Футурология или прогноз будущего человечества. Будущее цивилизации и культуры в футурологических прогнозах Футуристические прогнозы развития человеческой цивилизации

Люди викторианской эпохи представляли, что через 100 лет в городах появятся движущиеся тротуары, дома, которые можно передвигать по рельсам, навесы от плохой погоды, личные дирижабли и другие буржуазные изыски. Дальше подобных урбанистических усовершенствований фантазии викторианских романтиков не простирались, хотя многие идеи нашли своё воплощение в течение XX века.

Но что нас ждёт в XXI веке? И о чём можем фантазировать мы, жители цифровой эпохи, для которых искусственный интеллект и «умные технологии» стали обычным делом? О сверхспособностях? О ещё более «умных технологиях»? Или о возвращении старых добрых изобретений — вроде дирижабля?

Источник: Flickr.

Гадать можно бесконечно, а можно просто изучить наиболее полный футурологический прогноз Рэймонда Курцвейла, технического директора Google. Он публикует свои прогнозы технических достижений современной цивилизации с 1990-х гг., и если попробовать собрать все предсказания, сделанные им за 25 лет в интервью, лекциях, книгах и блогах, можно проследить историю вероятного будущего с 2019 года по 2099 г. Итак, будущее глазами Рэя Курцвейла.

2019 – Провода и кабели для персональных и периферийных устройств любой сферы уйдут в прошлое.

2020 – Персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом.

2021 – Беспроводной Интернет покроет 85% поверхности Земли.

2022 – В США и Европе начнут принимать законы, регулирующие отношения людей и роботов. Права и обязанности роботов, их деятельность и любые ограничения будут строго регламентированы.

Источник: Flickr.

2024 – Элементы компьютерного интеллекта станут обязательными в автомобилях, а людям будет запрещено садиться за руль машины, не оборудованной компьютерным помощником.

2025 – Появление и развитие массового рынка гаджетов-имплантатов.

2026 – Благодаря научному прогрессу, за единицу времени мы будем продлевать свою жизнь на больше времени, чем прошло.

2027 – Персональный робот, способный выполнять сложные действия, станет такой же привычной вещью, как посудомоечная машина или кофеварка.

2028 – Солнечная энергия станет настолько дешёвой и распространенной, что будет удовлетворять всей суммарной энергетической потребности человечества.

2029 – Компьютер сможет пройти тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании этого слова. По мнению Курцвейла, это будет достигнуто благодаря компьютерной симуляции человеческого мозга.

2030 – Благодаря расцвету нанотехнологий в промышленности производство продуктов значительно подешевеет.

2031 – 3D-принтеры для печати человеческих органов будут использоваться в любых больницах.

2032 – Нанороботы начнут использовать в медицинских целях: они смогут доставлять питательные вещества к клеткам человека, удалять отходы и проводить детальное сканирование человеческого мозга, что поможет лучше понять детали его работы.

Источник: Flickr.

2033 – На дорогах появятся самоуправляемые автомобили.

2034 – «Первое свидание человека с искусственным интеллектом» — своеобразное продолжение фильма «Она», но только с небольшими поправками: виртуальную возлюбленную можно оборудовать «телом», проецируя изображение на сетчатку глаза, – например, с помощью контактных линз или очков виртуальной реальности.

2035 – Космическая техника станет достаточно развитой, чтобы обеспечить надёжную защиту Земли от угрозы столкновения с астероидами.

2036 – Используя такой же подход к биологии, как к программированию, человечеству впервые удастся запрограммировать клетки для лечения болезней, а использование 3D-принтеров позволит выращивать новые ткани и органы.

2037 – Гигантский прорыв в понимании тайны человеческого мозга: будут определены сотни различных субрегионов со специализированными функциями, а некоторые алгоритмы, которые кодируют развитие этих регионов, будут расшифрованы и включены в нейронные сети компьютеров.

2038 – Появление роботизированных людей, продуктов трансгуманистичных технологий. Эти «новые Франкенштейны» будут оборудованы дополнительным интеллектом (например, ориентированным на конкретную узкую сферу знаний) и разнообразными имплантатами – от глаз-камер до дополнительных рук-протезов.

Футурология (автор этого слова американец немецкого происхождения О.К. Флекгейм) как исследование и конструирование будущего стала формироваться в конце 60-х гг. ХХ в. В западных странах. «футуробум» захватил не только специалистов, но и широкую публику. Футурологические книги Д. Белла, Ч. Рейча, О. Тоффлера стали бестселлерами. На заседании «Комиссии 2000 года» Д. Белл говорл «Теперешняя ситуация чем-то напоминает ту, которая имела место в XVIII в., когда такие пытливые мыслители, Джон Локк, Адам Смит и французские философы сформировали принципы, положенные в основу демократического государственного устройства и рыночной экономики последующих 200 лет, - «рациональность», «мобильность», «потребность в общедоступной информации», «свободный обмен». Но сегодня нужна новая всеобъемлющая философия, которая сформирует основы плюралистической экономики и общества услуг».

