить ту или иную власть. Из предателей времён Тесея Плутарх ("Тесей") отметил Академа, который, "узнав неизвестно каким образом, что Елена скрывается в Афиднах, объявил о том её братьям. По этой причине тиндариды оказали ему при жизни великие почести и впоследствии, когда лакедемоняне [спартанцы] вступали многократно в Аттику и разоряли её, щадили Академию из уважения к Академу". Академия находилась в 6 стадиях (более 1 км) от Афин, включала в себя гимнасию и сад, окружённый стеной, с крытыми аллеями. Много позднее в Академии преподавал Платон. Название "Академии", как писал Плутарх ("Тесей"), происходило не от Академа, а от Эхедима из Аркадии, который во времена Тесея был союзником тиндаридов, и от его имени афинская Академия была названа Эхедемией.
Ослабленный после Аида Тесей не имел сил бороться с Менесфеем за власть и отправился в изгнание . Говорили , что Тесей отдал Гераклу все уделы земли, подаренные ему прежде городом; он посвятил их Гераклу и назвал Гераклеями, а до этого они назывались Тесеями; себе же он оставил только четыре удела; своих детей выслал на Эвбею к Элефенору, а сам, произнеся на афинян проклятие, отплыл на остров Скирос (находящимся между островами Эвбея и Лесбос), где владел родовым имением. Афиняне долго ощущали на себе тесеево проклятие и, чтобы укротить его тень, определили приносить ему жертвы и оказывать божественные почести.
На Скиросе местный царь Ликомед принял гостя . Когда Тесей попросил разрешения остаться на острове, Ликомед притворился, что хочет показать Тесею границы своих владений, заманил его на вершину высокого утёса и скинул вниз. Причину этого поступка видят в том, что Ликомед был другом Менесфея. Некоторые говорят, что Ликомед захотел присвоить себе участок земли, принадлежавший Тесею. Так или иначе, но Ликомед представил всё так, будто Тесей упал спьяну, поскольку перед прогулкой слишком много выпил.
На смерть Тесея никто не обратил внимания . Сыновья его в качестве простых граждан последовали за Элефенором под Трою. Похоже, Геракл не на много пережил Тесея (в Троянской войне он тоже не участвовал).
Менесфей, царствовавший в Афинах, остался единственным женихом Елены и во главе афинского войска пошёл на Трою, где, по одной версии, погиб, а по другой версии, всё же вернулся с войны, но не посмел войти в Афины, в которых уже правил Демофонт, сын Тесея ; Менесфей переправился на остров Мелос, царь которого недавно умер, не оставив наследников, и стал его правителем.
Важно отметить, что предводителем афинских войск в Троянской войне был именно Менесфей, а не Демофонт . Следовательно, Менесфей воспринимался ахейцами как законный царь Афин.

С Троянской войны Демофонт, сын Тесея, вернулся первым , привёз с собой из-под Трои свою бабку Эфру (Этру) , которую в Трою увезла ещё Елена, и захватил отцовский трон . Афиняне говорили, что Демофонт принёс в родной город палладий из Трои и поместил в местном храме Афины.
Именно Демофонт не испугался микенского царя Эврисфея и приютил у себя Гераклидов (детей Геракла), преследуемых Эврисфеем из страха, что они могут свергнуть его, когда вырастут . Афиняне с присущим им чувством справедливости решили приютить Гераклидов, когда увидели их, сидящими у алтаря милосердия. Когда Гераклиды возмужали, Эврисфей собрал войско и выступил против Афин. Поскольку оракул объявил, что афиняне будут разбиты, если кто-нибудь из детей Геракла не будет принесён в жертву Персефоне, Макария, единственная дочь Геракла, согласилась пожертвовать собой (в это время сохранялись ещё человеческие жертвоприношения, характерные для всей эпохи полубогов-героев). Афиняне победили Эврисфея и убили его сыновей и многих союзников. Сын Геракла, Гилл догнал Эврисфея, покинувшего поле боя на колеснице, и отрубил ему голову, а мать Геракла, Алкмена выколола ему глаза.
Много позднее, когда Гераклиды изгнали из Спарты Тисамена, сына Ореста, тот тоже попросил у афинян убежище , но они уже не приняли его, и в сражении с ними Тисамен погиб (по другой версии, Тисамен погиб в борьбе с Гераклидами).
Троянская война отложила отпечаток на всех ахейцев. Говорили , что Демофонт женился на фракийской царевне Филладе, но через некоторое время бросил её, отчего та приняла яд и умерла . Когда же Демофонт всё-таки поехал к ней, лошадь споткнулась, он упал, напоролся на собственный меч и умер.
А среди знаменитых афинян были и те, которые вели свой род ещё от Еврисака, сына героя Аякса и его возлюбленной Текмессы, дочери фригийского царя . К потомкам Еврисака относились Алкивиад, Мильтиад, Кимон и историк Фукид. Они гордились тем, что Аякс был сыном Эака и внуком Зевса.