В работах футурологов начального периода с особой остротой звучат и предупреждения об опасных тенденциях развития будущего, и призывы к исследованию его проблем. В связи с этим О. Тоффлер предупреждал о том, что если мы хотим предотвратит шок от столкновения с будущим или проконтролировать рост населения, остановить загрязнение окружающей среды и гонку вооружений, мы не можем позволить, чтобы сотрясающие Землю решении принимались бездумно, небрежно, бестолково. Пустить все на самотек - значит совершить коллективное самоубийство.

Футурология все заметнее стала воздействовать на общественное сознание западных стран. Никогда прежде небыли так популярны научная фантастика, фильмы о событиях будущего. В ряде университетов были введены спецкурсы по футурологии. При этом возникли две тенденции. Первая связана с изучением будущего через возвращение к прошлому и упрощение настоящего, вторая призывает «творить» будущее путем создания новых ценностных отношений и популяризации нетрадиционного образа будущего. Начаты активные исследования социального прогнозирования. Наибольшее внимание при этом уделяется методике исследования будущего, его сценариев, моделирования.

В ходе анализа перспективы будущего человеческого общества разрабатываются и различные модели будущего: «постиндустриальное общество» (Д.Белл), «супериндустриальное общество» и общество Третьей волны» (О. Тоффлер), «активное общество» (А. Этциони), «технотронное общество (Зб. Бжезинский), «постреволюционное общество»(И. Галтунг), «трансформационное общство» (Дж. Дейтор), «кибернетическое общество» (Дж. Плат), «беспорядочное общество» (М. Янг) и др.

С 80-х гг. ХХ в. футурология переживает второй бум: на передний план выдвигаются проблемы культуры, образа жизни, личности. Практикой футурологии становятся альтернативные движения и эксперименты в сфере контркультуры. При этом динамика движений футурологических теорий отражает не только традиционные противоречия западного общества, но и эффект ускорения общественного развития - социальной акселерации, которое вызывает не имеющие аналогов в прошлом, «неожиданные» качественно новые феномены, резко сокращается время, необходимое для корректного реагирования на них.

Западные комментаторы футурологических исследований прежде всего отмечают сдвиг от оптимистических представлений о будущем, которые опирались на веру во всемогущество технологий, к пессимистическим ведениям мира, развитие которого сковано «цепями» пределов роста. Сегодня в описании будущего, как его изображали П. Медоуз, П. Эрлих, К. Уотт, Д. Майкл и др., произошел поворот на 180 градусов. В прогнозах доминирует пессимизм, подчеркиваются расползание бедности, вызванное «демографическим взрывом», истощение ресурсов, растущая угроза выживанию по причине загрязнения окружающей среды и неконтролируемого распространения ядерного оружия, радиоактивных выбросов. Отсюда футурологи приходят к заключению, что в худшем случае все возрастающее напряжение приведет к потере свободы, авторитаризму и деструктивному конфликту. А неравенство в распределении благ, угроза экономического краха и очевидная неспособность справиться с трудностями могут разрушить власть государства. В лучшем же случае сам переход к новому образу жизни и устойчивому состоянию экономики будет оплачен мучительной ценой и будут достигнуты цели, менее значительные, чем ожидалось.

Что касается аксиологических императивов, то поворотный пункт культурного развития выводит современное общество на поиск новых языков, новых ценностей и новых способов их выражения. И единственный способ заглянуть во всеобщее будущее - понять потребности современного человека. Без этого самые обоснованные долгосрочные планы, предложенные из наилучших побуждений, могут не осуществиться из-за непредвиденных изменений в человеческих ценностных отношениях.

Делая вывод, следует подчеркнуть, что сами футурологи не едины в оценке собственной деятельности и даже ее предмета. Одни обращают внимание на изменение проблематики футурологических исследований (экология, динамика ценностей, роль человека). Другие сосредоточены на мировоззренческой и ценностной установке. Третьи говорят и пишут о методологических и методических достижениях. И, наконец, четвертые более всего озабочены прикладным аспектом футурологии, ее успехом у тех, кто принимает экономические и политические решения.

Анализ футурологических теорий и проблем дает возможность сделать выводы о том, что, во-первых, разработка методических принципов прогнозирования (принцип альтернативности, системности и др.), селекция и применение методов построения прогноза имеют общенаучное значение. Во-вторых, в футурологии часто исследуются действительно значащие тенденции развития сегодняшних кризисных ситуаций и весьма достоверно предсказывается возникновение будущих проблем, в частности последствий воздействия на социум кибернетической техники информационного взрыва, экологического кризиса. В-третьих, футурология - самая динамичная область социальной философии, воздействующая на формирование общественного сознания и намеченная на создание привлекательного, в глобальных масштабах, социального идеала. И даже если западная футурология не столько информирует, предсказывает события будущего, сколько конструирует их в своих моделях и сценариях.

В отечественной философской литературе футурология как область знания, связанная с предвидением, называлась прогностикой. Предмет ее исследования включал виды и методы прогнозирования, донаучные и вненаучные формы футурологической мысли. Особое внимание уделяется анализу глобальных проблем современности и разработке рекомендаций по предотвращению их негативных последствий. Решение этих задач требует создания целостной научно-философской концепции будущего.