Последним царём Афин был Кодр, потомком которого считались Солон и Платон. Кодр жил, по преданию, в XI в. до н.э. . Им закончилась древнейшая героическая эпоха Афин, и после некоторого переходного периода началась история демократического государства Афины, завершившаяся покорением афинян македонцам, а затем римлянами.
По преданию , Кодр пожертвовавшим собой для спасения родины при вторжении дорийцев (XII-XI вв. до н.э.); по другим данным - на рубеже IX-VIII вв. до н.э. В комментариях к сочинению Плутарха о Солоне говорится , что Кодр погиб в битве с дорийцами.
По греческой мифологии , Кодр был сыном Меланфа, потомком Нелея, представителем мессенского царского дома. Когда дорийцы захватили Мессению, Кодр отправился в Афины, в одном решающем сражении разбил афинян и убил их царя, потомка Тесея, после чего воцарился в Афинах, взяв себе в жёны афинянку. После вторжения дорийцев в Аттику, дельфийский оракул предсказал им, что они смогут овладеть Афинами только в том случае, если сохранят жизнь Кодру. Жители Дельф, дружески настроенные к афинянам, сообщили им об этом пророчестве (по другой версии, афиняне узнали о пророчестве от своего шпиона в Дельфах). Желая спасти свой город, Кодр вышел на сражение с врагом в одежде простого дровосека и, не узнанный дорийцами, преднамеренно пожертвовал жизнью. По другой версии, Кодр, переодевшись в лохмотья, вышел за городские ворота якобы за дровами и погиб в стычке с неприятелем. Так или иначе, узнав о гибели Кодра, дорийцы сняли осаду. Некоторые утверждали, что после Кодра афинский трон унаследовал его сын Медонт, который и стал последним царём Афин.
Продолжение следует!

В греческой мифологии афинский герой и царь, сын Эгея и Эфры

Первая буква "т"

Вторая буква "е"

Третья буква "с"

Последняя бука буква "й"

Ответ на вопрос "В греческой мифологии афинский герой и царь, сын Эгея и Эфры ", 5 букв:
тесей

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова тесей

Легендарный афинский царь

Победил Прокруста и Минотавра

Победитель Минотавра

Одолел Минотавра

Кому Ариадна дала нить?

Легендарный афинский царь, убивший Минотавра и Прокруста

Определение слова тесей в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Известно несколько значений: Тесей - персонаж мифов в Древней Греции. Тёсей - село в Японии. Тесей - будущий фильм о наёмном убийце, ставшем антигероем Тесеем, который начал убивать убийц их методами.

Мифологический словарь Значение слова в словаре Мифологический словарь
(греч.) - сын афинского царя Эгея и трезенской царевны Эфры. Царь Эгей, долго бывший бездетным, спросил о своем потомстве оракула, но получил неясный ответ. Отправившись в странствия, он попал к трезенскому царю Питфею, который разгадал смысл ответа оракула...

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ТЕСЕЙ (Тезей) легендарный афинский царь (ок. 13 в. до н. э.). Ему приписываются синойкизм Аттики, разделение граждан на евпатридов, геоморов и демиургов. Согласно греческим преданиям, Тесей совершил много подвигов (в т.ч. победил Прокруста, Минотавра, участвовал...

Примеры употребления слова тесей в литературе.

Разрушены были неприступные Афины, Елена освобождена, мать его в тяжком плену в Спарте, сыновья Тесея , Демофон и Акамант, принуждены были бежать из Афин, а вся власть была в руках ненавистного Менесфея.

Да каким он мог быть аргонавтом, если Ясон уже погиб, а Тесей еще лишь движется к своим подвигам.

Срисуй ее с Аспасии несчастной: Во всем я схожа с жертвою Тесея , Хотя и не безлюден остров мой.

Имеются в виду семь афинских юношей и семь девушек, которых Тесей избавил от смерти, убив в лабиринте в Кносе Минотавра.

Великий македонец совершил подвиг, превосходящий деяния мифических героев - Геракла, Тесея и Диониса.

Как последний афинский царь Кодр спас свой город от врага?

В греческой мифологии Кодр – последний царь Афин, сын Меланфа, потомок Нелея, представитель мессенского царского дома. Когда дорийцы захватили Мессению, Кодр отправился в Афины, в одном решающем сражении разбил афинян и убил их царя, потомка Тесея, после чего воцарился в Афинах, взяв себе в жены афинянку. После вторжения дорийцев а Аттику дельфийский оракул предсказал им, что они смогут овладеть Афинами только в том случае, если сохранят жизнь Кодру. Жители Дельф, дружески настроенные к афинянам, сообщили им об этом пророчестве (по другой версии, афиняне узнали о пророчестве от своего шпиона в Дельфах). Желая спасти свой город, Кодр вышел на сражение с врагом в одежде простого дровосека и, неузнанный дорийцами, преднамеренно пожертвовал жизнью. По другой версии, Кодр, переодевшись в лохмотья, вышел за городские ворота якобы за дровами и погиб в спровоцированной стычке с неприятелем. Так или иначе, узнав о гибели Кодра, дорийцы сняли осаду.