Прогнозирование - одна из форм конкретного научного предвидения, доведения гипотез до воплощения в теоретические или имитационные модели опережающего проектирования и конструирования. Различают прогнозы естественнонаучные, производственно-практические, методико-биологические, экологические, демографические, научно-технические, народно-хозяйственные, экономические, социальные.

Социальные прогнозы следует рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле социальное прогнозирование включает разработку перспектив и моделей рационального взаимодействия человека с природой; роста народонаселения; развития народнохозяйственных и экономических комплексов; политических, классовых, национальных и социальных отношений; расселения людей; развития социальных групп, социальных институтов, личности, международных отношений; управления экономическими процессами; научно-технического обеспечения воспроизводства общественно необходимого продукта и трудовых отношений. Каждое их этих направлений рассматривается как отрасль прогнозирования.

В узком смысле слова социальное прогнозирование распространяется на те социальные объекты, процессы, формы и виды социальных отношений, которые связаны с внепроизводственной жизнью человека. Изучаются социальные условия труда, удовлетворение социальных потребностей, общественное образование и воспитание, регулирование социальных отношений.

По пространственному критерию различают социальное прогнозирование планетарного, межгосударственного, государственного, регионального, местного масштабов. Это обеспечивает комплексность, конкретность и адресность прогнозов.

Методологическими основами и принципами социального прогнозирования являются объективность и научность, последовательность, системность обоснования, условность реализации (прогноз реализуется лишь при соблюдении определенных социальных условий - объективных и субъективных), вероятностный характер определения искомого результата, многовариантность альтернатив искомого решения. Важнейшими принципами являются проверяемость обратной связью (особенно социальных последствий), реалистичность, диалектический и сенергетический подходы, конкретность и адресность, межотраслевая сопряженность, управляемость, способность к самоорганизации.

Социальное прогнозирование отличается разнообразием, но основными считаются два вида: поисковые и нормативные. Поисковые социальные прогнозы - это такие разработки будущего социальных процессов, систем, явлений, которые основаны на выявлении тенденций развития на ретро- и интроспективе и на условном продолжении их в будущем. На условной шкале возможностей при этом осуществляется построение функции распределения вероятности: невероятно - менее вероятно - наиболее вероятно.

Нормативные социальные прогнозы разрабатываются на основе заранее определенных, специально разработанных, изученных специальных целей, идеалов, норм, стандартов. Если поисковые прогнозы отвечают на вопрос: что возможно, то нормативные отвечают на вопрос: как достичь предсказываемого будущего. Специфика нормативных прогнозов в том, что они в большей степени, чем поисковые, носят прагматический характер, используются преимущественно в управленческой практике и служат для обоснования перспективных целей, задач, программных и плановых разработок, среднесрочных и дальнесрочных решений.

Исходя из этого выделяют специфические формы и типы прогнозов: плановые, программные, проектные, оргуправленческие, нормативно-целевые. По сферам реализации следует назвать экономические, социально-культурные, социально-педагогические, социально-правовые прогнозы.

Для прикладной социологии особое значение имеет характеристика методов социального прогнозирования. Это, во-первых, общенаучные методы: описания, объяснения, предсказания на основе интуиции, предвосхищения, целеполагания, проектирования, аналогии, экстраполяции и интерполяции, компьютерного моделирования, экспертных оценок, выявления ценностных ориентаций. Помимо них, могут быть использованы специальные и специфические способы и методы. Сюда же следует добавить, что поскольку прикладное значение социального прогнозирования связано с социальным управлением и планированием, поскольку необходимо иметь представление о соотношении гипотезы, проекта, прогноза и плана.

Система гипотез (предположений), относящихся к будущему, носит вероятностный характер и не может представлять собой элемент планового решения или самого плана. Прогноз или элементы прогнозирования являются предпосылкой или частью социального планирования в трех основных формах: 1) как предплановые разработки (для поиска вариантов плановых решений); 2) как отдельные элементы планового документа, в том числе некоторые вероятностные показатели и мероприятия; 3) как расчет возможностей выполнения плановых заданий и показателей. Но научное обоснование социального планирования - лишь одна из функций социального прогнозирования. Основная же функция - предвидение будущего с помощью конкретных расчетов, моделей.

Насчитывается большое число методов прогнозирования, но чаще всего используются экспертные оценки различных видов, экстраполяция, моделирование, сценарии, математико-статистические методы, аналогии.

Делая выводы, следует подчеркнуть, что социальное прогнозирование служит повышению эффективности социального управления.

Научные прогнозы относительно будущего делаются на основе настоящего. Настоящее - это множество эмпирических состояний и событий в некотором пространственно-временном поле.

Настоящее, прошлое и будущее отчасти образуют единый процесс жизни социального организма, а отчасти - различные исторические этапы. В первом смысле настоящее есть воспроизводство каких-то явлений, потенций прошлого, а будущее есть сохранение явлений настоящего и реализация его потенций. Кроме того, в будущем сохраняются универсальные социальные законы организации и жизнедеятельности людей. Если настоящее познано в соответствии с принципами науки, то тем самым познаны и фундаментальные предпосылки будущего. Настоящее дает ключ к пониманию не только прошлого, но и будущего. Подлинно научное познание имеет целью открытие универсальных закономерностей, включающих в себя фактор времени, но не связанный специфически с настоящим, прошлым или будущим.

Люди делают свое будущее в настоящем. Они стремятся предвидеть результаты своей деятельности, ставят цели и прилагают усилия к тому, чтобы их реализовать. Почему же в таких случаях возникает проблема предвидения? Потому что не все подконтрольно воле людей. Возникают непредвиденные следствия их деятельности. Людей много, их цели и намерения разнообразны. Они вступают в конфликты, препятствуют друг другу, совершают ошибки в своих расчетах. Суммарный результат их деятельности не всегда совпадает с тем, к чему они стремятся. Сюда же следует добавить, что часто решающую роль играет субъективный фактор в прогнозировании. Люди, сознательно действуя в направлении такого будущего, которое для них желательно и которое можно предвидеть теоретически, могут скрывать свои подлинные цели, маскировать их, чтобы ввести в заблуждение других. Этот аспект особенно важен в наше время, когда сравнительно небольшая часть общества может навязать свою волю многим миллионам и манипулировать ими. Отсюда одна из задач теоретического прогнозирования - анализ объективных тенденций в развитии общества и его подсистем.

«Скопировать сознание человека на электронное устройство». Это не идея из научно-фантастической литературы, а вполне возможное будущее. Рэй Курцвейл, ученый-футуролог, автор и директор инженерного отдела Google делится своим мнением о развитии технологий в ближайшие тридцать лет.

Портал Motherboard назвал Рэя Курцвейла «пророком технологической судьбы и технологического спасения». До сих пор он был очень точным.

Находясь в узких временных рамках, автор, изобретатель, специалист по вычислительным технологиям, футуролог, директор инженерного отдела Google показывает, что 86 процентов его предсказаний воплотились в жизнь - включая развал Советского Союза, развитие Интернета и способность компьютеров победить человека в игре в шахматы.

Догнать и перегнать: когда компьютер станет умнее человека

Курцвейл продолжает делиться своими взглядами на будущее. Его последнее предсказание было сделано на конференции SXSW , где он утверждал, что «сингулярность» - момент, когда технологии станут умнее людей - наступит в 2045 году. Это не просто мысли вслух: Рэй Курцвейл посвятил всю свою жизнь развитию методов машинного обучения и созданию технологий искусственного интеллекта.

«Я доказал, что к 2029 году искусственный интеллект пройдет действительный тест Тьюринга , и таким образом достигнет уровня интеллекта человека», - сказал Курцвейл порталу Futurism.

Офис в киберпространстве

Взгляд Курцвейла на будущее не останавливается на «сингулярности». Он также предсказал, каким образом технологии, такие как Neuralink Илона Маска или Kernel Брайана Джонсона , будут влиять на наши тела, направляя человечество к возможному будущему, в котором и наши мозги, и наши тела в целом будут механизированными.

Этот процесс мог бы начаться с прорывов уровня научной фантастики в технологиях виртуальной реальности. По предположению Курцвейла, виртуальная реальность пройдет настолько серьезное развитие, что физические рабочие места станут пережитком прошлого. Через несколько десятилетий для наших передвижений достаточно будет лишь надеть гарнитуру. Все знания мира уже доступны любому человеку через электронные устройства, вне зависимости от местонахождения. Осталось лишь наладить прямую связь между мозгом и мировым «облаком данных».

Как подчеркивает Inverse, такой сдвиг парадигмы может иметь некоторые интересные последствия. При отсутствии необходимости жить близко к работе, мы смогли бы прийти к беспрецедентному уровню деурбанизации. Людям не нужно будет больше стекаться в большие города или быть привязанными к определенному месту. Inverse предполагает, что такая децентрализации может уменьшить возможности проведения террористических атак. Этому также будут способствовать блокчейн-технологии.

Технология бессмертия

Согласно Курцвейлу, технологии не только позволят нам переосмыслить современное понятие рабочего места, они также дадут возможность заменить наши биологические механизмы более существенным оборудованием.

Он предположил, что к началу 2030-х годов мы сможем копировать человеческое сознание на электронный носитель.

«Больше никакой плоти, крови или костей - только сканированная копия вашего мозга в машине - и это позволит людям принимать любую форму, от коробки до птицы», - поясняет Inverse. Эта способность имеет и более серьезное значение: люди больше не будут умирать. Так как наши мозги больше не будут полагаться на неустойчивые биологические процессы, мы могли бы (теоретически) жить вечно.

Футуроло́гия (от лат. Futurum - будущее и греч. Λόγος - учение) - прогнозирование будущего, в том числе путём экстраполяции существующих технологических, экономических или социальных тенденций или попытками предсказания будущих тенденций.

БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - футурологический долгосрочный прогноз развития разумной жизни. Пока мы можем рассматривать лишь на примере одной единственной известной нам цивилизации - нашей собственной. Но что будет с нами всеми через 100, 1000 или через миллион лет? Что нам известно о будущем сверхразвитой цивилизации? Достоверно - ничего! Мы в принципе не можем знать того, что будет интересно и какие задачи будут ставить перед собой люди далекого будущего. Учесть бы это прежде, чем будем вспоминать обо всех уже имеющихся футурологических прогнозах, иначе - рискуем уподобиться тем, кто писал нелепые прогнозы о жизни в ХХ веке всего сто-двести лет назад, приписывая при этом нам, сегодняшним, все собственные черты характера и привычки. В свою очередь и прогнозы наших футурологов грешат тем-же самым. Если быть до конца точным, то наши ученые впервые задумались над проблемами сверхдалекого будущего человечества только после того, как приступили к серьезным поискам следов других цивилизаций в рамках международной программы SETI. Именно тогда был поставлен вопрос: что происходит с цивилизацией, когда она становится "взрослой" по космическим меркам? И хотя мы не имели ни малейшего представления о том, какими цивилизациями заселены (и заселены ли вообще) другие звездные системы, ученые невольно равняли их с нашей собственной цивилизацией "образца третьего тысячелетия". Так и получилось, что на вопросы "Какие они?", "Какими будем мы?" и "Какими мы хотели бы стать?" наша официальная наука дает почти одинаковые ответы. Что поделаешь - не хватает фактического материала для обобщений, и если не считать НЛО, то Человечество - из всех цивилизаций единственная нам известная. Зададим вопрос по-другому: Какими бы мы хотели видеть себя в третьем тысячелетии? По фантастическим фильмам и рассказам получается, что наши потомки как переселенцы Дикого Запада просто обязаны хлынуть в бескрайние просторы Вселенной. Выйти на межгалактические просторы люди конечно же должны, но не как племена кочевников или саранчеподобные стада варваров. Современные ученые-гуманисты в один голос утверждают, что понесем мы в космос только мир и добро. Но кто знает, возможно - многие звездные системы к тому времени будут уже населены представителями других цивилизаций? Что делать в том случае, если наше стремление к экспансии (см. "Звездная экспансия") не слишком им понравится? Разумеется, в фантастических рассказах "хорошие" земляне всегда побеждают "негуманоидных инопланетян". Но уверены ли мы, что инопланетяне не окажутся более старой и более сильной в военном плане цивилизацией? И не окажемся ли мы неправыми в подобных конфликтах? Где искать третейских судей? Футурологи скромно обходят стороной этот вопрос, как бы считая само собой разумеющимся, что нас везде будут ждать только с распростертыми руками (лапами, клешнями, конечностями). Хотя логика всех исторических событий на нашей планете говорит вроде бы об обратном. Придется ли нам участвовать в мировых звездных войнах и великих крестовых походах по освобождению Млечного Пути? Гуманисты и пацифисты в данном случае имеют все шансы найти подтверждение своих идеалов. Действительно, та же логика подсказывает, что если бы во Вселенной существовало бы хотя бы несколько более старых, чем наша цивилизаций (а теория вероятностей утверждает это), то их представители бывали бы на Земле многократно (быстрые межзвездные перелеты через какое-то время и для нас перестанут быть проблемой). Но если разные цивилизации посещают Землю (конечно - в НЛО?), то где же битва за планету и война за сферы влияния?! Если верно, что в космосе господствует гуманизм, то гуманными придется быть и нам. В любом случае, выйдя на просторы Вселенной (наверняка - не первыми) мы просто будем вынуждены считаться с прежними традициями невмешательства. Во всяком случае - первое время, пока силы наши не окрепнут... Ну а когда вес наш на межгалактической арене возрастет, можно надеяться, что наши кровавые привычки и древние инстинкты, а также сценарии голивудских "Звездных войн" к тому времени уже забудутся... Попытаемся перечислить все возможные варианты развития Человечества начиная с обозримого будущего (т.е. с начала ХХI века), считая, что мы уже начали свою экспансию во Вселенную: 1. ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ вариант с нерукотворным "концом света" в результате космической, климатической, или иной катастрофы, связанной, к примеру, с радиацией вспыхнувшей сверхновой или с падением астероида, - маловероятен, ибо после колонизации других планет (есть надежда, что мы успеем ее осуществить) цивилизация автоматически страхует себя от полного вымирания. Правда, тишина космоса в радиодиапазоне и подозрение того, что все цивилизации (и мы тоже!) не доживают до "зрелости" заставила некоторых астрономов принять новую гипотезу: 2. Сценарий САМОУНИЧТОЖЕНИЯ помимо чисто фантастов описывали И.Шкловский и Н.Кардашев, по их расчетам, вероятность того, что цивилизация в результате своего техногенного развития зайдет в губительный для себя тупик равна примерно 10 %. В годы "холодной войны" наиболее вероятным таким тупиком считалась ядерная война, после этого - экология, перенаселение, появление рукотворных вирусов, химические и радиационные катастрофы. В будущем опасными для всей цивилизации могут стать региональные конфликты и даже безобидные с виду физические эксперименты... 3. Сценарий "ШАПОЧНОГО РАЗБОРА" подразумевает под собой то, что в своем развитии мы не только увидим заселенные высокоразвитыми цивилизациями планеты, но и обнаружим, что свободных планет попросту не осталось. Нам придется довольствоваться лишь родной Землей и ролью звездного захолустья, естественно риск самоуничтожения в этом случае возрастет многократно, а колонии на Луне и в открытом космосе потенциально не могут обеспечить должного возрождения людского рода в случае глобальной катастрофы на Земле. Учитывая, что расселяться и распространяться в будущем Человечество сможет не только в космосе нашего 3-мерного мира, но и в других измерениях Пространства-Времени, можно считать просто недостойным упоминания вариант, когда перед нами совсем некуда будет податься в бесконечных просторах Вселенных и Времен. Вопрос нужно поставить так: а хватит ли у нас желания и средств осваивать то, чем пренебрегли более старые цивилизации? 4. Сценарий ОТЧУЖДЕННОСТИ: если вся Вселенная давно поделена на сферы влияния между старыми сверхцивилизациями, то мы рискуем остаться один на один со своими желаниями и амбициями. Астрососедям мы нужны не больше, чем, скажем, клану сверхмиллионеров - бедный невоспитанный родственник, наивно ждущий ответных громких признаний в любви и симпатии. Но и это еще "цветочки". Хуже будет, если "клану" неожиданно все-таки понравится в бедном родственнике именно невоспитанность и свойственная нам воинственность... 5. Роль "ПЕШКИ В ЧУЖОЙ ИГРЕ" отвратительна, если мы не знаем истинных целей этой игры. Не очень хочется быть в роли папуасов Океании, которые во время 2-й мировой войны сменив копье и лук на автоматическую винтовку с большим удовольствием шли воевать как в японскую армию, так и в армию США, не видя никакой для себя абсолютно никакой разницы. Может быть, через роль "папуасов-наемников" проходят в какой-то мере все молодые цивилизации, и этот сценарий развития можно рассматривать как наиболее вероятный, тем более, что...если верить многочисленным рассказам контактеров, то пилоты НЛО уже вовсю используют нас в своих неведомых целях. Разумеется, и нам бы хотелось играть далеко не последнюю роль на межзвездной арене, но фактически все выше и нижеперечисленные варианты развития Человечества можно было бы свести всего к одному вопросу: насколько в будущем мы будем самостоятельны в выборе политике? При этом не подразумевая, что самостоятельность - предпочтительнее. На практике всегда получается наоборот: дети-"беспризорники" либо смиряются с общественными правилами и становятся уважаемыми гражданами, либо становятся изгоями общества со всеми вытекающими отсюда последствиями. 6. Вариант "ЗВЕЗДНЫХ ВОИН" с самостоятельно проводимой зрелой военной политикой возможен при всех сценариях. Принципы гуманности говорят, что от кровавой политики следует отказываться, но опыт подсказывает, что нужно быть готовым к агрессии в любой момент. Тот-же опыт, к сожалению, говорит нам о том, что очень часто за неимением внешних врагов быстро находятся враги внутренние. Никто не даст гарантию того, что не обнаружив врагов в других галактиках самостоятельные колонии не начнут вражду между собой. Отсюда следует, что нам всегда нужно быть готовыми к известию о том, что мы - единственная цивилизация... 7. Сценарий ОДИНОЧЕСТВА весьма маловероятен. По оценкам Кардашева, лишь нулем процентов оценен шанс того, что в невероятно большой Вселенной кроме нас больше никого нет. Из того, что этот нелогичный случай очень часто встречается в фантастике, можно сделать вывод, что подсознательно люди стремятся к лидерству даже на межзвездном уровне. Правда, не исключен вариант того, что без соперничества в космосе Объединенное Человечество быстро охладеет к поиску новых бесконечных колоний и тогда... 8. Вариант "ЗАСТОЯ" возможен при всех сценариях. Пример вечного существования цивилизаций в состоянии полного безразличия ко всему всерьез воспринимается многими астрономами в качестве объяснения радиомолчания космоса, однако практика показывает, что у потенциально здорового общества застой не затягивается надолго, стоит ли тогда всерьез рассматривать этот эпизод? 9. Сценарий "ВЕЛИКОГО КОЛЬЦА" - самый, пожалуй, оптимистический из мыслимых вариантов, при котором десятки и сотни различных цивилизаций, зрелых и едва вышедших на межзвездные трассы, начинают "дружить семьями". Гуманное и терпимое отношение друг к другу представителей разных галактик описано во многих фантастических произведениях, поэтому не стоит слишком вдаваться в подробности, тем более, что такой вариант вполне удовлетворяет и ученых, работающих по программе SETI. Предварительно просчитаны даже вероятности вхождения некой гипотетической цивилизации, похожей на нашу, во внутригалактическое объединение (примерно 10%), в межгалактическое объединение (20%) и даже в союз цивилизаций, занимающий заметную часть (порядка 1 - 10 млрд.световых лет) от размеров видимой части Метагалактики (уже более 60%)! Нельзя не упомянуть, что в случае существования других цивилизаций экспансия любой из них с помощью глобальной панспермии могла бы иметь самые катастрофические последствия для уже заселенных планет. 10. Сценарий "ИЕРАРХИЧЕСКОЙ ЛЕСТНИЦЫ" - по существу лишь вариант предыдущего сценария, но - вариант еще более вероятный (опять-же, опираясь на нашу логику!). Разные цивилизации в принципе должны быть разными в своем развитии. Но как классифицировать их? Обычно при упоминании о степени развития общества ссылаются на классификацию SETI, в которой гипотетические цивилизации делятся по степени энерговооруженности: цивилизации могут в сумме потреблять столько электричества, сколько света падает на поверхность их родной планеты; более развитая цивилизация расходует для своих нужд почти всю энергию родной звезды; а впоследствии - всю энергию родной галактики. Полного использования энергии, падающей на планету, предполагалась достигнуть с помощью орбитальных солнечных батарей и преобразователей энергии, а полного использования всей звезды - с помощью построенной вокруг светила твердой сферы (автором этой идеи является Ф.Дайсон) или ракушки размером в несколько астрономических единиц. Пока не ясно с технической точки зрения как задерживать и использовать весь свет, исходящий от галактики, и можно ли с правовой точки зрения заниматься перехватом этой энергии, если помимо нашей цивилизации в галактике будет еще кто-то... Хотя в научных трудах тема иерархий в космосе нигде не встречается в чистом виде, тем не менее, о нем так или иначе между строк писали многие астрономы. Действительно, никто особенно не возражает против того, что нашу цивилизацию после начала эры звездоплавания и контакта с соседями ждет что-то вроде качественного скачка в развитии, но кто поручится, что этот скачек будет последним в нашей истории!? Вспомним, что К.Циолковский и другие ученые писали о том, что через миллиарды лет (или раньше?) люди превратятся в бестелесные эфирные существа; современные же наблюдения некоторых типов НЛО и исследования, проводимые академиком В.Казначеевым, и прямо, и косвенно подтверждают существование подобной полевой формы жизни. Может так случиться, что через миллионы лет в результате естественной (или неестественной) эволюции человек потеряет не только привычный облик, но и прежние свойства физические организма. Даже если люди уже привыкнут к тому времени с реальностью частых космических перелетов и полетов во Времени, все равно после этого неизбежна новая ломка привычек и характеров, смена приоритетов, целей, космических друзей и т.д. Переход на каждый новый качественный уровень для человечества будет означать прежде всего как-бы новое открытие Вселенной. Сколько раз будут происходить качественные скачки в развитии Человечества, и на что хотя бы приблизительно будет похож человек полевой и пост-полевой формы жизни - этого сейчас даже невозможно даже представить! (Другой вариант - чтобы представить - надо снова всмотреться в некоторые виды НЛО). Пройдут миллиарды лет, в идеальном случае пост-полевое Человечество полностью овладеет Пространством-Временем, и если по каким-либо причинам триумфальное шествие людей не прервется, то когда-нибудь наши потомки достигнут таких высот, что в нашем сознании они станут попросту Богами...

Большинство писателей-фантастов и футурологов видят будущее человечества в достаточно мрачных красках, и не без оснований. Наше отношение к окружающей среде оставляет желать много лучшего, мы слишком бездумно используем технологии и всё больше совершенствуемся в самоуничтожении. Однако находятся и оптимисты, которым далёкое будущее представляется удивительным и прекрасным. Здесь вы найдёте шесть самых оптимистических прогнозов на перспективы развития нашей цивилизации.

1. Статус-кво

В 1990-х годах американский политолог, экономист и писатель Фрэнсис Фукуяма написал книги «Конец истории и последний человек» и «Конец порядку». Он доказывал, что политическое, технологическое и экономическое состояние нашей планеты свидетельствуют о том, что человечество приближается к конечной остановке своего путешествия. Он, конечно же, ошибался. Эти книги оказались просто мрачной реакцией на распад Советского Союза и разговоры о так называемом Новом миропорядке.

Несколько более реалистичная оценка современного положения дел была сформулирована со-основателем американской компании-производителя программного и аппаратного обеспечения Sun Microsystems Биллом Джоем. В статье 2004 года «Почему мы не нужны будущему» он писал о катастрофических последствиях, к которым может привести развитие таких технологий 21 века, как робототехника, генная инженерия и нанотехнологии. Джой считает: самое разумное, что человечество может сделать сегодня - пользоваться тем, что уже есть. Только так оно может продлить своё существование на планете.

2. Зелёная планета

Далёкое будущее часто видится нам этаким «Кибертроном», закованным в сталь от края до края. Это самый страшный кошмар «зелёных», где технологии и бездумное использование природных богатств подмяли под себя всё живое. Но кто сказал, что всё должно быть именно так? Будущее нашей планеты вполне может оказаться намного более цветущим, чем мы можем себе представить. Представители «зелёного» футуризма полагают, что мы можем использовать высокие технологии для того, чтобы очистить Землю, создать новые источники энергии и даже трансформировать саму планету.

Самая первая идея из этой серии была представлена движением Брюса Стерлинга «Зелёный дизайн». Это движение ратует за применение инновационных технологий для решения проблем окружающей среды. По прогнозам Стерлинга, будущее планеты будет куда более экологически разнообразным, чем в любой другой исторический момент.

В таком будущем человек и сам сильно изменится - чтобы жить в полной гармонии с окружающим миром. Всю нашу энергию он будет получать от источников самой Земли и Солнца. Досконально изучив земные экосистемы, человечество изменит и их - например, положит конец всякому хищничеству и страданиям животных. И будет управлять погодой по своему усмотрению.

И, в конце концов, мы научимся предотвращать всякие природные катаклизмы: падение астероидов, землетрясения, ураганы, извержения вулканов…

3. Жизнь в окружении «машин благодати и любви»

К сожалению, вполне вероятно, что век технологической эйфории скоро закончится. Лет через тридцать радикально усовершенствованные и обладающие собственным интеллектом машины могут выйти из-под нашего контроля и тогда нам точно не поздоровится. Но, с другой стороны - та мощь, которая может нас погубить, может оказаться для человечества и спасительной - так считают члены движения «Сингулярности».

Если будущие изобретатели искусственного интеллекта будут ставить перед собой правильные цели, считает «Сингулярность», то следующие поколения будут жить среди так называемых «дружественных роботов», запрограммированных на невозможность причинить вред человеку. Более того, машины будут следить за тем, чтобы ничего плохого с нами не случилось и защищать от всех возможных опасностей. Раю, где счастливое будущее обеспечивает для нас искусственный интеллект, посвящена целая поэма Ричарда Бротигана под названием «За всем следят машины благодати и любви» и одноимённый британский фильм.

4. Туда, где никто ещё не бывал…

Давно пора оторваться от нашего маленького шарика и начать колонизировать другие солнечные системы - уверены некоторые футурологи. От этого зависит не только наше спасение (идея о том, что нельзя хранить все яйца в одной корзине), это заложено в самой нашей природе - развиваться, двигаться дальше и покорять всё новые горизонты.

Даже сейчас наши робкие ещё попытки в освоении космоса приносят нам немало пользы - технологии с использованием спутников и некоторые прорывы в науке.

Какой может быть эта колонизация? Возможно, это будет что-то вроде зонда фон Неймана - самовоспроизводящийся космический корабль, который полетит в соседнюю звёздную систему, где будет добывать для нас полезные ископаемые и создавать свои точные копии, которые, в свою очередь, отправятся в другие звёздные системы с той же целью.

До сих пор в нашей Галактике межзвёздных путешественников видно не было, в связи с чем возник так называемый «Парадокс Ферми», который можно сформулировать следующим образом: » Соединение распространённой веры в то, что во Вселенной существует значительное количество технологически развитых цивилизаций, с отсутствием каких-нибудь наблюдений, которые бы её подтверждали, является парадоксальным и приводит к выводу, что или наше понимание природы, или наши наблюдения неполны и ошибочны».

Так что, вполне возможно, мы окажемся первой и единственной цивилизацией с амбициями колонизаторов в Галактике.

5. Внутреннее пространство

Ещё одна альтернативная идея - идеального и безоблачного существования можно достичь, перегрузив своё сознание в гигантские суперкомпьютеры. Компьютеры огромной вычислительной мощности - вроде мегаструктуры под названием «мозг-матрёшка», предложенной Робертом Брэдбери, будут использовать весь энергетический потенциал планеты, чтобы приводить в действие компьютерную систему.

Или цивилизация найдёт способ построить так называемую «Сферу Дайсона», представляющую собой относительно тонкую сферическую оболочку со звездой в центре. Таким образом, будут решены сразу две глобальные проблемы - жизненного пространства и энергии, которую в достатке можно будет получать от центральной звезды.

6. Вечное блаженство

Британский философ Дэвид Пирс в своём «Гедонистическом императиве» сформулировал идею построения рая на Земле, которая заключается в создании биологической программы, позволяющей избавиться от всех видов жестокости, страданий и недомоганий.

Эмоциональная жизнь человека должна будет регулироваться при помощи особых синтетических препаратов (но не наркотиков) регулирующих настроение. А в долгосрочной перспективе следует переписать геном всех позвоночных, чтобы и в животном мире не было больше никаких страданий.

Каким на самом деле окажется наше будущее - никто не знает. Ясно одно - существует огромное количество вариантов его развития, большее, чем мы сегодня можем даже вообразить.

Как узнать кое-что личное о собеседнике по его внешнему виду

Секреты «сов», о которых не знают «жаворонки»

Как с помощью Фейсбука завести настоящего друга

15 по-настоящему важных вещей, о которых постоянно забывают

Топ-20 самых странных новостей уходящего года

20 популярных советов, которые люди в депрессии ненавидят больше всего

Зачем нужна скука?

«Человек-магнит»: Как стать харизматичнее и притягивать к себе людей

25 цитат, которые разбудят вашего внутреннего борца